Педагогический мониторинг в начальной школе: система, результат, повышение качества


«Педагогический мониторинг в начальной школе: система, результат, повышение качества".
(СЛАЙД 1)
Федеральные образовательные стандарты второго поколения задают новое видение того, каким должно быть содержание начального образования и его образовательный результат. Меняются учебники, требования к образовательным программам учреждений и учебным планам. Изменения распространяются на содержание и способы оценки результата образования. Теперь результативность складывается из сложного комплекса показателей, описывающих предметные, и метапредметные, и даже личностные достижения ребёнка.
(СЛАЙД 2)
Пожалуй, одним из самых востребованным в педагогической среде диагностических средств сегодня является «мониторинг». Однако далеко не все хорошо представляют, что же это собственно такое.
(СЛАЙД 3)
Мониторинг – это профессиональная деятельность педагога по отслеживанию состояния или развития какого-либо предмета изучения, которая позволяет оценить результативность осуществляемой деятельности и принять своевременные и обоснованные решения.
Цель мониторинга:
-проанализировать и оценить результативность обучения;
-оценить эффективность учебного процесса с точки зрения государственных стандартов образования;
-проанализировать успешность обучения с учетом особенностей детей нашего контингента;
-обобщить опыт, избежать в будущем ошибок.
-Мониторинг представлен обычно двумя уровнями.
(СЛАЙД 4)
Первый уровень (индивидуальный, персональный) – осуществляет его учитель, классный руководитель ежедневно (это наблюдение, фиксирование динамики развития каждого ученика и классного коллектива в целом или по определенным направлениям).
Второй уровень (внутришкольный) осуществляет администрация школы (отслеживание динамики развития классов, параллелей и школы в целом по определенным критериям или комплексно по нескольким направлениям и во времени – по учебным четвертям, полугодиям и годам обучения).
-Уважаемые коллеги, как вы считаете, какому уровню пед.мониторинга стоит уделить наибольшее внимание? ……………………………………………
Именно мониторингу первого уровня мы с вами и посвятим наши встречи, т.к. именно он представляет систему педагогического взаимодействия “учитель-ученик” и обеспечивает развитие индивидуальных способностей каждого ученика, включение его в учебную деятельность с учетом его возможностей и способностей.
Наверняка, никто из вас не будет оспаривать, что в этом вопросе нужна система. Системный мониторинг в действительности не так сложен в применении, как кажется со стороны. Нам и раньше все время приходилось накапливать информационный материал, а при анализе работы класса, начальной школы все время сравнивать результаты, полученные по классам с государственными стандартами программы (чертя графики), мы и не подозревали, что занимаемся мониторингом.
Для того чтобы иметь в запасе варианты данных для мониторинга, необходимо тщательно сохранять из года в год результаты контроля и различные текущие документы (материалы анализа, справки). Накапливая информацию по темам, выявляя «западающие», делая выводы, намечая перспективы, это все ступени, которые ведут к улучшению качества ЗУН учащихся.

(СЛАЙД 5)
I этап
ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ
Постановка цели
Определение объекта

контроль ЗУН анкетирование, тестирование, самооценка
анализ документов
наблюдение
Сбор информации
Выбор информации
Определение направлений и отбор критериев

II этап
ПРАКТИЧЕСКИЙ

Рекомендации
Обработка полученной информации
Систематизация информации, анализ
Вывод

III этап
АНАЛИТИЧЕСКИЙ


На первом этапе (подготовительном) определяется цель, объект (объектом мониторинга для учителя начальных классов является обучающийся, класс, а также отдельные направления воспитательно-образовательного процесса), сроки, инструментарий.
Второй этап (практический) - сбор информации.
Методики сбора информации разнообразны: наблюдения, опрос, собеседование, анализ документов, посещение уроков, контрольные срезы, анкетирования, тестирование и т. д. Использование тех или других методик зависит от целей проведения мониторинга и имеющихся средств.
Третий этап (аналитический). Информация обрабатывается, анализируется, вырабатываются рекомендации, определяются пути корректировки.
Большинство молодых учителей упускают 1 и 3 этапы.
Конечно, наибольшего времени требует II этап – основной элемент в организации мониторинга. К нему надо хорошо подготовиться, он предполагает разнообразие видов деятельности.
Не менее важен III этап – аналитический. Обработка, систематизация информации послужит дальнейшему использованию данных мониторинга. Информацию лучше всего накапливать в форме таблиц, диаграмм, шкал.
Сопоставление данных мониторинга с запланированными показателями дает возможность увидеть, насколько верными были решения, поможет скорректировать, пересмотреть формы, способы действия или же утвердиться в их правильности.
Учитель начальных классов, он же классный руководитель, осуществляет различные виды педагогического мониторинга:
(СЛАЙД 6)
дидактический мониторинг – слежение за различными сторонами учебного процесса (уровень развития учащихся, состояние успеваемости, качество знаний, умений и навыков);
воспитательный мониторинг - слежение за различными сторонами воспитательного процесса (уровень воспитанности, уровень развития классного коллектива, социум);
психолого-педагогический мониторинг - слежение за состоянием психологического здоровья обучающихся, развитием их индивидуальных способностей (совместно с психологом);
медицинский мониторинг - слежение за динамикой здоровья обучающихся (совместно с медицинским работником школы).
внутренний мониторинг – мониторинг, осуществляемый самой школой (учениками, педагогами, администрацией).
внешний мониторинг – осуществляется внешними по отношению к школе службами.
административный мониторинг осуществляет администрация школы (отслеживание динамики развития классов, параллелей и школы в целом по определенным критериям или комплексно по нескольким направлениям и во времени – по учебным четвертям, полугодиям и годам обучения).
индивидуально-педагогический мониторинг – осуществляю его я как учитель-предметник и как классный руководитель ежедневно (провожу наблюдение, фиксирую динамику развития каждого ученика и классного коллектива в целом или по определенным направлениям).
внутриурочный мониторинг позволяет мне отслеживать на протяжении всего занятия степень усвоения изучаемого материала как отдельными учениками, так и классов в целом и в случае необходимости корректировать ход урока.
мониторинг личностных достижений учащихся – позволяет увидеть в комплексе личностный рост каждого моего ребёнка относительно самого себя в разных сферах: обучение, воспитание, развитие и т.д.
тематические мониторинговые работы я провожу на своё усмотрение после изучения конкретного раздела, темы. Это позволяет мне оценить текущие результаты учебного процесса, проверить прочность усвоения изученного материала, выявить динамику успешности обучения, скорректировать свою деятельность.
Входной
внутренний
административный
внешний
индивидуально-педагогический
Промежуточный
Итоговый
Тематический
ВнутриурочныйМониторинг личностных достижений
Виды педагогического мониторинга
воспитательный
медицинский
психолого-педагогический
дидактический


Напомню какие методы мониторинговых исследований применяются на практике:
анкетирование;
сбор информации;
собеседование;
педагогическое наблюдение;
педагогический анализ;
психологическая диагностика.
Средства мониторинга:
анкеты для родителей и педагогов;
карты наблюдений уроков и внеурочной деятельности;
входящие, промежуточные и итоговые контрольные срезы;
административные контрольные работы и тесты;
компетентностные задания;
социально-диагностические ситуации, в т.ч. психологические игры
оценочные карты;
портфолио ученика.
тесты на определение уровня тревожности и мотивации.
Особое место в педагогическом мониторинге учителя начальных классов занимает непрерывное отслеживание качества обученности как всего класса, так и отдельных учащихся по всем разделам учебных программ. Это позволяет учителю осуществлять самоконтроль, самоанализ и самооценку своей педагогической деятельностью.
Определив учебные возможности каждого ученика, благодаря мониторинговым исследованиям, можно теперь проводить мониторинг результатов учебной деятельности учащихся.
Методика мониторинговых исследований проста. МЫ выделяем учебные дисциплины, которые будут составлять исследуемую образовательную область. В данном случае – это русский язык, математика. Определяем периодичность проведения мониторинга.
По итогам диагностики определяется оптимальная тактика и стратегия работы учителя, намечаются коррекционные занятия с конкретными учащимися.
По итогам следующих замеров проводится сравнительный анализ результатов развития учащихся.
Если наблюдается положительная динамика, то образовательный процесс можно считать результативным. Если обнаруживаются негативные результаты, то проводится пристальное изучение факторов, влияющих на эти показатели. Этим занимается учитель и вся психологическая служба: психолог, логопед, социальный педагог, дефектолог с которыми мы работаем в тесной взаимосвязи.
На собственном опыте я убедилась, что кроме оценки знаний учащихся, мониторинг способствует совершенствованию у меня как педагога способности к рефлексии собственной деятельности. Что проявляется в более качественном РЕФЛЕКСИВНОМ САМОАНАЛИЗЕ РАБОТЫ.
Рефлексия проявляется в способности прогнозировать, проигрывать в уме и адекватно оценивать как возможные, так и реальные результаты учебного процесса. Что обеспечивает постоянный «АВТОМАТИЧЕСКИЙ» анализ, осмысление, корректировку самим педагогом собственного практического опыта и обучения на этом опыте других.