Статья по математике на тему Внедрение и применение прогрессивных технологий как необходимое условие повышения результативности учебно-воспитательного процесса(УВП)


Внедрение и применение прогрессивных технологий как необходимое условие повышения результативности учебно-воспитательного процесса(УВП)
А.Н.Федорова Средняя общеобразовательная школа № 8,г.Бирк,РБ
Одной из систем организации учебно-воспитательного процесса, которая ориентируется на развитие ребенка, позволяет сократить учебный курс дисциплины без ущерба для полноты и глубины материала является технология «Укрепления дидактических единиц». Технология «Укрепление дидактических единиц »была создана в начале 70-х годов в Элисте П.М. Эрдниевым и группой исследователей под руководством первоначально для обучения математике, а затем перенесенная на другие предметы и начальную школу. Технология «Укрепления дидактических единиц» представляет собой интеграцию таких подходов к обучению, как:
а) совместное и одновременное изучение взаимосвязанных действий, операций (в частности, взаимообратных), функций, теорем и т.п.;
б) обеспечение единства процессов составления и решения задач;
в) рассмотрение во взаимопереходах определенных и неопределенных заданий ;
г) обращение структуры упражнения;
д) выявление сложной природы математического знания, достижение системности знаний;
е) дополнительность в системе упражнений.
Ключевой элемент технологии – упражнение – триада, элементы которого рассматриваются на одном занятии:
а) исходная задача;
б) ее обращение;
в) обобщение; при этом в работе над математической задачей выделяются четыре последовательных и взаимосвязанных этапа:
1. составление упражнения,
2. выполнение упражнения,
3. проверка опыта(контроль),
4. переход к родственному, но более сложному упражнению.
Быстрый рост объема информации ставит перед педагогикой, а также и учителями, трудную задачу сжатия учебного процесса, повышения емкости знаний, которые входят в программный минимум школы.
Изучая инновационные программы и учебники, я увлекалась технологией УДЕ. Эта технология позволила мне сократить время объяснения нового материала и выделить дополнительное время для закрепления, обобщения метериала, составления и решения более сложных упражнений и задач.
Технология УДЕ в 5 классе позволила изучать одновременно обыкновенные и десятичные дроби, действия с этими дробями.
В 6 классе - тему: «Сложение и вычитание целых чисел», «Умножение и деление целых чисел».
В 7 классе – тему: «Формулы сокращенного умножения» для умножения и разложения на множители.
В 9 классе – тему: «Арифметическая и геометрическая прогрессии».
В 10-11 классе – «Производная и интеграл», «Показательная и логарифметичекая функции».
На таких уроках учащиеся учатся проводить аналогию между определениями, понятиями и формулами, связывающими их.
Данную технологию считаю ресурсосберегающей и с точки зрения учителя. Решены организационные моменты каждого урока, так как учащиеся, приходя на урок, знают и содержание и форму организационной деятельности. Учитель отходит от технического планирования и видит проект будущего учебного процесса.