Конспект урока на тему Деловые бумаги (9 класс)

Конспект урока на тему «Деловые бумаги». (9 класс)

Цель урока:
Знакомство с принципами оформления официально – деловых документов.
Задачи:
1.Образовательные:
- формировать умение оформлять деловые бумаги: заявление, автобиографию.
- повторение признаков официально – делового стиля.
2. Воспитательные:
- формировать культуру делового письменного общения.
- формировать умение строить свои высказывания, исправлять чужие высказывания.
3. Развивающие:
- развивать умение выполнять собственную работу по предложенным образцам
- формировать умение выбирать задания в соответствии со своими способностями и интересами.

Оборудование:
- мультимедийная презентация урока
- карточки с общими и индивидуальными заданиями.

Ход урока:
Слово учителя: Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас урок развития речи. Его тема имеет практическую направленность и знание ее необходимо каждому современному человеку - «Деловые бумаги». Поставьте, пожалуйста, цели урока, чему мы будем сегодня учиться?
Сегодня на уроке мы познакомимся с тем,
что такое деловые бумаги. Узнаем,
как правильно составить деловой документ.

У.: Вы совершенно правы. Подумайте, какой стиль речи мы будем использовать, составляя деловые бумаги.
Официально – деловой стиль.

У.: Правильно, давайте вспомним особенности официально – делового стиля.

(Таблица заполняется на мультимедийном проекторе)

Сфера употребления
Речевые жанры
Признаки стиля

Деловые бумаги,
документы,
Деловое общение
Заявление
Протокол
Расписка
Объяснительная
Доверенность
Автобиография
Характеристика
Переписка учреждений
Переписка граждан и учреждений

Точность
Стандартность построения текста
Стандартные обороты речи (клише)
Производные предлоги и союзы (в связи с, ввиду того что, вследствие и др.)
Краткие прилагательные, причастия (готов, выпущен и др.)
Отглагольные существительные (заявление, введение, разрешение)
Обособленные обороты
Отсутствие эмоциональности
Отсутствие изобразительно – выразительных средств


.
Итак, сегодня на уроке мы познакомимся с тем, как оформляются два деловых документа – заявление и автобиография – вы в скором времени выпускники, выбираете свой дальнейший жизненный путь, практически все собираются продолжить обучение в различных учебных заведениях, поэтому первые официальные документы, которые вам придется составлять именно заявление и автобиография. Подумайте, что такое заявление, обратите внимание на строение слова.
Это документ, в котором о чем-то заявляется

.У.: Правильно, заявление – это официальная письменная просьба о чем – либо. (слайд)
Рассмотрим в учебнике на странице № 92 образец заявления. Какие особенности оформления заявления вы отметили?
В заявлении справа указывается адресат,
свои фамилия, имя, отчество, адрес, причем
без предлога от (заявление не от кого, а чье),
Затем посередине строки со строчной буквы

·пишется слово заявление, после него ставится точка.
С красной строки излагается содержание заявления
(кратко, четко, без эмоций). Внизу справа ставится подпись,
а слева - число.
У.: Все эти условия обязательно выполняются в деловом документе – заявлении. Сейчас мы прочитаем отрывки из заявлений и найдем недостатки, которые допустили их авторы, чтобы избегать самим подобных недочетов. Упр.210, карточка № 1.
У.: А теперь пришло время попробовать свои силы. Подойдите к столу и выберите себе задание.

Заслушиваются несколько ответов.

У.: Оглянитесь по классу и из разбросанных слов соберите высказывание древнегреческого философа Сократа. (слайд) Это высказывание имеет непосредственное отношение к еще одному документу, с которым мы познакомимся сегодня на уроке – автобиографией. Как вы думаете, какое значение имеет это слово?
Описание своей жизни.
Правильно, слово автобиография произошло из греческих слов авто – сам, БИОС – жизнь, графо – пишу, и означает описание жизни пишущего.( слайд) Давайте познакомимся с образцом автобиографии из упр. 211. Давайте по этому образцу опишем структуру автобиографии. Итак, как строится автобиография.
Вначале идет название документа, потом имя, фамилия, отчество,
Сведения о родителях, собственные занятия, сведения о братьях, сестрах.
У.: Еще в автобиографию могут включаться увлечении, если они имеют значение, домашний адрес.
Давайте прочитаем еще одну автобиографию и сравним ее с прочитанной. Чем они отличаются? Карточка № 2. Какие ошибки допустила ученица, составляя свою автобиографию.(работа со слайдом)
Называются ошибки.
У.: А теперь давайте откорректируем данную автобиографию. Внесем в нее исправления.
У.: Молодцы вы справились с заданием.(слайд) На карточке № 3 перед вами еще одна автобиография, которая принадлежит известному детскому писателю Анатолию Маркуше, давайте ее прочитаем. Чем она отличается от предыдущих биографий.
Автобиография неделовая
У.: А где могла бы вам встретиться подобная автобиография?
В книгах, в художественной литературе.
У.: Совершенно верно, автобиографии могут быть деловыми (официальными), и художественными (неделовыми) Они могут быть написаны в жанре дневника, мемуаров (воспоминаний), исповеди или рассказа..
Итак, давайте подведем итоги. Чем вам был полезен материал урока?
Мы учились писать деловые документы,
это нам пригодится в жизни, при
поступлении в учебные заведения.
У.: Дома вы продолжите работать над формированием умения писать автобиографию, но я предлагаю вам задание на выбор: 1. Напишите деловую автобиографию. (от руки или на компьютере). 2. Напишите автобиографию в художественном стиле(н-р.: в форме страницы из дневника) 3. Вы можете выполнить оба задания 1 и 2. Я знаю, что сейчас вы составляете портфолио. Свою автобиографию вы сможете вложить в этот документ.