Профилактика правонарушений и безнадзорности в организациях профессионального образования Приднестровской Молдавской Республики



МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ ПМР
ГОУ НПО « Тираспольский машиностроительный лицей»
Профилактика
правонарушений и безнадзорности в организациях профессионального образования
Приднестровской Молдавской Республики
Методические рекомендации

Тирасполь
2014
Составитель:
- Малахивская К.И.— заместитель директора по воспитательной работе ГОУ НПО «Тираспольский машиностроительный лицей».

Настоящие рекомендации подготовлены на основе законодательства Приднестровской Молдавской Республики в области профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в целях упорядочения деятельности организаций профессионального образования по решению проблем безнадзорности и правонарушений среди учащихся и студентов.
РАССМОТРЕНО И ОДОБРЕНО РАССМОТРЕНО
на заседании кафедры педагогического на заседании РМО
менеджмента и психологии зам.директоров по ВР ОПО
ГОУ «ПГИРО».Протокол от 28.04.2012 №2
Протокол от 24.04.2012 г. №9
Протокол от __ 03.2014№2

Содержание
Введение……………………………………………………………………..…….4
1.Основные задачи и принципы деятельности по профилактике
безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних…………..…………….……5
2.Нормативно-правовые основы организации профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних…………………………………………………..9
3.Категории лиц, в отношении которых проводится индивидуальная профилактическая работа …………………………………………………………………11
4.Номенклатура дел по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних……………………………………………………………………….12
5. Функции организаций образования по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних…………………………………………………14
6.Межведомственное взаимодействие………………………………………………….15
7. Понятия, употребляемые в работе по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних…………………………………………………15
8.Общие сведения о возрастных мотивациях криминогенного поведения подростков……………………………………………………………………16
9. Афоризмы великих людей ……………………………………………………………20
10.Рекомендации по взаимодействию с «трудными» несовершеннолетними………21
Библиографический список…………………………………………………… ………23
Введение
В настоящее время Приднестровье переживает становление новой социальной субъектности, происходят значительные изменения в социальной структуре и духовной жизни общества, переоценка ценностей.
У многих взрослых, не сумевших успешно адаптироваться к реалиям сегодняшнего дня, сложилось ощущение духовной пустоты, потери смысла жизни. Это происходит со взрослыми людьми, с уже сформировавшейся психикой и личностной структурой.
Несложно оценить трудности взросления наших подростков в условиях, когда они вынуждены переживать неопределенность собственного переходного возраста, путаницу ролей, как его называют психологи, но и неопределенность взрослых в обществе, по которым подросток сверяет свое поведение. Как следствие – социально – психологическая дезадаптация, симптомом которой и является отклоняющееся поведение. Решение этой проблемы требует большой работы.
В условиях социально-экономической нестабильности в Приднестровской Молдавской Республике (далее — Приднестровье) продолжает расти число детей, попавших в особо трудные условия. Среди них – сироты, социально дезадаптированные дети и юные преступники, дети-инвалиды.
Резкое изменение ценностных ориентаций, психологическая дезаптация значительной части молодежи, снижение нравственных норм негативно сказывается на процессе социализации детей и подростков, прежде всего тех из них, кто приходит учиться в систему профессионального образования.
Наиболее существенным признаком последних лет стало значительное увеличение в Приднестровье размеров социального сиротства, появление его новых характеристик.
Обнаружилось качественно новое явление — «скрытое» социальное сиротство, которое распространяется из-за ухудшения условий жизни значительной части семей, следствием чего становится изменение отношения к детям вплоть до полного вытеснения их из семей, беспризорность огромного количества детей и подростков. Многие из этих детей учатся в системе профессионального образования.
Забота о реализации права на полноценное и свободное развитие сегодня становится неотъемлемой целью деятельности не только учреждений профессионального образования, но и любого образовательного учреждения.
Проблема девиантного поведения – это проблема общества в целом и её решение способствует успешному духовному и нравственному развитию общества и государства.
В настоящий момент, когда словосочетание «дети группы риска», термины «безнадзорность» и «беспризорность» стали общеупотребительными символами времени, научное и практическое обращение к проблеме профилактики правонарушений и их рецидивов в подростковой среде становится актуальной.
Исследования причин безнадзорности и правонарушений выявили сложные взаимосвязи в генезисе и разных проявлениях этих социально-психологических феноменов. Если обобщить результаты ряда исследований (Н.М. Байков, Л.В. Каширина, В.В. Ковалёв, А.Б. Фомина, Л.В. Ясман и др.), то можно сделать вывод о том, что эти феномены сегодня являются предметом всестороннего межпредметного анализа, включающего в себя проявление возрастных кризисов, характеристики среды, методы воспитания, последствия пребывания детей на улице, социально-психологические характеристики детей группы риска и их ближайшего окружения, а также последствия системного кризиса Приднестровского общества.
Вместе с тем в работе с подростком группы социального риска для педагога-практика актуальным становится не столько знание общих подходов и закономерностей девиантологии как науки, сколько возможность выявления системообразующих факторов риска конкретного несовершеннолетнего в контексте жизненной ситуации, анализ причин его неблагополучия и выстраивание на этой основе индивидуальных программ профилактики.
Девиантное поведение подростков – распространенный феномен, сопровождающий процесс социализации и зрелости, который возрастает на протяжении подросткового периода и снижается после 18 лет. Девиантное поведение осознаются далеко не каждым подростком, прочная возможность противостоять негативным влияниям окружения формируется у них уже за пределами 18 – летия.
Дистабилизационные процессы политической социально- экономической сферы нашего общества вызвали формирование крайне негативных тенденций в молодежной среде. Дети оказались наиболее беззащитными, поскольку в силу своей незрелости не могут защитить себя сами. Растет уровень насилия в семьях, всплеск физических и психических заболеваний несовершеннолетних. Оказавшиеся на улице дети волей-неволей идут на преступления. Попрошайничество, кражи, грабежи — далеко не полный список детских преступлений. Известны случаи, когда группы беспризорных детей совершали убийства, причем их жертвами становились не сверстники, а вполне взрослые люди. Самые распространенные преступления в отношении несовершеннолетних — вовлечение в занятие проституцией, производство порнографии, торговля наркотиками. При этом ни педагоги, ни педагоги -психологи, ни сотрудники правоохранительных органов не готовы к быстрым профилактическим мероприятиям. А отсюда серьёзные упущения в профилактической работе. Следовательно, необходим соответствующий мониторинг и соответствующее реагирование.
В связи с обозначенным выше возникает необходимость в разработке рекомендаций по профилактике правонарушений и безнадзорности в организациях профессионального образования Приднестровской Молдавской Республики.
I.Основные задачи и принципы деятельности по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних
Глобальные изменения в области геополитики, экономики, экологии, а также социально-экономические перемены в стране оказали влияние на психологию молодежи и изменили ее облик.
Безусловно, неуважение к закону, к правам человека и к самой человеческой жизни, с которыми общество сталкивается на каждом шагу, не могли не оказать на молодое поколение воздействие и не усилить в молодёжной среде антисоциальные и асоциальные проявления в виде преступности, безнадзорности, девиантного поведения и т. п.
В связи с этим актуальность организации работы по профилактике девиантного поведения учащихся и студентов в организациях профессионального образования очевидна.
Основные виды девиантного, или отклоняющегося поведения личности, по Е. В. Змановской [3].
Агрессивное поведение. Агрессия – тенденция (стремление), проявляющаяся в поведении с целью подчинить себе других или доминировать над ними.
Делинквентное поведение (лат. delinquens – проступок, провинность). Делинквентное (противоправное, антиобщественное) поведение – действия конкретной личности, отклоняющиеся от установленных в данном обществе и в данное время законов, угрожающие благополучию других людей или социальному порядку и уголовно наказуемые в крайних своих проявлениях.
Зависимое (аддиктивное) поведение (англ. addiction – склонность, пагубная привычка). Зависимость (аддикция) – чрезмерная привязанность к чему-либо.
Суицидальное поведение. Самоубийство, суицид (лат. «себя убивать») – умышленное лишение себя жизни.
Как видно, отклоняющееся поведение может привести к правонарушениям и преступлениям. Однако каковы причины возникновения девиантного поведения у учащихся и студентов организаций профессионального образования?
Основными причинами и мотивами отклоняющегося поведения могут быть:
дегуманизация современного общества, в котором наблюдается упадок духовных ценностей (духовно-нравственный кризис, вызванный отказом от одной идеологии и отсутствием ясной, определённой и общественно-значимой альтернативы приводит к изменению системы взглядов и ценностных ориентаций учащихся и студентов);
низкие социально-экономические условия жизни (невозможность получить хорошее образование, высокооплачиваемую работу, создать семью, приобрести жильё, а также имущественное расслоение);
негативное отношение учащихся и студентов к учебной деятельности, а иногда и к учебному заведению;
социальная незрелость учащихся и студентов (недостаточное осознание необходимости соблюдения нравственно-правовых норм);
восприимчивость к влияниям преступных элементов и группировок;
педагогическая запущенность (ошибки и недостатки в учебно-воспитательной работе организаций общего образования);
социальная запущенность (атмосфера вседозволенности и безнаказанности);
низкая педагогическая культура родителей; неправильное воспитание в семье (гиперопека, гипоопека и т. д.);
определённые обстоятельства в жизни семьи:
- неполная семья или семья, в которой детей воспитывают прародители (бабушка или дедушка);
- конфликтная семья, в которой существует напряжённость взаимоотношений между родителями, отсутствует взаимопонимание и имеются расхождения во взглядах, установках;
- «асоциальная семья», где преобладают антиобщественные тенденции; формальная семья, где отсутствует общность потребностей, жизненных целей, взаимное уважение между членами семьи;
- «алкогольная семья», где основные интересы членов семьи определяются употреблением спиртных напитков.
Основными задачами деятельности по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних являются:
предупреждение безнадзорности, беспризорности, правонарушений и антиобщественных действий несовершеннолетних, выявление и устранение причин и условий, способствующих этому;
обеспечение защиты прав и законных интересов несовершеннолетних;
социально-педагогическая реабилитация несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении;
выявление и пресечение случаев вовлечения несовершеннолетних в совершение преступлений и антиобщественных действий.
Деятельность по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних основывается:
на принципах законности, демократизма,
гуманного обращения с несовершеннолетними,
поддержки семьи и взаимодействия с ней,
индивидуального подхода к исправлению несовершеннолетних с соблюдением конфиденциальности полученной информации,
государственной поддержки деятельности органов местного самоуправления и общественных объединений по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних,
обеспечения ответственности должностных лиц и граждан за нарушение прав и законных интересов несовершеннолетних.
Выделены 5 направлений поведения несовершеннолетних с девиантным поведением.
Приспособление (норма) - в норме человек автоматически приспосабливается к той ситуации, в которой он оказался.
Противодействие реальности - человек пытается активно разрушить ненавистную обстановку, «переделать» реальность под себя, а не под окружающих. Продолжает делинквентное поведение. Формируется с 3 - летнего возраста, пик - подростковый возраст.
Противостояние реальности - поведение обусловлено признаками психологической патологии и психопатологическими расстройствами. Такое поведение сопровождается невротическими реакциями.
Уход от реальности - индивид расценивает реальность как негативное явление. Проявляет неспособность адаптироваться к действительности.
Игнорирование реальности - индивид не принимает требования общества. Развиваются гиперспособности в одной области.
Учитывая причины и мотивы отклоняющегося поведения учащихся и студентов, считаем, что необходимо в организациях профессионального образования республики проводить следующие работы, направленные на профилактику их отклоняющегося поведения:
обращение к морально-этическим ценностям (изменения, происходящие в мире и стране требуют духовно-нравственного здорового поколения, способного к самостоятельному мышлению в ситуации, когда главной ценностью становятся интеллект и культура, как способ выживания человечества) [7];
создание чёткой и постоянной системы наблюдения за учащимися и студентами;
формирование правового сознания студентов, которое выразится в форме позитивной установки к нормам права, что, в свою очередь, приведёт к осознанию необходимости соблюдения норм права [4];
- выявление у студентов склонности к отклоняющемуся поведению;
- выявление ценностных ориентаций студентов [1; 2; 5; 6].
ранняя психодиагностика и психологическая профилактика отклоняющегося поведения;
разработка системы психолого-педагогических мероприятий по ранней профилактике отклоняющегося поведения студентов;
формирование общественно-значимого мировоззрения у учащихся и студентов;
формирование духовно-нравственной личности студентов на основе гуманистических общечеловеческих ценностей (честность, принципиальность, справедливость, требовательность к себе и другим в сочетании с терпимостью и тактом; уважение ко всему живому на земле, к природе, экологическое сознание и поведение; ответственность за свои поступки, умение признать и исправить ошибки; вера в человека, в гуманистические идеалы, наличие гуманистических ценностей и целей в жизни, служение этим идеалам) [8];
формирование позитивной установки к нормам права и нравственности [4];
включение элементов воспитания в профессиональную подготовку учащихся и студентов;
привлечение и участие студентов в самоуправлении [7];
привлечение и участие студентов в сфере научной деятельности (учащиеся и студенты должны писать рефераты, курсовые работы по тематике, связанной с отклоняющимся поведением, а также участвовать в дискуссиях и конференциях);
применять дифференцированный подход в выборе воспитательно-профилактических средств по психолого-педагогической коррекции отклоняющегося поведения учащихся и студентов.
Необходимо знать причины, источники, обусловливающие правонарушения, и на этой основе построить такую систему профилактической деятельности, которая обеспечила бы постепенное сокращение преступности.
Важным направлением в системе предупреждения преступности является комплексная межведомственная разработка проблемы ранней профилактики правонарушений несовершеннолетних. Предупредить правонарушение несовершеннолетних можно, если к профилактической работе привлечь семью, ближайшее окружение.
Большое влияние на поведение учащихся оказывает то, что они бедны житейским опытом, их эмоционально-волевая сфера ограничена, сказывается повышенная неуравновешенность, неадекватность самооценок, недостаточное умение контролировать свои поступки, склонность к подражанию, повышенная внушаемость.
Их взгляды нередко складываются под стихийным влиянием микросреды.
II.Нормативно-правовые основы организации профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних
Законодательство Приднестровской Молдавской Республики, регулирующее деятельность по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, основывается на Конституции Приднестровской Молдавской Республики, общепризнанных нормах международного права и состоит из законов и иных нормативных правовых актов Приднестровской Молдавской Республики.
Конвенция ООН о правах ребенка – международный правовой документ,
определяющий права детей на образование, пользование достижениями культуры, правом на отдых и досуг, и оказание иных услуг детям государствами-членами ООН. Конвенция о правах ребёнка является первым и основным международно-правовым документом, в котором права ребенка рассматривались на уровне международного права. Документ состоит из 54 статей, детализирующих индивидуальные права юных граждан в возрасте от рождения до 18 лет на полное развитие своих возможностей в условиях, свободных от голода и нужды, жестокости, эксплуатации и других форм злоупотреблений. Конвенция о правах ребенка ратифицирована Ватиканом и всеми странами-членами ООН, кроме США и Сомали.
13 мая 2002 года Верховный Совет Приднестровской Молдавской Республики признал рамочными нормами права (Постановление №579) на территории государства Конвенцию "О правах ребенка", Всемирную декларацию "Об обеспечении прав выживаемости, защиты и развития детей", Декларацию "О социальных и правовых принципах, касающихся защиты и благополучия детей, особенно при передаче детей на воспитание и их усыновление на национальном и международном уровнях", в соответствии с которыми в дальнейшем должны разрабатываться все нормативные правовые акты Приднестровской Молдавской Республики в части, касающейся выполнения норм данной Конвенции и деклараций.
Цель норм и обязательств, изложенных в Конвенции, заключается в том, чтобы дать ориентиры для законодательства, политики и программ в отдельных странах, а также для международных, национальных, правительственных и неправительственных организаций и органов в их деятельности, касающейся детей. Влияние Конвенции на детей можно оценить лишь в той мере, в которой ее буква и дух были учтены в первую очередь правительствами, а также другими учреждениями и организациями.
О прогрессе в реализации положений Конвенции можно судить по характеру национальных законов и политики, а также по наличию и эффективности структур и механизмов, требуемых для их осуществления.
Конвенция принята резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеи ООН от 20 ноября 1989 года, 26 января 1990 года началось подписание Конвенции.
Конвенция вступила в силу 2 сентября 1990 года после ратификации её двадцатью государствами. На Венской конференции по правам человека в 1993 году было принято решение добиться того, чтобы к 1995 году Конвенция стала универсальной для всех государств.
Декларация о правах ребенка включает фундаментальные принципы обеспечения защиты и благосостояния детей. Первая Декларация о правах ребенка была принята в 1923 г. Советом неправительственной организации «Международный союз спасения детей». Эта Декларация, получившая название Женевской, была одобрена в 1924 г. V Ассамблеей Лиги Наций. В 1948г. Генеральная Ассамблея ООН одобрила текст Декларации с некоторыми изменениями, а в 1959 г. приняла новую Декларацию, которая послужила основой для подготовки Конвенции о правах ребенка.
Рабочая группа достигла консенсуса в отношении окончательного варианта незадолго перед сессией Генеральной Ассамблеи ООН 1989 г., принявшей Конвенцию 20 ноября, в тридцатую годовщину Декларации 1959 г.
Законы Приднестровской Молдавской Республики:
- Закон Приднестровской Молдавской Республики «Об образовании» от 27 июня 2003 г.№ 294-З-III (САЗ 03-26), Закон утверждает общие основы структуры, деятельности и управления системы образования Приднестровской Молдавской Республики и представляет собой правовую базу для других законодательных актов Приднестровской Молдавской Республики, касающихся вопросов образования;
- Закон Приднестровской Молдавской Республики «Об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья (специальном образовании) от 10 февраля 2005 г. №529-З-III (САЗ 05-7), Закон направлен на создание и обеспечение условий, удовлетворяющих потребности лиц с ограниченными возможностями здоровья в получении образования, адаптации и интеграции указанных лиц в общество, а также определяет права граждан в области специального образования;- Закон Приднестровской Молдавской Республики «Об основных гарантиях прав ребенка» от 15 июля 2011 г.№ 116-З-V (САЗ 11-28), Закон устанавливает основные гарантии прав и законных интересов ребенка, предусмотренных Конституцией Приднестровской Молдавской Республики, в целях создания правовых, социально-экономических условий для реализации прав и законных интересов ребенка. Государство признает детство важным этапом жизни человека и исходит из принципов приоритетности подготовки детей к полноценной жизни в обществе, развития у детей общественно значимой и творческой активности, воспитания в них высоких нравственных качеств, патриотизма и гражданственности.
- Закон Приднестровской Молдавской Республики «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» от 16 ноября 2005 г. № 665-З-III (САЗ 05-47) (с дополнениями и изменениями). Настоящий Закон в соответствии с Конституцией Приднестровской Молдавской Республики и общепризнанными нормами международного права устанавливает основы правового регулирования отношений, возникающих в связи с деятельностью по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.
- Закон Приднестровской Молдавской Республики «О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей», от 16 апреля 2010 г.№ 54-З-IV (САЗ 10-15), Закон устанавливает порядок формирования и использования государственного банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей;
- Закон Приднестровской Молдавской Республики «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», от 27 июля 2010 г.№ 159-З-IV (САЗ 10-30), Закон определяет общие принципы, содержание и меры государственной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа в возрасте до 25 (двадцати пяти) лет;- Закон Приднестровской Молдавской Республики «О государственной поддержке многодетных семей» от 11 мая 2006 г.№ 26-З-IV (САЗ 06-20), Закон устанавливает целенаправленную и адресную систему мер по государственной поддержке многодетных семей в целях улучшения демографической ситуации в Приднестровской Молдавской Республике и обеспечения условий для полноценного воспитания, развития и образования детей из многодетных семей.- Закон Приднестровской Молдавской Республики от 14 апреля 2000 года № 279-ЗИД «О введении в действие части первой Гражданского кодекса Приднестровской Молдавской Республики»,
- Закон Приднестровской Молдавской Республики от 19 июля 2002 года № 164-3-III «О введении в действие части второй и третьей Гражданского кодекса Приднестровской Молдавской Республики» (САЗ 02-29),
- Закон Приднестровской Молдавской Республики от 17 июля 2002 года № 156-З-III «О введении в действие Гражданского процессуального кодекса Приднестровской Молдавской Республики» (САЗ 02-29),
- Закон Приднестровской Молдавской Республики от 19 июля 2002 года № 158-3-III «О введении в действие Кодекса о браке и семье Приднестровской Молдавской Республики» (САЗ 02-29),
- Закон Приднестровской Молдавской Республики от 27 июля 2010 года № 158-3-IV «Об организации и осуществлении деятельности по опеке (попечительству) в Приднестровской Молдавской Республике» (САЗ 10-30),
- Законом Приднестровской Молдавской Республики от 23 июня 2008 г. N 485-ЗИД-IV «О государственных пособиях гражданам, имеющих детей» (САЗ 08-25)
Указы Президента ПМР
- Указом Президента ПМР от 29 марта 2012 г. № 227утверждено Положение «Об органах опеки и попечительства Приднестровской Молдавской Республики», устанавливает порядок организации опеки (попечительства), усыновления и других форм устройства на территории Приднестровской Молдавской Республики.
Указом Президента Приднестровской Молдавской Республики от 21 августа 2008 года № 527 «Об утверждении перечня заболеваний, при наличии которого лицо не может усыновить ребенка, взять его в приемную семью, и перечня заболеваний, при наличии которого лицо не может принять ребенка под опеку (попечительство)» (САЗ (08-33) III.Категории лиц, в отношении которых проводится
индивидуальная профилактическая работа
Органы и учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних проводят индивидуальную профилактическую работу в отношении несовершеннолетних:
безнадзорных или беспризорных;
занимающихся бродяжничеством или попрошайничеством;
содержащихся в специальных учебно-воспитательных и других учреждениях для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной помощи и (или) реабилитации, социально-реабилитационных центрах для несовершеннолетних, социальных приютах, центрах помощи детям, оставшимся без попечения родителей;
употребляющих наркотические средства или психотропные вещества без назначения врача либо употребляющих одурманивающие вещества, алкогольные и спиртосодержащие напитки, пиво и напитки, изготавливаемые на его основе;
совершивших правонарушение, повлекшее применение меры административного взыскания;
совершивших правонарушение до достижения возраста, с которого наступает административная ответственность;
освобожденных от уголовной ответственности вследствие применения акта об амнистии либо акта о помиловании или в связи с изменением обстановки, а также в случаях, когда признано, что исправление несовершеннолетнего может быть достигнуто путем применения принудительных мер воспитательного воздействия;
совершивших общественно опасное деяние и не подлежащих уголовной ответственности в связи с не достижением возраста, с которого наступает уголовная ответственность, или вследствие отставания в психическом развитии, не связанного с психическим расстройством;
обвиняемых или подозреваемых в совершении преступлений, в отношении которых избраны меры пресечения, не связанные с заключением под стражу;
условно-досрочно освобожденных от отбывания наказания, освобожденных от наказания вследствие применения акта об амнистии или в связи с помилованием;
получивших отсрочку отбывания наказания или отсрочку исполнения приговора;
освобожденных из учреждений уголовно-исполнительной системы, вернувшихся из специальных учебно-воспитательных учреждений открытого и закрытого типа, если они в период пребывания в указанных учреждениях допускали нарушения режима, совершали противоправные деяния и (или) после освобождения (выпуска) находятся в социально опасном положении и (или) нуждаются в социальной помощи и (или) реабилитации;осужденных за совершение преступления небольшой или средней тяжести и освобожденных судом от наказания с применением принудительных мер воспитательного воздействия;
осужденных условно, осужденных к обязательным работам, исправительным работам или иным мерам наказания, не связанным с лишением свободы.
IV.Номенклатура дел по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних
Все документы по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних должны быть систематизированы, распределены по отдельным блокам и размещены в специальных папках.
В организациях профессионального образования документально-информационная база, регламентирующая организацию и осуществление профилактики безнадзорности и правонарушений, может включать:
1) Законодательные и нормативно-правовые документы, регламентирующие деятельность по профилактике безнадзорности и правонарушений (см. раздел «Нормативно-правовые основы организации профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»).
2) Документы, регламентирующие деятельность организации образования и отражающие вопросы профилактики безнадзорности и правонарушений учащихся (устав и другие правоустанавливающие документы, локальные акты, в том числе положение о совете профилактики, должностные инструкции специалистов, приказы, положения).
3) Документы по реализации целевых программ, направленных на решение проблем безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних (тексты программ, приказы, планы их реализации, информация об их исполнении).
4) Информационно-аналитические материалы по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних (информации, справки, отчеты, доклады, выступления).
5) Статистическая информация по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних (общее количество учащихся в организации профессионального образования, информация органов внутренних дел о преступлениях и правонарушениях несовершеннолетних, информация учреждений здравоохранения, социальной защиты о детях и семьях, находящихся в социально опасном положении, банки данных:
- несовершеннолетних, состоящих на учете в ИДН;
-учащихся, находящихся на внутреннем педагогическом учете;
-многодетных семей;
-семей, имеющих одного родителя;
-детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
-опекаемых детей и детей из патронатных семей;
-семей с низким материальным уровнем;
-детей-инвалидов (если таковые имеются в организации образования).
6) Методическое обеспечение профилактики безнадзорности и правонарушений (методические рекомендации, сборники, статьи, материалы научно-практических конференций, семинаров, методические разработки, сценарии классных часов, внеклассных мероприятий).
7) Внутренний контроль по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних (график контроля, объекты контроля, формы контроля, программы контроля, аналитические справки, приказы по итогам контроля).
8) Протоколы совещаний по вопросам профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних (протоколы совещаний при директоре, административных и производственных совещаний, педагогических советов, малых педагогических советов, заседаний родительского комитета, профилактического совета).
9) Выполнение предписаний надзорных органов (предписания и протесты прокуратуры, акты, справки выше стоящих органов, рекомендации, планы мероприятий, приказы по устранению недостатков и исключению фактов нарушений законодательства).
10) Работа с родительской общественностью по предотвращению безнадзорности, беспризорности и правонарушений (рекомендации, повестки и протоколы родительских собраний).
11) Работа Совета профилактики (положение о Совете, его состав, протоколы заседаний, решения, отчеты, информации).
У каждого классного руководителя должны быть сведения об учащихся группы, содержащие информацию социального характера, личностные особенности учащегося, информацию о родителях или лицах их замещающих.
В планы воспитательной работы должны быть включены мероприятия по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних для родителей.
Формы социального паспорта группы, индивидуальных карт учащихся и семей, протоколов и других документов могут быть разработаны в организации образования и приняты за единый образец для всего учебного заведения.
V. Функции организаций образования по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних
Основным законодательным актом, регламентирующим деятельность органов системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, является закон ПМР «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» от 16 ноября 2005 г.№ 665-З-III (САЗ 05-47) (с дополнениями и изменениями).
В соответствии с п.2 ст.15 данного закона в компетенции учреждений образования входят:
«Организации образования (начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования), организации образования начального профессионального, среднего профессионального образования и другие организации, осуществляющие образовательный процесс, в соответствии с уставами указанных организаций или положениями о них:
а) оказывают социально-психологическую и педагогическую помощь несовершеннолетним, имеющим ограниченные возможности здоровья и (или) отклонения в поведении либо проблемы в обучении;
б) выявляют несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, а также не посещающих или систематически пропускающих по неуважительным причинам занятия в организациях образования, принимают меры по их воспитанию и получению ими основного общего образования;
в) выявляют семьи, находящиеся в социально опасном положении, и оказывают им помощь в обучении и воспитании детей;
г) обеспечивают создание в организациях образования общедоступных спортивных секций, технических и иных кружков, клубов и привлечение к участию в них несовершеннолетних;
д) осуществляют меры по реализации программ и методик, направленных на формирование законопослушного поведения несовершеннолетних».
VI.Межведомственное взаимодействие
Для осуществления функций по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних организации профессионального образования взаимодействуют:
С органами исполнительной и представительной власти :
Главами государственных администраций;
Городскими Советами народных депутатов;
Органами опеки и попечительства;
Органами здравоохранения и социальной защиты;
Органами внутренних дел;
Инспекциями по делам несовершеннолетних;
Районными, городскими судами;
Районной (городской) прокуратурой;
Центрами занятости населения;
Городскими (районными) комиссиями по защите прав несовершеннолетних;
С общественными объединениями, организациями, фондами;
С молодежными и детскими общественными организациями и движениями;
С вышестоящими ведомственными органами:
- Министерством просвещения Приднестровской Молдавской Республики;
- ГОУ «Приднестровский государственный институт развития образования»;
Со средствами массовой информации:
- Местными печатными органами,
- Сайты, порталы организаций и учреждений.
Вышеизложенные подходы к систематизации деятельности по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних могут использоваться в практической работе организаций профессионального образования Приднестровской Молдавской Республики.
Выполнение их позволит в значительной мере упорядочить документацию, конкретизировать действия и повысить их эффективность в вопросах профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.
VII. Понятия, употребляемые в работе по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних
В соответствии с законодательством Приднестровской Молдавской Республики в системе профилактики безнадзорности и правонарушений употребляются следующие основные понятия:
а) несовершеннолетний - лицо, не достигшее возраста 18 (восемнадцати) лет;
б) безнадзорный - несовершеннолетний, контроль за поведением которого отсутствует вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанностей по его воспитанию, обучению и (или) содержанию со стороны его родителей или законных представителей, либо должностных лиц;
в) беспризорный - безнадзорный, не имеющий места жительства и (или) места пребывания;
г) несовершеннолетний, находящийся в социально опасном положении,- несовершеннолетний, который вследствие безнадзорности или беспризорности находится в обстановке, представляющей опасность для его жизни или здоровья либо не отвечающей требованиям к его воспитанию или содержанию, либо который совершает правонарушение или антиобщественные действия; д) антиобщественные действия - действия несовершеннолетнего, выражающиеся в систематическом употреблении наркотических средств, психотропных и (или) одурманивающих веществ, алкогольных и спиртосодержащих напитков, пива и напитков, изготавливаемых на его основе, в занятии проституцией, бродяжничеством или попрошайничеством, а также иные действия, нарушающие права и законные интересы других лиц;
е) семья, находящаяся в социально опасном положении, - семья, имеющая детей, находящихся в социально опасном положении, а также семья, где родители или законные представители несовершеннолетних не исполняют своих обязанностей по их воспитанию, обучению и (или) содержанию и (или) отрицательно влияют на их поведение либо жестоко обращаются с ними;
ж) индивидуальная профилактическая работа - деятельность по своевременному выявлению несовершеннолетних и семей, находящихся в социально опасном положении, а также по их социально-педагогической реабилитации и (или) предупреждению совершения ими правонарушений и антиобщественных действий;
з) профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних - система социальных, правовых, педагогических и иных мер, направленных на выявление и устранение причин и условий, способствующих безнадзорности, беспризорности, правонарушениям и антиобщественным действиям несовершеннолетних, осуществляемых в совокупности с индивидуальной профилактической работой с несовершеннолетними и семьями, находящимися в социально опасном положении;
и) бродяжничество - систематическое перемещение несовершеннолетнего из одной местности в другую (или в пределах одной местности), с существованием при этом на нетрудовые доходы; неоднократный самовольный уход несовершеннолетнего из дома без ведома родителей или законных представителей, в то числе неоднократное отсутствие несовершеннолетнего дома в ночное время без ведома родителей или законных представителей;
к) попрошайничество - выпрашивание у посторонних лиц продуктов питания, денег или других материальных ценностей под предлогом материальной нужды;
л) пиво и напитки, изготавливаемые на его основе, - пиво с содержанием этилового спирта более 0,5 процента объема готовой продукции и изготавливаемые на основе пива напитки с указанным содержанием этилового спирта".
VIII.Общие сведения о возрастных мотивациях
криминогенного поведения подростков
8.1. Мотивация правонарушений – совокупность причин психологического характера, обуславливающих деятельность человека. Это фактор, который нужно учитывать при анализе того или иного уголовного дела, в котором участвовал несовершеннолетний.
Мотивацию правонарушений может спровоцировать наличие за спиной ребенка или подростка взрослого с уголовным прошлым.
Люди эти неплохо разбираются в психологии, влияние к подготовке и совершению преступления относятся как к работе. Недаром они говорят: «Пошли на дело». И хотя определенной системы вовлечения несовершеннолетних в противоправную деятельность нет, опытные рецидивисты делают это на удивление грамотно, можно даже сказать — с педагогическим тактом, именно потому, что учитывают возрастную мотивацию:
- для тех, кому 8—9 лет, — это корысть. Дети, конечно, не виноваты, виновата среда. До 7 лет большинство из них воспитывалось в детских садах, где все общее — книжки, игрушки, еда.
Ребенок из неблагополучной семьи, недополучающий чего-то дома, худо-бедно восполняет недостачу вне дома, в детском учреждении. У него формируется представление о социальной справедливости: мне, как всем.
Но первый же год в обычной школе разрушает иллюзию равенства. Здесь у каждого ученика свои школьные принадлежности, а у него порой нет необходимого. Ребенок начинает понимать, что родители не хотят или не могут (что для него равнозначно) дать столько же, сколько у соседа. А чувство собственника именно в младшем школьном возрасте достигает одной из высших точек. Субъективная ценность сокровищ второклассника не соответствует рыночной стоимости вещи. Не составляет никакого труда произвести с ним взаимовыгодный обмен — забрать дорогое кольцо, украденное ребенком по приказу взрослого, и милостиво одарить его электрическим фонариком.
Мотивация правонарушений у детей 11—13 лет отличается от мотивации младших школьников. Здесь корысть уступает место игре, романтике, дружбе, возможности подняться на ступеньку выше по иерархической лесенке в своей компании. Они могут быть идеальными хранителями ценностей. Воры нередко используют квартиры мальчишек из неполных семей, живущих, как правило, вдвоем с матерью, под склады краденого. В большинстве случаев матери не подозревают, что являются невольными сторожами.
С получением паспорта подросток обретает новое чувство уверенности. В его противоправных действиях появляется обдуманность и корысть. Мотив продвижения по иерархической лесенке с возрастом приобретает повышенную значимость.
Тем, кому 16—17 лет, деньги нужны на выпивку, наркотики, покупку сверхмодной, а потому дорогой одежды.
Весьма характерным фактом общественной психологии в современных подростковых компаниях является изменение системы ценностей. Если 15 лет назад члена группы оценивали с точки зрения: «Какой ты?» (сильный, смелый, честный, верный), то теперь критерий звучит иначе: «Сколько ты стоишь?»
В особую группу выделяют и детей из элитарных семей. Избалованное дитя, получающее с ранних лет все, о чем мечтало и не мечтало, «переедает сладкого» и отправляется в бурное море жизни в поисках чего-нибудь остренького. Кое-кому из них начинает казаться, что новые вкусовые ощущения жизни может придать романтика, а вернее, псевдоромантика правонарушений. Их называют «мажоры». По изощренности преступлений им нет равных в преступной среде.
8.2. Опасные люди
Люди, которые окружают ваших воспитанников, — в основном хорошие, законопослушные граждане. Однако, среди них могут оказаться и опасные для несовершеннолетнего.
Наибольшей бдительности требуют следующие личности:
1. Неудачники. Они, как правило, озлоблены, обидчивы, мстительны. Внешние их признаки: физический недостаток, низкая занимаемая должность в зрелом возрасте, угрюмость.
2. Молчуны. Их трудно прогнозировать, потому что о них мало что можно узнать.
3. Истерики. Они капризны, обидчивы, действуют в зависимости от настроения, легко теряют контроль над собой. Признак психопатии — стремление быть на виду. Это может проявляться в экстравагантной одежде и прическе, наколках, вычурной манере говорить, украшениях, специально нанесенных шрамах, шумном «задевающем» поведении, стремлении к лидерству.
4. Энтузиасты. Они неосторожны и могут ввергнуть других людей в неприятности.
5. Обижающие животных. Кто не мучает животных, у того есть моральный барьер, который может сработать и в отношении человека. Тот, кто любит поиздеваться над кошкой или собакой, подобного барьера не имеет и по отношению к людям тоже может проявить черты живодера.
6. Излишне принципиальные. Они могут пожертвовать всем, в том числе и людьми, их здоровьем, жизнью, благополучием ради принципа. 
7. Лица с легко возбуждающейся психикой. Они могут в состоянии агрессии терять контроль над собой. Главный признак предрасположенности к возбуждению — неспособность долго пребывать в неподвижности. Такие люди крутятся на месте, качают ногой, барабанят пальцами, крутят в пальцах ручку, карандаш, что-нибудь теребят, ковыряют или ломают. Они склонны к скандалам, легко выходят из себя.
8. Особо услужливые. Нормальное отношение к нам посторонних людей — плохо скрываемое безразличие. Если кто-то с кем-то особо любезен, значит, ему что-то надо и он навяжется с какой-нибудь просьбой или подстроит ловушку.

8.3. Интернет зависимость в подростковой среде
В настоящее время спектр агрессивных и насильственных действий несовершеннолетних крайне широк. Наряду с традиционными формами насилия все более значительную роль начинают играть современные технологии, создающие новые индустриальные направления и, как следствие, новые аспекты самореализации для подростков.
К подобным совершенно новым формам поведения, обусловленного внедрением новых технологий, относятся электронная коммерция и электронная преступность, которым также нередко присущ элемент насилия. Рассмотрим одну из важнейших новых форм аномального поведения, свойственного практически только подросткам, — интернет-зависимость.
Признаки интернет-зависимости — бесконтрольность использования интернет-сети, значительное стрессовое воздействие, сопряженность с финансовыми проблемами, социальные и образовательные трудности и др.
Как всякая субкультура, Интернет объединяет большие группы подростков, формирует круг интересов и общения, стимулирует развитие межличностных отношений и имеет свои положительные и отрицательные факторы влияния на индивидуальную сферу психической деятельности своих членов.
Психологические механизмы формирования интернет-зависимости. Создание виртуальных образов, зачастую очень далеких от реального образа, является компенсаторным механизмом, обусловливающим выраженную интернет-зависимость.
В реальном общении со сверстниками возможности отождествления с идеальным «Я» ограничены непосредственным контактом, допускающим возникновение ситуаций, резко проявляющих несоответствие между реальными и декларируемыми качествами. Это обстоятельство практически полностью исключено при коммуникации в пределах сети. В большинстве случаев общение в рамках сети не предполагает в последующем переноса отношений в физический мир, что оставляет за пользователями полную свободу действий.
Сетевое общение позволяет подростку жить в образах своей мечты и осуществлять в рамках этих образов столь желаемую (сколь и невозможную в реальных условиях) коммуникативную активность.
Одна из форм интернет-зависимости — возможность реализации патологической идентификации, которая является, по существу, механизмом, чрезвычайно схожим с достижением идеального «Я», отличием которого служат патологические для подростка идентифицирующие черты, присущие создаваемому образу. Наиболее распространенной является патологическая идентификация с противоположным полом.
Еще одна форма интернет-зависимости — хакерство. Это целое движение, преследующее цель демонополизации распространения программных продуктов и демократизации доступа к интернет-ресурсам. Деятельность хакеров в основном не носит коммерческого характера и не используется для извлечения материальных выгод.
Интернет-зависимость в форме хакерства распространена в подростковой среде в ограниченных масштабах, что обусловлено в первую очередь отсутствием у них профессиональной подготовки. Однако многих подростков потенциально привлекает хакерская деятельность, что ведет в итоге к формированию интернет-зависимости.
Катастрофические (в том числе и по последствиям) масштабы приобрело создание вредоносных программ (вирусов).
В Windows создание вредоносных программ не требует серьезной подготовки программиста и в полном объеме доступно подросткам. Оно отражает в полной мере деструктивность, присущую подросткам в силу их возрастных особенностей, а также и определенные уровни психопатологии, в частности расстройства личности, дисфорические состояния при органических поражениях ЦНС. Большинство подростков, попадая в сеть, не находит иного применения своим потенциальным возможностям самореализации. В этом вирусописательство сродни вандализму и нанесению на стены надписей непристойного содержания.
Интернет являет собой изобилие компьютерных игр, находящихся в свободном доступе пользователя. Кроме версий, реализуемых в автономном режиме, имеется большое количество сетевых игр — от шахмат и карточных игр, реализованных в online-режиме, до специфических, исключительно компьютерных игр — стратегий, квестов, и т. д.
Геймерство — самая распространенная среди подростков форма интернет-зависимости. Преобладание этой формы обусловлено отсутствием необходимости в каких-либо навыках работы с персональным компьютером (ПК), увлекательностью многих игр и предоставляемой играми возможностью аутоидентификации с самыми различными героями. ПК-игры значительно популярнее приключенческой и фантастической литературы, что связано с динамичностью их и, главное, сложным, меняющимся по ходу действия сюжетным алгоритмом, интерактивностью сюжета.
Многие игры сочетают в своем сюжете несколько линий, позволяющих проявить созидательные, деструктивные и поисковые качества пользователя. Значительной проблемой интернет-геймерства является развитие в сети игорного бизнеса, создание широкой (и нерегулируемой) сети интернет-казино. Фактически этот род деятельности мало отличается от обычных форм игорного бизнеса, за исключением его доступности широким кругам пользователей.
К сожалению, в настоящее время вопросы профилактики интернет-зависимости практически не разработаны. В ряде зарубежных работ авторы предлагают использовать для профилактики интернет-зависимости online-психотерапию.
Вероятно, что поиск методов коррекции интернет-зависимости будет продолжаться, параллельно вызывая многочисленные споры в силу неопределенности самого понятия «интернет-зависимость».
IX. Афоризмы великих людей
В каждом человеке - солнце. Только дайте ему светить. (Сократ)
Ничто так сильно не разрушает организм, как человеческое безделье (Аристотель)
Праздность и нечего неделание влекут за собой порочность и нездоровье (Гиппократ)
Хорошо прожитый день даёт хороший сон (Леонардо да Винчи)
Девять десятых нашего счастья зависит от здоровья (А.Шопенгауэр)
Нет неразрешимых проблем, есть неприятные решения (Э.Борн)
Если вы хотите вести счастливую жизнь, вы должны быть привязаны к цели, а не к людям или к вещам. (А. Эйнштейн)
Достаточно крохотного зернышка надежды, чтобы засеять целое поле счастья. (Марк Леви)
Жизнь – это не имущество, которое надо защищать, а дар, который нужно разделить с другими людьми. (Уильям Фолкнер)
В этой жизни не важно, как ты падаешь. Важно, как ты поднимаешься. (Шэрон Стоун)
Вы — главный проектировщик своей жизни, независимо от того, понимаете вы это или нет. (Роббинс Энтони - (род. 1960г.) - американский писатель, предприниматель, занимающийся темой саморазвития, профессиональный оратор)
Задача жизни не в том, чтобы быть на стороне большинства, а в том, чтобы жить согласно с внутренним, сознаваемым тобой законом (Аврелий Марк Антонин - (121-180) - римский император, философ)
Бог мой, как прошмыгнула жизнь, а я даже никогда не слышала, как поют соловьи. (Раневская Фаина Георгиевна - (1896-1984) - выдающаяся советская актриса театра и кино)
Мы находим в жизни лишь то, что сами в неё вкладываем. (Эмерсон Ралф Уолдо - (1803-1882) - американский философ, эссеист, поэт. Крупнейший американский романтик)В диалоге с жизнью важен не её вопрос, а наш ответ. (Марина Цветаева)
Подражай хорошему даже во врагах, не подражай дурному даже в родителях. (Индия, народная мудрость)
Ни в чем не ошибаться - это свойство богов. (Демосфен)
Пусть не хватает сил, но желание все же похвально. (Овидий)
Славнейшая победа - победа над собой. (Публилий Сир)
Когда человек не знает, к какой пристани он держит путь, для него ни один ветер не будет попутным. (Сенека)
От мелких неисправимых ошибок легко перейти к крупным порокам.(Сенека)
Не делай другому того, чего себе не пожелаешь. (Конфуций)
Человек - единственное животное, которое причиняет другим боль, не имея при этом никакой другой цели.(Артур Шопенгауэр)
Надо идти вперед, все вперед, с жизнью, которая никогда не останавливается. (Эмиль Золя)
Истинное счастье состоит не в множестве друзей, а в достоинстве и свободе выбора. (Бенджамин Джонсон)
X.Рекомендации по взаимодействию с «трудными» несовершеннолетними
10.1. Приёмы, способствующие в нравственных поступках и накоплению социально – положительного опыта:
• Организация успехов в учении (заключается в организации помощи учащемуся, пока он не добьётся успешности в обучении и освоении профессии);
• Моральная поддержка (заключается в поднятии авторитета среди сверстников, а также в укреплении веры учащегося в себя);
• Убеждения (заключается в разъяснении и доказательствах правильности поведения); • Доверие (заключается в том, чтобы поручать обучаемому ответственные задания);
• Ожидание лучших результатов (преподаватель заявляет несовершеннолетнему, что ждёт от него более значительных успехов, это способствует формированию мотивации к учению и освоению профессии);
10.2. Приёмы, содействующие улучшению взаимоотношений между педагогом и обучаемым:
• Просьба (способствует повышению авторитета учащегося в коллективе, вызывает у него чувство собственного достоинства);
• Поощрение - похвала, награда, одобрение;
• Авансирование личности (высказывание положительного мнения или предоставление ему определённого благо, несмотря на то, что он этого пока не заслуживает, в результате чего учащийся ощущает моральную обязанность вести себя соответствующим образом);
• Обходное движение (подразумевает отведение от учащегося заслуженного обвинения со стороны коллектива, что вызывает у него чувство признательности к педагогу);
• Проявление огорчения (пробуждает чувство стыда);
• Прощение (в определённой ситуации педагог не прибегает к наказанию, не смотря на совершённый проступок);
• Поручительство (взятие виновного на поруки, обещание от своего имени, что учащийся будет достойно себя вести);
10.3. Приёмы, в которых открыто проявляется власть педагога:
• Констатация проступка (педагог, не выражая открыто своего отношения к действиям учащегося, показывает, что ему о них известно);
• Осуждение (заключается в проявлении отрицательного отношения к поступку);
• Наказание (реализуется в наложении определённого взыскания)
• Приказание (требование педагога, предъявленные в категорической форме)
• Предупреждение (заключается в раскрытии перед учащегося не приятных для него перспектив, если он не изменит своего поведения)
• Разоблачение или выявление виновного
10.4. Приёмы со скрытым действием:
• Параллельное педагогическое действие (заключается в наказании всего коллектива из-за нарушения, совершённого одним из учащимся, чтобы в дальнейшем сам коллектив влиял на провинившегося)
• Намёк (дают почувствовать свою вину, не прибегая к осуждению или наказанию)
• Ласковый упрёк (беседа в благожелательном тоне, где как бы невзначай, высказывается в мягкой форме порицания)
• Мнимое безразличие (создаётся такая педагогическая обстановка, когда на проделки учащегося словно бы никто не обращает внимания, поэтому неловкое положение нарушителя вызывает у него чувство досады и разочарования)
• Ирония (выставляют провинившегося студента в смешном виде, разумеется, без оскорбления его личности)
Несовершеннолетние с девиантным поведением относятся к группе «трудных». Они особенно нуждаются в индивидуальном подходе и внимании коллектива сверстников. Это не плохие, безнадёжно испорченные подростки, как неправильно считают некоторые взрослые, а несовершеннолетние, требующие особого внимания и участия окружающих. Начиная работу с учащимися и студентами, отличающимися отклоняющимся поведением, следует разобраться в причинах трудностей и подобрать соответствующие адекватные методы психокоррекции.
Взвешенное сочетание индивидуального, коллективного и педагогического воздействия, применение различных методов, приёмов и видов вне учебной деятельности в коррекционной педагогической работе с подростками с отклоняющимся поведением усиливает её результативность, помогает сделать процесс преодоления недостатков в развитии личности и девиации в поведении подростков реальным, действенным, а задачи по формированию положительных качеств его личности, интеграции в социум вполне осуществимыми.Библиографический список
1. Берберян А. С. Ценностно-профессиональные ориентации студентов Армении // Известия высших учебных заведений Северо-Кавказский регион. Комитет Российской Федерации по печати. Научно-образовательный и прикладной журнал Академии наук РФ. – 2009. – № 2. – С.104–108.
2. Берберян А. С. Формирование гуманистической позиции студентов в процессе организации непрерывного образования // Основные проблемы послевузовского и непрерывного образования. Международная научно-практическая конференция. – Ереван, 2010. – С. 102–108.
3. Змановская Е.В. Девиантология. Психология отклоняющегося поведения. – М., 2004.
4. Казданян С. Ш. Позитивная установка к нормам права как важнейший фактор психологической профилактики отклоняющегося поведения юношей: автореф. дисс. на соискание учёной степени канд. психолог. наук. – Ереван, 2002. 
5. Казданян С. Ш. Динамика медиальных и ценностных ориентаций. Годичная научная конференция (3–7 дек. 2007): Сборник научных статей: в 2 ч. – Ч. 2. – Ереван: изд-во РАУ, 2008. – С. 359–364.
6. Казданян С. Ш. К вопросу о ценностных ориентациях студентов ГГУ // Сборник научных статей. – № 11. – Гавар, 2009. – С. 137–139.
7. Квасников А. В. Профилактика зависимого и отклоняющегося поведения как элемент воспитательной работы в ВУЗЕ: www.ecad.ru /f4/sem 28-04/html
8. Педагогика: учеб. Л. П. Крившенко и др.; под ред. Л. П. Крившенко. – М., 2005.

3300, г. Тирасполь,
ул. Христо-Ботева, 24
Тел/факс: 373-533-9-60-о7
Эл. почта: tml35@mail.ruСайт лицея : tiras-ml.org