Учебный проект История одного подвига


Содержание:
1.Введение. стр.2
2.Основная часть. История одного подвига: стр.2-6
А) Письмо из г. Красноярска;
Б) Ленд-Лиз: малоизвестные факты войны;
В) Подвиг стрелка – бомбардира В.М.Чижика.
3. Заключение. стр.6
4. Список литературы. стр.7
5. Приложение. стр.8-11
1.Введение.
Чижик Василий Маркович – один из тех, кто не был на войне. Но его имя по праву вписано в «Книгу памяти» Республики Хакасия.
Цель представленной поисково-исследовательской работы – собрать информацию о Чижике Василии Марковиче. Задачи исследования: 1. Поиск документальных материалов; 2. Освоение навыков исследования; 3. Представление еще одной страницы истории Великой Отечественной войны.
Мое исследование – изучение и сопоставление информации, уточнение биографических данных, подтверждение фактов и событий военного времени, участником которых был В.М.Чижик.
Проделанная работа, на мой взгляд, актуальна тем, что возможно, для многих моих ровесников данный материал - малоизвестные факты войны. Но они так же значимы и неоценимы тем, что расширяют рамки представления о войне, цене Победы.
Война – это судьбы миллионов людей. Мы знаем имена военных полководцев, героев. Имя сержанта Чижика не отмечено на сельском памятнике погибшим воинам.Не было его имени и списках погибших, что хранятся в нашем школьном музее. Судя по найденным и представленным в работе материалам, он не был участником боевых действий. Возможно, и наград не было. Знакомясь с различными документами, материалами, все больше убеждалась в том, что подвиг – это не всегда линия фронта, место сражения. Процесс поиска и установление достоверной информации о Чижике Василии Марковиче был направлен на восстановление событий военных лет.
2.Основная часть. История одного подвига.
На адрес нашей школы пришло письмо доцента кафедры Отечественной истории КГПУ им. В.П.Астафьева, кандидата исторических наук Бориса Ермолаевича Андюсева. Из содержания письма: «Из похоронного извещения нам известно, что Ваш земляк сержант Чижик Василий Маркович, стрелок-бомбардир, 1923 года рождения, Усть-Абаканский район, с.Подсинее, Абаканский РВК, погиб при вылете с аэродрома г.Красноярск 29.04.1943г. … Мы, преподаватели и студенты исторического факультета …обращаемся к Вам с просьбой помочь установить связь с родственниками и земляками погибшего воина, с теми, кто его знал… Если есть возможность разыскать его фотографии, письма, иные данные о герое… На основе нашего поиска и Вашей информации, мы будем ходатайствовать перед администрацией города об установке Памятного знака на берегу реки Енисей у места гибели экипажа…»
Известно имя, известен подвиг, известно место гибели… Старожилы села не смогли помочь. Предположительно, семья героя на период войны уже не жила в селе. Это подтверждают и данные разных источников. В процессе поиска информации были обнаружены некоторые неточности в сведениях о земляке, размещенных в Интернете. Место рождения указано как Харьковская область., Усть-Абаканский район, с. Подсилье (установлено, что в Харьковской области данного пункта не существовало). Авторами информации допущена неточность. А далее – домашний адрес: Красноярский край, г.Абакан, ул. Крупская, д. 4. Из родственников указана мать – Чижик Вера Яковлевна, которая на тот момент проживала в г.Абакане по ул. Крупской, дом №4 (В.М.Чижик был зарегистрирован по тому же адресу). Место призыва на военную службу: Абаканский РВК Красноярского края. В сведениях указан полк, в котором служил В.М.Чижик – 260 бомбардировочный авиационный орденов Суворова 1 степени и Михаила Кутузова 3 степени. Поэтому, за основу взяты данные «Книги Памяти». В ней указано: «Чижик Василий Маркович, род. 1923г., с.Подсинее У-Абаканского, ныне Алтайского района ХАО. Призван Абаканским ГВК. Сержант, стрелок 260 Лозовской бомбардировочной дивизии. Умер от ран 29.04.43г. Захоронен в г.Красноярске.
К сожалению, на сегодняшний день в работе содержится лишь скудные сведения о Чижике В.М. Поэтому мне хочется продолжить поиск. В «Книге Памяти» есть еще одна информация, из которой можно предположить, что у Чижика В.М. был брат. « Чижик Сергей Маркович, род.1925г., г.Абакан ХАО. Призван Абаканским ГВК. Сержант, командир отделения 106 ОШР. Погиб 05.01.44г. Захоронен д.Староселье Невельского района Калининской, ныне Псковской обл.» Таким образом, я сделала вывод, что Чижик В.М. на начало Великой Отечественной войны уже не жил в нашем селе. Поиск новых фактов из жизни летчика продолжался. Неважно, что он на период войны не был жителем села – он мой земляк. Его подвиг учит мужеству и пониманию чувства долга и ответственности за судьбы людей.
Исследуя различные источники, удалось создать более полную картину тех событий, участником которых был и В.М.Чижик. «В Красноярске во время Великой Отечественной войны заканчивалась секретная перегонная авиатрасса Аляска – Сибирь. Затем эти полученные по Ленд-Лизу от США самолеты дальше вылетали на фронт в действующую армию». Это фрагмент письма Б.Е.Андюсева.
Для меня – семиклассницы - не очень понятно, что означает Ленд-Лиз. Найдена небольшая выдержка из документа, которая дает краткое представление о Ленд-Лиз: «…Статья 1. Правительство Соединенных Штатов Америки будетпродолжать снабжать Правительство Союза Советских Социалистических Республик теми оборонными материалами, оборонным обслуживанием …, которые Президент Соединенных Штатов Америки разрешил передавать или предоставлять»…
Более содержательной оказалась информация энциклопедического характера. «Ленд-Лиз (англ. lend - давать взаймы, lease сдавать в аренду) – система передачи США в займы или в аренду военной техники, оружия, боеприпасов, снаряжения, стратегического сырья, продовольствия, различных товаров и услуг странам-союзникам по антигитлеровской коалиции в годы Второй мировой войны.
Закон был принят 11.03.1941г. Конгрессом США. Соглашение с Советским Союзом … США подписали 11.06.1942г. (поставки в СССР осуществлялись с ноября 1941г.) («Великая Отечественная Война. 1941-1945. Энциклопедия. М.: «Советская энциклопедия», 1985. Стр. 400).
Из материалов ИНТЕРНЕТ узнала, что осенью 1942г. И.В. Сталин писал Франклину Рузвельту (президенту США): «… мы крайне нуждаемся в увеличении поставок самолетов-истребителей современного типа (например, «Аэрокобра»)… Что касается положения на фронте, то Вы, конечно знаете, что за последние месяцы наше положение на юге, особенно в районе Сталинграда, ухудшилось из-за недостатка у нас самолетов, главным образом, истребителей. У немцев оказался большой резерв самолетов. Немцы имеют на юге минимум двойное превосходство в воздухе, что лишает нас возможности прикрыть свои войска». Рузвельт отвечал: «Я изучаю все возможности увеличения истребителей, поставляемых Советскому Союзу. В октябре мы отправили Вам 276 боевых самолетов, и делается все возможное, чтобы ускорить эти поставки».
Для меня эта информация оказалась познавательной. Переписка двух руководителей государств во время войны! Кроме того, речь шла о Великой Сталинградской битве, откуда начинался отсчет времени Великого перелома в войне. Следующим шагом в моей поисковой деятельности стало изучение материалов о путях получения данной поддержки. Тем более, эти сведения помогли больше узнать о своем земляке.
Были определены маршруты переправки самолетов, но, как описывается в источниках, они оказались сложными и непредсказуемыми : от Америки до Мурманска и Архангельска. Вариант переправки боевой техники через Тихий океан был слишком протяженным. «Главной транспортной артерией был избран путь через Индийский океан до иракского порта Басра в Персидском заливе и далее через Иран к советской границе. Этот очень длинный и неудобный из-за нескольких перевалок путь все же сыграл важную роль в доставке в СССР важных грузов».
Большая протяженность расстояний, неудобство из-за того, что в некоторых районах тоже велись боевые действия Второй мировой войны. Нужно было пересекать границы разных государств. Поэтому одним из оптимальных вариантов стала воздушная трасса «через Берингов пролив, центральные районы Чукотки и Якутии до Красноярска». Но таким ли легким был этот маршрут? Опираясь на географические знания, можно предположить, что суровые климатические условия требовали большой отдачи сил, героизма, мужества, как летчиков, так и всех людей, всех служб, кто обеспечивал доставку летной техники на место. Самолеты должны были совершать промежуточные посадки. Необходимы были пункты их заправки. Значит, нужны были посадочные полосы, аэродромы. Все они должны были быть оборудованы всем тем, что давало возможность достигать поставленной цели.
И здесь так же очевиден подвиг наших соотечественников. Можно только предполагать, насколько все это было сложным, неимоверно трудным. Это подтверждает информация ИНТЕРНЕТ: « …Работа не прерывалась ни днем, ни ночью, велась и в сорока-пятидесятиградусные морозы, в весеннюю распутицу. На стройках (аэродромов) работали как вольнонаемные и трудармейцы, так и заключенные ГУЛАГа. …Менее чем за год была построена авиалиния протяженностью около 5000 км, 17 аэродромов».
Выполняя данную работу, представляла своего земляка. Возможно, он в то время совсем не видел в своей службе чего-то геройского. Но, как мне кажется, для него все, что он делал, было большой ответственностью, и было чувство гордости – он, двадцатилетний паренек выполнял Великую миссию – приближал Победу. Вероятно, ему доводилось встречаться и с американскими парнями – летчиками , которые доставляли самолеты из г.Фэрбенкса до места отправки в Красноярск. Суровые будни войны, возможно, скрашивались такими встречами, общением, желанием быстрее вернуться домой, где их ждали близкие. «Каждый полк имел в своем аэропорту базирования местные достоинства, которыми удовольствием пользовались соседи в восточной стороны». Для летчиков были построены бани. В некоторых местах даже были клубы, библиотеки, где можно было не только почитать книги, полистать журналы, познакомиться с сообщениями с линии фронта из газет, но и поиграть в шахматы.
Но за этими «развлечениями» стояла настоящая мужская работа и сложнейшие условия перегона самолетов. «Непривычная и неизученная местность. Сложные метеоусловия. Зимой морозы достигали до 50 градусов. Не всегда надежная радиосвязь и точные карты. Сказывалась и неопытность самих летчиков, так называемый человеческий фактор. За время работы трассы на ее части, обслуживаемой советской стороной, произошло 279 летных происшествий, из них 39 катастроф, 49 аварий, 131 поломка и 60 вынужденных посадок. Погибло 114 человек. Немало летчиков пропало без вести, некоторые самолеты с останками найдены через десятки лет после войны. А иные до сих пор не найдены».
29 апреля 1943 года. Последний полет сержанта Чижика. В тот роковой день были сложные метеоусловия (ледяной дождь, крайне низкая облачность, ветер, турбулентность воздуха в районе г.Красноярска). «…Самолет «Бостон» с 4 членами экипажа рухнул в Енисей. …До последней минуты экипаж боролся за спасение и себя, и самолета, но более того, они своей гибелью в Енисее спасли жилые кварталы города». В похоронном извещении значится, что сержант Чижик похоронен: г.Красноярск, река Енисей 29.04.1943г.»(из письма Б.Е.Андюсева). А эта информация размещена уже в ИНТЕРНЕТе: 29 апреля 1943 г. самолет А-20 "Бостон" после взлета последним при догоне звена в момент третьего разворота в районе ж.д. моста на расстоянии 700-800 м от берега с пикированием врезался в воду и утонул на глубину 5 м. Экипаж погиб. Командир экипажа 260 БАП сержант Суханов Юрий Викторович, 1923 г.р.; штурман сержант Чижик Василий Маркович, 1923 г.р.; стрелок сержант Родин Сергей Николаевич, 1921г.р.; механик ст. сержант Акименко Григорий Артемьевич, 1918 г.р.. Их личное оружие - пистолеты ТТ, списаны (материалы ИНТЕРНЕТ).
3.Заключение.
В процессе поиска материалов о Чижике В.М., я пришла к выводу, что чем больше узнаешь о событиях Великой Отечественной, тем в большей степени понимаешь, какая высокая цена была заплачена за Победу! В то же время,сколько бы мы не узнавали о войне, все равно остается так много неизведанного. Огромное количество информации еще не дошло до нас. За каждым годом войны, за каждым ее мгновением стоит огромное количество людей, известных и безымянных, прославленных своими подвигами. Каждый из них написал свою историю в большую историю Великой Отечественной войны.
Кроме того, проделанная работа научила на практике анализировать, сравнивать различную информацию, описывать исторические события, выделять существенное из обилия материалов. Поиск сведений о Чижике В.М. будет продолжен и есть надежда, что я смогу еще многое узнать и рассказать об этом человеке.
4. Литература:
«Книга Памяти. 1941-1945. Том 2-й», Абакан, 1995, стр.539
(«Великая Отечественная Война. 1941-1945. Энциклопедия». М.: «Советская энциклопедия», 1985. Стр. 400
Портал о фронтовиках. www. Pobeda 1945.su /frontovik/ 1536 archivs
Pobeda. Krskstate.rus>Slava/port3_4/eto_2
«Обретениеутраченного. Aif.by>ru/podpiska/item/165559-oct.html
5.Приложение:

Авиатрасса с пятью перегоночными пунктами.

Карта Красноярска тех лет

Средний бомбардировщик А20 "Бостон"

Истребитель Р63 "Кигкобра".


На аэродроме Уэлькаль в ожидании вылета.

В библиотеке перегоночной трассы

Памятник одному из погибших летных экипажей в г.Красноярсве.