Доклад по теме Внедрение инновационных технологий для обеспечения высокого качества организации образовательного процесса

Внедрение инновационных технологий для обеспечения высокого качества организации образовательного процесса.
Современный уровень развития образовательной системы ставит вопрос, как обеспечить высококачественное обучение каждого учащегося и усвоение им знаний в объеме стандарта образования, дать возможность для его дальнейшего развития, повысить мотивацию к учению. Путей решения данной проблемы, думаю, много.
Ведущая цель обучения в школе подчинена созданию необходимых инновационных методических предпосылок для комплексного решения проблемы повышения эффективности учебного процесса, достижения высокого уровня образования, основанного на широком использовании современных образовательных технологий.
Инновационный подход к обучению позволяет так организовать учебный процесс, что ребятам урок и в радость, и приносит пользу, не превращаясь просто в забаву или игру.
В основе инновационного обучения лежат следующие технологии:
- развивающее обучение;
- проблемное обучение;
- развитие критического мышления;
- дифференцированный подход к обучению;
- создание ситуации успеха на уроке .
Основными принципами инновационного обучения являются:
- креативность (ориентация на творчество) ;
- усвоение знаний в системе;
- нетрадиционные формы уроков;
- использование наглядности.
А теперь я хочу перейти от общих методических принципов инновационного обучения к методам.
При использовании инновационных технологий в обучении русскому языку и литературе я стараюсь применять на своих уроках разные приемы:
- ассоциативный ряд;
- опорный конспект;
- мозговая атака;
- групповая дискуссия;
- чтение с остановками и Вопросы Блума;
- кластеры;
- синквейн;
- эссе;
- ключевые термины;
- перепутанные логические цепочки;
- дидактическая игра;
- лингвистические карты;
- исследование текста;
- работа с тестами;
- нетрадиционные формы домашнего задания и др.
Несколько подробнее мне хотелось бы остановиться на некоторых приемах, используемых в технологии развития критического мышления.
Мы и наши ученики часто стоим перед проблемой выбора, выбора информации. Необходимо умение не только овладеть информацией, но и критически ее оценить, осмыслить, применить. Встречаясь с новой информацией, обучающиеся должны уметь рассматривать ее вдумчиво, критически, оценивать новые идеи с различных точек зрения, делая выводы относительно точности и ценности данной информации.
Эффективным я считаю прием « чтение с остановками».
1. Текст заранее делю на смысловые части. Прямо в тексте отмечаю, где следует прервать чтение, сделать остановку.
2.Заранее продумываю вопросы и задания к тексту, направленные на развитие у учащихся различных мыслительных навыков.
3.Организовываю учеников на чтение с остановками, внимательно следя за соблюдением правил работы с текстом. А иногда читаю сама.
Вот, например, отрывок из рассказа И.С.Тургенева «Муму»:
« Она доверчиво и без страха поглядывала на него и слегка махала хвостиком. Он отвернулся, зажмурился и разжал руки Герасим ничего не слыхал, ни быстрого визга падающей Муму, ни тяжкого всплеска воды; для него самый шумный день был безмолвен и беззвучен, как ни одна самая тихая ночь не беззвучна для нас, и когда он снова раскрыл глаза, по-прежнему спешили по реке, как бы гоняясь друг за дружкой, маленькие волны, по-прежнему поплескивали они о бока лодки, и только далеко назади к берегу разбегались какие-то широкие круги»
Вопросы: Что заставляет героя поступить именно так? А как бы вы поступили на его месте? Какие чувства вызвал у вас этот отрывок? Как вы думаете, что дальше будет?
Данный прием я часто использую при подготовке учащихся к написанию сочинения-рассуждения, т.к. эта работа предполагает не только тщательный анализ текста, но и умение «идти» вслед за автором, «видеть», как он создает текст, что хочет «сказать» читателю на данном этапе.
2) Кластер является отражением нелинейной формы мышления. Иногда такой способ называют «наглядным мозговым штурмом».
Последовательность действий логична и проста:
- посередине чистого листа (или классной доски) написать ключевое слово, которое является «сердцем» темы, идеи;
- вокруг «накидать» слова или предложения, выражающие идеи, факты, образы, подходящие для данной темы ;
- по мере записи, появившиеся слова соединяются прямыми линиями с ключевым понятием. У каждого из определений появляются новые, устанавливаются новые логические связи.
В итоге получается структура, которая графически отображает наши размышления, определяет информационное поле данной теме.
Приведу пример кластера, который получился на уроке русского языка в 6 классе.


Кластер к рассказу В.А.Астафьева «Васюткино озеро»:

13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415
Система кластеров позволяет охватить избыточный объем информации.

3) Особенно перспективным представляется метод проектов, который позволяет эффективно развивать критическое мышление, исследовательские способности учащихся, активизировать ее творческую деятельность.
К использованию данного метода готовлю ребят постепенно. В 5 классе это, например, альбом иллюстраций к изучаемому произведению, чаще всего мы делаем это вместе. А в старших классах ребята уже самостоятельно выполняют различные небольшие проекты.
На подготовительном этапе проекта происходит осознание проблемной ситуации, выбор темы проекта, постановка цели. Для этого в начале урока использую технологию проблемно – диалогического обучения: создаю проблемную ситуацию, которая позволяет сформулировать актуальную и интересную учащимся тему для изучения и исследования.
Следующий этап – проектировочный – включает в себя построение плана деятельности, продумывание хода деятельности, распределение заданий в работе с учетом выбранной позиции. Здесь организуется и проводится работа над поставленной задачей. В процессе выполнения задачи использую групповые формы работы учащихся. Это позволяет им проявить себя и "генератором идей" и "скрупулезными исполнителями". В процессе работы организую взаимодействие, взаимопомощь учащихся, поощряю и направляю самостоятельный поиск необходимой информации, помогаю сама, когда исчерпаны все возможности самостоятельной работы учащихся, организую практическую работу на компьютерах.
На этапе практическом ученики создают творческий продукт, обладающий новизной. Таким образом, появляется результат проектной деятельности. По литературе: ««Электронный альбом «Стихи о Родине и родной природе в иллюстрациях», «Жилин и Костылин: два характера – две разные судьбы», «Герои басен И. А. Крылова в иллюстрациях», «Художники – иллюстраторы сказок», «Поэт родной земли»(8кл.), « Какие поступки героя рассказа можно приравнять к подвигу?» (9кл.) и др. По русскому языку: «Второстепенные члены предложения», «Имя существительное», «Как написать письмо?», «Отражение толерантности в русских и кабардинских пословицах и поговорках» и др. Форма различная – коллаж, компьютерная презентация, рисунки, научно – исследовательская работа, буклет, альбом собственных иллюстраций.



4) Очень интересным и эффективным в применении, как мне кажется, являются приемы постановки вопросов:
1.«Вопросительные слова»

Что?
Кто?
Когда?
Как?
Почему?
Зачем?









Вот пример по рассказу В.П.Астафьева «Конь с розовой гривой»:
Что?
Кто?
Когда?
Как?
Почему?
Зачем?

Подарила мальчику пряник
Бабушка
После того, как отругала
Молча
Обещала; очень добрая и жалеет сироту
Хочет воспитать через доброту


Этот прием используется тогда, когда учащиеся уже имеют некоторые сведения по теме и ориентируются в ряде базовых понятий, связанных с изучаемым материалом. «Вопросительные слова» помогают им создать так называемое «поле интереса».
Этот прием чаще использую на уроках литературы в следующих обучающих ситуациях:
- для организации взаимоопроса;
- для начала беседы по изучаемой теме;
- для определения вопросов, оставшихся без ответа после изучения темы.
2. «Ромашка вопросов» или «Ромашка Блума».
Систематика вопросов, основанная на созданной известным американским психологом и педагогом Бенджамином Блумом достаточно популярна в мире современного образования.

Ромашка вопросов («Ромашка Блума»). Ребята, в моих руках ромашка, на её лепестках вопросы по тексту. Прошу втянуть свой лепесток и озвучить вопрос и ответ на него.
Цель: обсудить содержание рассказа.
Простой вопрос: Как герой был втянут в обман?
Уточняющие вопросы: Как менялось настроение героя после того как он вернулся домой, и на следующий день?
Интерпретационные вопросы: Почему же всё-таки бабушка купила внуку пряник конём? - Почему считается, что уроки доброты - самые действенные уроки? 
Творческие вопросы Если бы вам представилась возможность встретиться с Витей после совершённого обмана, что бы вы ему посоветовали?
Оценочные вопросы: Случалось ли вам обманывать? Какие чувства вы при этом испытывали?
Практические вопросы: Как бы вы поступили на месте героя рассказа?
Ребята отвечают на вопросы, затем делаем выводы.

Употребляя различные методы обучения, тем самым развиваю зрительную, слуховую, ассоциативную, логическую память.
1. Активно применяю на своих уроках такой прием, как мнемотехника –  совокупность приемов и способов, облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти путем образования искусственных ассоциаций.
Покажу, как это делаю, на примере урока в 5 классе.
Рифмовки. Общность ударений.
Каждый из нас, наверное, сталкивался с такой проблемой, как правильная постановка ударения в слове. Этот вопрос нашел свое место и в тестах ЕГЭ.
Пример:
-Посмотрите, на слайде представлены слова, прочитайте их, поставив правильно ударение.
- А теперь давайте сравним.
ЗвонИт, баловАться, включИт, недУг,ворожеЯ, цемЕнт, квартАл, твОрОг.
Конечно, прочитав несколько раз и даже заучивая наизусть, можно и не запомнить правильную постановку ударения. И тут на помощь приходят рифмовки.
1). Как будильник зазвони'т -У меня ужасный вид;
2). Хватит балова'ться,
Будем улыбаться.
Как известно, для рифмовок важны ритм и рифма. Рифмовки хорошо справляются с функцией запоминания ударений в словах:
Надеваю шо'рты, чтобы кушать то'рты.
Бегемо'т сломал нефтепрово'д .

2. Игровые приемы.
При изучении различных орфограмм уместно использовать игровой прием.
Например: одна игра, которая вызывает интерес у моих учеников, «Помоги Пете Ошибкину».
Например:
1) Ненавидел в тетради Петя написал раздельно. «Не с глаголами
пишется раздельно», - заявил он. (Нет, не пишется с глаголами слитно, если без него не употребляется).
2) Шепот Петя написал с буквой о. «После шипящих под
ударением пишется о», - объяснил он. Прав ли он? (нет, в корне после шипящих под ударением пишем Ё, можно подобрать и однокоренное слово с Е. Шепот – шептать.)
Такая проверка очень эффективна: обращая внимание на чужие недостатки, ребята учатся видеть и свои ошибки.
Чем мне нравится подобная работа? Она интересна детям. И что для меня очень важно, подобная организация деятельности позволяет включить в процесс всех детей. Происходит обогащение словарного запаса, развивается память, происходит формирование предметных компетенций: коммуникативной, информационной, учебно-познавательной.

Развитию критического мышления способствуют и нетрадиционные уроки, которые позволяют повысить интерес ученика как к предмету, так и к обучения в целом. Попадая в необычную ситуацию, ученик включается в деятельность, сотрудничество с учителем, при этом создается положительный эмоциональный фон, начинают активно функционировать интеллектуальная и волевая сферы, легче усваиваются знания, быстрее формируются умения и навыки. Это урок – путешествие, урок – семинар,
урок – беседа, урок – экскурсия; урок – исследование; урок – игра, урок - защита проекта, урок – диспут, урок – конференция, урок – зачет.
Практически все они позволяют задавать проблемные вопросы и создавать проблемные ситуации, решать задачи дифференцированного обучения, активизируют учебную деятельность, повышают познавательный интерес, способствуют развитию критического мышления.
На сегодняшний день существует достаточно большое количество педагогических технологий обучения, как традиционных, так и инновационных. Нельзя сказать, что какая - то из них лучше, а другая хуже, или для достижения положительных результатов надо использовать только эту и никакую больше. На мой взгляд, выбор той или иной технологии зависит от многих факторов:  контингента учащихся, их возраста, уровня подготовленности, темы занятия и т.д.
Результаты применения инновационных технологий на уроках русского языка и литературы таковы, что ученикам интересно действовать, активно участвовать в ходе урока, ошибаться и искать причины ошибок, формулировать вопросы, а не только на них отвечать, т.е. им хочется на уроке занимать активную коммуникативную позицию. Думаю, нет смысла доказывать, что применение новых технологий на разных этапах урока, помогает сделать его эффективным, результативным, а процесс получения знаний для учащихся – интересным и продуктивным. Сознание учащихся уже подготовлено к восприятию информационного мира, они с легкостью осваивают информационные и коммуникационные технологии, многие из них способны самостоятельно обучаться.
Современные преподаватели должны идти наравне с теми, кого они обучают. Как сказал С.Соловейчик , «Учитель – это ученик, навсегда вызванный к доске».













Список использованной литературы:
Использование инновационных методов и технологий на уроках русского языка и литературы. Мороз Т.А.
Еженедельное учебно-методическое приложение к газете «Первое сентября».
Мельникова, Е.Л. Проблемный урок, или как открывать знания с учениками. М.2002.
Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. - М: Омега-Л, 2004.
Развитие творческих способностей и личности учащихся/ Русский язык в школе. – 2001.-№ 6.с.21-25.
Архипова Е. В. О методе моделирования и возможности применения тестовых заданий при обучении орфографии. Русский язык в школе 2003 № 2 с.13-17.
7 .Никишина И. В. Педагогические инновационные технологии. « Учитель». Волгоград, 2006
8.http://www.metod-сopilka.ru/innovacionnye_tehnologii_na _urokah_russkogo _yazyka-7969.htm
9.http://festival.1september.ru


Смекалис
тый

Внимате
льный

Знаток тайги

Выносли
вый


Смелый


Васютка



Рисунок 3Описание: C:\Users\Admin\Desktop\1_html_m2dfefdd2.pngРисунок 4Описание: C:\Users\Admin\Desktop\img21.jpg15