Поурочный план по русскому языку 7 класс Правописание имён числительных


Тема урока: «Правописание имен числительных».
Цель урока: привитие навыков употребления числительных в речи, правописание имен числительных; развитие связной речи при работе с текстом; привитие любви к учебе;
Наглядности: плакаты, учебник, компьютер
Тип урока: стандартный
Ход урока:
Психологический настрой.
Орос домашнего задания.
Дать общую характеристику имени числительного, как части речи.
3. Кто быстрее?
Образуйте от количественных числительных порядковые.
семнадцать - ... восемнадцать - шестьдесят - ... девяносто - ...
4. Работа в тетради.
Выпишите из текста порядковые числительные, заменяя цифры словами. Определите падеж. Назовите тему текста.
В XIII веке торговое поселение Алматы, находившееся на знаменитой караванной дороге - Шёлковом пути, было разрушено ордой Чингисхана. А в 1854 году недалеко от руин древнего города возник город Верный. Затем крепость была переименована в Алма-Ату, а с 1929 по 1997 год была столицей Казахстана.
Алматинцы живут на высоте от 550 до 1950 метров над уровнем моря.
5. Склонение числительных.
Просклоняйте порядковые числительные тысяча девятьсот девяносто седьмой (год), двадцать первый (век).
6.Повторение
Контрольные вопросы и задания
1. Что обозначает имя числительное?
2.Как отличить числительные от других частей речи, имеющих числовое значение?
На какие две группы делятся числительные?
Чем отличаются простые числительные от составных?
Какие числительные пишутся с ь на конце?
В середине каких числительных ь не пишется?
Как изменяются количественные числительные, обозначающие целые числа?
8.Какие две формы имеют количественные числительные 40, 90, 100?
9.Как склоняются составные числительные?
10.В чём особенность склонения порядковых числительных?
11.Какие орфографические правила вы изучили?
7.Словарный диктант. Запишите числительные словами. Над количественными числительными надпишите букву к, над порядковыми - букву п. Обозначьте, где нужно, мягкий знак.
7,11, 20, 50, 80, 500, 900,1955-й, 1990-й, 2030-й.
Я знаю все!
Выпишите вначале сочетания с числительными с мягким знаком на конце, затем - с мягким знаком в середине. Используйте грамматический справочник.
7 дней, 12 часов, 15 недель, 700 метров, 60 лет, 800 дней, 18 километров, 600 граммов.
9.Можно! – Нельзя!
Можно сказать: В комнате находилось человек пять, человек восемь, но нельзя: «В комнате было студентов пять, женщин восемь», «В зале было зрителей сто».
Чтобы выразить в этих случаях мысль о приблизительном количестве, нужно сказать: В комнате было пять-шесть студентов, семь-восемь женщин. В зале зрителей было человек сто.
10.Морфологический разбор имени числительного План разбора
1.Часть речи. Общее значение.
2.Морфологические признаки: 1. Начальная форма (именительный падеж). 2. Постоянные признаки: а) простое или составное; б) количественное или порядковое.
3. Непостоянные признаки: а) падеж; б) число (если есть); в) род (если есть).
4.Синтаксическая роль.
Образец разбора
А сам космодром получил такое название в тысяча девятьсот шестьдесят первом году, сразу после полёта Юрия Гагарина.
Образец письменного разборав тысяча девятьсот шестьдесят первом - числит.
Получил (в каком?) в тысяча девятьсот шестьдесят первом; н.ф. - тысяча девятьсот шестьдесят первый.3.Пост.: сост., порядк.; непост. - в предл. пад.
4.Когда? в тысяча девятьсот шестьдесят первом (году).
11.Проверьте себя!1.Какое слово обозначает количество предметов?
А)Двадцать пятая страница.
В)Двадцать пятый этаж.
С)Двадцать пять книг.
2.Какое слово обозначает порядок при счёте?
А)Моему брату восемнадцать лет.
В)Мы живём в восемнадцатом доме.
С)В одном мешке восемнадцать килограммов картофеля.
3.Исключите лишнее слово.
А)Три.
В) Два.
С)Пятый

А)Трое.
В)Двое.
С)Пятый.4.Укажите простое числительное.
А)Семь.
В)Семьдесят два.
С)Триста семьдесят семь.
5. Укажите составное числительное.
А)Одиннадцать.
В)Одиннадцатый.
С)Двести одиннадцать.
Домашнее задание: морфологический разбор числительного