Как человек изменил природу


МБОУ Ленинская СОШ Аксайский район
Учитель биологии Говорова Л.И
Конспект урока биологии 5 класс по теме: «Как человек изменил природу»
Цель: изучение влияния человека на природу.
Задачи:
образовательная: показать влияние человека на природу, выявить причины таких влияний;
развивающая: формировать умения анализировать, сравнивать;
воспитательная: эколого-краеведческое воспитание.
Ученик должен
иметь представления о последствиях неразумной хозяйственной деятельности человека;
знать основные проблемы и причины неблагоприятных влияний деятельности человека;
уметь: находить пути решения экологических проблем.
Междисциплинарные связи: география, экология, история
Оборудование:
Проектор.
Учебник
компьютер, проектор, презентация к уроку, видео - фрагменты
Ход урока:
Проверка д/з.
Когда и где появился первый человек?
2.На слайдах изображен человек, к какому виду он относится
Как древний человек изменял природу?
Видеофрагмент
АОЗ
Постепенно число населения росло, люди расселились по всей планете в самых разных климатических условиях.
Сколько человек составляет население нашей планеты? В первый день нового 2014 года численность населения планеты составит 7 миллиардов 137 миллионов 577 тысяч 750 человек.
Как вы думаете, как это повлияло на природу?(отрицательно. Началось освоение территории, вырубка лесов, изменение естественных ландшафтов).Исходя из этого, какая тема нашего урока? Какие цели мы с вами сегодня будем достигать?

Вы внимательно послушайте и скажите о чем
говорится в стихотворении.
Как это страшно – умирание рода,
Всех поголовно, всех до одного
Когда опустошенная природа
Уже не в силах сделать ничего
И поползёт проказа запустенья
И пересохнут ниточки воды
И птицы вымрут,
И падут растенья,
И зверь не обойдет своей беды.
И сколько тут корысти ни ищи ты,
Какой ты отговоркой ни владей,
Земля защиты, требует защиты,
Она спасенья просит у людей!!!
Вопрос ученикам: Почему наша планета просит у людей защиты? Причина вымирания птиц и растений?
Как человек влияет на природу? Как проявляется это влияние? И что нужно сделать для сохранения природы?
На все эти вопросы мы с вами попытаемся ответить на уроке.
Давайте снова вернемся к истории. Откройте учебники и тетради. В тетради запишите число и тему урока.
Работа с учебником. На стр 110 прочитайте 1 пункт-История влияния человека на природу. Давайте ответим на вопрос: « Как на протяжении нескольких тысячелетий люди непрерывно воздействуют на природу?
Чертим таблицу. Две колонки + и -.Учитель: Посмотрите на следующий, что вы видите?(ответы детей: сквер, в сквере мусор, уборка территории, установка скамеек)
Учитель: Почему произошло загрязнение сквера? Учащиеся этой школы чистили сквер в начале лета, поставили скамейки? А к осени в сквере выросли горы мусора? Скамейки были сломаны (ответ детей: культура поведения молодёжи )

Учитель: Откуда в сквере появился мусор? ( Ответ детей: Человек засоряет территорию)Информация Бумага до полного разложения будет лежать 2 года,
консервная банка – 90 лет,
полиэтиленовый пакет – 200 лет,
для разложения стеклянной бутылки понадобится 2000 лет.
И самое неприятное то, что свалка на протяжении этого времени становится источником вредного воздействия на воздух, почву, подземные и поверхностные воды.
Задание №1.
Учитель: Выберите мероприятия по очистке нашего хутора от мусора:
-не бросать мусор на улице,
-пластиковую бутылку выбросить под дерево,
-проводить акции «Чистый город»,
-свалку устроить в центре города,
-установить урны,
-бить стекла.
Возьмите ваши приложения и прочитайте текст 1. К какому столбику мы это отнесем и почему? Зафиксируйте в тетрадь
Учитель: Рассмотрим влияние человека на загрязнения воды.
«Вода, у тебя нет ни вкуса, ни запаха
Тебя невозможно описать, тобой наслаждаются, не ведая, что ты такое
Нельзя сказать, что ты необходима для жизни, ты сама жизнь»
Антуан де Сент – Экзюпери.
Возьмите ваши приложения и прочитайте текст 2. К какому столбику мы это отнесем и почему? Зафиксируйте в тетрадь
1. К чему приводит загрязнение вод?
2. Что нужно сделать, чтобы не загрязнять реки, озера и пруды?
-Вопросы:
Учитель: Где человек использует пресную воду? (Ответы детей: в быту, на фабриках и заводах, в сельском хозяйстве)

Учитель: В нашей местности можно увидеть загрязненные реки пруды? (Ответы детей: бытовой мусор, канализация, животноводческие фермы, завод)
Учитель: Что нужно сделать, чтобы не загрязнять реки, озера, пруды? (ответы детей: очищать воду фабрик и заводов, штрафы, не засорять реки бытовым мусором…)
Возьмите ваши приложения и прочитайте текст 3. К какому столбику мы это отнесем и почему? Зафиксируйте в тетрадь
Только ли отрицательно человек воздействует на природу?
Учитель: Сейчас люди всего мира поняли, что природа на нашей планете в опасности. Во всем мире создаются организации, которые следят за состоянием природы, например международная экологическая организация «Гринпис» («Зеленый мир») постоянно выступает против загрязнения воздуха, воды, уничтожения лесов, варварского лова рыбы, добивается сохранения и создания новых охраняемых природных территорий
В нашем городе нет такой организации, но есть общественные объединения людей, которые хотят сохранить природу. Они проводят акции 29 мая 2013 года в Ростове-на-Дону пройдет высадка саженцев в рамках экопрограммы «Поможем природе вместе!»
Возьмите ваши приложения и прочитайте текст 4. К какому столбику мы это отнесем и почему? Зафиксируйте в тетрадь
В Ростовской области есть заповедник, он находится в Орловской области. Озеро Маныч-Гудило (Островной участок заповедника) и прилегающая к нему материковая часть охранной зоны входит в список водно-болотных угодий 
Возьмите ваши приложения и прочитайте текст 6. К какому столбику мы это отнесем и почему? Зафиксируйте в тетрадь.
Ростовский Зоопарк один из крупнейших по территории зоопарков России, который содержатся около 5 тысяч животных, относящихся к 400 видам, причём из них 105 видoв внeceны в  HYPERLINK "http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D1%80%D0%B0%D1%81%D0%BD%D0%B0%D1%8F_%D0%BA%D0%BD%D0%B8%D0%B3%D0%B0" \o "Красная книга" Kpaснyю книгy МСОП, 33 видa — в Kpaснyю книry Pоссии
Учитель: Влияние человека на природу не ограничивается городской чертой или небольшим участком местности. Оно охватывает всю нашу планету
Учитель: Люди часто рвут красивые растения, а животных порой жестоко истребляют ради меха или мяса, иногда даже просто так.
Игра «Назови правило». Рассмотрите внимательно и назовите правила, которые «зашифрованы» этими условными знаками.
Нельзя топтать растения.2. Нельзя рвать лекарственные растения.3. Нельзя рубить деревья.4. Нельзя ловить рыбу сетями.5. Не рвите цветы.6. Не убивайте животных.
Просмотр видео
III. Итог урока. Задание:
Учитель: Влияние на природу оказывает человек? Положительное и отрицательное.
Учитель: Необходимо охранять природу. Давайте стараться жить так, чтобы земля вокруг нас оставалась щедрой и прекрасной, чтобы журчали на ней чистые ручьи. Цвели цветы, летали бабочки. Пели птицы. И чтобы нам не стыдно было перед ними за себя и свои поступки.
Рефлексия
Выставление оценок