Требования ФГОС к управлению уроком


Требования ФГОС к управлению уроком
(из опыта работы)
Для успешной модернизации страны необходимо
по-новому воспитывать и образовывать молодежь –
она должна творчески мыслить и находить
нестандартные решения.

Введение стандартов второго поколения ориентирует нас, учителей, на инновационные подходы в организации образовательного процесса. И в первую очередь это касается урока. Урок – составная часть системы, и сам, в свою очередь, является системой. Сегодня к современному уроку предъявляются серьезные требования.
Целеполагание. Перед обучающимися должны быть поставлены конкретные, достижимые, понятные и диагностируемые цели, которые ученики сами ставят для себя.
Я стараюсь так начать урок, чтобы подвести детей к теме, чтобы они смогли сами ее сформулировать, поставить перед собой цель или цели. Но для этого должна быть мотивация.
Мотивация. Самый действенный мотив – интерес как процессу деятельности, так и к ее результату. Чем можно его вызвать? Средствами, затрагивающими чувства и эмоции детей, предполагающими решить актуальную проблему, содержащими практическую напрвленность.
Например, при изучении полногласных и неполногласных сочетаний, урок начала, как всегда, со слова «здавствуйте», потом прочитала стихотворение В.Солоухина «Здравствуйте!» Далее из беседы ребята приходят к выводу, что ,здороваясь и поздравляя кого-то, мы желаем друг другу здоровья, следовательно эти слова – однокоренные. Затем у них возникает вопрос: почему тогда они пишутся по-разному? Потом формулируется тема, отсюда – цели и интерес к новой информации.
Урок по правописанию букв И-Ы после Ц начался очень эмоционально: с приятных воспоминаний о недавней поездке в Брянский цирк и просмотра фотографий. Затем ребятам был задан вопрос: есть ли общее у слов ЦИРК и ЦИРКУЛЬ? После их ответов я похвалила: «МОЛОДЦЫ!» Сравнивая все эти слова, ученики встали перед проблемой: почему после Ц произносим один и тот же звук, а пишем по-разному? Далее –тема, цель, интерес.
Практическая значимость знаний и способов деятельности. Это очень важное требование, также предполагающее мотивацию. Ребята четко должны представлять, где можно применить новые знания.
Например, групповая работа - отгадывание кроссворда, где встречаются только слова на изучаемое правило. При выполнении творческого задания по теме ребята понимают, что это даст возможность правильно строить свою речь.
Отбор содержания. Это значит, что на уроке должны быть качественно отработаны планируемые результаты урока, определенные программой. Только эти знания могут быть подвергнуты контролю. Вся остальная информация может носить вспомогательный характер и не создавать перегрузок.
Интегративность знаний, отработка универсальных метапредметных способов образовательной деятельности.
Например, самостоятельная работа с информационным текстом, где обучающиеся находят то, что им было знакомо, то, что является новым, то, о чем он думал иначе. Для удобства они используют условные значки. Также это может быть составление таблицы, нахождение общего и различного, составление плана и т.д.
Построение каждого этапа по схеме: постановка учебного задания – деятельность обучающихся по его выполнению – подведение итога деятельности - контроль процесса и степени выполнения – рефлексия.
Использование эффективных разнообразных приемов организации результативной образовательной деятельности обучающихся с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей. Основная задача учителя – создать условия, инициирующие деятельность обучающихся посредством учебных заданий.
Подведение итогов каждого этапа урока обучающимися. Это значит, что выполнение каждого учебного задания должно быть подвергнуто контролю учителя в целях обеспечения текущей коррекции процесса учения каждого школьника (а не только результата).
Это можно организовать разными способами: минитест, задание «Закончи выражение»
Наличие блоков самостоятельного получения знаний обучающимися в процессе учебно-познавательной работы с различными источниками информации, среди которых ведущее место принадлежит ресурсам сети Интернет.
Организация парной и групповой работы, позволяющей каждому ученику развивать коммуникативные компетенции и осваивать нормы работы в коллективе. Учителю следует помнить, что присвоение знаний осуществляется только при условии наличия внешней речи. Это как раз и позволяет сделать парная работа по обсуждению ключевых вопросов содержания уроков. Парную работу также можно использовать при взаимоконтроле: 1 вариант диктует слова 2 варианту, проверяет, затем они меняются местами.
Использование системы самоконтроля и взаимоконтроля как средства рефлексии и формирование ответственности за результаты своей деятельности.
Можно предложить решить небольшой тест, затем дать правильные ответы. Для проведения самоконтроля учащимися последнее время делаю следующее: не исправляю ошибки в словарном диктанте, только указываю их количество, выставляю отметку, а ученики сами ищут ошибки и исправляют их.
Рефлексия как осознание себя в процессе деятельности. Рефлексию провожу разными способами: можно вспомнить цели, поставленные в начале урока и ответить себе, достиг ли их, попытаться оценить свою работу и работу класса на уроке. Можно закончить эмоционально – стихотворением:
Урок полезен, все понятно,
Лишь кое-что еще не ясно,
Еще придется потрудиться,
Да, трудно все-таки учиться!
Качественная положительная оценка деятельности обучающихся, способствующая формированию положительной учебной мотивации.
Минимизация и вариативность домашнего задания. Домашнее задание должно охватывать только содержание знаний и способов деятельности, определенных образовательным стандартом, содержать возможность выбора заданий как по форме, так и по содержанию, с учетом индивидуальных особенностей, потребностей и предпочтений обучающихся. Домашнее задание может предполагать 3 уровня: обычный, усложненный и творческий.
Например. 1) Упражнение из учебника; 2) Составить текст, используя слова на изучаемое правило; 3) Нарисовать коллаж со словами-исключениями.
Обеспечение психологического комфорта и условий здоровьесбережения на уроке.
Выполнение данных требований определяет роль учителя как управленца, а обучающихся – как активных субъектов деятельности, что становится решающими предпосылками реализации целевых установок Стандарта..
Практическое применение условий требования ФГОС к современному уроку посмотреть на примере урока русского языка в 5 классе «Буквы И и Ы после Ц» (план-конспект урока, его самоанализ, технологическая карта и презентация к уроку прилагаются).