Расширение связи семьи и школы как обязательное условие повышения эффективности воспитательного процесса


Расширение связи семьи и школы как обязательное условие повышения эффективности воспитательного процессаО современных семьях много пишут и говорят. По данным многочисленных опросов 7,8% педагогов, к примеру, обвиняют семью в том, что ребенок в ней не воспитывается. В то же время, и родители не очень радужно оценивают действия педагогов. Многие из них считают, что у педагогов низкий профессиональный уровень, страдают моральные качества. Попав в ножницы между школой и семьей, дети вынуждены лавировать, приспосабливаться, что приводит, в конечном счете, к безнравственности.
   В свою очередь, изменилась и сегодняшняя семья. Родители предпочитают не думать о том, кого они хотят вырастить, каким будет их ребенок, перекладывая эту заботу на школу. Все труднее педагогу находить общий язык с родителями учащихся. Во многих семьях считается дурным тоном советоваться с учителем по поводу возникающих проблем в воспитании ребенка. Но, тем не менее, когда становится невмоготу и родители приходят к учителю за помощью, бывает уже поздно.
   В учебно-воспитательном процессе, как мы знаем, три стороны, три участника: учителя, ученики и их родители. От грамотного взаимодействия школы и родителей зависит эффективность воспитания ребенка. И педагоги, не смотря ни на какие социологические прогнозы, порой делают для этой эффективности невозможное. Усилия школы, педагогов направлены на создание единого воспитательного поля, единой воспитательной среды, где растут наши дети.
   На каких основах должны складываться отношения учителя и семьи, чтобы воспитание детей было успешным и помогало совершенствованию личностных качеств ребенка?
   Для ответа на этот вопрос необходимо обратиться к теории.
      Все начинается с детства. И это действительно так. И манера поведения ребенка, и выбор друзей, и взаимоотношения с близкими людьми, и традиции семейного воспитания – все берет начало с детства. Семью можно сравнить со стартовой площадкой, которая определяет жизненный маршрут человека. Каждый взрослый, и в первую очередь родители, в ответе за то, чтобы проблемы, которые встретятся ребенку на его пути, он умел преодолевать достойно и с честью. Роль школы состоит в том, чтобы помочь родителям в воспитании такого человека.
   Говоря об этих задачах, мы должны отдавать отчет в том, с какими семьями учащихся мы имеем дело.
     В этих разных семьях существуют разнообразные стили воспитания.
С точки зрения социального благополучия семьи также можно разделить на группы.
     Словом, состав семей учащихся школы очень разнообразен и сложен. От того, в какой семье растет ребенок, как он будет воспитываться  родителями, в первую очередь зависит его будущее.
    Задача педагога  умело и грамотно строить свои взаимоотношения со всеми семьями учащихся. Трудность состоит в том, что основным инструментом нашей работы остается только слово.
      Форм, методов, приемов работы с родителями существует много. Основным, по-прежнему, остается родительское собрание.
  Формы проведения также разнообразны.
    Чтобы от собрания была отдача, чтобы слово педагога дошло до родителей, необходимо качественно подготовиться к родительскому собранию.
   Кроме родительских собраний есть много других нетрадиционных форм сотрудничества с родителями учащихся.
Многие классные руководители в последние годы находятся в самостоятельном творческом поиске разнообразных форм работы с семьями своих учеников.
   Работая с родителями, классный руководитель, несомненно, должен хорошо знать семьи учеников. А для этого необходимо использовать различные виды диагностики. Особая ответственность в этом вопросе лежит на тех , кто начинает работать с новыми классными коллективами.
     Помощником классного руководителя при планировании и организации жизнедеятельности классного коллектива должен стать родительский комитет класса. Нужно строить свою работу так, чтобы сделать родителей своими союзниками. Часть нагрузки классного руководителя прекрасно могут взять на себя члены родительского комитета.
      Необходимо повышать роль и общешкольного родительского комитета, который призван выполнять очень важные для жизни школы функции.
     Кроме классного руководителя связь с родителями осуществляется и другими педагогами школы. Это администрация, социальный педагог, психолог, учителя-предметники.
            Высшим органом школы, в котором участвуют все стороны образовательного процесса: учителя, ученики и родители, является Совет школы. Этот орган утверждает самые важные решения, касающиеся жизнедеятельности школы, подводит под эти решения правовую базу. И участие в его работе родителей имеет важное значение.
    Школа и родители должны строить свои взаимоотношения на основе полного взаимопонимания. Чтобы четко определить эти отношения, уточнить права и обязанности сторон образовательного процесса, последнее время в школах используют практику заключения договоров между родителями и образовательным учреждением. Это снимает множество проблем и подводит юридическую основу под сотрудничество семьи и школы.
   Задумываясь над современной жизнью, подводя итог вышесказанному, анализируя работу педагогического коллектива, хочется сказать следующее.
   В условиях преобразования общества и системы образования в частности, воспитательная работа с семьей приобретает новое содержание. Ответственность родителей за выполнение своих обязанностей должна повышаться. Однако, далеко не все родители это понимают.
   Возможно, одной из причин этому является отсутствие целостной системы работы образовательных учреждений с семьями.
   Школа призвана обеспечить единство педагогов и родителей. Основываясь на научные знания, опыт, мудрость, педагоги  обязаны помочь семье каждого ребенка в полной мере реализовать свой потенциал.