Реализация личностно-ориентированного обучения младших школьников на уроках математики


Реализация личностно-ориентированного обучения младших школьников на уроках математики
Современный этап педагогической практики -это переход от информационно-объяснительной технологии обучения к деятельностно-развивающей, формирующей широкий спектр личностых качеств ребёнка. Цель данной работы - показать реализацию личностно-ориентированного подхода в системе обучения математике через организацию дифференцированного подхода в процессе усвоения знаний младшими школьниками, способы дифференциации при организации учебного процесса, на этапе закрепления изученного материала, применение личностно-ориентированных технологий с позиции здоровья ребёнка.
В настоящее время перед нашим государством, школой, учителями и родителями стоит задача чрезвычайной важности: вырастить детей не только физически крепкими и здоровыми, но и – обязательно! – инициативными, думающими людьми, имеющими творческий подход к любому делу.
Важной особенностью  системы  личностно - ориентированного обучения   является то, что данный процесс позиционируется, как развитие Личности ребенка, а значит, обучение должно быть нацелено не на весь класс - как единое целое, а на каждого конкретного ученика. Другими словами, обучение имеет личностно - ориентированную направленность.
Нередко под личностно-ориентированным уроком понимают гуманное, уважительное отношение к ученику, задача учителя, прежде всего, заключается, в создании эмоционально - положительного настроя класса на работу. Случается, учитель не ставит плохой оценки, даже если ответ ученика того заслуживает, стараясь помочь слабым учащимся. Не всегда акцентирует внимание на проявление недисциплинированности, используя уроки, насыщенные разнообразными заданиями, несущими в себе как познавательный характер, так и развитие творческого потенциала учащихся. Это, безусловно, делает урок более интересным, увлекательным, более результативным, но при этом не дает основания считать его личностно-ориентированным. Сущность последнего – не просто создание учителем благожелательной творческой атмосферы, а постоянное обращение к субъектному опыту школьников, (доведение навыков до автоматизма), то есть к опыту их собственной жизнедеятельности.
Я считаю, что основные особенности личностно-ориентированного обучения, создают благоприятные условия для формирования творческих способностей младших школьников.
Поэтому в процессе планирования и организации уроков я опираюсь на некоторые из них:
Использование возможностей для самовыражения учащихся, способствующих их самосовершенствованию и развитию потенциала;
Применение разнообразного дидактического материала, позволяющего ученику проявлять личностную избирательность к типу, виду и форме учебного задания, характеру его выполнения;
Предоставление учащимся возможности задавать вопросы, не сдерживая их активности и инициативы;
Поощрение высказанных учащимися оригинальных идей и гипотез;
Организация обмена мыслями, мнениями, оценками;
Стимуляция учащихся к активным действиям по усвоению знаний, к дополнению и анализу ответов товарищей (рецензированию ответа);
Стремление к созданию ситуации успеха для каждого ученика;
Активизация субъектного опыта ученика, его использование в процессе урока;
Применение трудных ситуаций, возникающих по ходу урока, как область приложения знаний;
Подведение учащихся к выбору различных способов выполнения заданий.
Главная задача новых образовательных стандартов обеспечить его общекультурное, личностное и познавательное развитие, сегодня важно не столько дать ребенку как можно больший багаж знаний, сколько вооружить таким важным умением, как умение учиться.
Поэтому, неслучайно в начальной школе наибольшее распространение получила технология личностно-ориентированного обучения.
Принцип деятельности - заключается в том, что ученик, получает знания не в готовом виде, а добывает их сам в процессе собственной учебно-познавательной деятельности.
Во всех системах и учебно-методических комплектах, на первом месте стоит не накопление у учащихся знаний, умений и навыков в узкой предметной области, а становление личности, ее «самостроительство».
Известный педагог Иоганн Генрих Песталоцци сказал: «Мои ученики будут узнавать новое не от меня, они будут открывать это новое сами. Моя главная задача – помочь им раскрыться, развить собственные идеи».
Урок был и остаётся основным элементом образовательного процесса, но в системе личностно-ориентированного обучения существенно меняется его функция, форма организации – это та учебная ситуация, где не только излагаются знания, но и раскрываются, формируются и реализуются личностные особенности учащихся, исследовательский подход в обучении. Его характерная черта-реализация идеи “обучение через открытие”. В рамках этого подхода учащийся должен сам открыть явление, закон, способ решения задачи неизвестные ему ранее. При этом он может опираться на цикл познания.
На уроках математики я веду целенаправленную и систематическую работу по формированию у детей приемов умственной деятельности в процессе усвоения математического содержания. Такая направленность позволяет включить интеллектуальную деятельность младшего школьника в различные соотношения с другими сторонами его личности, прежде всего с мотивацией и интересами.
На уроках математики и русского языка я использую дифференцированные задания репродуктивного, продуктивного и творческого уровня. Причем, предоставляю учащимся самим выбрать соответствующий уровень, создавая тем самым положительный настрой на работу, её успешное выполнение. Это позволяет мне развивать всех учащихся, в том числе и самых слабых. Интеллектуальный потенциал младших школьников очень велик, и решение заданий повышенной трудности вселяет в ученика уверенность в своих силах, помогает реализовать свои интеллектуальные возможности. Дети чувствуют себя в школе комфортно.
Условиями полноценного проживания ребёнком детства являются организация культурной среды, обеспечивающей разностороннее развитие личности младшего школьника, и оказание ему помощи в нахождении своего места в культуре (выборе ценностей, среды и способов культурной самореализации в ней).
Младший школьный возраст – наиболее благоприятный период для развития творческого потенциала личности. Для данного периода характерны:
- активность протекания всех процессов;
-слабое выражение рефлексии и критичности, рост поля реального самовыражения за счёт расширения круга общения, вхождение ребёнка в новые социальные группы, развитие мотивации, самосознания;
- потребность в оценке взрослого человека;
- потребность в игровой деятельности;
- свобода воображения и фантазии, эмоциональная подвижность и чувствительность;
- стремление к новым впечатлениям и др.
Личностно-ориентированное обучение – это обеспечение права каждого школьника на индивидуальное развитие, которое не противоречит его психическому статусу (возможностям, склонностям, интересам). Развитие в данном случае рассматривается как «результат обучения, не совпадающий с его содержанием» (Л. С. Выготский). Это означает, что существенным итогом пребывания ребёнка в школе должна быть сформированность тех психических новообразований, качеств его личности, которые необходимы школьнику для успешного обучения сегодня и завтра.
В рамках личностно ориентированного обучения стремлюсь к признанию индивидуальности каждого моего ученика, самобытности каждого ученика, стремлюсь к развитию его не как «коллективного субъекта», но, прежде всего, как индивида, наделённого своим неповторимым субъективным опытом.
Применяю разнообразные приёмы организации познавательной деятельности на уроках, включаю школьника в решение проблемных задач, поисковую деятельность, приучаю к наблюдению, интерпретации и обобщению материала. В этом случае обеспечивается разноуровневость и вариативность в решении учебных задач. Рассматриваю практическую деятельность достаточно широко – как установку на связь с жизнью. Система заданий, которые отбираю для урока, направляет школьника на использование полученных знаний, их осмысление, возможность применения для оценки жизненных ситуаций, наблюдаемых природных и социальных явлений в системе знаний о мире, усваиваемых понятийных знаний.
Уделяя в своей работе большое внимание личностно-ориентированному подходу, сначала думала о том, что я должна сформировать в ученике какие-то качества. Но, изучив теоретический материал по теме, поняла, что должна помочь ребёнку в развитии их индивидуальных качеств, способностей, возможностей, заложенных в нём изначально.
Считаю, что я должна помочь ребёнку в выстраивании собственной личности, определении позиции в жизни: открыть рефлексивный мир собственного «Я» и научиться управлять им. Ученик должен свободно саморазвиваться, а не только овладеть определённой системой знаний.
Обозначенные психолого-педагогические принципы, которые я применяю в обучении, находятся в тесном взаимодействии, взаимодополняют и корректируют друг друга, а следовательно, образуют целостную, гуманистически ориентированную систему, цель которой – формирование творческой личности школьника через реализацию личностно ориентированного обучения.
Конечно, не каждый мой урок от начала до конца является личностно ориентированным, но элементы личностно ориентированной направленности всегда налицо. Личностно ориентированная ситуация присутствует не только на каждом моём уроке русского языка, литературы, математики, но и на внеклассных мероприятиях, классных часах,
Активное внедрение в учебный процесс разнообразных развивающих игр считаю важнейшей своей задачей. Для развития интеллектуальных способностей, развития логического мышления, внимания и памяти использую в своей работе следующие игры:
Игры на комбинирование: игры со спичками, логические задачи, головоломки и др. – предусматривают умение создавать новые комбинации из имеющихся элементов, деталей, предметов.
Игры на планирование: лабиринты, головоломки, магические квадраты, игры со спичками и прищепками – направлены на формирование умения планировать последовательность действий для достижения какой – либо цели. Способность планирования проявляется в том, что ученики могут определить, какие действия выполняются раньше, а какие позже.
Игры на формирование умения анализировать: найдите пару, найди лишнее, загадки, продолжи ряд, занимательные таблицы – предусматривают умение объединять отдельные предметы в группу с общим названием, выделять общие признаки предметов, умение описывать предмет по принципу «из чего состоит, что делает».
Работа с детьми данной возрастной категории имеет целый ряд своих психологических особенностей. На малышей ни в коем случае недопустимо оказывать хоть какое – либо психологическое давление. Так, например, ни в коем случае не стоит заставлять ребенка делать зарядку вместе со всеми, если он хочет просто посидеть. Согласитесь, что зарядка, сделанная ребенком под психологическим давлением учителя, вряд ли зарядит его энергией и позитивом.
Ожидаемые результаты:
1.Созданы условия для полноценного проживания ребенком
детства за счет применения современных образовательных технологий, личностно ориентированного обучения.
2. Созданы условия для развития творческих способностей детей, раскрытия их индивидуальности, созданы предпосылки для дальнейшего их развития в среднем звене.
3.Каждый ребенок ощущает себя личностью с присущими только ему индивидуальными особенностями и способностями, чувствует себя успешным человеком.
4.Сохранено и укрепляется в процессе учебы интеллектуальное, нравственное, психологическое , физическое здоровье школьников.
Психолого-педагогический портрет моего воспитанника – перед поступлением в 1 класс
Эмоциональный, волевой, интеллектуальный, трудолюбивый, усидчивый, внимательный; с развитой речью, мышлением, со способностью ощущать и воспринимать признаки, свойства и качества предметов, с умением чувствовать окружающий мир, с первоначально отработанной памятью: зрительной, слуховой и мажорной; внимательный (умеющий слушать и слышать), рефлексивный (умеющий ощущать себя), умеющий мыслить, обладающий чувством самоконтроля и самостоятельности.Личностные качества моего воспитанника при поступлении в 1 класс
Развиты учебно-познавательные интересы, мотивация достижения успеха, социальная мотивация (долг, ответственность); уверенность в себе, чувство полноценности, трудолюбие, усидчивость, дисциплинированность, адаптивность, самостоятельность, коммуникативность, доброжелательность.Учащиеся с удовольствием принимают участие во всех творческих конкурсах, , проводимых в школе и районе. И не просто участвуют, а занимают призовые места. Таким образом, считаю, что задачи, которые я поставила перед собой в своей работе, я успешно решаю.
Внедрение личностно-ориентированного обучения в мою работу дало возможность осознать, что это призвано помочь человеку выбрать значимые для себя ценности, овладеть системой знаний,открыть рефлексивный мир собственного "Я" и научиться управлять им. Развиваясь как личности, мои ученики формируют и раскрывают свою собственную природу, присваивают и созидают предметы культуры, проявляют себя перед самим собой. 
Успех в организации личностно-ориентированного образовательног процесса приходит к учителю не сразу, так как это сумма многих составляющих. И главное из них - это личность учителя, помноженная  на желание сделать свою работу в школе максимально эффективной. И пусть от нашего труда мир станет лучше,а наши ученики займут достойное место в жизни.
ЛИТЕРАТУРА
Амонашвили Ш.А. Личностно-гуманная основа педагогического процесса.-Минск, 1990
Беспалько В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения.-М.,1995
Горелик И.Ф. Характерные черты личностно-ориентированного урока. Завуч, 2000, № 6 с. 130-137
Якиманская И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе. – М.,2000.с 94