Доклад на Районном методическом объединении Внеурочна деятельность как форма дифференциации обучения и воспитания младшего школьника в свете требований ФГОС

МОУ «СОШ №12 г. Зеленокумска»








Доклад на тему:
«Внеурочная деятельность
как форма дифференциации
обучения и воспитания
младшего школьника
в свете требований ФГОС»




доклад подготовила
учитель начальных классов
Шевченко Любовь Павловна













2012 год
В современных условиях педагогический (учебно-воспитательный) процесс рассматривается как процесс управляемой, совместной, творческой жизнедеятельности педагогов и школьников, который обеспечивает условия для развития и социальной адаптации учащихся в системе урочно-внеурочных занятий.
Урочные занятия включены в школьное, классное расписание. Структурная единица этих занятий – урок. Урок имеет ограниченные возможности для вариативной творческой организации обучения.
Успешная индивидуализация и дифференциация обучения и воспитания детей возможна во внеурочной деятельности. Здесь более эффектна социальная адаптация, развитие дружеских партнерских взаимоотношений взрослых и детей.
Для общеобразовательного учреждения внеурочная деятельность часть выполняемых им функций.

Основные ценности и функции внеурочной деятельности детей
Внеурочную деятельность детей нельзя рассматривать как некий придаток к основному образованию, которое расширяет возможности образовательных стандартов. Основное её предназначение - удовлетворять постоянно изменяющиеся индивидуальные социокультурные и образовательные потребности детей. В науке внеурочная деятельность детей рассматривается как "особо ценный тип образования", как "зона ближайшего развития образования в России".
К настоящему времени выработались и сложились общие принципы организации внеклассной и внешкольной работы.
Свободный выбор ребенком видов и сфер деятельности.
Ориентация на личностные интересы, потребности, способности ребенка.
Возможность свободного самоопределения и самореализации ребенка.
Единство обучения, воспитания, развития.
Практико-деятельностная основа образовательного процесса.
Перечисленные позиции соответствуют главным принципам гуманистической педагогики: признание уникальности и самоценности человека, его права на самореализацию, личностно-равноправная позиция педагога и ребенка, ориентированность на его интересы, способность видеть в нем личность, достойную уважения.

Внеурочная работа и дополнительное образование детей
Внеурочная (=внеклассная) работа понимается сегодня преимущественно как деятельность, организуемая с классом, группой обучающихся во внеурочное время для удовлетворения потребностей школьников в содержательном досуге. Эта работа позволяет педагогам выявить у своих подопечных потенциальные возможности и интересы, помочь ребенку их реализовать.
Несомненно, внеурочная работа тесно связана с дополнительным образованием детей, когда дело касается создания условий для развития творческих интересов детей и включения их в художественную, техническую, эколого-биологическую, спортивную и другую деятельность.
Связующим звеном между внеурочной работой и дополнительным образованием детей выступают различные факультативы, школьные научные общества, объединения профессиональной направленности, учебные курсы по выбору. В зависимости от целей и задач, решаемых ими, содержания и методов работы их можно отнести и к той и к другой сфере образовательного процесса.
Однако следует помнить о том, что дополнительное образование детей предполагает, прежде всего, реализацию образовательной дополнительной программы по конкретному направлению деятельности или области знаний.



Сущность и специфика внеурочной деятельности детей в условиях общеобразовательного учреждения

Развитие внеурочной деятельности детей в общеобразовательных учреждениях предполагает решение следующих задач:
изучение интересов и потребностей обучающихся во внеурочной деятельности;
определение содержания внеурочной деятельности детей, его форм и методов работы с обучающимися с учетом их возраста, вида учреждения, особенностей его социокультурного окружения;
формирование условий для создания единого образовательного пространства;
расширение видов творческой деятельности в системе внеурочной деятельности детей для наиболее полного удовлетворения интересов и потребностей обучающихся в объединениях по интересам;
создание максимальных условий для освоения обучающимися духовных и культурных ценностей, воспитания уважения к истории и культуре своего и других народов;
обращение к личностным проблемам обучающихся, формирование их нравственных качеств, творческой и социальной активности.

В условиях общеобразовательного учреждения дополнительное образование дает ребенку реальную возможность выбора своего индивидуального пути. Получение ребенком такой возможности означает его включение в занятия по интересам, создание условий для достижений, успехов в соответствии с собственными способностями и безотносительно к уровню успеваемости по обязательным учебным дисциплинам. Внеурочная деятельность детей увеличивает пространство, в котором школьники могут развивать свою творческую и познавательную активность, реализовывать свои личностные качества, демонстрировать те способности, которые зачастую остаются невостребованными основным образованием. Во внеурочной деятельности ребенок сам выбирает содержание и форму занятий, может не бояться неудач.
Внеурочная деятельность детей в школе – совершенно иное явление, нежели традиционная внеклассная и внешкольная деятельность. Долгое время рядом с системой общего образования существовал набор разрозненных воспитательных мероприятий, кружки, секции, факультативы, работа которых, как правило, никак не связывалась друг с другом. Теперь появилась возможность выстроить целостное образовательное пространство.(!!!)
Другая важная особенность внеурочной деятельности детей - её воспитательная доминанта, поскольку именно в сфере свободного выбора видов деятельности можно рассчитывать на "незаметное", а значит и более эффективное воспитание.
Еще одна отличительная черта системы внеурочной деятельности детей – компенсаторная (или психотерапевтическая), поскольку именно в этой сфере ребята, обучающиеся в условиях массовой школы, получают возможность индивидуального развития тех способностей, которые не всегда получают поддержку в учебном процессе.
Внеурочная деятельность детей создаёт "ситуацию успеха" (Выготский), помогает ребенку в изменении своего статуса, поскольку в процессе занятий различными видами деятельности, которые ребенок выбрал самостоятельно и в соответствии с личными интересами и потребностями, он вступает в равноправный диалог с педагогом. Будучи слабо успевающим по основным школьным дисциплинам, в художественном объединении или в спортивном он может оказаться в числе лидеров. Таким образом, удаётся снять стереотип однозначного восприятия школьника как "троечника" или "трудного".
Эмоциональная насыщенность - еще одна особенность развития внеурочной деятельности детей в условиях общеобразовательного учреждения. Ее важность объясняется необходимостью противостоять "засушенности" учебного процесса, где преобладают вербальные способы коммуникации, где логика учебных знаний может привести к подавлению эмоционально-образного восприятия мира, столь значимого в детском возрасте. Развитие чувств необходимо школьникам как средство формирования целостной картины мира.

Внеурочная деятельность детей выполняет еще одну важную задачу - расширяет культурное пространство школы.
Особое значение имеет внеурочная деятельность детей для решения проблемы социальной адаптации и, вполне возможно, профессионального самоопределения школьников.
Раскрыв свои потенциальные способности и попробовав их реализовать еще в школьные годы, выпускник будет лучше подготовлен к реальной жизни в обществе, научится добиваться поставленной цели, выбирая цивилизованные, нравственные средства ее достижения.

Таковы основные особенности внеурочной деятельности детей, развивающегося в условиях общеобразовательного учреждения.

Таким образом, внеурочная деятельность СПОРТИВНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ
детей в общеобразовательном учреждении является той сферой, которая, обладая самоценностью, в первую очередь, ориентирована на создание единого образовательного пространства и формирование у школьников целостного восприятия мира; на гармонизацию требований по реализации образовательного стандарта и создание условий для развития индивидуальных интересов и потребностей личности.
Цель данного курса: обеспечить возможность сохранения здоровья детей в период обучения в школе.
Задачи:
сформировать у детей необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни;
научить использовать полученные знания в повседневной жизни;
добиться потребности выполнения элементарных правил здоровьесбережения.
В результате усвоения программы учащиеся должны уметь:
выполнять санитарно-гигиенические требования: соблюдать личную гигиену и осуществлять гигиенические процедуры в течение дня.
Учащиеся должны знать:
факторы, влияющие на здоровье человека;
причины некоторых заболеваний;
причины возникновения травм и правила оказания первой помощи;
виды закаливания (пребывание на свежем воздухе, обливание, обтирание, солнечные ванны) и правила закаливания организма; влияние закаливания на физическое состояние и укрепление здоровья человека;
о пользе физических упражнений для гармоничного развития человека;
основные формы физических занятий и виды физических упражнений.
ОБЩЕКУЛЬТУРНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ
Театральное занятие:
- это знакомство с волшебным миром театра и его жителями;
- это общение, умение вести себя на публике;
- это развитие речи, мимики, пластики и памяти малыша;
- это работа над произношением звуков, артикуляцией в игровой форме;
- это развитие фантазии и творческих способностей;
- это выражение индивидуальности и неповторимости малыша;
- это развитие творческой инициативы;
- это умение быть раскованным на сцене и коммуникабельным.
Задачи курса:
- развивать познавательный интерес к театральной деятельности;
- учить навыкам общения и коллективному творчеству;
- развивать эстетические способности детей.
Основные требования к знаниям, умениям и навыкам
Обучающиеся должны знать:
- средства общения;
- виды текстов;
- понятия: «жесты», «мимика», «телодвижения»;
- основные группы мышц.
Обучающиеся должны уметь:
- использовать средства общения;
- правильно распределять дыхание в речи;
- правильно использовать телодвижение, мимику, жесты;
- регулировать громкость, темп речи.
Программа курса «Чудеса аппликации»
(2-4 классы)
При этом решаются такие учебно-воспитательные задачи:
-развиваются интеллектуально-творческие способности, инициатива, самостоятельность;
-развивается познавательная активность учащихся;
-формируется творческий подход к выполнению учебно-трудовых заданий, стремление применять полученные знания и умения в повседневной жизни с пользой для себя и окружающих.
Учитель может поставить те цели, которые считает нужными, применительно к условиям своего класса, кроме того, цели всех занятий-практикумов схожи:
-учить ребёнка самостоятельно анализировать предлагаемое изделие;
-закрепление правил и приёмов рациональной разметки (аккуратность, точность, экономное расходование материалов);
-закрепление и совершенствование приемов работы с клеем и ножницами, осознано выполнять правила безопасности труда;
-развитие глазомера, координации движений.
Образовательная программа «Школа красоты и грации «Жемчужина»
ОБЩЕИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ

Программа курса «Введение в мир профессий»
Программа курса «Наглядная геометрия»
Цель программы:
формирование у школьников представлений о различных геометрических фигурах и их свойствах.
Задачи программы:
формировать некоторые практические умения, связанные с построением геометрических фигур и измерениями;
развивать мелкую моторику у учащихся;
развивать конструктивное и пространственное мышление.
В конце первого года обучения дети должны:
1) иметь представления о точке, прямой, кривой, ломаной, отрезке, квадрате, треугольнике, круге;
2) знать отличие прямой от кривой (уметь выделять их и обосновывать свой выбор), отличие прямой от отрезка, отрезка от ломаной;
3) различать основные формы фигур в различных положениях: треугольник, четырехугольник, круг;
4) различать внутреннюю и внешнюю часть в замкнутых фигурах основных форм;
5) уметь построить модель квадрата загибанием «от угла»; уметь начертить окружность с помощью циркуля;
6) уметь найти центр круга, прямоугольника, квадрата (сгибанием). Уметь пользоваться рамкой для выполнения рисунков и орнаментов из геометрических фигур и для получения деталей аппликации;
7) уметь пользоваться циркулем при сравнении длин отрезков и изготовлении модели круга;
8) уметь чертить и измерять отрезок с помощью линейки.
Программа курса «Край, в котором я живу»
Цель данного курса – расширить знания ребёнка о самом себе, дополнить знания об истории и культуре родного края, углубить знания учащихся о природе.
Цель факультативного курса конкретизируют следующие задачи:
содействие ребёнку в понимании особенности общественных отношений в семье, в селе, районе и крае, входящего в целую страну Россию;
воспитание патриотизма через осознание ребёнком сопричастности к истории своего села, района, края;
воспитание толерантности, уважения к ценностям народов, населяющий Северный Кавказ, их культур, вероисповеданий, понимания неповторимости и уникальности каждого человека;
обогащение знаниями, раскрывающими прошлое, историю, способствующими присвоению ребёнком социальных ценностей, определённых норм морали, нравственности;
изучение природы родного края, её ресурсов, воспитание экологически грамотного поведения в природе.
Планируемые результаты
Знания и умения  учащихся в конце 1-го года обучения:
знать историю своей семьи, происхождение своего имени и фамилии, семейных традиций;
уметь правильно вести себя в школе, в коллективе учащихся;
знать историю происхождения своего села, района, уметь бережно относиться к Земле, её дарам, знать цену хлеба;
знать растительный и животный мир родных мест, охраняемые
виды; уметь экологически грамотно вести себя в природе;
ВОЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ
Программа курса «Юный патриот»
Изучив курс «Юный патриот», учащиеся должны знать:
название страны, региона, где живет учащийся, родного города(села);
нимволику страны, края, села, школы;
государственные праздники;
имена великих полководцев и названия городов-героев, изученных в курсе.
должны уметь:
описывать изученные события истории Отечества;
оценивать поступки других с позиции добра и зла;
уважительно относиться к своему дому, семье, истории русского народа;
поступать сообразно полученным знаниям в реальных жизненных ситуациях.
ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Программа курса «Закулисье»
Цель:
Раскрытие творческого потенциала ребенка средствами художественного труда через проектную деятельность.
Задачи:
совершенствование практических умений;
развитие мелкой моторики рук в процессе освоения различных технологических приемов;
развитие мышления, воображения, фантазии, художественного вкуса;
расширение методов познания окружающей действительности;
формирование умений ориентироваться в заданиях разного типа: от точного повтора образца до воплощения собственного замысла;
формирование умения планирование последовательности выполнения действий и осуществления контроля на разных этапах выполнения работы;
ознакомление с происхождением материалов, ручного ремесла, видов художественного творчества Ожидаемые результаты:
Требования к уровню подготовки детей к концу 1 класса.
Иметь представление:
- об истории возникновения материалов и инструментов;
- о возможности выполнения работ в технике аппликаций и оригами.
Знать:
- термины, обозначающие технику изготовления объектов и их значение;
- свойства материалов, из которых можно сделать аппликацию, оригами;
- название инструментов, приспособлений и правила работы;
- разные приемы разметки деталей из бумаги;
- различные способы выполнения рисунка гуашью, акварелью.
Уметь:
- вырезать из бумаги детали прямоугольной формы, в форме круга, овала, вырезать симметричные фигуры;
- работать с гуашью, акварелью;
- самостоятельно или с помощью учителя ориентироваться в задании на точное повторение образца;
- самостоятельно выполнять творческое задание;
- самостоятельно или с помощью учителя планировать последовательность выполнения действий при работе над проектом;
- контролировать свои действия в процессе выполнения работы и после ее завершения.
СОДЕРЖАНИЕ


Введение..
3

1.
Спортивно оздоровительное направление
Программа курса «Планета здоровья»....
Программа курса «Подвижные игры»
6

6



2.
Общекультурное направление
Программа курса «Искусство сцены»
Программа курса «Чудеса аппликации»..
Программа курса «Школа красоты и грации «Жемчужина»...
41

3.
Общеинтеллектуальное направление
Программа курса «Введение в мир профессий»
Программа курса «Компьютерное Лего-конструирование».
Программа курса «Наглядная геометрия»
Программа курса «Край, в котором я живу».
91

4.
Духовно-нравственное направление
Программа курса «Юный патриот».
Программа курса «Истоки возрождения»....
Программа курса «Патриотическое воспитание»...
143

5.
Социальное направление Программа курса «Общественно-полезный труд»
155

6.
Проектная деятельность
Программа курса «Закулисье».




7.Этика-азбука добра


Заголовок 2 Заголовок 415