Повышение эффективности обучения через использование многомерной дидактической технологии


ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ОБУЧЕНИЯ ЧЕРЕЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МНОГОМЕРНОЙ ДИДАКТИЧЕСКОЙ ТЕХНОЛОГИИ
Е.П.КазимерчикПути повышения эффективности обучения ищут во всех странах мира.  В Беларуси проблемы результативности обучения активно разрабатываются на основе использования последних достижений психологии, информатики и теории управления познавательной деятельностью.
В настоящее время 70-80% всей информации школьник получает уже не от учителя и не в школе, а на улице, от родителей и в процессе наблюдения за окружающей жизнью, из средств массовой информации, а это требует перехода педагогического процесса на качественно новый уровень.
Приоритетом обучения должно стать не освоение учениками определённого объёма знаний, умений и навыков, а умение школьниками учиться самостоятельно, добывать знания и уметь их перерабатывать, отбирать нужные, прочно их запоминать, связывать с другими.
Доказано, что обучение только тогда становится для учащихся успешным и привлекательным, если они умеют учиться: умеют читать, осознавать, сравнивать, исследовать, систематизировать и рационально запоминать. Достичь этого можно благодаря использованию многомерной дидактической технологии.
Многомерная дидактическая технология – новая современная технология наглядного, системного, последовательного, логичного представления, восприятия, переработки, усвоения, запоминания, воспроизведения и применения учебной информации; это технология развития интеллекта, связной речи, мышления, всех видов памяти. [2]Главная цель введения МДТ – снижение трудоёмкости и повышение эффективности деятельности учителя и учащихся через использование многомерных дидактических инструментов: логико-смысловых моделей и интеллект-карт (карт памяти). Их использование повышает качество образовательного процесса, способствует формированию у учащихся интереса к познанию, расширяет их кругозор.
С 1 класса эффективно использование карт памяти. Они активизируют исследовательскую деятельность детей, помогают им приобрести первичные навыки проведения самостоятельных исследований.
Карта памяти – хороший наглядный материал, с которым легко и интересно работать. Запомнить его проще, чем печатный текст из учебника. В центре карты памяти находится понятие, отражающее её ключевую тему или предмет. От центрального понятия расходятся цветные ветви с ключевыми словами, рисунками и местом для добавления деталей. Ключевые слова тренируют память, а рисунки концентрируют и развивают внимание ребёнка. Учащиеся могут отобразить на бумаге свои мысли, обрабатывать полученную информацию, вносить изменения. Рисование карт памяти можно отнести к игровым видам деятельности. Он особенно эффективен в 1-2 классах, поскольку у детей этой возрастной категории преобладает наглядно-образное мышление. Способность детей делать краткие записи и находить соответствующие знаки (символы) свидетельствует о уровне развития творческих способностей и ассоциативного мышления. Таким образом, интеллектуальные карты наглядно демонстрируют тему в целом, помогают ребенку быть не просто учеником, а исследователем.
Существует ряд правил, которых необходимо придерживаться при составлении карт памяти:
Всегда используйте центральный образ.
Стремитесь к оптимальному размещению элементов.
Стремитесь к тому, чтобы расстояние между элементами карты было соответствующим.
Как можно чаще используйте графические образы.
Используйте стрелки, когда необходимо показать связи между элементами карты или ЛСМ.
Используйте цвета.
Стремитесь к ясности в выражении мыслей.
Размещайте ключевые слова над соответствующими линиями.
Делайте главные линии плавными и более жирными.
Следите за тем, чтобы ваши рисунки были ясными (понятными).
В 3-4 классах в образовательном процессе можно начинать использовать логико-смысловые модели. Они основываются на тех же принципах, что и карты памяти, но не содержат рисунков. Использование ЛСМ позволяет рационально распределить время при изучении нового материала, помогает учащимся высказывать собственные мысли, анализировать и делать выводы. [1]
С помощью учебной литературы учащиеся могут самостоятельно составлять ЛСМ после первоначального знакомства с темой. Работа по составлению моделей может проводится в группах или парах, где обсуждаются и уточняются все детали. В зависимости от темы урока ЛСМ составляется на одном уроке или выстраивается поэтапно – от урока к уроку – в соответствии с изучаемым материалом.
Использование логико-смысловых моделей помогает детям устанавливать соответствия между понятиями, учит их формулировать выводы, осознанно отвечать на вопросы.
Хочется обратить внимание на то, что использование инструментов многомерной дидактической технологии возможно не только на этапе изучения нового материала, но и на остальных этапах урока.
Так, например, на этапе постановки целей и задач урока эффективным приёмом мотивирования учащихся на предстоящую деятельность является создание проблемной ситуации с помощью схем и моделей, во время решения которой ребята приходят к выводу, что какой-то материал (или понятие) им не знаком. В результате на уроке не остаётся равнодушных детей, потому что каждому ученику предоставляется возможность высказать своё мнение и поставить учебную задачу в соответствии с его возможностями и способностями.
На этапе закрепления изученного материала с целью понимания, насколько осознанно все дети заполнили координаты ЛСМ можно предложить им возобновить некоторые моменты схемы.
Но, необходимо придерживаться определённого алгоритма построения ЛСМ:
1. В центр листа (страницы) поместить овал или треугольник с названием темы – объекта изучения.
2. Определить круг вопросов, аспектов изучаемого объекта для определения числа и набора координат.
3. Отразить все оси координат на рисунке, определяется их последовательность, присваиваются номера К1, К2, К3 и т.д.
4. Отобрать основные факты, понятия, принципы, явления, правила, соотносящиеся с каждым аспектом темы, и ранжируются (основания для ранжирования выбираются составителем).
5. На координатах для каждой смысловой гранулы отметить опорные узлы (точками, крестиками, кружками, ромбами).
6. Рядом с опорными узлами сделать надписи, при этом происходит кодировка или сокращение информации при помощи опорных слов, словосочетаний, символов.
7. Штриховыми линиями обозначить связи между смысловыми гранулами различных осей координат.
Как видим, технология многомерных дидактических инструментов способствует формированию целостного восприятия любой информации, значительно повышает эффективность обучения. А также позволяет:
систематизировать знания по объемной теме;
активизировать умственную деятельность обучающихся;
развивать логическое мышление;
использовать творческие задания;
опираясь на узловые моменты темы воспроизводить полную информацию.

Список использованной литературы:
Дирша, О.Л. Учим добывать знания/ О.Л.Дирша, Н.Н.Сычевская// Пачатковая школа. – 2013. - №7. – С. 56-58.
Новик, Е.А. Использование многомерной дидактической технологии/ Е.А.Новик// Пачатковая школа. – 2012. - №6. – С.16-17.