Статья Внедрение здоровье сберегающих педагогических технологий в образовательный процесс школы


КГУ «Пресновская средняя школа-гимназия им. И.П.Шухова » с. Пресновка
КГУ «Благовещенская средняя школа №1» с. Благовещенка

Мастер – класс
«Внедрение здоровье сберегающих педагогических технологий в образовательный процесс школы»

Подготовили: учителя начальных классов
Карташова Виктория Владимировна
Айтжанова Ботагоз Балахметовна
2015-16 уч. год
Конспект мастер-класса
«Внедрение здоровье сберегающих педагогических технологий в образовательный процесс школы»
Цель:
ознакомление и распространение опыта работы
Задачи:
раскрыть значение здоровье сберегающей технологии
поделиться личным опытом работы по сохранению здоровья обучающихся.
Оборудование:
листы формата А 4, ручки, карточки-задания для работы в группах, карточки разного цвета для деления на группы сменного состава.
Методы работы с аудиторией:
беседа, мозговой штурм, работа в группах сменного состава.
Ход занятия:
Этапы работы: Деятельность
выступающих учителей: Деятельность
аудитории педагогов-слушателей: Время
1.Вступление
Приветствие
-Здравствуйте!
Предлагаем вашему вниманию мастер-класс на тему «Внедрение здоровье сберегающих технологий в образовательный процесс школы». Материал представлен на основе опыта работы в начальном звене школы.
Игра “Подари тепло другу”Ведущий говорит: «Посмотрите так ласково в глаза друг другу, чтобы ваши ладошки потеплели ...
Вы почувствовали тепло рук?
А теперь пусть каждый по очереди скажет несколько слов друг другу, но так нежно и ласково, чтобы ваши ладошки потеплели еще больше.., а сейчас пожелайте друг другу чего-нибудь…» 
-Чего вы желали друг другу?
-Настроение улучшилось?
Предлагаю соотнести его с цветом и выбрать карточку того цвета, который больше всего вам подходит. 
Образуют 2 круга (внешний и внутренний), встают напротив друг друга,
поворачиваются лицом друг к другу. Одни раскрывают свои ладошки, а другие накрывают их своими ладонями.
Ответы педагогов…
( выбирают карточки синего и зеленого цвета) для последующего деления на группы. 3 мин
2. Основная часть.

2.1. Обоснование проблемы.
Мозговой штурм

Вопросы для беседы:
-Задумывались ли вы когда-нибудь о том, почему мы приветствуем друг друга словом “здравствуйте”.
-Часто мы говорим о своем здоровье?
На выбранных вами цветных карточках видите, написаны цифры 1,2,3. Каждая цифра соответствует номеру группы.
Сядьте в 3 группы и выполните задание…
Время подготовки-2мин!
(Приложение 1)
ВОПРОС для одной из групп-Почему сейчас уделяется большое внимание внедрению здоровье сберегающих технологий в школе?
Дополнение:
( по результатам мед. осмотров лишь 20-25% первоклассников идут в школу здоровыми. Остальные имеют различные нарушения в состоянии здоровья.)ВОПРОС для другой группы-Какова цель здоровье сберегающих технологий на ваш взгляд?
Дополнение:
(одна из основных задач-сберечь и укрепить здоровье учащихся, устранить перенагрузки)

ВОПРОС для третьей группы-Какие основные моменты на ваш взгляд учитывает преподаватель по здоровье сберегающим направлениям?
Дополнение:
-физ.мин.на уроках
-работа по предупреждению утомляемости глаз на уроке
-роль семьи в формировании здорового образа жизни
-профилактика и охрана психологического здоровья ребенка. Работает вся аудитория присутствующих педагогов
Предполагаемые ответы
- здоровье для человека самая главная ценность.
-когда начинаем заболевать, либо теряем его
Распределятся в 3 группы. Вытягивают вопрос для обсуждения в группе и обосновывают его.
- Здоровье детей сильно падает. Это говорит о том, что необходима специальная работа школы по сохранению и укреплению здоровья учащихся.
-Обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе.

- Организация урока в условиях здоровье сберегающей технологии. 2мин
на под
готов-
ку
4 мин
на
защи-
ту
2.2 Работа в группах сменного состава
Цель:
помощь в оценивании роли здоровья для человека.
Задание пишется для групп отдельно и раздаётся внутри группы. Задание вытягивают сами-какое попадётся, над тем работают. Задание для групп:
1.Предлагаю оспорить переместительный закон сложения. Попробуйте составить формулу жизни, где от перемены мест слагаемых всё может резко изменится. Обоснуйте свой ответ.
Формула жизни:
Жизнь = здоровье + семья + работа, учеба + друзья.
-Если мы поставим здоровье на какое-то другое место, то не только сумма “жизнь” изменится, изменится и ее качество.
(в таком случае человек может прожить 30, 75 либо 100лет)
2 группа.
Упражнение «Воздушный шар» (О ценности здоровья для человека)
Нарисуйте воздушный шар, летящий в небе. Дорисуйте человечка в корзине воздушного шара. Это Вы. Вокруг Вас ярко светит солнце, голубое небо. Напишите, какие 9 ценностей настолько для Вас важны, что Вы взяли бы их с собой в путешествие (например, деньги, здоровье, семья, работа, любовь и др.).
А теперь представьте, что ваш воздушный шар начал снижаться и грозит скоро упасть. Вам нужно избавиться от балласта, чтобы подняться вверх.
Сбросьте балласт, то есть вычеркните 3 (а потом еще 3) слова из списка. Что вы оставили в списке? Например, 1 место – здоровье, 2 место - семья и т.д. Обоснуйте ответ.
(Приложение 2)
После презентации:
- Вы заметили, что группы работали над одной и той же темой, хотя задания были совершенно разные.
Вопрос для всех присутствующих:
- К какому выводу мы пришли? Что главное в жизни человека? Пересели в 2 группы-по цветовому отличию.
Для 1 группы
на столе листы А4, ручки
Обоснуют ответ.
Для 2 группы
на столе листы А4 , цветные карандаши, фломастеры.
Презентация работ
Предполагаемый ответ:
Здоровье - благо и счастье для каждого человека, не зависимо от возраста.
Ответ педагогов… 2мин-выполнение
3мин-защита
2.3Вывод
Выявление знаний аудитории о здоровье сберегающих технологиях
-Что представляют собой здоровье сберегающие технологии?
Дополнение:
Здоровье сберегающие технологии составляют одну из современных образовательных технологий.
Здоровье сберегающие технологии способствуют улучшению памяти, внимания, мышления детей. Повышается способность к произвольному контролю; улучшается общее эмоциональное состояние; повышается работоспособность, уверенность в себе; стимулируются двигательные функции; снижает утомляемость; развивается дыхательный и артикуляционный аппарат; стимулируется речевая функция. Ответ педагогов:
- это технологии, направленные на сохранение здоровья
2мин
2. 4. Практикум
Здоровье сберегающие педагогические технологии применяются в различных видах деятельности.Технологии сохранения и стимулирования здоровья:динамические паузы, подвижные и спортивные игры, релаксация, гимнастика пальчиковая, гимнастика для глаз, гимнастика дыхательная.Технологии обучения здоровому образу жизни: физкультурные занятия, ритмика, проблемно-игровые, коммуникативные игры, беседы из серии «Здоровье», точечный самомассаж.Коррекционные технологии: 
технологии развития эмоцоинально-волевой сферы, коррекция поведения, психогимнастика, арт-терапия, артикуляционная гимнастика и т.д.) 
(Приложение 3) Работает вся аудитория
-Выполняют упражнения для глаз, дыхат гимнастика, физ.минутки.
-Оздоровительная минутка «Солнышко»
7мин
3. Подведение итогов.
Рефлексия:
Сегодня на занятии мы с вами:
1. Выяснили, насколько остро стоит проблема здоровья школьников на современном этапе.
2. Метод «Работа в группе» помог определить ценность здоровья для каждого из нас.
3. Метод «мозговой штурм» помог поделиться педагогам опытом работы в использовании здоровье сберегающих технологий в своей практической деятельности.
-С чем уйдете с нашего занятия?

Мастер -класс хочется закончить легендой.
«Давным-давно, на горе Олимп жили-были боги. Стало им скучно, и решили они создать человека и заселить планету Земля. Стали решать... Каким должен быть человек. Один из богов сказал: «Человек должен быть сильным», другой сказал: «Человек должен быть здоровым», третий сказал: «Человек должен быть умным». Но один из богов сказал так: «Если всё это будет у человека, он будет подобен нам». И, решили они спрятать главное, что есть у человека - его здоровье. Стали думать, решать - куда бы его спрятать? Одни предлагали спрятать здоровье глубоко в синее море, другие - за высокие горы. А один из богов сказал: «Здоровье надо спрятать в самого человека» Так и живёт с давних времён человек, пытаясь найти своё здоровье. Да вот не каждый может найти и сберечь бесценный дар богов!»
-Берегите то, что нам дано свыше, и помогайте сохранять и укреплять здоровье своих учеников.
Спасибо за хорошую работу. Высказываются о том, с чем уйдут после этого занятия. 2мин
Приложение представлено после списка литературы…
Литература:
Борисова Н.В., Шатохина Л.Ф. Технологические подходы и интерактивные методы. Москва, 2005.
Базарный В.Ф. Система массовой профилактики отклонений в развитии зрения и нарушений осанки у детей и подростков, организованных в детских дошкольных и школьных учреждениях/ В.Ф. Базарный, Л.П Уфимцева, - М., 1983.- 232 с.
Гоникман, Э.И. Как вытащить себя из стресса/ Э.И. Гоникман,– М., 1996.
Журавлева, Е.Л. Целительные пальчики/ Е.Л. Журавлева,- Кемерово, 1996.
Львова ИМ. Физкультминутки // «Начальная школа», 2005. - № 10. С. 86.
Бутова СВ. Оздоровительные упражнения на уроках // «Начальная школа», 2006, № 8. С. 98.
 Дронов А.А. Профилактика нарушения осанки и укрепление мышечного корсета // «Начальная школа», 2006, № 3. С. 53.
Казаковцева Т.С, Косолапова ТЛ. К вопросу здравотворческой деятельности в образовательных учреждениях // «Начальная школа», 2006, № 4. С. 68.
Митина Е.П. Здоровье сберегающие технологии сегодня и завтра // «Начальная школа», 2006, № 6. С. 56.
Приложение 1
ВОПРОС для одной из групп-Почему сейчас уделяется большое внимание внедрению здоровье сберегающих технологий в школе?
ВОПРОС для другой группы-Какова цель здоровье сберегающих технологий на ваш взгляд?
ВОПРОС для третьей группы-Какие основные моменты на ваш взгляд учитывает преподаватель, применяя здоровье сберегающие технологии?
Приложение 2
Задание для групп:
1группа.Предлагается оспорить переместительный закон сложения. Попробуйте составить формулу жизни, где от перемены мест слагаемых всё может резко изменится. Обоснуйте свой ответ.
Формула жизни:
Жизнь = здоровье + семья + работа, учеба + друзья.
Время выполнения -2 минуты!
2 группа.
Упражнение «Воздушный шар» (О ценности здоровья для человека)
Нарисуйте воздушный шар, летящий в небе. Дорисуйте человечка в корзине воздушного шара. Это Вы. Вокруг Вас ярко светит солнце, голубое небо. Напишите, какие 9 ценностей важных для Вас, что Вы взяли бы их с собой в путешествие. Например: деньги и т.дА теперь представьте, что ваш воздушный шар начал снижаться и грозит скоро упасть. Вам нужно избавиться от балласта, чтобы подняться вверх.
Сбросьте балласт, то есть вычеркните 3 (а потом еще 3) слова из списка. Что вы оставили в списке? Что у вас оказалось на 1 месте, на 2 месте и на 3 месте? Обоснуйте ответ.
Время выполнения -2 минуты!
Приложение 3
Упражнения для аудитории:
1.Физминутка «Светофор» вынести на слайд и вместе читая выполнять упражнение
Раз, два, три, четыре, пять!
Ох, устали мы писать. (Потягивание)
В «Светофор» мы поиграем, (ходьба на месте)
Руки, ноги разминаем. (встряхивание руками, ногами)
Красный свет нам «Стой!» - кричит,
Ждать зеленого велит,
Чтобы было ждать не скучно,
Наклоняемся мы дружно.
И назад, и вперед. (наклоны)
Влево, вправо поворот.
Вот и желтый загорелся,
Приготовиться пора.
Руки, ноги разогреем,
Начинаем, детвора! (рывки руками перед грудью)
Вверх поднимем, вниз опустим,
Пролетим, как самолет. (прыжки)
Вот зеленый загорелся,
Можно нам идти вперед.
Левой, правой, левой, правой (бег с высоким подниманием бедра)
Смело мы идем вперед. (ходьба на месте)
Светофор – помощник славный
Уставать нам не дает.
Оздоровительная минутка «Солнышко»- выполняют присутствующие
Закройте глаза, вытяните руки. Представьте, что на ладошках у вас лежат маленькие солнышки. Через пальчики, как лучики солнышка, идет тепло по всей руке. Руки успокоились, отдыхают. Переключаем внимание на ноги. Солнечные лучики согревают стопы, пальцы ног. Усталость проходит, мышцы отдыхают. Дыхание спокойное, равномерное. (Обращаем внимание на дыхание.) Представьте живот как шарик или мячик. На вдохе мячик слегка поднимается, на выдохе опускается. Дыхание успокаивается, становится плавным, равномерным. Улыбнитесь друг другу
3.Дыхательная гимнастика и гимнастика для глаз
Сделайте глубокий вдох, затем, наклоняясь вперед к крышке парты, выдох
упражнение повторить (5 раз)
Крепко зажмурьте глаза, потом резко откройте (4-5 раз)
Руки на пояс, поворачивая попеременно голову в стороны, смотреть попеременно на правый, левый локоть (4-5 раз)
Держа указательный палец перед собой, проводить рукой слева направо («маятник») (4-5 раз)
4. В своей практике используем ролики о природе
- прогулки на свежем воздухе (динамические перемены);
- экскурсии;
- подвижные игры на свежем воздухе.