поурочный план по русскому языку 1 класс


УРОК РУССКОЙ ГРАМОТЫ В 1 КЛАССЕ
ТЕМА: Работа над текстом «Крошка Енот»
ЦЕЛЬ УРОКА: раскрытие нравственного содержания сказки «Крошка Енот»
Задачи:
Помочь учащимся различать добро и зло; понимать особенность понятий доброта, сострадание.
Воспитывать культуру читателя, чуткого слушателя
Развивать речь школьников.
ОБОРУДОВАНИЕ: Учебник Букварь 1кл. Павленко, Спутник букваря Павленко.
Видеозапись мультфильма “Крошка Енот”.
Звуковая сказка “Крошка Енот”, музыка физминутки, запись песни «Улыбка».
НА СТОЛАХ УЧАЩИХСЯ: Зеркальца; лепестки цветка.
НА ДОСКЕ: Круг со словом “Доброта” для составления цветка. Слова для словарной работы. Фото енота; осоки.
ХОД УРОКА
1.Психологический настрой
– Здравствуйте, ребята!
– Я очень рада нашей встрече.
– Я улыбнусь Вам.
Вы улыбнитесь друг другу.
И подумайте: как хорошо,
Что мы сегодня здесь все вместе.
Мы спокойны и добры,
Приветливы и ласковы,
Мы все здоровы.
– Что вы сегодня хотели бы пожелать друг другу?
– А чтобы вы пожелали мне? Я что бы вы хотели пожелать нашим гостям?
Спасибо ребята.
-Чтобы понять, о чём мы будем сегодня разговаривать вам надо ответить на вопросы которые я буду вам задавать. Мы будем записывать первую букву отгаданного слова, а потом узнаем о чем же мы будем сегодня говорить.
– Кто помогает в трудную минуту? (Друг)
– Как называется предмет, который помогает мне лучше видеть? (Очки)
– Эту букву любят гномы, книги называют домом, а одевшись в мех прячет под листвой орех? (Б)
– Какое чувство появляется при получении подарка? (Радость)
– Посмотри на колесо-и увидишь букву О. (О)
– Почему корова эта маленького роста
Отвечает Вове Света:— Очень даже просто:
Это же ребёнок. Это же … (Телёнок)
– Первая буква алфавита (А)
Учитель: А теперь прочитаем, какое слово получилось? (Доброта)
-Итак что такое доброта
"Доброта – это…" 
"Добрые поступки – это ..."
С добрым утром (А.Костецкий)
Встань,Как только солнце встанетИ тихонечко к окошку Руку луч тебе протянет -Ты подставь скорей ладошку.Пусть тебя увидит мама И умытым и обутым.
Все прибрав, иди к ней прямоИ скажи ей: “С добрым утром!”А потом с улыбкой, с песнейВыйди к людям, к травам, к птицам!И веселым, интереснымДень твой должен получиться!
Звучит песня “Улыбка” (В. Шаинского)
– Давайте сейчас все вместе подпоем песенке.
– Сейчас мы слушали песню, подпевали и улыбались.
– А может ли человек жить без улыбки?
– У каких людей чаще улыбка на лице?
– Когда человек улыбается? (Когда ему хорошо, когда он видит прекрасное, когда он делает хорошее, доброе, когда получает пятерки).
– Что, значит, поделиться улыбкой своей?
– Скажите ребята, всегда ли вы себе нравитесь?
– Перед вами на столах лежат зеркала.
– Я предлагаю посмотреть на свое отражение в зеркале. Сделайте серьезное выражение лица, покажите грусть, удивление, радость, а теперь улыбнитесь.
– Когда вы улыбаетесь – все такие милые, симпатичные, красивые.
– А если бы зеркало отражало наш внутренний мир, чтобы тогда было. Ведь иногда мы сердимся, капризничаем, жадничаем, обижаем других, а иногда, напротив, бываем внимательными и ласковыми, нежными и заботливыми. - А где эти разные люди живут?
В нас самих они живут, у каждого в душе – « В пруду»
Нужно всегда помнить, о том, каков ТОТ, КТО сидит у каждого из нас внутри.
– Пусть эти зеркала останутся вам на память. Пусть они вам напоминают, о том, что улыбка – это добро и радость. Почаще смотрите в зеркало с доброй улыбкой, ведь вы убедились, что без улыбок на свете не прожить
– Кто из вас узнал, из какого мультфильма эта песня?
– Молодцы, правильно. Итак сегодня на основе произведения «Крошка Енот» мы будем отрабатывать навыки чтения, письма. Подумаем о том, что добро является очень важным качеством в отношениях людей.
– Американская писательница Лилиан Муур написала произведение об одном дне из жизни забавного зверька, с которым мы сегодня будем работать. Для начала мы познакомимся с писательницей Лилианой Муур.
Рассказ учителя о писательнице.
Произведение которое мы сегодня прочитаем называется «Крошка Енот». А вы знаете кто такие еноты?
– Еноты – очень смешные и легко приспосабливающиеся животные. Они предпочитают селиться в дуплистых деревьях поблизости от пресных водоемов. Едят они практически все и прекрасно знают, что возле человека всегда найдется какая-нибудь пища. Но особое лакомство для енотов – осока.
Карина для нас приготовила небольшое сообщение о енотах.
Вы услышали что еноты очень любят осоку. Что же это за растение?
ОСОКА – это трава, которая растет по берегам пресных водоемов, болот. У нее гладкий стебель; листья длинные, узкие. Цветки мелкие и невзрачные. Цветет весной и летом.
-Ну а сейчас мы будем цепочкой читать отрывок из произведения «Крошка Енот».
– Откройте ваши спутники букваря на стр. 55.
Работа по вопросам
– Как вы думаете это сказка или рассказ? Почему?
– О чем эта сказка?
– Почему она называется “Крошка Енот”?
– Почему автор называет енота ласково?
-Каким был Крошка Енот? А его мама?
Составление характеристики героев.( по разрезанным словам)
Физминутка ( про енота).
-Что же случилось дальше с Енотом?
(Просмотр видео отрывка) Кого он встретил?
Что посоветовала сделать ему мама? - Почему Крошка Енот в этот раз быстро нарвал целую корзину осоки и вернулся домой весёлый и счастливый?
- Чем закончилась сказка? (просмотр отрывка)
Почему Крошка Енот перестал боятся того кто сидит в пруду? Что же он понял ?Что нужно делать чтобы окружающие люди относились к тебе с добром?
– Молодцы, ребята, вы очень внимательны.
– А теперь крепко потрите свои ладошки так, чтобы жарко стало. Быстро передайте свое тепло своим соседям, соединив свои ладошки с ладошками соседа. Пусть тепло души ваших друзей согревает вас.
Физминутка (про жирафа)
– Сейчас мы поработаем в тетрадях.
Запишем слоги и буквы в тетрадях по образцу.
-У вас на столе лежат карточки с текстом. Вам нужно списать данные предложения в тетрадь.( по уровням: Карина -1ур, Андрей-2 ур, Игорь- 3 ур.)Вывод: - Итак, нужна ли доброта?
-Надо ли делать добрые поступки? Можно ли брать пример с Крошки Енота?
- Доброта и добрые поступки нужны, без них мир будет злым
– А сейчас я предлагаю составить цветок добрых слов (серединка “цветка” со словом “доброта” на доске).
– Перед каждым из вас волшебный лепесток. Напишите на нем, добрые слова, от которых вам и окружающим людям стало бы радостно.
– Составлять цветок будете сами, записывайте и подходите, прикрепляйте (звучит мелодия “Улыбка”).
– Посмотрите, доброта – это как сказочный цветок, который может расцвести в душе каждого из нас.
Домашнее задание.
-Вам нужно продолжить сказку, придумать свое продолжение.
Итог урока:
– В заключение нашей встречи я хочу поблагодарить Вас за ваши улыбки, за активное участие в нашем уроке, за творчество. А пожелать я вам хочу, чтобы вы выросли добрыми и надежными людьми