Разработка-конспект урока биологии по теме Как человек изменил Землю, 5 класс

Разработка урока биологии в 5 классе по теме «Как человек изменил Землю»

Учебник: Н.И. Сонин, А.А. Плешаков «Биология. Введение в биологию. 5 класс» Концентрический курс – 5-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2016. – 158, [2]с.: ил.
УМК «Сфера жизни»
Рабочая тетрадь к учебнику Н.И. Сонина, А.А. Плешакова «Биология. Введение в биологию. 5 класс» / Н.И. Сонин. – 4-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2015. – 111, [1]с.

Урок относится к разделу №4 «Человек на Земле»
Урок №30

Учитель: Семёнова Е.Э., I квалификационная категория.

Педагогическая цель
Выявить причинно-следственные связи влияния человека на природу и возникновения экологических проблем

Задачи урока
Образовательная: сформировать представление об экологических проблемах и путях их решения
Развивающая: вызвать познавательный интерес к самостоятельному поиску знаний; развивать творческое мышление
Воспитательная: развивать эстетический взгляд на окружающую действительность; воспитывать ответственность в принятии решений, умение общаться и отстаивать свою точку зрения

Тип, вид урока
Постановка и решение учебной задачи; комбинированный

Планируемые результаты (предметные)
Учащийся научится приводить примеры изменений, происходящих в живой и неживой природе нашей планеты; объяснять причины негативного влияния хозяйственной деятельности человека на природу; объяснять роль растений и животных в жизни человека; обосновывать необходимость принятия мер по охране живой природы; соблюдать правила поведения в природе; различать на живых объектах, таблицах опасные для жизни человека виды растений и животных; вести здоровый образ жизни и отучать от вредных привычек своих товарищей;
будет знать основные экологические проблемы, стоящие перед современным человечеством; правила поведения человека в опасных ситуациях природного происхождения.

Личностные результаты
Будут сформированы: навыки обучения; ответственное отношение к природе, осознание необходимости защиты окружающей среды, стремление к здоровому образу жизни; любознательность и интерес к изучению природы методами естественных наук.

Универсальные учебные действия (метапредметные)
Регулятивные:
научится: составлять план работы с учебником, выполнять задания в соответствии с поставленной целью, отвечать на поставленные вопросы;
получит возможность научиться: ставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно, и того, что еще неизвестно; адекватно воспринимать оценку своей работы учителем, товарищами.
Познавательные:
научится: устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений; искать и отбирать источники информации, систематизировать информацию;
получит возможность научиться: ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебной задачи, применять приемы работы с информацией.
Коммуникативные:
научится: принимать участие в работе класса, использовать в общении правила вежливости;
получит возможность научиться: принимать другое мнение и позицию, строить понятные для партнера высказывания, адекватно использовать средства устного общения для решения коммуникативных задач;
получит возможность применить: умения и опыт межличностной коммуникации, корректного ведения диалога и участия в дискуссии.

Формы и методы обучения:
Формы:
фронтальная, индивидуальная.
Методы:
словесные (беседа, диалог); наглядные (работа с рисунками учебника, просмотр видеофильма); практические (заполнение таблицы в рабочей тетради, поиск информации); дедуктивные (анализ, применение знаний, обобщение).

Понятия и термины
Экологические проблемы, Красная книга, радиоактивные отходы, озоновая дыра, кислотные дожди, парниковый эффект.

Образовательные ресурсы
Видеоурок «Как человек изменил Землю» - [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]




[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Конспект видеоурока:
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Человечество с древних времен не только познавало окружающую природу, но и использовало все ее богатства. С увеличением численности, развитием техники эти изменения становились все более заметными. Считается, что исчезновению мамонтов, шерстистых носорогов, пещерных медведей (Рис. 1, 2) и других древних животных во многом способствовала охота пещерных людей. Таким образом, в те далекие времена наша природа понесла самые первые раны от рук человека.



Рис. 1 Рис.2




[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Со временем люди стали заниматься сельским хозяйством и животноводством. Но это привело к новым жертвам со стороны природы. Создавая поля, огороды, сады, люди вырубали леса и осушали болота, что нанесло огромный ущерб окружающей среде.

Рис. 3
Животные, которые паслись на пастбищах, поедали траву, что приводило к опустыниванию земель.



Рис. 4. Домашние животные
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Новые географические открытия показали, что наша планета огромна и ее богатства неисчерпаемы, и люди пользовались этими богатствами, изменяя облик нашей планеты. Особенно сильно изменился облик островов. На них исчезли многие виды растений и животных. Зато другие виды приспособились к изменившимся условиям. И со временем люди стали их называть сорняками, а животных – вредителями. Человек стал искать эффективные способы воздействия на сорные растения и на животных – вредителей. Так были созданы ядохимикаты – это новые вещества, которые не существовали в природе до этого времени. Они оказывали свое пагубное действие не только на животных-вредителей и сорняки, но и на всю окружающую среду и человека в том числе.
Выделяют следующие ядохимикаты:
- Инсектициды – борьба с вредными насекомыми;
- Акарициды – против клещей;
- Нематициды – против нематод;
- Родонтициды – против грызунов;
- Фунгициды – против грибов;
- Гербициды – борьба с сорными растениями;
- Арборициды – против сорной древесной растительности; Рис.5 Рис. 6

- Бактерициды – против бактерий;
Также появились химические вещества, из которых стали изготавливать пластмассу, стиральные  порошки, лаки (Рис. 7). Но эти вещества тоже плохо влияют на окружающую среду и на здоровье человека.

Рис. 7
Загрязнения от химических веществ распространились на почву, атмосферу, гидросферу.


[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Помимо ядохимикатов также существуют радиоактивные вещества. Их используют в вооружении, на АЭС (Рис. 8). Эти вещества очень опасны, они не имеют цвета, вкуса, запаха. Их наличие определяется специальными приборами. Они опасны тем, что вызывают лучевую болезнь, которая воздействует на многое органы человеческого организма.

Рис. 8



Рис. 9


В 1986 году на Чернобыльской АЭС произошел мощный взрыв (Рис. 9). Последствия этой аварии ощущаются до сих пор. Радиоактивные вещества попали в воду, почву. Многим людям пришлось эвакуироваться, и теперь они проживают совершено в других местах. Многие виды растений и животных на этой территории исчезли.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Для того чтобы человечество не исчезло с лица Земли, нужно решить несколько экологических задач.
1. Человечеству необходимо сохранить на нашей планете все живые организмы. Так как растения, животные, бактерии необходимы и взаимосвязаны в нашей природе.
2. Избавить нашу планету от всех видов загрязнений (химических, биологических, радиационных).
3. Остановить опустынивание земель, которое возникает в результате их неразумного использования, осушения болот.
4. Бороться с исчезновением лесов на нашей планете, поскольку они дают кислород.
Только решив эти экологические проблемы, мы сумеем сохранить жизнь на нашей планете.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Колорадский жук
Колорадский жук – это опаснейший вредитель посадок картофеля (Рис. 10). Он был завезен в Россию в 1953 году из Северной Америки. А к 1980 году распространился практически по всей России. Это небольшое насекомое, его длина 9-12 мм. Имеет 10 продольных ярких полосок. Он накапливает в своем организме токсичные вещества, содержащиеся в пасленовых растениях (картофель, томаты, баклажаны). Поэтому это насекомое не съедобно для многих видов птиц. Этот жук имеет высокую устойчивость к ядохимикатам. Обычно у насекомых на территории России всего один период покоя (наступает в конце осени), а у колорадского жука таких диапауз 6. Поэтому снова могут появиться колорадские жуки, которые несколько лет находились в паузе.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
Рис. 10
 
Рекомендованные ссылки на ресурсы сети Интернет
1. Pripyat.com ([ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]).
2. Популярная механика ([ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]).
3. Mostorf.ru ([ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]).
 
Организационная структура урока

Этап урока, цель
Методический приём
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Текущий контроль




Осуществляемые действия
Формируемые умения


I. Актуализация опорных знаний урока, проверка домашнего задания.

Цель: проверка опорных знаний учащихся, необходимых для изучения нового материала

5-7мин.
Фронтальная беседа
- Какие черты сходства и отличия наблюдаются у человека и его предков?
- Кто является родоначальником вида Человек разумный?
Активизирует знания учащихся, необходимые для изучения нового материала:
- Для каких целей человек использует природные ресурсы?
- Какие изменения в природу вносит человек при добыче полезных ископаемых? (вырубает леса, загрязняет окружающую среду при транспортировке)
Отвечают на вопросы учителя.
Слушают мнения одноклассников
Осуществляют анализ ответов одноклассников. Сравнивают. Строят высказывания, понятные для одноклассников и учителя.
Вопросы учителя, индивидуальный опрос. Фронтальный опрос.

II. Мотивация к изучению нового материала. Формулирование темы и целей урока.

Цель: обеспечение мотивации и принятия учащимися цели учебно-познавательной деятельности. Актуализация опорных знаний и умений.
3 мин.
Вводная беседа
Мотивирует учащихся к определению темы и постановке познавательной цели урока.
Озвучивает тему и цель урока. Уточняет понимание учащимися поставленных целей урока:
- Да, человек внес много изменений в природу. Некоторые последствия уже дают о себе знать и отражают действие человека на природу в течение длительного времени.
- К каким последствиям приведет бездумное обращение с природой и живым миром на Земле? Какие масштабные изменения человек уже внес? И что еще может произойти с природой в результате такого воздействия? На все эти вопросы мы сегодня с вами и ответим.
Вопросы записаны на слайде.
Отвечают на вопросы учителя. Слушают мнения одноклассников. Формулируют выводы на основе наблюдений.
Наблюдают. Осуществляют анализ объекта. Сравнивают. Строят высказывания, понятные для одноклассников и учителя. Устанавливают причинно-следственные связи.
Вопросы учителя

III. Усвоение новых знаний и способов действий.
Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания знаний, выявления учащимися новых знаний. Развитие умения находить ответы на проблемные вопросы. Подведение детей к самостоятельному выводу способа действий с информацией

20мин.
Просмотр видеофрагмента (время: 5:50 мин.)
Объясняет новый материал, используя ЭОР и учебник. Обращает внимание на вопросы экологии (бережное отношение к природе).
Организует просмотр учащимися видеоурока. Акцентирует внимание на его главной мысли.
- Просматривая видеофрагмент, установите, о каких действиях человека на живую природу в нем говорится.
- Запишите в рабочую тетрадь, как человек повлиял на Землю и природу в целом. (№200, стр. 92 в рабочей тетради)
- Для того, чтобы записать эти пункты, вы также можете воспользоваться текстом учебника (п. 28, стр.135).
Контролирует выполнение работы.
Организует проверку выполнения упражнения:
Охота на животных
Вырубка лесов
Распашка полей
Осушение болот
Выброс отходов
Загрязнение воздуха, почвы, воды.
- Что такое «экологическая проблема»?
- Что человеку необходимо сделать для предотвращения дальнейшего пагубного влияния на нашу Землю? Как человек должен решать экологические проблемы?
Работа №202 на стр. 93 в рабочей тетради:
Создавать парки, заповедные зоны; сажать леса, останавливать разрастание пустынь; перерабатывать отходы; охранять животный и растительный мир; бороться с браконьерством и т.д.
Воспринимают информацию, сообщаемую учителем.
Работают с материалами ЭОР, учебником.
Фиксируют в рабочих тетрадях новые термины и понятия.
Анализируют последствия хозяйственной деятельности человека в природе.
Называют исчезнувшие виды растений и животных.
Участвуют в коллективной беседе; обмениваются мнениями.




















Отвечают на вопросы учителя.
Устанавливают причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений.
Ищут и отбирают источники необходимой информации, систематизируют информацию.
Фронтальная беседа

IV. Рефлексия.
Формулировка выводов

5-7 мин.
Беседа по вопросам
- Что было самым важным на уроке?
_ Что осталось непонятным для вас?
Осуществляют анализ деятельности
Воспринимают оценку своей работы учителем и товарищами
Устные ответы

V. Подведение итогов.
Выявление качества и уровня овладения знаниями, их коррекция

5мин.
Беседа
Оценивает работу учащихся во время урока, комментирует оценки
Слушают учителя
Формулируют выводы на основе наблюдений. Высказывают свою позицию
Устные ответы


Домашнее задание
Дает комментарий к домашнему заданию: учебник п. 28, стр. 135-139;
Дополнительно:
Вопросы №№8-12 на стр. 139 – устно
Подготовьте небольшое сообщение об одной из современных экологических проблем.
Записывают задание
Читают задание. Задают уточняющие вопросы
Наблюдение










13PAGE 15


13PAGE 14215




Заголовок 215