Поурочный план по русскому языку для обучающихся 1 класса . По теме: Слово ,его роль в нашей речи.


Республика Саха (Якутия), Таттинский район ,МБОУ Чымнайская СОШ имени Г.Д. Бястинова – Бэс ДьарааhынАнтоева Татьяна Валерьевна учитель начальных классов.
Урок : Русский язык.
Тема:. Слово, его роль в нашей речи.
Класс: 1
      Цели и задачи:
- Углублять представления детей о даре слова как средстве общения;
-Развивать умения внимательно относиться к слову, выражать посредством слова отношение к окружающему;
-Воспитывать ценностное отношение к слову.
Ход урока
      I. Проверка домашнего задания (упр. 4). После того как учащиеся объяснят смысл пословицы Пишут не пером, а умом (т. е. думая над тем, что и как пишут), учитель предлагает «с умом» восстановить запись уже известной пословицы: пером, что, не, вырубишь, написано, топором. Используется комментированное письмо.      II. Постановка проблемы урока. Дети читают в учебнике название темы урока: «Слово о словах». Учитель, вызывая познавательную активность учащихся, ставит перед ними учебную задачу: «Интересно, о каких словах пойдет речь, ведь их так много в русском языке и они такие разные». Можно для осуществления связи с азбукой «АБВГДейка» прочитать стихотворение М. Пляцковского, привлекая детей к договариванию строчек:      Есть сладкое слово — конфета,      Есть быстрое слово — ...(ракета),      Есть кислое слово — лимон,      Есть слово с окошком — ...(вагон) и т. д.      III. Формирование первичного представления учащихся о словах, дорогих для каждого человека.      Содержание текстов и заданий (упр. 1—3) посвящено самому дорогому для детей человеку — маме и призвано перенести любовь к матери на ценностное отношение к соответствующему слову. По заголовку «Кто лучше всех», до чтения текста Л. Н. Толстого, следует направить детей на прогнозирование его содержания: «Как вы думаете, какой ответ ждет вас в тексте? Возможно, это кто-то из людей?» В процессе выразительного чтения текста (не исключая чтения по ролям) дети проверяют свое предположение, устно и письменно отвечают на вопрос: «Кто лучше всех?» (Моя мама лучше всех.) Каллиграфическому письму придается нравственная мотивировка. Сравнение слов мама, мамочка, мамуля должно не только выявить эмоциональные оттенки второго, третьего слова (наполнены ласкательным, нежным, любовным оттенком), но и побудить учащихся к их более частому употреблению.      Чтение стихотворения В. Лунина (упр. 3) поможет учащимся словами автора выразить свое отношение к матери и подготовиться к выполнению упражнения 4. Желательно начать выполнение упражнения в классе (рассказы о маме, устное завершение предложений), а закончить его дома (нарисовать портрет своей мамы и, дописав предложения, сделать подпись к портрету).      IV. Расширение лексического запаса слов (упр. 6, 7). Выполнение задания к упражнению 6 (его можно выполнить и устно) сопровождается толкованием выражения дорогие и близкие слова (т. е. слова, которыми мы называем то, что нам дорого и близко):      — Почему слово папа тоже дорогое? Какие еще слова вы можете назвать для себя дорогими? (Бабушка, дедушка, брат и т. д.)      — А только ли названия близких нам людей мы относим к дорогим словам? Какое слово еще стоит в этом ряду? (Родина.) Как вы понимаете значение слова Родина? Почему оно написано с большой буквы? (Это наша родная страна Россия, в которой мы родились и живем.)      — Запишите под диктовку: Наша Родина — Россия. (Один из учеников — «ведущий» осуществляет комментирование записи.)      V. На обогащение словаря учащихся, развитие их связной речи направлено упражнение 7. Учитель может дополнить задания учебника в связи с созданием коммуникативно-речевой ситуации. Он предлагает рассмотреть рисунок Покровского собора в Москве (храм Василия Блаженного) и подготовить ответы на предложенные вопросы:      — Как назвать женщину, которая рассказывает детям о Покровском соборе? (Экскурсовод.)      — Может ли она вести разговор, если плохо знает названия предметов, которые ее окружают?      — А вы знаете, как еще можно называть собор? (Храм.) Как называется самая верхняя часть соборных башен? (Купол.) Чем увенчан купол? (Крестом.)      — Предлагаю и вам выступить в роли экскурсовода, рассказать о Покровском соборе: где он находится? Какой он?      VI. Работа над словарными словами Москва, столица (упр. 8, 9). Учитель привлекает внимание детей к словарным словам, просит объяснить их значение. Чтение текста, предложения способствует уточнению и дополнению ответов детей.      Каллиграфическое списывание предложения, запись в словарики словарных слов. В заключение урока можно задать вопрос:      — Почему слово Москва надо писать с большой буквы? (Москва — название города.)