Повышение качества урока иностранного языка через использование здоровьесберегающих технологий в процессе обучения.


Повышение качества урока иностранного языка через использование здоровьесберегающих технологий в процессе обучения.
Здоровье – самая большая драгоценность, которая у нас есть. Действительно, здоровье – это не только отсутствие болезни, а физическая, социальная, психолого-педагогическая гармония человека, доброжелательные, спокойные отношения с людьми, с природой и самим собой. Переход на новую, личностно-ориентированную парадигму образования и воспитания предполагает учителям иностранного языка уделить больше внимания здоровьесберегающим технологиям: смене видов деятельности, чередованию видов активности (интеллектуальной –> эмоциональной –> двигательной), включению “разрядок” (игры, разучивание стихов, инсценирование, пение), то есть личностное ориентирование - модель образования, метод сохранения и укрепления здоровья.
Необходимость применения здоровьесберегающих технологий на каждом уроке продиктована, прежде всего, ухудшением физического и психического здоровья детей. Поэтому, одной из приоритетных задач образования становится сегодня сбережение и укрепление здоровья учащихся, формирование у них установки на здоровый образ жизни, выбор таких технологий преподавания, которые были бы адекватны возрасту учеников, устраняли бы перегрузки и сохраняли здоровье школьников. Использование этих технологий в обучении здоровьесбережению и здоровому образу жизни направлено на самоопределение, самореализацию ученика на основе его внутренней профессиональной мотивации, вводит ребёнка в образовательное поле без потерь для здоровья, с повышенной мотивацией. Подобный подход к обучению не даёт дополнительной нагрузки на нервную систему и способствует творческому развитию личности.
Урок – главное поле реализации здоровьесберегающих образовательных технологий и проверки педагогической компетенции учителя. Если учитель не может заслужить любовь ученика и подарить ему любовь, он рискует получить ненависть. Наряду с традиционными задачами учителя на уроке, описанными во всех учебниках педагогики, отметим те, которые нередко остаются за границами внимания педагогов, но имеют непосредственное отношение и к эффективности урока, и к задачам здоровьесбережения.
Ключевые слова: здоровьесберегающие технологии, смена видов деятельности на уроке, игры, физкультминутки, укреплять здоровье.
_____________________________________________________________
Учитель должен обеспечить:
- связь своих задач и задач самого учащегося (что-то узнать, чему-то научиться; самоутвердиться; не получить плохую отметку и др.);
- творческий характер урока;
- предоставление учащимся средств для самостоятельной работы и оказание помощи в их освоении;
- оптимальное использование наглядных средств обучения;
- психологический настрой всего класса на урок и динамику состояний учащихся, оптимальных для каждого этапа урока;
Несомненно, в процессе обучения иностранному языку большое значение имеет игра. Игра – дверь в душу ребенка. В игре ребенок раскрывается, т.е. проявляет самостоятельность, решительность, сообразительность, получает признание сверстников, глубже понимает окружающий мир, значение слов, проявляет все свои лучшие качества. Применяются игры, способствующие отдыху, вызывающие положительные эмоции, легкость и удовольствие. Например, игры-пантомимы, различные конкурсы и соревнования, подвижные игры. Ролевые игры в группе дают возможность воссоздания самых различных отношений, в которые вступают люди в реальной жизни.
Они забывают о своем психологическом дискомфорте. На уроках иностранного языка обязательно следует использовать песни, причем не только с малышами. Песня хороша на всех уровнях обучения. Она является одним из наиболее эффективных способов воздействия на чувства и эмоции учащихся. Через песню заучивается лексика, практикуются грамматические структуры, отрабатывается фонетика языка и т.д. Кроме того, песни дают возможность расслабиться, сделать небольшой перерыв в рутинной учебной деятельности на уроке. Это своего рода релаксация в середине или в конце урока, когда нужна разгрузка, снимающая напряжение и восстанавливающая работоспособность. Песня активизирует функции голосового и дыхательных аппаратов, развивает музыкальный слух и память, повышает учащихся, учитывая время для каждого задания, чередуя виды работ. Развитию мыслительных операций, памяти и одновременно отдыху учащихся способствуют:
Индивидуальное дозирование объема учебной нагрузки, рациональное распределение ее по времени.
Смена видов работ: самостоятельная работа, чтение, письмо, слушание, ответы на вопросы, работа с учебником (устно и письменно), творческие задания, “мозговой штурм”.
Различные тестовые задания с выбором ответа, с открытым ответом; задания на перегруппировку; на распознавание и поиск ошибок; разноуровневые задания.
Строгое соблюдение объема всех видов тестов, проведение контрольных работ строго по календарно-тематическому планированию.
Физкультминутки, игровые паузы (драматизация диалогов, текстовых отрывков), зрительная гимнастика и, конечно, эмоциональную разгрузку.
При подборе стихотворений и рифмовок к уроку нужно обращать внимание на следующее:
важно, чтобы их грамматический и лексический материал сочетались с темой урока;
преимущественно подбираются стихи и рифмовки с четким ритмом, так как под них легче выполнять разнообразные движения;
текст чаще воспроизводится в записи или проговаривается учителем, особенно в начальной школе, так как при произнесении текста детьми у них может сбиться дыхание
Hands up, hands down, Two little feet go tap, tap, tap.
Hands on hips, sit down. Two little hands go clap, clap, clap.
Hands up, to the sides, One little leap up from the chair,
Bend left, bend right. Two little arms go up in the air.
Песня на уроке – хороший вид релаксации, представляет возможность учащимся не только отдохнуть, но и служит для формирования фонетических, лексических, грамматических навыков. Различных песен в УМК много, но целесообразно для отдыха выбирать веселые, шуточные. Певческая деятельность проявляется в аудировании, разучивании, исполнении песни. Пение активизирует функции голосового и дыхательного аппаратов, повышает интерес к предмету, развивает музыкальный слух и память, снижает утомляемость за счет эмоционального настроя.
Guten Tag! Guten Tag! Klatsch in die Hände,
Hallo! Wie geht´s? klap-klap-klap.
Danke, prima, gut. trap-trap-trap.
Tschüs! Auf Wiedersehen! Stampf mit den Füßen
Klatsch in die Hände Eins, zwei, drei!
Eins, zwei, drei!
Stampf mit den Füßen,
Поскольку количество обучающихся с плохим зрением неуклонно растет, на каждом уроке целесообразно проводить разрядку в виде упражнений для глаз.
Teacher: Close your eyes! Open your eyes! Turn you eyes to the left, turn your eyes to the right. Your eyes up, your eyes down!
Дыхательные упражнения способствуют углублению дыхания, помогают повысить возбудимость коры больших полушарий, активизировать детей на уроке. Упражнение «Шарик» (начальная школа).
Учитель предлагает детям представить, что они воздушные шарики. « You are balloons»! На счёт 1,2,34- дети делают 4 глубоких вздоха «Breath in!» и задерживают дыхание. Затем на счёт 1-8 медленно выдыхают «Breath out!».
Дети очень любят играть. Но в данном случае имеется в виду не игра на личное или командное первенство, не конкурсы, требующие мобилизации умственных сил, а игры, способствующие отдыху. Например,
- при изучении алфавита: изобразить букву, нарисовать в воздухе.
- при изучении темы «Животные»: изобразить животное мимикой, жестами, голосом, движениями.
- игра «Бинго» (алфавит, цвет, цифры, животные, фрукты и овощи, одежда, город).
Большинство перечисленных компонентов можно использовать на всех этапах обучения языку и наши отечественные коллеги, без сомнения, применяют их на практике по мере возможности. В данной статье мы более подробно познакомим с приёмом использования пальчиковых игр на уроках английского языка в начальной школе. На кистях рук расположено множество рефлекторных точек, от которых идут импульсы в центральную нервную систему. Массируя определенные точки, можно воздействовать на внутренние органы, которые с этими точками связаны. Отечественные физиологи подтверждают связь развития рук с развитием мозга. В.М. Бехтерев в своих работах доказал, что простые движения рук помогают снять умственную усталость, улучшают произношение многих звуков, развивают речь ребенка. А известный педагог В.А Сухомлинский утверждал, что "ум ребенка находится на кончике пальцев”. Развитие мелкой моторики пальчиков полезно не только само по себе, в настоящее время много говорят о зависимости между точным движением пальцев рук и формированием речи ребенка. Слаженная и умелая работа пальчиков помогает развиваться речи и интеллекту, оказывает положительное воздействие на весь организм в целом,
готовит непослушную ручку к письму.
С помощью пальчиковых игр вводятся новые лексические единицы,
отрабатываются фонетика и речевые образцы.  (Пальцы сжаты в кулачки, большие пальцы направлены к груди)Tommy Thumbs, up!(Большие пальцы поднимаем вверх) Tommy Thumbs, down!(Большие пальцы опускаем вниз) Tommy Thumbs are dancing around the town!(Встряхиваем кисти рук в воздухе) Dancing on your shoulders,(Большие пальцы «танцуют» на руках)
  Перегрузка учащихся на уроке, которая вызывает повышение уровня утомляемости и невротизации, зависит не столько от количества, сколько от качества работы. Если процесс получения знаний интересен и мотивирован, то усвоение материала не создаст эффекта перегрузки. И наоборот, то, что вызывает у учащихся отторжение или кажется бесперспективным, бессмысленным и бесцельным, приводит к перегрузке даже при относительно небольших объемах материала. Перспективы поиска новых путей повышения двигательной активности школьников связаны с новыми подходами к организации учебного процесса с учетом динамической составляющей урока. Чтобы повысить динамическую составляющую необходимо внести изменения в традиционную структуру урока, совместить образовательный компонент с динамической нагрузкой на всех этапах учебного процесса.
Таким образом, использование здоровьесберегающих технологий в совокупности с охранительными педагогическими режимами обучения играет большую роль в жизни каждого школьника, позволяет легче и успешнее овладеть необходимыми знаниями на уроке, преодолеть трудности, позволяет достичь цели, решить задачи обучения. Учит детей жить без стрессов, укреплять, сохранять свое и ценить чужое здоровье. Применение здоровьесберегающих образовательных технологий на уроках способствует самоопределению, самореализации ученика на основе его внутренней мотивации, вводит ребёнка в образовательное поле без потерь для здоровья, с повышенной мотивацией. Подобный подход к обучению не даёт дополнительной нагрузки на нервную систему и способствует творческому развитию личности.

ЛИТЕРАТУРА:
Жаркова Л. А. Игровые физкультминутки на уроке иностранного языка. ИЯШ 2010 № 1
Полат Е.С. Новые педагогические технологии в обучении иностранным языкам. – Иностранные языки в школе. 2000. № 1.
Приложение к журналу «Иностранный язык в школе» Методическая мозаика № 5, 2005
Рябищенкова А.П., Сороковых Г.В. Об интеграции различных видов деятельности на уроках иностранного языка в младших классах. ИЯШ-2004 №5
Шляхтова Г.Г. Использование элементов здоровъесберегающих технологий на уроках английского языка. ИЯШ-2007 №2
Щукина Г.И. Роль деятельности в учебном процессе. – М.: Просвещение,1986.
Горобец О.В.
Сведения об авторе статьи: Горобец Ольга Васильевна, учитель иностранного языка, МБОУ Кромского района Орловской области «Кромская начальная общеобразовательная школа».