Конспект урока русского языка на тему Деловые бумаги (9 класс)


Конспект урока русского языка в 9 классе
Тема: «Деловые бумаги».
Нужен срочно документ?
Консультант. Надёжней нет!
Цель учителя: выработать умение составлять деловые бумаги.
Задачи учителя:
образовательная: создать условия для изучения обучающимися требований к написанию деловых бумаг с использованием «КонсультантПлюс: Средняя школа»;
развивающая: способствовать развитию аналитического мышления, умения работать в парах;
воспитательная: способствовать формированию ответственного отношения к оформлению деловых бумаг.
Технология РКМЧП
Цели обучающихся: научиться составлять текст заявления.
Задачи: выяснить, что такое заявление; определить его стилистические особенности.
Методы и приемы развития интеллекта учащихся.
Заполнение таблицы.
Извлечение информации из исходного текста (активное чтение).
Составление памятки.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, диск «КонсультантПлюс:Средняя школа», выход в интернет, распечатки бланков и таблиц (см. Приложение).
Ход урока.
Организационный момент, эмоциональный настрой.
Здравствуйте, ребята. Рада вас видеть. Меня зовут Елена Николаевна. Сегодня нам с вами предстоит сотрудничество. Готовы? Тогда начнём.
2.Вызов.
- Мы с вами – граждане правового государства. Наверняка вы слышали такие слова как закон, приказ, постановление, резолюция. Предлагаю начать с игры, которая называется «Верю – не верю». Правила следующие. На доске записаны понятия, вверху – слова верю и не верю. Если вы согласны с утверждением, которое прочтёте - ставите галочку напротив слова верю, не согласны – напротив слова не верю. Вопросы есть? Тогда вперёд!
Приказ – 1) акт руководителя органа государственного управления, государственного учреждения, коммерческой организации, содержащий обязательные для работников установки.
Заявление – 3) просьба гражданина о содействии в реализации его конституционных прав и свобод или конституционных прав и свобод других лиц.
Протокол заседания: «…документ, фиксирующий ход обсуждения вопросов и принятия решений на собраниях, совещаниях и заседаниях государственных органов…»
Резюме – 2) составленный по определённым правилам набор сведений о претенденте на профессиональный конкурс.
Соглашение – договор между двумя или несколькими лицами.
-У нас возникли затруднения. Как их разрешить?
Предлагаю воспользоваться СПС Консультант+. Какие способы работы в этой системе вы знаете?
- Каким понятием можно объединить все эти слова? (деловые бумаги)
-Итак, тема нашего урока: «Деловые бумаги».
С названиями некоторых жанров деловых бумаг мы встретились. Определите стилевую принадлежность. (Официально-деловой)
- Вспомним особенности этого стиля. Предлагаю вам, работая в парах, оставить в таблице только признаки официально-делового стиля, вычеркнув лишнее.
Таблица 1. Официально-деловой стиль.
Сфера использования Беседа с приятелем. Делопроизводство и официальные отношения. Наука.
Основные жанры Репортаж. Конвенция. Стихотворение. Закон. Приказ. Указ.
Основные языковые черты Клише. Отсутствие средств выразительности. Использование средств выразительности. Точное обозначение дат. Уменьшительно-ласкательные суффиксы. Употребление слов только в прямом значении.
Ведущие стилевые черты Спонтанность. Стандартность. Информативность. Шаблонность. Конкретность. Безэмоциональность. Сжатость
Проверка.Итак, озвучьте, что осталось в таблице?
-Теоретическими знаниями мы вооружились.
- С какой деловой бумагой, как вы думаете, придётся чаще всего сталкиваться в жизненных ситуациях?
На работу поступаешь
Или секцию меняешь-
Обычное это явление.
Писать придётся… (заявление)
- Какие цели поставите перед собой на уроке? Какими способами их можно достичь? Я снова предлагаю обратиться за помощью к СПС «КонсультантПлюс». Что же скрывается под словом заявление? Какое определение даётся в правовой системе?
3.Осмысление. -Что нужно выяснить дальше? (Особенности построения и оформления)
- Затем по ссылке перейдите на содержание Федерального закона. Справа найдите слово Оглавление, кликните. Как вы думаете, содержание какой статьи в соответствии с темой урока нас заинтересует? (Статья 7.Требования к письменному обращению.)
- Прочитав текст, заполните первый столбец опорного конспекта-памятки по написанию заявления, т.е. укажите те требования, которые прописаны в законодательстве.
Композиция (что за чем следует) Оформление (где писать, с какой буквы)
1.Указать наименование органа (государственного или местного самоуправления) либо ФИО должностного лица.
В правом верхнем углу
2. Указать свои ФИО.
Полностью в род.пад. без предлога от
3. Указать почтовый адрес для обратной связи.
4. Изложить суть предложения, заявления или жалобы.
Обычно начинается со слов Прошу Вас…
5. Поставить дату и личную подпись.
Дата – слева, подпись – справа.
6. При необходимости прилагаются документы или материалы.
Перечень
- Итак, структура заявления ясна. А сейчас предлагаю ознакомиться с текстом заявления, составленным господином Ивановым. Всё ли здесь верно? Обсудите в парах ошибки, отредактируйте.
Дорогому товарищу директору
МОУ СОШ №1Петровой Г.В.
от низко кланяющегося Вам
Иванова А.Е.
заявление.
Убедительно прошу принять меня в МОУ СОШ №1 с 1 сентября сего года в 10 класс в вверенную вам школу, т.к. очень хочу в ней учиться, потому что много слышал о вас хорошего и о вашей школе тоже. Я уж не подведу и премного буду благодарен. А вы не пожалеете. Говорят, что тружусь хорошо, а учиться я люблю и умею. С глубоким почтением Андрей.
-А теперь вернитесь к таблице-конспекту и внесите данные во второй столбец.
5. Практическая работа по написанию заявления.
- Теперь вы владеете достаточной информацией для написания заявления? Тогда вперёд – темы в вашем распоряжении! (о приёме в спортивную секцию, об освобождении от занятий, о приёме на работу)
Фронтальная проверка.
6. Итоги урока. Рефлексия. Фишбоун (скелет рыбы) либо кластер.
Основные понятия

ответ

Вопрос темы

суть

суть

-Спасибо за сотрудничество.