Конспект урока по всеобщей истории в 7 классе по теме: Королевская власть и Реформация в Англии. Борьба за господство на морях.


7 класс. Тема I. Мир в начале Нового времени. Великие географические открытия. Возрождение. Реформация (19ч)
уроки№29-30Королевская власть и Реформация в Англии. Борьба за господство на морях.
Дата проведения уроков: 19.12, 22.12
Тема урока, план урока, возможная личностно значимая проблема Королевская власть и Реформация в Англии. Борьба за господство на морях: 1. Генрих VIII и начало Реформации «сверху». 2. Содержание и методы королевской Реформации. 3. Мария Кровавая и попытки Контрреформации. 4. Елизавета I. Укрепление англиканской церкви и абсолютизма. 5. Борьба с Испанией за морское первенство. 6. Итоги царствования. Возможная личностно значимая проблема: необходимость религиозной терпимости для общества
Планируемые результаты изучения материала Учащиеся понимают, что победа Реформации в Англии усиливает абсолютную королевскую власть. Господство на морях постепенно переходило к Англии, превратившейся в сильную морскую державу
Методы обучения и формы организации учебной деятельности Проблемный или частично поисковый метод. Варианты проблемных заданий: 1. Подумайте, чем Реформация в Англии отличалась от Реформации в Германии. Найдите общие черты и различия между англиканской и католической церковью. 2. Во время коронационной процессии в 1559 г. Елизавета I Тюдор пообещала своему народу, что будет о нем заботиться: «И пока вы просите меня, чтобы я оставалась вашей доброй госпожой и королевой, вы можете быть уверены, что я буду так стараться для вас, как никакая королева не старалась. У меня хватит воли и, я думаю, хватит власти. И верьте мне, что для безопасности и спокойствия вас всех я не пожалею, если надо, пролить свою кровь. Да отблагодарит Господь вас всех!» Подумайте, выполнила ли королева свое обещание. 3. Подумайте, какие новые методы управления и пропаганды использовала Елизавета I. Почему она была популярна во всех слоях английского общества? Форма урока: комбинированный урок с элементами лабораторной работы. Приемы деятельности учителя: объяснение, рассказ, эвристическая беседа, организация работы учащихся с документом, обучение решению учебных проблем. На уроке используются внутрикурсовые связи (см. § 3, 11, 12)
Развитие умений учащихся Учащиеся учатся делать сравнительный анализ (сравнивают англиканскую церковь с католической), работать с документом (выписывают в тетрадь мероприятия королевы Елизаветы, обеспечившие успех ее правления), работать с иллюстрациями, решать проблемы, участвовать в дискуссии, делать выводы, оценивать события и явления с разных точек зрения (оценивать с точки зрения представителей разных слоев населения тюдоровской Англии, чем закончился для страны XVI в.)
Основное содержание уроков Последствия Войны Алой и Белой розы для Англии. Генрих VIII: от защитника веры к религиозной реформе. Особенности Реформации католической церкви в Англии. Англиканская церковь. Попытка Контрреформации: политика Марии Кровавой. «Золотой век Елизаветы I» — укрепление англиканской церкви и государства. Пуритане. Политика предотвращения религиозных войн. Соперничество с Испанией за морское господство. Итоги правления королевы Елизаветы I.
Основные понятия и термины Англиканская церковь, пуритане, «кровавое законодательство» Тюдоров, «огораживание», Контрреформация, корсар, капер, «Непобедимая армада», англиканская церковь, пуританизм, корсары.
Личности: Генрих VIII, Екатерина Арагонская, Мария Кровавой, Елизавета I, Мария Стюарт,
Даты: 1534г.-введение англиканской церкви, 1553-1558 гг.-правление Марии Католички(Кровавой), 1558-1603 гг.-правление Елизаветы I Тюдор, 1587г.- казнь Марии Стюарт, 1588 г.-разгром Непобедимой армады.
Источники информации: школьные и внешкольные Учебник, § 13. Задания из рабочей тетради по выбору учителя и учащихся. Образовательное пространство расширяется за счет чтения художественной и научно-популярной литературы: Энциклопедия для детей: Всемирная история. — М.: Аванта +, 1995. — Т. 1. — С. 364—378. М. Твен. Принц и нищий. С. Цвейг. Мария Стюарт. В. Скотт. Кенилворт. Р. Хаггарт. Хозяйка Блосхолма. Репродукции портретов Елизаветы I. Дж. Гауэр. Портрет Елизаветы на фоне гибнущей армады
Комментарии к технологической карте
Изучение нового материала на этом уроке опирается на ранее полученные знания об абсолютизме (см. § 3) и о Реформации (см. § 11—12). В связи с этим учащимся предлагается ответить на вопросы, при помощи которых они актуализируют ранее полученные знания об абсолютизме: вспомните, что такое абсолютизм. Укажите основные признаки абсолютной королевской власти. Как вы думаете, можно ли считать абсолютизм явлением, приносящим пользу государству и подданным? Выскажите ваше мнение. Далее беседа продолжается по вопросам методического аппарата § 11 и 12.
Подводя итоги беседы с учащимися, учитель отмечает, что в XVI в. Реформация охватила и Англию. В результате этого движения была создана англиканская (национальная) церковь, укрепилась королевская власть.
Учитель знакомит учащихся с темой, планом урока и проблемными заданиями (первое задание выполняют все, второе и третье — по выбору учащихся). Затем учащимся дается задание: по ходу рассказа учителя и работе с документами записать в тетрадь ответ на вопрос «Отличия англиканской церкви от католической». Работу по анализу документа в конце параграфа (Томас Кромвель. «Инструкция английскому духовенству») учащиеся проводят индивидуально (в случае затруднения это может быть комментированное чтение). Дополнительно нескольким учащимся могут быть предложены для анализа карточки с извлечением из Акта о супрематии (верховенстве).
Акт о супрематии (1534)
...Для содействия христианской религии в королевстве Англия, для подавления и уничтожения всех злоупотреблений, существующих в нем до сих пор, да будет властью настоящего парламента установлено, что король, наш верховный государь, его наследники и преемники, короли этого королевства, должен быть принимаем, признаваем, почитаем единственным на свете верховным главой церкви Англии... и должен владеть имперской короной этого королевства и всеми титулами, почестями, достоинствами, привилегиями... и доходами, присущими и принадлежащими достоинству Верховного главы церкви. Нашему верховному государю и его наследникам и преемникам, королям этого королевства, должно принадлежать полное право и власть периодически инспектировать... поддерживать порядок, подавлять, исправлять, реформировать, сдерживать... все те заблуждения, ереси, злоупотребления, проступки и беспорядки, которые всякого рода духовная власть... должна законным образом реформировать... для угождения всемогущему Богу, для успеха христианской религии, для сохранения мира, единства, для спокойствия в королевстве. Употребление каких-либо обычаев другой страны, иностранного закона, иностранной власти, предписаний и тому подобного противоречит вышесказанному...
В результате выполнения задания в тетрадях учащихся должна появиться примерно следующая запись:
Отличия англиканской церкви от католической
1. Англиканская церковь не подчиняется папе римскому.
2. Главой англиканской церкви является король.
3. Церковь и монастыри лишаются имущества.
4. Монастыри закрываются, а монахи из них изгоняются.
5. В основе учения англиканской церкви, как и лютеранства, лежит идея «оправдания верой».
6. Сохранились обряды: крещение, причащение и покаяние.
7. Допускались почитание икон и пышные облачения духовенства, органная музыка во время богослужений.
8. Библия была переведена на английский язык, и богослужения проводились на английском языке.
При подведении итогов выполненного задания следует отметить, что разрыв отношений с Римом стал важным шагом в становлении английского национального государства и в укреплении королевской власти. Монархия в борьбе за власть одержала победу над церковью, к тому же королевская казна получила ее богатства.
Изучение второго пункта плана проходит в пределах учебника. Важно, чтобы учащиеся смогли оценить политику Марии Кровавой как попытку Контрреформации.
Перед рассмотрением последующих событий истории Англии во второй половине XVI в. перед учащимися ставятся проблемные задания, указанные в технологической карте.
Рассказ ведется по учебнику и дополняется обращением к документам. Говоря о Елизавете I как защитнице англиканской церкви и протестантизма, следует подчеркнуть, что королева была далека от религиозного фанатизма. Об этом свидетельствует следующий факт: Елизавета I Тюдор, как и ее отец, Генрих VIII, объявила себя главой англиканской церкви, а протестантизм — официальной религией королевства. Многие приближенные подталкивали ее к дальнейшей реформе англиканской церкви и уничтожению «папистских пережитков». Но Елизавета не стала вводить никаких новшеств и заявила: «Я лучше тысячу раз отстою католическую мессу, чем позволю совершиться тысяче преступлений во имя ее отмены».
Для более полного представления о правлении Елизаветы Тюдор и ее личных качествах учащимся для исследования могут быть предложены карточки с извлечением из речи королевы в Тилбери.
В 1588 г., когда испанцы собрали огромный флот в 130 кораблей для вторжения в Англию, весь народ Англии поднялся на защиту страны. Вооружались и стар и млад. На подступах к столице строились укрепления. Королева Елизавета I направилась к одному из них — форту Тилбери, чтобы воодушевить английских солдат. Она появилась перед ними верхом, в доспехах, с маршальским жезлом в руках и произнесла речь.
Домашнее задание дается по вопросам методического аппарата учебника и проблемным заданиям в технологической карте.
Основное содержание уроков.
Последствия Войны Алой и Белой розы для Англии. Генрих VIII: от защитника веры к религиозной реформе. Особенности Реформации католической церкви в Англии. Англиканская церковь. Попытка Контрреформации: политика Марии Кровавой. «Золотой век Елизаветы I» — укрепление англиканской церкви и государства. Пуритане. Политика предотвращения религиозных войн. Соперничество с Испанией за морское господство. Итоги правления королевы Елизаветы I.
Основные понятия и термины: англиканская церковь, пуритане, «кровавое законодательство» Тюдоров, «огораживание», Контрреформация, корсар, капер, «Непобедимая армада», англиканская церковь, пуританизм, корсары. Личности: Генрих VIII, Екатерина Арагонская, Мария Кровавой, Елизавета I, Мария Стюарт,
Даты: 1534г.-введение англиканской церкви, 1553-1558 гг.-правление Марии Католички(Кровавой), 1558-1603 гг.-правление Елизаветы I Тюдор, 1587г.- казнь Марии Стюарт, 1588 г.-разгром Непобедимой армады.
7 класс. Тема «Реформация. Распространение Реформации в Европе. Контрреформация»
Карточка №1. Объясни термины: Реформация, лютеранская церковь, протестант, Контрреформация, иезуиты.
Ответь на вопрос.
Каковы причины Реформации в Европе, какие слои населения ее поддерживали и почему? 7 класс. Тема «Реформация. Распространение Реформации в Европе. Контрреформация»
Карточка №1. Объясни термины: Реформация, лютеранская церковь, протестант, Контрреформация, иезуиты.
Ответь на вопрос.
Каковы причины Реформации в Европе, какие слои населения ее поддерживали и почему?
7 класс. Тема «Реформация. Распространение Реформации в Европе. Контрреформация»
Карточка №2. Объясни термины: индульгенция, индекс, кальвинистская церковь, орден иезуитов, «95 тезисов».
Ответь на вопрос. В чем сходство и отличие между кальвинистской и лютеранской церковью? 7 класс. Тема «Реформация. Распространение Реформации в Европе. Контрреформация»
Карточка №2. Объясни термины: индульгенция, индекс, кальвинистская церковь, орден иезуитов, «95 тезисов».
Ответь на вопрос. В чем сходство и отличие между кальвинистской и лютеранской церковью?
7 класс. Тема «Реформация. Распространение Реформации в Европе. Контрреформация»
Карточка №3. Объясни термины: Кальвинизм, пресвитер, пресвитерианская церковь, иезуит, религиозные войны, Контрреформация.
Ответь на вопрос. Какие причины Контрреформации, в чем она проявлялась? Какие группы людей ее поддерживали? 7 класс. Тема «Реформация. Распространение Реформации в Европе. Контрреформация»
Карточка №3. Объясни термины: Кальвинизм, пресвитер, пресвитерианская церковь, иезуит, религиозные войны, Контрреформация.
Ответь на вопрос. Какие причины Контрреформации, в чем она проявлялась? Какие группы людей ее поддерживали?
7 класс. Тема «Реформация. Распространение Реформации в Европе. Контрреформация»
Карточка №4. Кто эти люди, кратко охарактеризуй их деятельность?
Мартин Лютер, Томас Мюнцер, Жан Кальвин, Игнатий Лойола. 7 класс. Тема «Реформация. Распространение Реформации в Европе. Контрреформация»
Карточка №4. Кто эти люди, кратко охарактеризуй их деятельность?
Мартин Лютер, Томас Мюнцер, Жан Кальвин, Игнатий Лойола.
7 класс. Тема «Реформация. Распространение Реформации в Европе. Контрреформация»
Карточка №5. Когда произошли события:
начало Реформации в Европе, крестьянская война в Германии, Аугсбургский религиозный мир, Тридентский собор, образование ордена иезуитов.
Составьте план ответа по теме «Распространение Реформации в Европе. Контрреформация» 7 класс. Тема «Реформация. Распространение Реформации в Европе. Контрреформация»
Карточка №5. Когда произошли события:
начало Реформации в Европе, крестьянская война в Германии, Аугсбургский религиозный мир, Тридентский собор, образование ордена иезуитов.
Составьте план ответа по теме «Распространение Реформации в Европе. Контрреформация
7 класс. Тема «Реформация. Распространение Реформации в Европе. Контрреформация»
Карточка №1. Объясни термины: Реформация, лютеранская церковь, протестант, Контрреформация, иезуиты.
Ответь на вопрос.
Каковы причины Реформации в Европе, какие слои населения ее поддерживали и почему? 7 класс. Тема «Реформация. Распространение Реформации в Европе. Контрреформация»
Карточка №1. Объясни термины: Реформация, лютеранская церковь, протестант, Контрреформация, иезуиты.
Ответь на вопрос.
Каковы причины Реформации в Европе, какие слои населения ее поддерживали и почему?
7 класс. Тема «Реформация. Распространение Реформации в Европе. Контрреформация»
Карточка №4. Кто эти люди, кратко охарактеризуй их деятельность?
Мартин Лютер, Томас Мюнцер, Жан Кальвин, Игнатий Лойола. 7 класс. Тема «Реформация. Распространение Реформации в Европе. Контрреформация»
Карточка №4. Кто эти люди, кратко охарактеризуй их деятельность?
Мартин Лютер, Томас Мюнцер, Жан Кальвин, Игнатий Лойола.
7 класс. Тема «Реформация. Распространение Реформации в Европе. Контрреформация»
Карточка №3. Объясни термины: Кальвинизм, пресвитер, пресвитерианская церковь, иезуит, религиозные войны, Контрреформация.
Ответь на вопрос. Какие причины Контрреформации, в чем она проявлялась? Какие группы людей ее поддерживали? 7 класс. Тема «Реформация. Распространение Реформации в Европе. Контрреформация»
Карточка №3. Объясни термины: Кальвинизм, пресвитер, пресвитерианская церковь, иезуит, религиозные войны, Контрреформация.
Ответь на вопрос. Какие причины Контрреформации, в чем она проявлялась? Какие группы людей ее поддерживали?

Мария I Стюарт

Мари́я I Тюдо́р (Мария Кровавая 
(или Кровавая Мэри,  
или Мария Католичка)

Елизавета I Тюдор