Сообщение для воспитателей Поиск путей обогащения игровой деятельности — одно из условий формирования личности ребёнка


Сообщение для воспитателей
«Поиск путей обогащения игровой деятельности – одно из условий формирования личности ребёнка»
Дошкольный возраст – яркая, неповторимая страница в жизни человека. Ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте является игра. Игры существуют разные. Одни развивают мышление и кругозор, другие – ловкость и силу, третьи – конструкторские навыки детей. Все они нужны и по - своему полезны детям.
Таким образом, игра при правильном её формировании решает важные задачи умственного, нравственного, эстетического, физического развития каждого ребёнка, начиная с раннего возраста. В игре с первых этапов её развития формируется личность ребёнка, развиваются те качества, которые потребуются ему в учебной деятельности, в труде, в общении с людьми. Правильное руководство игрой и осознание ценности игровой деятельности детей в раннем и дошкольном возрасте раскрывает огромные воспитательно-образовательные возможности для психического и  личностного развития каждого ребенка.
Поэтому важной целью дошкольного образования сегодня является стимулирование, развитие самостоятельной игровой деятельности детей.
Игра не возникает сама собой, она передается от одного поколения детей к другому – от старших к младшим. Но в настоящее время эта связь прервана. Дети растут среди взрослых, а взрослым некогда играть. В результате игра уходит из жизни ребенка, а вместе с ней и само детство. Весьма печально.
Наблюдения показывают, что современные дошкольники не умеют организовывать свою деятельность, наполнить ее смыслом. У большинства детей не развито воображение, они безынициативны. Дошкольный период – оптимальный период для формирования личности, поэтому не стоит питать иллюзий, что способности эти разовьются сами по себе в более зрелом возрасте.
Деятельность воспитателя по формированию игры всегда связана с изучением общего уровня развития ребенка и имеющегося у него игрового опыта. Поэтому, когда мы набираем новую группу детей раннего возраста, с первых наших наблюдений всегда выясняем, как малыши играют, как проявляют себя в играх. Эти наблюдения помогают нам наметить конкретные задачи работы с каждым ребёнком и группой в целом.
В начале года, когда дети ещё не знают друг друга, они играют в одиночку и тогда перед нами сразу встают следующие задачи: научить ребёнка играть, содействовать объединению детей в игре; тактично руководить выбором игры, приучать детей соблюдать во время игры правила, воспитывать чувство доброжелательности, взаимопомощи.
Большую роль в развитии игровых действий у детей раннего возраста имеет игра – подражание. Поэтому мы в игре с детьми занимаем партнёрские отношения, играем вместе с детьми, рядом и через игру обучаем детей определенным игровым действиям и взаимодействиям с другими детьми. Для этой цели используем сюжетно-ролевые игры. Работу по развитию сюжетно-ролевых игр осуществляем в двух направлениях: 1. Создание необходимой игровой среды. 2. Непосредственное руководство играми детей.
Совместно с родителями мы пополняем и расширяем предметно-развивающую игровую среду. Были пошиты костюмы: повара, парикмахера, врача, принца, снежинки, народная рубашка в уголок «Ряженья» для сюжетно-ролевых игр. Обвязаны куклы в красивую одежду по 4 основным цветам. Сшит комплект кукольной одежды для Д. И. «Оденем куклу на прогулку». Красивые нарядные куклы, мебель, разная посуда быстро привлекают малышей, и они начинают разнообразно действовать с ними: катать, кормить, укладывать и т.д.
     Сенсорный опыт детей — основа познавательного развития.  Дидактические игрушки, которые были подобраны для детей нашей группы, развивают наглядно-действенное мышление, обогащают чувственный опыт ребенка, учат их мыслить, рассуждать. Игрушки для развития мелкой моторики, вызывают у них желание экспериментировать, выполнять различные конструктивные действия. Игры с предметами помогают  ребенку  запоминать и воспроизводить способы действий, которые  мы показывали детям на занятиях и в самостоятельной деятельности.
С целью обогащения предметно-развивающей игровой среды и решения задач сенсорного развития детей нами были изучены различные методические источники, в том числе интернет. На основании полученной информации, мы разработали игры и пособия по данному направлению. Также к изготовлению были привлечены родители воспитанников.
Это:
нанизывания предметов различных форм, имеющих сквозноеотверстие, разнообразные пирамидки;
для проталкивания и вкладывания предметов различных форм в соответствующиеотверстия;
для прокатывания предметов по дорожкам, игрушки каталки и т.д.;
образные фигурки со шнуровками, с застегивающимися и прилипающими элементами (пуговицами, шнурками, кнопками, липучками, молнией);
игры с прищепками, крышками;
игрушки и фигурки разной величины, формы, цвета для сравнения и раскладывания предметов, резко различающихся по форме.
Например, игры, сделанные своими руками: «Волшебные крышечки, Закрой окошко, Подбери ниточку, Посади бабочку на цветок, Разложи шарики по цвету, Цветочная поляна, Чудо – горох, Божия коровка, Необыкновенная гусеница», «Развесь бельё», «Волшебные прищепки» и другие.В плане воспитания здорового и физически развитого ребенка мы проводим различные подвижные игры с целью профилактики плоскостопия, нарушений осанки, координации движений и развития разных видов двигательной активности. Для этого в физкультурный уголок были сшиты цветные платочки, ленточки, флажки, сделаны султанчики, мешочки для метания, сшит массажный коврик и многое другое.
            Игры для развития речи имеют особое значение в развитии детей раннего возраста поскольку в данном возрасте идет ее становление. Если взрослый мало говорит с ребенком, то этот малыш может не получить опыта восприятия речи, достаточного, чтобы научиться говорить. В своей работе мы учитываем речевые возможности ребенка, подбираем и проводим разнообразные игры для речевого развития детей раннего возраста. Для этого мы сделали большую картотеку картинок по всем разделам. В природный уголок совместно с родителями воспитанников были сделаны 4 пейзажа времён года, композиции зоопарка, домашних и диких животных. В театрализованный уголок связали пальчиковый театр «Репка», сказки: «Три медведя», «Под грибом», «Заюшкина избушка», сделаны различные маски.
В начале младшей группы, когда сюжет простой, для развития игры недостаточно только хорошее оснащение группы игровым материалом. Необходимо еще наличие разнообразных впечатлений об окружающей действительности, которые дети отражают в своей игре. Здесь наша задача - направить детей на обогащение игровых действий, на развитие игрового сюжета. С этой целью проводим наблюдения с детьми за работой няни, повара, мед. сестры. Впоследствии играя, дети не просто ставят кастрюли на плиту, а «варят» суп, компот. Накопленный опыт помогает малышам активней участвовать в игре.
Таким образом, жизнь ребенка раннего возраста, в нашей группе, проходит с обязательным включением игры. Через игру ребенок обучается, развивается и воспитывается. Мы проводим игры в течение всего дня: в процессе выполнения режимных моментов, на прогулке, на занятиях, в самостоятельной деятельности, игры – занятия во второй половине дня, игры с родителями (на родительских собраниях) и игры дома. Для правильной организации игровой деятельности детей в домашних условиях мы разработали рекомендации для родителей «Как создать игровую среду для детей в домашних условиях».