Рабочая программа по дисциплине Основы инженерной графики — 32 ч.Сварщики НПО


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН
ГАПОУ «Нижнекамский сварочно-монтажный колледж»
Согласовано
Зам. директора по НМР
_______В. П. Кузиева«___»______20__г. Утверждаю
Зам. директора по УПР ______Р. М. Сабитов «___»_____ 20__г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОП.01 Основы инженерной графики
Профессия СПО 15.01.05
Сварщик (электросварочные и газосварочные работы)
на базе основного общего образования
Срок обучения – 2 года 10 месяцев
Нижнекамск
2015
Программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по профессии 15.01.05 Сварщик (электросварочные и газосварочные работы).
180403.02 Матрос,
Организация-разработчик: ГАПОУ «Нижнекамский сварочно-монтажный колледж».
Разработчик: Носевич Светлана Владимировна, преподаватель
спецдисциплин высшей квалификационной категории.

Рассмотрена и рекомендована методической цикловой комиссией преподавателей общепрофессиональных дисциплин и преподавателей, мастеров п/о по профессии «Автомеханик», по специальности «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта»
ГАПОУ «Нижнекамский сварочно-монтажный колледж».
Председатель МЦК
___________ ________ /Носевич С. В./
(подпись) Ф. И. О.
Протокол заседания МЦК № ___ от «___ » _____ 20___г.
СОДЕРЖАНИЕ
стр.
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
4-5
6
СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
7-11
условия реализации программы учебной дисциплины
12-13
Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины
14-16

1.ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОП.01 ОСНОВЫ ИНЖЕНЕРНОЙ ГРАФИКИ
1.1. Область применения программы
Программа учебной дисциплины является частью программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих в соответствии с ФГОС СПО по профессии 15.01.05 Сварщик (электросварочные и газосварочные работы).
Программа учебной дисциплины может быть использована в дополнительном профессиональном образовании (в программах повышения квалификации и переподготовки) и профессиональной подготовке по профессии рабочих: 15.0105 Сварщик (электросварочные и газосварочные работы). Опыт работы не требуется.
1.2. Место дисциплины в структуре программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих: дисциплина входит в общепрофессиональный цикл.
1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
уметь:
- читать чертежи изделий, механизмов и узлов используемого оборудования;
- использовать технологическую документацию.
Вариативная часть:
- выполнять эскизы, технические рисунки и простые чертежи деталей, их элементов, узлов;
- читать рабочие чертежи деталей.
знать:
- основные правила разработки, оформления и чтения конструкторской и
технологической документации;
- общие сведения о сборочных чертежах;
- основные приемы техники черчения, правила выполнения чертежей;
- основы машиностроительного черчения;
- требования единой системы конструкторской документации (ЕСКД).
Вариативная часть:
- технику и принципы нанесения размеров;
- классы точности и их нанесение на чертежах.
Содержание дисциплины ориентировано на подготовку студентов к освоению профессиональных модулей по профессии Сварщик (электросварочные и газосварочные работы) и овладению профессиональными компетенциями:
ПК 2.5. – Читать чертежи средней сложности и сложных сварных металлоконструкций.
ПК 2.7. – Отсутствует в стандарте
ПК 1.6. - Отсутствует в стандарте
В процессе освоения дисциплины формируются общие компетенции (ОК):
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущейпрофессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 4. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач.
ОК 6. Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами.
ОК 7. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).
1.4. Количество часов на освоение программы учебной дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 46 час, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 32 часа;
самостоятельной работы обучающегося 14 часов.
2. Тематический план
учебной дисциплины ОП.01 Основы инженерной графики»
по профессии 15.01.05 Сварщик (электросварочные и газосварочные работы)

п/пНаименование разделов, тем Макс.
учебн.
нагрузка, час Количество
аудиторных часов
при очной форме обучения
Самостоя-тельнаяработа обучающе-
госяВсе-гоТео-
рияЛ/рПр/рРаздел 1. Виды
Инженерного черчения. 33 27 11 - 16 6
Введение. 3 2 2 - - 1
Тема 1.1. Основные правила оформления чертежей. 9 6 2 - 4 3
Тема 1.2. Проекционное черчение. 8 8 2 - 6 -
Тема1.3. Машиностроительное черчение.
Контрольная работа. 12
1 10
1 4
1 -
- 6
- 2
-
Раздел 2. Общие сведения о машинной графике. 13 5 3 - 2 8
Тема 2.1. Система автоматизированного проектирования (САПР) на персональных компьютерах.
Дифференцируемый зачет. 12
1 4
1 2
1 -
- 2
- 8
-
Всего по дисциплине: 46 32 14 - 18 14
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы Количество часов
Максимальная учебная нагрузка (всего) 46
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) 32
в том числе: теоретические занятия 12
практические занятия 18
контрольные работы 1
Самостоятельная работа студента (всего) 14
в том числе: выполнение практического задания 8
изучение темы с составлением конспекта 1
подготовка сообщения 4
подготовка презентации 1
Итоговая аттестация в форме зачета, за счет часов
теоретического обучения 1
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины ОП.01 Основы инженерной графики»
Наименование разделов и тем Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихсяОбъем часов Уровень освоения
1 2 3 4
Раздел 1. Виды инженерного черчения 33 Введение 1.Содержание дисциплины.
2.Связь с другими дисциплинами, роль и место в подготовке обучающегося к профессиональной деятельности. 2 1
Самостоятельная работа: 1 1.Подготовка презентации на тему: «Выполнение инженерного черчения с использованием стандартных чертежных шрифтов, надписей и нанесением
размеров на чертеж технической детали.
Дополнение чертежа специальными знаками». 1 Тема 1.1. Основные правила оформления чертежей 9 1.Основные правила оформления чертежей. Форматы чертежей. Оформление чертежных листов. Масштабы. Шрифты, линии, надписи на чертежах. Дополнение чертежа специальными знаками. Обозначение материалов на чертежах.
2. Геометрические построения и приемы вычерчивания контуров технических деталей. Деление отрезков и углов. Деление окружностей. Сопряжения. Построение коробовых лекальных кривых, уклона и конусности.
3. Техника и принципы нанесения размеров.
4. Классы точности и их обозначение на чертежах.
5. Основные приемы техники черчения.
6. Правила выполнения чертежей. 2
2
Практические занятия № 1, № 2: 4 1. Выполнение геометрических построений деталей. 2 2. Чтение чертежей деталей. 2 Самостоятельная работа: 3 Выполнение практического задания: «Выполнение геометрических построений деталей с использованием способов деления отрезков, углов и окружностей при помощи треугольника, линейки и циркуля».
Выполнение практического задания: «Вычерчивание контуров кулачков, фланцев, крышек с применением коробовых кривых».
Выполнение практического задания: «Вычерчивание детали с коническим элементом». 1
1
1 Тема 1.2. Проекционное черчение 8 1.Общие сведения о проекционном черчении. Проектирование геометрических тел. Сечение геометрических тел плоскостями.
2. Аксонометрические проекции. Проекции моделей и техническое рисование. Назначение технического рисунка, его отличие от аксонометрической проекции, техника зарисовки плоских фигур и геометрических тел. Элементы технического конструирования и дизайна. 2 2
Практические занятия №3, №4, №5: 6 1.Построение проекций прямых и фигур, принадлежащих плоскостям. 2 2.Построение проекций геометрических тел. 2 3.Выполнение технических рисунков плоских фигур и геометрических тел. 2 Тема 1.3. Машиностроительное черчение 13 1.Основные правила разработки, оформления и чтения конструкторской и технологической документации. Обзор стандартов ЕСКД и Единой системы технологической документации.
2.Категории изображений на чертеже – виды, разрезы, сечения. Виды соединения деталей.
3.Рабочие чертежи и эскизы деталей. Выполнение эскизов и рабочих чертежей деталей. Этапы выполнения рабочего чертежа детали.
1.Сборочный чертеж, его назначение и содержание. Последовательность выполнения сборочного чертежа. Назначение спецификаций. Методы и приемы чтения сборного чертежа.
2.Правила чтения технической документации. Правила чтения чертежей изделий, механизмов и узлов используемого оборудования. 4
2
2 2
Практические занятия №6, №7, №8: 6 1.Выполнение эскиза детали. 2 2.Выполнение рабочего чертежа по эскизу детали. 2 3.Чтение чертежей, входящих в комплект конструкторско-технологической документации 2
Контрольная работа (по разделу1). 1 Самостоятельная работа: 2 1. Изучение темы с составлением конспекта: «Чтение технической документации».
2. Подготовка сообщения на тему: «Использование нормативно-технической и
производственной документации». 1
1 Раздел 2. Общие сведения о машинной графике 13 Тема 2.1. Система автоматизированного проектирования (САПР) на персональных компьютерах. 12 1.Порядок и последовательность работы с системой Автокад.
2.Построение простых объектов.
Проставление размеров.
Вывод чертежа-файла на печать. 1
1
2
Практическое занятие №9: 2 2
1.Выполнение построения простых объектов. Простановка размеров. Вывод чертежа-файла на печать. Самостоятельная работа: 8 1.Подготовка сообщения на тему: «Основные компоненты системы Автокад.»2. Выполнение практического задания: «Создание и сохранение чертежа».
3. Подготовка сообщения на тему: «Как изменить оформление листа».
4. Подготовка сообщения на тему: «Текст на чертеже. Текстовые ссылки».
5. Выполнение практического задания: «Компоновка чертежа».
6. Выполнение практического задания: «Ввод технических требований».
7. Выполнение практического задания: «Поиск информации с использованием
интернет-ресурсов в соответствии с инструкцией преподавателя». 1
1
1
1
1
1
2 Дифференцированный зачет 1 Всего: 46 3. условия реализации программы дисциплины
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета «Инженерной графики».
Оборудование учебного кабинета:
- посадочные места по количеству обучающихся;
- рабочее место преподавателя, оборудованное персональным компьютером с лицензионным программным обеспечением, соответствующим разделам
программы и подключенным к сети Internet и средствами вывода звуковой
информации;
- комплект учебно-наглядных пособий «Основы инженерной графики»;
- объемные модели геометрических тел;
- образцы деталей, узлов, сборочных единиц, приспособлений;
- комплект чертежных приборов;
- сканер;
- принтер;
- интерактивная доска.
Технические средства обучения:
- диги-тайзер;
- мультимедиапроектор;
- web-камера.
Залы:
библиотека, читальный зал с выходом в интернет.
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
ЭБС ООО издательский центр «Академия»
Дополнительные источники:
1. Миронов Б. Г. Инженерная графика: учебник. Высшая школа, 2008
(Гриф)
2.Миронов Б. Г. Сборник упражнений для чтения чертежей по инженерной графике: учеб. Пособие. М.: Академия, 2009 (Гриф)

Электронные ресурсы:
- Инженерная графика. Начертательная геометрия, Электронный
учебник по курсу графических дисциплин. НПИ «Учебная техника и
технологии» ЮУрГУ, 2009;
- dwgstud.narod.ru/ (библиотека Autocad);
- labstend.ru – учебные, наглядные пособия и презентации по курсу
«Черчение» (диски, плакаты, слайды);
- Черчение. Комплект электронных плакатов. НПИ «Учебная техника
и технологии» ЮУрГУ, 2009.
4. Контроль и оценка результатов освоения Дисциплины
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.

Результаты обучения
(освоенные умения, усвоенные знания) Формы и методы контроля и оценки результатов обучения
1 2
Умения: читать чертежи изделий, механизмов и узлов используемого оборудования защита отчетов по практическим занятиям №№ 2, 8; отчет по самостоятельным работам по темам: «Чтение технической документации», «Использование нормативно-технической и производственной документации».
использовать технологическую документацию защита отчетов по практическим занятиям №№ 2, 8; отчет по самостоятельной работе по теме: «Использование нормативно-технической и производственной документации».
выполнять эскизы, технические рисунки и простые чертежи деталей, их элементов, узлов защита отчетов по практическим занятиям №№ 5-7.
читать рабочие чертежи и сборочные чертежи деталей защита отчетов по практическому занятию №8; отчет по самостоятельным работам по темам: «Чтение технической документации», «Использование нормативно-технической и производственной документации».
Знания:
основные правила разработки, оформления и чтения конструкторской и технологической документации фронтальный опрос; защита отчетов по практическим занятиям №№ 2, 8; отчет по самостоятельным работам по темам: «Чтение технической документации», «Использование нормативно-технической и производственной документации».
общие сведения о сборочных чертежах фронтальный опрос
основные приемы техники черчения, правила выполнения чертежей фронтальный опрос; контрольная работа по разделу 1
основы машиностроительного черчения фронтальный опрос; защита отчетов по практическим занятиям №№ 6-8; отчет по самостоятельным работам по темам: «Чтение технической документации», «Использование нормативно-технической и производственной документации».
требования единой системы конструкторской документации (ЕСКД) фронтальный опрос; отчет по самостоятельным работам по темам: «Выполнение инженерного черчения с использованием стандартных чертежных шрифтов, надписей и нанесением размеров на чертеж технической детали. Дополнение чертежа специальными знаками»; контрольная работа по разделу 1
технику и принципы нанесения размеров фронтальный опрос; контрольная работа (по разделу 1).
классы точности и их нанесение на чертежах фронтальный опрос; контрольная работа (по разделу 1).
итоговая аттестация дифференцированный зачет
5.2. Контроль и оценка результатов ОК
Результаты
(освоенные общие компетенции) Основные показатели оценки результата Формы и методы контроля и оценки
ОК1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес - демонстрация интереса к будущей профессии:
- портфолио обучающегося;
- участие в конкурсах профессионального мастерства;
- внешняя активность учащегося;
-беседы; творческие работы.
ОК4. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач. -эффективный поиск необходимой информации;
-анализ и оценка различных источников, включая электронные. - подготовка рефератов (докладов, сообщений по различной тематике) по дисциплине «Основы инженерной графики»;
- участие во внеклассных мероприятиях по дисциплине, в олимпиадах профессионального мастерства по профессии «Сварщик (электросварочные и газосварочные работы)».
ОК6. Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами. - взаимодействие с обучающимися, преподавателями и мастерами в ходе обучения -участие в учебных, образовательных, воспитательных мероприятиях в рамках дисциплины.
ОК7. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей) - демонстрация желания к исполнению воинской обязанности -участие в воспитательных мероприятиях, посвященных соответствующим датам, конкурсах, военно-патриотических играх.