Повышение качества урока через использование здоровьесберегающих технологий в процессе обучения


Министерство образования и науки РФ
Областное казенное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида №3» г. Курска
Выступление на методическом объединении
учителей начальных классов на тему:
«Повышение качества урока через использование здоровьесберегающих технологий
в процессе обучения»
Учитель начальных классов
Киреева Н.Б.
Курск 2014
Здоровье всегда считалось высшей ценностью, основой активной творческой жизни, счастья, радости и благополучия человека.
В современном обществе оно становится еще и условием выживания. Одно из современных определений здоровья дается как способность адаптироваться, приспосабливаться к жизни, что особо значимо для детей с ограниченными возможностями.
С каждым годом увеличивается число детей с ограниченными физическими и психическими возможностями. Дети с нарушением интеллекта – наиболее многочисленная категория аномальных детей. У них наблюдаются нарушения познавательной деятельности: в первую очередь - это ограниченность восприятия, нарушение всех операций процесса мышления, проблемы концентрации внимания, запоминания учебного материала, проблемы с усидчивостью на уроках, нарушение мелкой и общей моторики. Кроме того, у многих наблюдаются школьные страхи, боязнь ответа у доски, закрытость, низкая двигательная активность - все это неблагоприятно сказывается на психическом и физическом здоровье детей.
Образовательный процесс в условиях меняющего современного мира постоянно усложняется и требует от учеников большего умственного и нервно- психического напряжения.
Определяющим фактором в системе сохранения и укрепления здоровья подрастающего поколения является здоровьеориентированный образовательный процесс в школе. Это организация образовательного процесса с учетом всех норм и правил, способствующих сохранению и укреплению здоровья обучающихся и включение в образовательный процесс системы здоровьесберегающих технологий, направленных на сохранение здоровья учащихся.
По слова профессора Н.К. Смирнова, “здоровьесберегающие образовательные технологии – это системный подход к обучению и воспитанию, построенный на стремлении педагога не нанести ущерба здоровью учащихся”.
В настоящее время можно с уверенностью утверждать, что именно учитель в состоянии сделать для здоровья современного ученика больше чем врач. Это не значит, что он должен выполнять обязанности медицинского работника. Просто учитель должен работать так, чтобы обучение в школе не наносило ущерба здоровью обучающихся, а являлось здоровьесберегающим и корригирующим.
Оказывается, одним из главных секретов хорошего самочувствия обучающихся и высокой активности в учебном процессе является применение игровой технологии обучения.
В игре и через игровое общение у растущего человека проявляется и формируется мировоззрение, потребность воздействовать на мир, адекватно воспринимать происходящее.
Игровая технология строится как целостное образование, охватывающие определенную часть учебного процесса и объединенное общим содержанием, сюжетом, персонажем.
Игровой сюжет развивается параллельно основному содержанию обучения, помогает активизировать учебный процесс, освоить ряд учебных элементов.
Педагогическая игра обладает четко поставленной целью обучения и соответствует ей результатом, которые могут быть обоснованы, выделены в ясном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью.
Игра не заменяет полностью традиционные формы и методы обучения, она рационально их дополняет, позволяя более эффективно достигать поставленной цели и задач конкретного занятия и всего учебного процесса. В то же время игра повышает интерес обучающихся к урокам, стимулирует рост познавательной деятельности, что позволяет детям получать и усваивать большее количество информации, способствует приобретению навыков принятия естественных решений в разнообразных ситуациях, формирует опыт нравственного выбора.
Игра улучшает отношения между её участниками и педагогом, так как игровые взаимодействия предусматривают неформальное общение и позволяют раскрыть и тем и другим свои личностные качества, лучшие стороны своего характера, она повышает самооценку участников игры, так как у них появляется возможность от слов перейти к конкретному делу и проверить свои способности.
С помощью игры можно снять психическое утомление, ее можно использовать для мобилизации умственных усилий обучающихся, для развития у них организаторских способностей, привития навыков самодисциплины, создания обстановки радости на уроках.
Одним из методов игровой технологии является сказкотерапия. Сказкотерапия используется с лечебной, психокоррекционной, развивающей и воспитательной целью. Сказка служит эффективным взаимодействием учителя и ученика, способствует выработке общего языка общения. Переживая сказку ребенок учится не только понимать ситуацию, но и поступать в ней определенным образом, получая критерии выбора и свободу действий.
С первых минут урока, а именно с организационного, нужно создать обстановку доброжелательности. Его цель - создание положительного настроя на обучение, пробуждение интереса к познанию нового, а также коррекция психофизических функций. Основная задача учителя – включить детей в работу с первых минут урока. Организационные моменты проводятся в разных вариантах, но в любом случаи полезно включать релаксационные, мимические и имитирующие упражнения в виде игры. Психофизическая гимнастика способствует раскрепощению детей, проявлению своего “я”, развитию воображения, преодоление двигательной неловкости.
Для сообщения темы урока эффективно использовать игровой момент. Игровая форма не только пробуждает интерес к уроку, но и направляет внимание детей к изучению и восприятию материала.
Основной этап урока - изучение нового материала.
На этом этапе игровая технология предусматривает включение элементов сказкотерапии: сказочные задачи, рассказывание сказки, сочинение сказки, рисование сказки, театрализация, что способствует повышению познавательной активности, создают положительный фон урока, необходимый для эмоционального состояния здоровью детей. В своей работе я столкнулась с тем, что дети не знают сказок, которые знакомы большинству малышей уже с самого раннего детства. Поэтому я старалась в любую свободную от урока минуту познакомить детей с произведениями народного и авторского творчества. Чаще всего это удавалось сделать на классных часах.
Большой интерес к происходящему на уроке мне удавалось вызвать у обучающихся, если к нам на урок «приходил» какой-то сказочный герой и просил помощи у детей в решении той или иной задачи. Дети с интересом и радостью включались в работу, например, помогали Колобку избежать опасностей, путешествуя по лесным тропинкам; Незнайке помогали правильно решить примеры или задачу; вместе с Красной Шапочкой пробирались через лес к ее бабушке, при этом выполняя разные виды работ.
Полезно включать в урок элементы соревнования. Так как в моем классе только двое обучающихся, то я придумала игру, в которой дети соревнуются между собой в достижении лучшего результата. Например, на уроке математики они «совершали перелет» из Курска в Москву на самолетах. При этом, выполняя разнообразные задания, дети приближались к цели в зависимости от того, как справились с работой. В этой игре было важно не допустить значительного отрыва одного «пилота» от другого. А на следующем уроке построить игру так, чтобы победителем был другой. Такие игры позволяют раскрыть личностные качества, повышают самооценку обучающихся, создают положительный фон урока.
Очень полезно включать и отдельные игровые моменты на различных этапах урока, например для коррекции различных психических процессов я использую следующие игры: «Выложи сам», «Палитра» (для коррекции восприятия); «Что изменилось?», «Самый внимательный», «Нос, пол, потолок» (для коррекции внимания), «Повтори за мной», «Внимательный художник» (для коррекции памяти) и другие.От правильной организации урока, уровня его гигиенической рациональности во многом зависит функциональное состояние обучающихся в учебной деятельности, возможность длительно поддерживать умственную работоспособность на среднем уровне и предупреждать преждевременное утомление.
На уроках письма, детям приходится много писать. Значительную нагрузку испытывают органы зрения и слуха, мышцы спины, мышцы кисти работающей руки. Если предоставить обучающимся возможность отдохнуть, переключится на другой вид деятельности, то признаки утомления пройдут.
Для того чтобы помочь детям сохранить физическое и психическое здоровье, нужно проводить игровые физминутки.
игры для снятия общего и локального утомления :«Ветер», «Буратино», «Три медведя», «Рябинка», «Гуси», «Лягушки», «1,2,3,4» и другие;
игры для кистей рук : «Пальчик-пальчик», «Сорока», «Семья», «Забор», «Две вороны» и другие;
гимнастика для глаз : «Веселые рожицы», «Далеко – близко», «Фигуры» и другие.
Оздоровительные физминутки – это часть системы использования здоровьесберегающей технологии в школе.
Основные задачи физминуток-это:
снять усталость и напряжение
внести эмоциональный разряд
развивать общую и мелкую моторику
Я стараюсь, чтобы физминутка была связана с темой урока и являлась переходным мостиком к следующей части урока.
Положительное влияние на повышение и поддержание работоспособности обучающихся оказывают задания, которые надо выполнять, перемещаясь по классу, например, игра «Собери фигуры», «Кто быстрее», «Посчитай», «Ты-мне, я-тебе», игра в мяч с разнообразными заданиями.
Систематическое использование физминуток приводит к улучшению психоэмоционального состояния, к изменению отношения к себе и своему здоровью. Дети после физминуток становятся более активными, их внимание активизируется, появляется интерес к дальнейшему усвоению знаний.
Комплексное использование игровой технологии в учебном процессе позволяет снижать утомляемость, повышает эмоциональный настрой и работоспособность, а это в свою очередь способствует сохранению и укреплению здоровья обучающихся.
Период обучения детей младшего школьного возраста является особенно интенсивным и имеет большое значение для дальнейшего развития личности, а применение игровой технологии с элементами здоровьесбережения в этом возрасте должно занимать ведущее место в учебном процессе начальной школы.
Таким образом, применение здоровьесберегающих технологий в процессе обучения способствует повышению качества урока.