Разработка технологической карты урока по истории Древнего мира Древняя Индия 5 класс

Технологическая карта урока по теме «Природа и люди Древней Индии»
(История древнего мира 5 класс).

Основные этапы
урока
Время
(мин)

Обучающие и развивающие компоненты,
задания и упражнения

Деятельность учителя в процессе урока
Деятельность обучающихся в процессе урока
Формы
организа-
ции
взаимо-
действия
на уроке
Универсальные учебные действия (УУД)
Формы контроля, используемые на уроке

1
2
3
4
5
6
7
8

I. Органи
зационый момент

1
Подготовка класса к работе
Проверка готовности учащихся к уроку
Приветствуют учителя демонстрируют готовность
Индивидуа льная
Регулятивные: уметь организовываться свое рабочее место (самостоятельная проверка готовности ученика к уроку)
Визуальный

II. Актуа лизация опорных
знаний













2-3
















1. Работа учащихся с кроссвордом по материалам повторения
(основа задания -слайд №2 рабочей презентации к уроку, цель: определить тему урока

2. Обсуждение результатов.




1. Ставит общую цель перед учащимися. Определяет основную задачу и характер задания.


2. Организует обсуждение результатов работы, выделяет учащихся быстрее всех справившихся с заданием.

1. Cамостоятельно работают, проверяя свои знания терминологии пройденного материала.



2. Участвуют в подведении итогов работы, анализируют ошибки.



1.Индиви-дуальная







2. Фрон-
тальная





Познавательные:
общеучебные – уметь правильно понять поставленную учителем цель задания, выполнить его самостоятельно с учетом установленного времени, продемонстрировать знание определений изученного материала;
логические – уметь выстроить логическую цепь рассуждений, выявляя вспомогательные компоненты задания; установление причинно-следственных связей.
Устный анализ работы
учащихся.






2.Обсуждение результатов






III. Созда-ние проб
лемной ситуации.
2
Работа с презентацией «Природа и люди древней Индии»,
слайд № 3.
Предлагает
попытаться определить: какой вклад в историю древних цивилизаций внесла Индия и
ее народы?

Обсуждают свои предположения в парах, а затем высказывают их,
приводят аргументы.

Индиви-дуальная
и
парная.
Познавательные:
общеучебные – постановка и формулирование проблемы. Умение строить поиск решения, анализировать результаты.
логические – выдвижение гипотез и их обоснование.
Коммуникативные: принимают другое мнение и позицию, допускают существование различных точек зрения.
Беседа с демонстрацией ответов на вопрос с опорой на слайд презентации

IV.Моти-вация
2
Формулиро-
вание темы и целей урока.
Презентация слайд №4
Организует обсуждение возникших затруднений, дополняет ответы учащихся.
Пытаются сформулиро-
вать тему и цели урока совместно с учителем.
Коллек-тивная
Познавательные:
общеучебные – умение самостоятельно выделять и формулировать учебные цели.
Устные ответы


V. Изуче
ние
нового
материала
17
1.Самостоятель-ная работа с картой и текстом учебника,
§ 20 п.1, страница 91-92






2. Работа с электронным ресурсом «Карта Древней Индии», соотношение легенды карты учебника с картой на слайде №6 рабочей презентации.











3.Самостоятель-ная работа с текстом учебника, § 20 п.3, страница 93
Заполнение таблицы






4. Краткие сообщения учащихся на темы: «Гималаи», «Инд»,«Ганг» и «Джунгли», с опорой на презентацию слайды 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13
5. Самостоятель-ная работа с материалами учебника , как источника
/учебник, п.3,4 страница 93/






6. Сообщение учащегося о почитании животных и богов в древней Индии с опорой на презентацию,
слайды 17, 18, 19
1. Путем подводящего диалога побуждает учащихся к самостоятельному прочтению нового материала по тексту учебника




2.Организует работу с картой у доски, обучает правилам использования карты во время устного ответа.














3.Побуждает учащихся к установлению причинно-следственных связей между природно- климатическими условиями и основным занятием древних жителей Индии.

4.Организует учащихся на знакомство с до- полнительными историческими сведениями о природе Древней Индии


5. Организует изучение и обсуждение вопроса о занятиях древних индийцев с опорой на рабочую презентацию, слайды 14, 15, 16.



6. Исполняет песню В.Высоцкого на гитаре 1 и 4 куплет с припевом. Предлагает учащемуся прокомментировать текст песни применительно к теме урока.
Организует обсуждение. Предлагает дополнить сообщения учащегося по вопросам:
- почему именно эти животные, упомянутые в сообщении учащегося и изображенные на слайде, считаются в Индии самыми почитаемыми и до сих пор?
1.Самостоятельно читают учебник, работают с картой, отвечают на вопросы учителя, самостоятельно формулируют новые понятия, сверяют свои формулировки

2.Определить словами и показать на карте местополо-
жение Индии и главные опорные географические компоненты.
Один из греческих историков подметил, «что Индия будто бы спрятана самой природой от чужих глаз». Доказать у карты правильность этого утверждения.
3.На основе работы с текстом заполняют таблицу «Природно-климатические условия и хозяйственные занятия древних индийцев»



4.Слушают сообщение учеников.







5. Изучают отрывок материалы учебника, выделяют основные занятия и причины их сформированности в древности




6. C
·лушают сообщение учащегося, участвуют в его обсуждении

1.Индиви-дуальная










2.Фрон-тальная



















3.Парная












4.Индиви-дуальная








5. Индиви-дуальная
или
фрон-
тальная








6. Индиви-дуальная




Парная
Познавательные:
общеучебные – умение работать с исторической картой и новой информацией самостоятельно, находить ответы на поставленные вопросы, учиться грамотно, использовать в речи новые термины.
Регулятивные: осуществление самоконтроля
Познавательные:
общеучебные – уметь читать историческую карту, находить и показывать на ней территорию страны и географическое объекты ее окружающие или влияющие на ее развитие, анализировать и обобщать полученные данные карты.










Познавательные:
общеучебные – умение структурировать знания, осуществлять поиск нужной информации;
логические – устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы;
Личностные: развитие сотрудничества при работе в парах для достижения поставленной цели.

Личностные: приобщение к истокам культурно-исторического наследия человечества, формирование интереса к его познанию за рамками учебного курса и школьного обучения.



Познавательные: общеучебные – умение решать проблемные задачи, используя контекстные знания и эвристические приемы;
логические – умение анализировать текст и соотносить его с изображением картин жизни древних индийцев, делать выводы, формулировать собственную точку зрения.
Познавательные:
общеучебные – умение про-
водить поиск основной и дополнительной информации, обрабатывать её, представлять результаты своей творческо-поисковой работы в виде сообщения или презентации;
логические – умение анализировать, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы.
Личностные: развитие сотрудничества при работе в парах

Устные ответы










Работа с картой



















Таблица












Устный ответ









Беседа, ответы на вопросы учителя









Устный ответ




Беседа












VI. Дина-
мическая пауза
1-2
Ритмическая пауза под индийскую музыку.
Руководит выполнением танцевальных движений
Выполняют танцевальные движения под руководством учителя
Коллективная

Личностные: формирование здорового образа жизни, ответственного отношения к своему здоровью




VII. Пер-
вичное осмысле-ние и за-
крепление знаний
7
1.Самостоятельная работа в парах.
Задания в рабочей тетради: страница 18 задание №22; страница 20 задание №25










2. Беседа



















1.Организует работу в парах по рабочим тетрадям: страница 18 задание №22 вписать недостающие слова;
страница 20 задание №25 заполнить контурную карту «Древний Египет»


2.Организует фронтальную беседу по вопросам:
- Докажите, что природные условия п-ва Индостан оказывают важное влияние на занятия и жизнь жителей Индии?
- Рассмотрите карту на странице 92 и назовите, под влиянием, каких географических объектов это происходит?
1.Самостоятельно выполняют задание по рабочим тетрадям.
Оказывают взаимопомощь и проверяют задания с другой парой, обмениваясь тетрадями.





2.Отвечают на вопросы


















1.Парная












2.Фрон-тальная

















Познавательные:
общеучебные – умение систематизировать информацию и наносить ее на контурную карту.
Регулятивные: умение планировать и организовывать свою учебную и коммуникативную деятель-ность при выполнении заданий с контурной картой. Личностные: развитие сотрудничества при работе в парах, умение оказывать и принимать помощь, оценивать результаты
Познавательные:
логические – умение
устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы об особенностях и закономерностях хозяйственного и общественного развития Египта и их зависимости от географического положения и природных условий.
Коммуникативные: формулировать и высказывать собственное мнение о занятиях и общественных отношениях жителей Древнего Египта, вести конструктивный диалог.

Задания в рабочей тетради














Устные ответы

VIII. Ито-
ги урока.
Рефлексия
5
Обобщающая беседа
Подводит итог урока, выставляет оценки за работу, организует с целью определения самооценки учащихся своей работе на уроке, поднимая персональные жетоны
(красный – на уроке было комфортно, все понятно;
желтый – на уроке затруднялся было не все понятно;
зеленый – на уроке было трудно, ничего не понял).
1. Отвечают на вопросы учителя, делают выводы о достигнутых результатах и их соответствии поставленным целям.
2. Определяют свое
эмоциональное состояние на уроке.
Фрон-тальная

Личностные: развитие способности к самооценке. Регулятивные: определяют уровень усвоения изучаемого материала
Устный опрос


IX. До-машнее задание
2
§ 20, ответить на вопросы на с. 95. Задание в рабочей тетради: № 23, с. 18
Объясняет и комментирует домашнее задание
Записывают домашнее задание. Задают возможные вопросы по тексту заданий.
Индиви-дуальная





15