Статья Использование проблемно-поисковых методов на уроках русского языка и литературы (II часть)


Использование проблемно – поисковых методов на уроках русского языка и литературы. (II часть)
Организуя работу по формированию учебно-исследовательской культуры, использую исследовательский метод обучения. При этом опираюсь на следующие дидактические положения: постоянная актуализация знаний по предмету; высокая мотивация к решению выбранных познавательных задач; необходимость создания механизмов саморазвития личности, включая развитие самопознания, саморегуляции, самоопределения, самообразования, самоорганизации, самореализации. В учебном процессе сочетаю массовые, групповые и индивидуальные формы исследовательской деятельности.
В 6 классе провела урок-исследование по культуре речевого этикета «Учимся благодарить», к которому группа учащихся отправилась в творческую командировку с заданием: понаблюдать, как используются слова благодарности (спасибо, благодарю, пожалуйста, будьте добры и т.д.) в окружающей нас жизни.
Группа 1 – общественный транспорт.
Группа 2 – школа, библиотека, столовая.
Группа 3 – магазины.
Результаты исследования.
Объекты исследования Количество исследуемых Количество людей, использующих «волшебные слова»
Общественный транспорт 40 20
Школа, библиотека, столовая 50 38
Магазины 35 29
Вывод урока: сегодня мы учились благодарить, старались пополнить свой словарный запас формулами благодарности и очень жаль, что среди нас есть люди, которые разучились это делать, ведь поблагодарить человека в нужную минуту – значит подарить ему капельку солнца, радости. Недаром в слове благодарность два корня. Благодарить – значит дарить людям благо, дарить людям добро.
На уроках литературы исследовательский метод – один из главных, так как работа с текстом всегда исследование. Например, при изучении творчества А.С.Пушкина спрашиваю и даю задание:
- Сколько вы знаете значений слова блестеть? У А.С.Пушкина их 14. Найдите их.
Использование исследовательского метода ставит учащихся в ситуацию самостоятельного овладения понятиями, способами решения проблем в процессе познания, направляемого учителем. На уроках русского языка и литературы систематически проводится лингвистический анализ текста, что способствует развитию творческих способностей учащихся, подготовке к ЕГЭ. (Приложение 1)
Большое значение имеет работа учащихся над проектами и исследовательская деятельность, выполняемая во внеурочное время, которые я включаю в структуру урока. Такая работа способствует формированию коммуникативных качеств детей, самостоятельности, умению работать с различными информационными источниками.
Например, исследовательские работы «История нашего поселка», «История нашей школы» включены в структуру урока «Имя числительное». «Почему падежи так называются?» - в структуру урока «Имя существительное» и т.д. Учащиеся работают как индивидуально, так и в группе.
Учащиеся профильных 10 классов выступают с презентацией своих исследовательских работ на защите курсовых перед учителями, родителями и учащимися. Некоторые из них представляют результаты своей исследовательской деятельности на школьной НПК «Шаг в науку». Лучшие работы отбираются для выступления на районной и региональной НПК «Шаг в науку». Например, исследовательские работы «История песенного фольклора Забайкалья», «Жаргонизмы как средство общения», «Смерть поэта» вызвали большой интерес у слушателей. (Приложение 2) Такая работа способствует повышению познавательной активности, формированию навыков исследовательской, творческой деятельности.
Использование проектного метода способствует развитию критического мышления. В основе его – развитие познавательных процессов ученика, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве.
Ребятами разработаны проекты «Подвигнут я тобою…» (образ Матери в живописи, в скульптуре, в музыке, в творчестве современных поэтов, в творчестве С.Есенина, Н.А.Некрасова, образ Матери в произведении Д.Гранина и А.Адамовича «Блокадная книга» и в заключение- литературно-музыкальная композиция «Благословите женщину»); «150-летию А.П.Чехова посвящается…» (Мелехово – родина детства, музеи А.П.Чехова, благотворительная деятельность А.П.Чехова, А.П.Чехов в Забайкалье, семья Чеховых, болезнь и смерть А.П.Чехова, устный журнал для 5-8 классов, литературная гостиная «В гостях у героев рассказов А.П.Чехова», театрализованные представления, выпуск стенгазет) и многие другие.
Эта работа способствует повышению познавательной активности, формированию нового типа учащегося, обладавшего набором умений и навыков самостоятельной работы, владеющего приемами интеллектуальной деятельности и готового к сотрудничеству.
В своей работе применяю кластеры. Это графический способ организации учебного материала, суть которого заключается в том, что в середине листа записывается или зарисовывается основное слово, а по сторонам фиксируются слова, рисунки, как-то с ним связанные. На фазе вызова кластер обычно оформляет учитель.
Например, тема: «Художественное своеобразие рассказа И.А.Бунина «Антоновские яблоки»».
Цель: развивать познавательную активность учащихся, показать своеобразие стиля рассказа И.А.Бунина, составить кластер на фазе реализации.
Учитель составляет кластер на фазе вызова.
Учащиеся составляют кластер на фазе реализации, то есть заполняют его конкретными примерами из рассказа «Антоновские яблоки». Эта работа активизирует познавательную деятельность учащихся, пробуждает и развивает познавательные интересы, обеспечивает достижение положительных результатов в самостоятельной познавательной деятельности.
Интересен в работе с живописью метод рамки. Урок в 5 классе на тему: «Описание картины И.Э.Грабаря «Февральская лазурь».
Цель урока: активизировать познавательную деятельность учащихся, формировать знания о роли деталей в художественном описании, с помощью рамки сконцентрировать внимание детей на конкретном фрагменте картины, показать её художественное совершенство.
Учитель: подготовить рамки, с помощью которых учащиеся описывают отдельные фрагменты картины.
Учащиеся: работа с рамкой.
Вопросы к классу:
- Ребята, поставив рамку горизонтально, опишите небо. Как вы понимаете выражение «голубая эмаль неба»?
- Теперь передвиньте рамку и посмотрите на снег. Одинаков ли он в тени и на солнце?
- Поставьте рамку вертикально и опишите березку. Какие оттенки цвета использует художник, когда изображает её ствол и ветви?
Вывод: работа с рамкой повысила мотивацию, познавательную активность, интерес к предмету.
Полноценное литературное образование немыслимо без разнообразных методов обратной связи. В своей работе я использую следующие методы:
- интервью после урока;
- викторина в начале урока по домашнему заданию;
- конспект лекции учителя;
- поэтическая разминка на уроке (чтение стихов наизусть);
- творческий проект (реклама прочитанной книги, обложка, плакат и др.);
- ролевые игры;
- выразительное чтение текстов;
- инсценировки;
- конкурс на лучшее...
Главным приемом обратной связи, конечно же, является сочинение, которое позволяет контролировать формирование умения ясно излагать свои мысли, усвоения норм литературного языка, способность композиционно -логически, грамматически правильно строить свою письменную речь.
Стараюсь давать интересные, нетрадиционные темы сочинений.