Практическая работа на тему:Сравнительная оценка трудовых ресурсов и занятости населения в основных сферах хозяйства стран или регионов мира.


ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 1
Тема: Сравнительная оценка трудовых ресурсов и занятости населения в основных сферах хозяйства стран или регионов мира.
Цель: Провести сравнительный анализ трудовых ресурсов и занятости населения, развивать умение пользоваться текстовыми, картографическими, статистическими материалами, сравнивать их и делать выводы; воспитывать внимательность и аналитические способности.
Оборудование: политическая карта мира, учебники, атласы, таблицы, диаграммы.
Опорные понятия:
Трудовые ресурсы – часть населения страны, имеющая необходимые физические и психические способности, общеобразовательные и профессиональные знания, необходимые для работы в общественном хозяйстве.
Экономически активное население (ЭАН) – это население в возрасте от 17 – 70 лет, которое предлагает свою рабочую силу для производства товаров и предоставления услуг.
Безработные – это лица возраста 15 лет и старше, которые в рассматриваемый период не имели работы, занимались ее поисками и были готовы приступить к ней.
Уровень безработицы – это отношение количества безработных к численности ЭАН.
Возрастной состав населения – распределение населения по возрастным группам: младшего возраста – дети от 0 до 14 лет; среднего возраста – от 15 до 59 лет; пожилого возраста – от 60 лет и старше.
Воспроизводство населения – совокупность процессов рождаемости и смертности, соотношение которых определяет величину естественного прирост.
Задание 1. Заполните таблицу для выбранных стран. Рассчитайте часть населения среднего возраста и разницу между частью населения среднего возраста и частью ЭАН.
Таблица №1
Страна Население
(млн. чел.) Население младшего возраста (%)Население среднего возраста (%)Население пожилого возраста (%)Тип воспроизводства Часть ЭАН к общей численности населения Разница между частью населения среднего возраста и частью ЭАН Часть света
(регион)
1 2 3 4=100%-(3+5) 5 6 7 8=4-7 9
Япония 127 14 61 25 1 52 9 Восточная Азия
США
307 21 16 51 Германия
82 14 25 49 Франция
62 19 20 46 Россия
140 15 19 50 Польша
38 15 19 49 Китай 1338 20 12 57 Индия 1166 31 9 39 Нигерия
149 41 6 32 Пример расчета для Японии:Часть населения среднего возраста: 100% - (14+25)% =61%
Разница между частью населения среднего возраста и частью ЭАН: (61-52)% = 9%.
Задание 2. Используя расчетные данные из табл.№ 1о части населения среднего возраста, постройте столбиковые диаграммы части населения в странах, которые сравниваются.
%
Страны
Задание 3.
Проанализируйте данные таблицы. Дайте качественную оценку социальных показателей в странах с разным уровнем развития.
Таблица №2
Страна гос. затраты на образование
( % к ВВП) Часть грамотных к количеству населения, % Часть населения, которая окончила высшие учебные заведения Гос. затраты на охрану здоровья (на 1 человека в дол. США) Качественная оценка трудовых ресурсов (образование, квалификация, здоровье и т.д.)
Япония 3,9 100 30 2067 Высокообразованная и грамотная нация, достаточное количество квалифицированных кадров, здоровые.
США
5,6 95,7 60 3074 Германия
4,6 100 32 2548 Франция
5,9 98,8 20 2833 Россия
3,9 97,9 25 404 Польша
4,9 98,8 23 636 Китай
2,5 8 144 Индия
3,7 82 6 23 Нигерия
4,2 51 2 15 Задание 4. Какая из выше сравниваемых стран лучше обеспечена трудовыми ресурсами? Укажите причины, обусловливающие в этой стране более высокие: долю населения трудоспособного возраста, уровень общей и профессиональной подготовки. Учитывая то, что страны, которые вы рассмотрели, относится к различным регионам мира, укажите, какой (какие) из них лучше обеспечены трудовыми ресурсами как количественно, так и качественно.
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________