Технологическая карта урока русского языка «Одна и две буквы н в суффиксах прилагательных» (с использованием диалоговых технологий)


Муниципальное автономное образовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 15 г.ТюмениТехнологическая карта урока
Учитель: Левченко С.Н., Панкратова Е.А.Предмет: русский язык
Класс: 6
Автор УМК (программы учебного курса): «Русский язык. 6 класс», Москва, «Просвещение», 2012г., автор:
Т.А. Ладыженская, М.М. Разумовская, С.И. Львова и др.
Название раздела, темы: Морфология. Имя прилагательное.
Тема урока: «Одна и две буквы н в суффиксах прилагательных»
Цель урока: совершенствовать умения писать слова с изученной орфограммой; формировать орфографическую зоркость.
Задачи урока.
1.Образовательные:отработать и закрепить правописание Н и НН в суффиксах имён прилагательных.
2. Воспитательные: воспитывать чувствоуважения и любви к Родине, природе, чувство прекрасного.
3. Развивающие: обогащать словарный запас учащихся; развивать творческие способности учащихся.
Тип урока: урок закрепления полученных знаний.
Планируемые результаты:
познавательные УУД: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме, выбор наиболее эффективных способов решения задач, структурирование знаний;
личностные УУД: установление обучающимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, самоопределение;
регулятивные УУД: целеполагание, планирование, оценка результатов работы, внесение необходимых дополнений и коррективов в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата;
коммуникативные УУД: планированиеучебного сотрудничества с учителем и сверстниками, соблюдение правил речевого поведения, умение высказывать и обосновывать свою точку зрения.
Средства обучения: компьютер, проектор, учебник,карточки с текстом, алгоритм;
словари русского языка (орфографический, толковый, фразеологический);
Методы и приемы: словесные, наглядно – практические, проблемного изложения, самоконтроля.
Этапы урока Деятельность учителя Деятельность учащихся УУД
Организация начала занятия
(1мин) Включение детей в деятельность.
Учитель: - Здравствуйте, ребята! Я рада встрече с вами!
Включение в работу, самоопределение личностные: мобилизация внимания, уважение к окружающим;
коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками;
регулятивные: саморегуляцияПроверка домашнего задания
( 9 мин) -Ребята, проиллюстрируйте алгоритм примерами из домашнего упражнения.
Послушаем две сказки. Вспомним правила написания Н и НН в суффиксах имён прилагательных.

Читают слова из домашнего упражнения. Анализируют сказки. Воспроизводят теоретический материал.
коммуникативные УУД: определение целей функций участников, способов взаимодействия, владение монологической и диалогической формой речи;
личностные:
самоопределение, восприятие и оценивание работ одноклассников, установление связи между целью учения и его мотивом, проявлять интерес к изучению темы.
регулятивные:
целеполагание
Постановка цели деятельности
(3 мин) -Ребята, в русском языке есть слова, написание которых может определяться лексическим значением слова. Например, прилагательные ветреный и ветряной.
- Как вы думаете, о чём сегодня на уроке мы будем говорить
. Работа с учебником.
- Прочитайте материал на стр.31. Что вы узнали нового?
Определяют тему и задачи урока
Самостоятельно работают с учебником
Рассуждения учащихся
постановка и решение проблемы:формулирование задач и целей урока;
познавательные: применение методов информационного поиска
коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации
регулятивные: коррекция (внесение необходимых коррективов в план и способ действия)
метапредметные :извлекать фактуальную информацию из текстов, содержащих теоретические сведения.
Закрепление
(7мин) - Ребята, чтобы закрепить этот сложный материал выполним упражнение № 368 на доске и в тетрадях.
( 2 человека) Выполняют упражнение с творческим заданием метапредметные: соблюдать в практике письменного общения изученное орфографическое правило
познавательные :правильно выбирать буквы е я в суффиксах прилагательных с корнем ветр-
Физкультминутка
(1мин) Физкультминутка
(1 мин) Углубление знаний по теме
(10мин) - Ребята, обратите внимание на слова, которые написаны на доске. Определите их морфемный состав. Нужно ли применять правило Н и НН в суффиксах имён прилагательных при написании этих слов?
- А теперь проверим ваше умение использовать полученные знания на практике. Выполним упражнение № 370.Два ученика будут писать на обратной стороне доски , а на местах по вариантам : первый- с Н, второй – с НН. Читают слова и разбирают их по составу. Делают вывод о том, что при написании данных слов правило не применяется.
Взаимопроверка задания.
познавательные:графически обозначать условия выбора изученной орфограммы, находить и исправлять ошибки в распределении слов по группам
логические: анализ объектов с целью выделения признаков,
Творческая практическая деятельность по реализации построенного проекта
(6 мин) – Найдите в школьных орфографических словарях слова иллюстрация, редакция, реформа. Что обозначают эти слова? Проверьте себя по толковому словарю (два человека работают с толковыми словарями).
– Приведите примеры употребления этих слов в речи.
– Образуйте от них имена прилагательные.
– Как вы их напишете? Почему? Принимают участие в поиске информации, применяют правило. Познавательные: извлекать информацию из словарей.
Включение в систему знаний и повторение
(2 мин)
- Вспомним, какова была наша цель? Достигли мы ее?
- Расскажите о правописании Н и НН в суффиксах прилагательных?
- Что нужно учитывать при написании прилагательных с корнем ветр-?
Возвращение к цели урока, ее формулировка, ответы на вопросы.
познавательные:контроль и оценка процесса и результатов деятельности, подведение итогов,
логические: выведение следствий,
коммуникативные:
владение монологической формой речи, умение полно и чётко выражать свои мысли.
Рефлексия деятельности
(2 мин)
В конце урока учитель дает ребятам небольшую анкету, которая позволяет осуществить самоанализ, дать качественную и количественную оценку уроку. Некоторые пункты можно варьировать, дополнять, это зависит от того, на какие элементы урока обращается особое внимание. Можно попросить учащихся аргументировать свой ответ Обучаемые заполняют анкету:
1.На уроке я работал
активно / пассивно
2.Своей работой на уроке я
доволен / не доволен
3.Урок для меня показался
 коротким / длинным
4.За урок я
не устал / устал
5.Мое настроение стало лучше / стало хуже
6.Материал урока мне был
понятен / не понятен полезен / бесполезенинтересен / скучен познавательные : обобщать (выделять ряд объектов по заданному признаку);
проводить аналогии между изучаемым объектом и собственным опытом
коммуникативные:формулировать собственное мнение и позицию;
строить устные высказывания
регулятивные:оценивать совместно
с учителем или одноклассниками результат
своих действий
личностные: представление о причинах успеха в учебе
Задание на дом
(2 мин) Предлагаю выбрать любой вариант домашнего задания:
Упр. № 366 или упр. 369 и повторить орфограмму № 38
коммуникативные: инициатива в выборе задачи, поиск и сбор информации;
логические: анализ истинности утверждений,
регулятивные: оценка результатов работы