Разработка урока по теме Как человек изменил Землю по ФГОС 5 класс


МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА
Косикова Надежда Михайловна
Учитель биологии МБОУ СОШ № 60 г.Краснодара
УМК Н.И. Сонина. Концентрический курс
Предмет
Биология. Введение в биологию
Класс
5

Тема урока
Как человек изменил Землю

Цель: создать условия для выявления причинно-следственных связей влияния человека на природу, возникновения экологических проблем.
Задачи:
помочь в осознании и осмыслении причин возникновения экологических проблем; способствовать включению учащихся в активную учебную деятельность;
способствовать созданию атмосферы открытости и ответственного сотрудничества на уроке; воспитывать бережное отношение к природе.

Планируемые образовательные результаты
Предметные
Метапредметные
Личностные

Освоение знаний о влиянии человека на природу, возникновении экологических проблем; умение применять изученный материал; строить речевые высказывания с использованием специальной терминологии; анализировать и обобщать полученные результаты, делать выводы
Познавательные: умение получать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (тексты, таблицы), обрабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; делать выводы на основе обобщения знаний, преобразовывать информацию из одной формы в другую; представлять информацию в виде текста, таблицы.
Коммуникативные: умение активно сотрудничать в поиске и сборе информации; с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками.
Р Регулятивные: способность самостоятельно формулировать тему, цели урока после предварительного обсуждения; умение вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы других, исходя из имеющихся критериев.
Рефлексивные: умение оценить свои учебные достижения, поведение и эмоциональное состояние
Сформированность познавательных интересов , направленных на изучение влияния человека на облик Земли; умение понимать смысл поставленной задачи, ясно и четко излагать свои мысли в устной речи, выстраивать аргументацию; осознание возможности применения нового знания

Решаемые учебные проблемы
Выявить изменения в природе, вызванные деятельностью человека

Основные понятия, изучаемые на уроке
Экология, экологические проблемы, кислотные дожди, парниковый эффект, загрязнение окружающей среды, техногенные аварии,

Вид используемых на уроке ИКС
ПК; проектор; мультимедийная презентация учителя к уроку; рабочие тетради, учебники, электронное приложение


Образовательные интернет-ресурсы
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
http://fcior.edu.ru

Этап урока
Содержание учебного материала
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Планируемые результаты УУД

1. Организационный момент, мотивация к учебной деятельности

- Добрый день, ребята. Присаживайтесь на свои места. Рада, что у вас хорошее настроение, и надеюсь, что мы с вами сегодня очень дружно и активно поработаем.
Приветствует, создает доброжелательную атмосферу, проверяет готовность к уроку, желает успеха.
Включение в деловой ритм.
Ученики встали, настроились на работу, проверили на столах наличие учебника, тетради, рабочей тетради, дневника, письменных принадлежностей
Личностные:
Умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам.
Регулятивные: умение организовать выполнение заданий учителя

2. Актуализация
знаний, сообщение темы и целей урока


«Мудрое слово всегда кратко», говорит учитель и предлагает вниманию учащихся высказывания великих людей.

Стали люди сильными, как боги, И судьба Земли у них в руках. Но темнеют старые ожоги У земного шара на боках. Мы давно освоили планету, Широко шагаем в новый век. На Земле уж белых пятен нету- Черные сотрешь ли, человек? (Батуева А.С.)

«Никогда не поздно посадить деревце: пусть плоды не тебе достанутся, но радость жизни начинается с раскрытия первой почки посаженного растения»
(К. Паустовский).

«Поведение человека в природе это зеркало его души» (К. Зелинский).

Тема урока: Как человек изменил Землю

Выдвигает проблему, задает вопросы и определяет тему урока
Решая проблему, выдвигают предположения о теме урока.
Личностные: Умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам.
Регулятивные УУД:
Умение организовать выполнение заданий учителя.
Коммуникативные УУД: умение воспринимать информацию на слух, отвечать на вопросы учителя

3. Постановка учебной задачи.

- Итак, как звучит тема нашего сегодняшнего урока?
- Откройте тетради, запишите число. Тему урока: Как человек изменил Землю

- Мы продолжаем знакомиться с жизнью человека на Земле.
- Исходя из темы урока, сформулируйте его главную цель. Что сегодня предстоит нам выяснить?
- Правильно, в конце этого урока мы должны уметь выявлять причинно-следственные связи влияния человека на природу

Обсуждение затруднений (почему возникли затруднения, чего мы ещё не знаем).
Запись учащимися числа, темы урока.
Учащиеся конкретизируют цель урока
Регулятивные УУД: самостоятельное формулирование цели и задач, планирование, прогнозирование
ЦЕЛЬ - создать проблемную ситуацию, спрогнозировать предстоящую деятельность.

4. Усвоение новых знаний.






Класс делится на группы.
Дается индивидуальное задание по группам



Класс делится на группы.
А)Учитель направляет деятельность учащихся по заполнению схемы-кластера
(учитель читает письмо Земли)
Это было давно. Я пробуждалась каждое утро и была счастлива. Неужели я когда – то могла радоваться, могла любить? А ведь любила, любила весь мир, все вокруг:солнце, небо, травы, журчание рек, пение птиц. Я любила созданную природу, как заботливая мать, любит своего ребенка.
Как же я была прекрасна в то время.
Первый человек появился на свет. Вначале он чувствовал себя частью природы, но разум, который я вложила в его мозг, оказался направлен не только на создание...
Вопрос учителя: Чье это письмо и почему?
Давайте подробнее выясним влияние человека на природу.
Учитель раздает на парту листки формата А4
(Пример части схемы, заполненной учащимися)

Б)
Деятельность учащихся на уроке строится на основе поэтапного просмотра фрагментов презентации и заполнения схемы-кластера.
А) В центре страницы тетради размещается запись: «Влияние хозяйственной деятельности человека на природу», от нее в стороны записываются понятия, отражающие разные аспекты хозяйственной деятельности человека, их негативное влияние на природу, а также предложения по их устранению.
Б) Учащиеся самостоятельно работают с учебником, изучают часть п.28, посвященную трем глобальным экологическим проблемам: озоновая дыра, кислотные дожди, парниковый эффект (с.137-138).Класс работает в группах с одним и тем же текстом (читают про себя). «Учитель» группы суммирует содержание абзаца, придумывают вопросы для других учеников, объясняет то, что для других стало непонятно, делает вывод.
Готовят в группе рисунки, иллюстрирующие тему выступления

Личностные: Умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам.
Регулятивные УУД:
Умение организовать выполнение заданий учителя, делать выводы по результатам работы
Коммуникативные УУД: умение воспринимать информацию на слух, отвечать на вопросы учителя.
Познавательные УУД: умение структурировать учебный материал, выделять в нем главное.

Физминутка

Несложные упражнения
Приглашает ученика и разясняет план его действий
Ученик проводит физминутку,учащиеся повторяют за ним упражнения
Личностные. Умение выполнять несложные физические упражнения

Продолжение

4. Усвоение новых знаний.


Ведется индивидуальная и групповая работа группам

Активизирует деятельность в процессе выполнения заданий.и систематизирует знания обучающихся
1.Пояснение вопросов, вызвавших затруднение в теме.
2.Индивидуальные задания, работа с учебником. Подбери пару: Подберите пару: «экологическая проблема – причина»:
1. Кислотные дожди
2.Озоновая дыра
3. Парниковый эффект

А. Утоньшение озонового слоя
Б. Результаты взаимодействия с водой соединений серы и азота
В. Избыточное количество углекислого газа в атмосфере

Учащиеся класса задают уточняющие вопросы по теме «Экологические проблемы».
Учащиеся выполняют задания по группам, готовят обобщение материала, делают выводы о проделанной работе.



Личностные: Умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам.
Регулятивные УУД:
Умение организовать выполнение заданий учителя, делать выводы по результатам работы
Коммуникативные УУД: умение воспринимать информацию на слух, отвечать на вопросы учителя.
Познавательные УУД: умение структурировать учебный материал, выделять в нем главное.

5.Закрепление изученного материала
Цель этапа: самооценка учащимися результатов своей учебной деятельности
Оценка учащимися результатов своей учебной деятельности
Учитель дает задание для всего класса:
1. Реши задачу:
«На заре развития земледелия и скотоводства площадь лесов на Земле составляла 62 млн. км кв. Сейчас лесами покрыто 36 млн. км кв. На какой площади уничтожены леса за это время?»
2. Задания по группам:
1. По фотографиям определить природный ландшафт и антропогенное воздействие на него
2.По тексту учебника (стр 155) выписать все виды влияния хозяйственной деятельности человека на природу.
3.По слайду выделить виды загрязнений, характерных для Краснодарского края.
Воспринимают и анализируют
информацию. Формулируют выводы, отвечают на вопросы учителя.
Выполняют задания.
Работают индивидуально.
.
Личностные: Умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам. потребность в справедливом оценивании своей работы и работы одноклассников

Регулятивные УУД:
Умение организовать выполнение заданий учителя., делать выводы по результатам работы
Коммуникативные УУД: умение воспринимать информацию на слух.
Познавательные УУД: умение структурировать учебный материал, выделять в нем главное. Приобретение элементарных навыков работы с приборами.


6. Рефлексия деятельности.



Осознание своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса.

По результатам урока объективно оцени меру своего продвижения к цели урока.
Предлагает вспомнить тему и задачи урока, соотнести с планом работы, записанным на доске.
Какой ответ на основной вопрос урока мы можем дать? Чьи версии подтвердились?
Как оцените свою работу?
Ответь на вопросы
1.Сегодня я работал на уроке
2. Урок для меня показался
3. Я зарядился настроением
4. Домашнее задание мне кажется
Спасибо за работу на уроке
Называют тему и задачи урока, отмечают трудные и понравившиеся эпизоды урока, высказывают оценочные суждения. Определяют степень своего продвижения к цели. Отмечают продуктивную работу группы
Личностные УУД:
Самооценка на основе успешности
Адекватное понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности
Коммуникативные УУД: Умение выражать свои мысли
Познавательные УУД: Рефлексия.
Контроль и оценка процесса и результатов деятельности


7. Домашнее задание.

Опеспечивает понимание содержания и способов выполнения домашнего задания. Учитель комментирует домашнее задание и дифференцирует его
.1.По тексту учебника (с. 135138) составить 35 вопросов со словами «почему...», «что произойдет, если...», «каковы причины...», «каковы последствия...», «обосновать зависимость между...», «как зависит...»;
2.Предложить свои или прочитанные где-либо способы решения экологических проблем;
3.Подготовить выступление о редких и исчезающих видах растений и животных Краснодарского края

Учащиеся слушают, уточняют и записывают домашние задание
Личностные. Умение выполнять домашние задания


Рисунок 115