Статья (обобщение оппыта работы) Применение диалоговых форм обучения на уроках в начальной школе

Воспитывает ребенка каждая минута жизни и каждый уголок земли, каждый человек, с которым формирующаяся личность соприкасается.
В.А. Сухомлинский

Психологическое и физическое состояние ученика на уроке зависит во многом от того, чему учат ребенка, как организован учебный материал, использован ли личный жизненный опыт ребенка, насколько само содержание обучения позволяет маленькому ученику чувствовать себя значимой личностью. Успешность обучения во многом еще определяется и интересом к изучаемому предмету. Об этом знают все: и мы, учителя, и родители, и сами ученики. Передо мной встал вопрос: что делать? Как, сохраняя психическое и физическое здоровье многих учеников, постараться изменить обучение так, чтобы оно могло готовить их к жизни думающими, мыслящими, готовыми к самостоятельной деятельности? Как изменить подход к содержанию, методам и формам учебно-воспитательного процесса и найти такие педагогические пути и средства, способные помочь, ежедневно, ежеурочно формировать, развивать и возвышать личность каждого ребенка? Поиск ответов на эти вопросы привел меня к организации педагогической деятельности, направленной на решение данной проблемы. Прежде всего, я постаралась научить своих учеников организовывать свою собственную учебную деятельность, иметь способность и готовность учиться без страха, учиться добывать и использовать знания. Для этого я решила дополнить традиционные способы организации учебного процесса диалоговыми формами совместной деятельности учителя и учеников.
Одной из приоритетных задач современной школы является создание необходимых и полноценных условий для личностного развития каждого ребёнка, формирование активной позиции каждого учащегося в учебном процессе. Поэтому использование активных форм обучения является основой развития познавательной компетентности школьника. Когда ребёнок не просто слушатель, а активный участник в познавательном процессе, своим трудом добывает знания,  эти знания более прочные.
Я считаю, что именно форма активного обучения позволяет развиваться любознательн
·ости ученика. Цель моей работы - использовать демократический, поисково-творческий характер обучения, где в качестве основных достоинств выступают высокая степень самостоятельности, инициативности, развитие социальных навыков, развитие творческих способностей. А это и делает обучение сознательным, продуктивным и более результативным.
Среди диалоговых технологий наиболее часто я использую в работе с детьми: проблемно-поисковые диалоги, учебные дискуссии, эвристические беседы, анализ конкретных ситуаций. Детям нужен успех! Ведь когда получается, то и дальше хочется работать. Состояние успешности помогает развиваться личности, создает благоприятный фон общения с ребенком на основе заинтересованности, а не принуждения. Я решила, что лучше всего в этом помогут моим ученикам на уроках диалог, спор, столкновения разных мнений. Именно в диалоге, споре и рождается истина и формируется личность. Необходимо помнить, что диалог – форма общения и если у учителя есть проблемы в общении с учениками, преобладает авторитарный стиль, то диалог на уроках и продуктивная работа невозможна. Формирование мыслящей творческой личности идёт через «маленькие открытия», не допуская молчаливого урока, так как ребенок имеет право на неверный ответ и любое мнение ученика ценно.
Строя свою работу, я руководствуюсь тем, что путь познания нового должен идти от самих учеников. Я же выполняю лишь роль проводника тех нужных детских мыслей, которые выделяются из множества вариантов ответов моих учеников, помогаю им в их поиске, стимулирую их коллективную мыслительную деятельность. При организации диалога на уроке я стараюсь правильно и четко сформулировать учебную задачу, поставить проблемную ситуацию, использую приемы провокации, противоречия, странности, «ситуации успеха» с опорой на прошлый опыт ребенка.