«Воспитание патриотизма, гражданственности и национального самосознания на уроках русского языка, литературы и внеклассных мероприятиях


«Воспитание патриотизма, гражданственности и национального самосознания на уроках русского языка, литературы и внеклассных мероприятиях"
«Детство есть та великая пора жизни, когда кладется основание всему будущему нравственному человеку»
Н.В.Шелгунов. 
В современном мире в системе воспитания подрастающего поколения наиболее актуальными становятся вопросы нравственности и патриотизма. К сожалению, мир книги практически закрыт для современных детей, отсутствует интерес к классической литературе, способствующей духовно-нравственному воспитанию.  Шедевры мирового искусства затмили телевидение и интернет, которые не подвержены цензуре: дети "проглатывают" то, что предлагается в доступном для всех режиме. Как сохранить в детских душах верность общечеловеческим ценностям?
Многие мыслители и педагоги прошлого раскрывали роль патриотизма в процессе личностного становления человека. Так, например, К.Д. Ушинский считал, что патриотизм является не только важной задачей воспитания, но и могучим педагогическим средством: «Как нет человека без самолюбия, так нет человека без любви к отечеству, и эта любовь дает воспитанию верный ключ к сердцу человека и могущественную опору для борьбы с его дурными природными, личными, семейными и родовыми наклонностями».
Федеральная целевая программа развития образования утверждает патриотизм как важную социальную ценность, как основу духовно-нравственного единства общества, укрепления его государственности. Программа ставит своей целью развитие у граждан России активного и заинтересованного отношения к отечественной истории, культуре, государственности в единстве национально-самобытных и общих цивилизованных начал.
Для решения поставленных задач в распоряжении учителя есть урок, внеурочные часы и внеклассная работа. Литература и русский язык располагают для этого большими возможностями.
Новые формы и методы работы – это требование современного образования, общества, которому нужны высокообразованные, целеустремленные, эрудированные, конкурентно способные личности. В условиях внедрения ФГОС к каждому учителю предъявляются новые требования по организации образовательного процесса, где учитель выступает в роли инструктора, наставника, организатора учебной деятельности учащегося. Он организует обстоятельства, в которых ученик ведет самостоятельный поиск, выявляет способы действия, ищет решения поставленных задач. Ученик становится активным участником образовательного процесса, а не пассивным слушателем. Задача учителя – превратить учебную деятельность учащихся в целостную и полноправную их жизнь в школьный период развития. Использование инновационных форм и методов работы не прихоть учителя, а требование времени. Только, на мой взгляд, учителю нужно быть очень осторожным и чутким, чтобы в наш век информационных технологий не нанести вреда детской душе, не искалечить ее.
Патриотическое воспитание в системе образования
Вопрос патриотического и нравственного воспитания настолько актуален, что это нашло своё отражение в Законе «Об образовании в Российской Федерации». Во второй статье Закона РФ говорится: «Государственная политика в области образования основывается на одном из принципов: гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности, воспитание гражданственности и любви к Родине…».
Одним из блоков Основной образовательной программы основного общего образования МБОУ «СОШ с.Святославка» является Программа духовно- нравственного развития обучающихся МБОУ «СОШ с.Святославка».
Целью духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся является социально-педагогическая и социально-культурная поддержка собственных усилий подростка, связанных со становлением своей гражданской и индивидуальной личности; социально – педагогическое социально-культурное сопровождение процесса культурно-нравственного постижения подростком Родины, духовного, культурного наследия и достояния родного народа, народов России и всего человечества.
В школе существует так же программа гражданско-патриотического воспитания «Человек. Гражданин. Патриот»
Приоритенными направлениями данной программы являются:
Воспитание высоких духовно – нравственных принципов, гражданской ответственности, любви и преданности к своему Отечеству;
формирование патриотических чувств на основе культурно-патриотических ценностей славных трудовых и боевых традиций российского народа;
формирование глубокого понимания конституционного гражданского долга.
Эти два основных документа лежат в основе работы учительского коллектива по патриотическому и духовно-нравственному воспитанию подрастающего поколения.
Именно детский жизненный опыт, эмоции, впечатления, открытие Мира для Себя и Себе делают нас теми, кем становимся в своей взрослой жизни. Именно в детстве находится ключик к потаенным дверцам в душах взрослых, разгадки их поступков, объяснение их целей, неудач, побед. Именно в детстве может произойти такое событие, которое, если не перевернет, то очень сильно повлияет на будущую жизнь ребенка. Вот почему важно почаще всматриваться в чистые глаза Детства, чтобы не пропустить момент зарождения Добра, остановить чуть проклюнувшееся Зло или увидеть в них с удивлением отражение наших неверных поступков. Вот почему почаще надо обращаться к ребенку, чтобы проверить, не разучились ли мы быть по-детски искренними, веселыми, не умер ли в нас тот великий Философ, имя которому Справедливость, Любовь, Доброта, Понимание.Школьный учитель выступает в основном в двух профессиональных ролях – преподавателя и классного руководителя, воспитателя. В традиционной педагогике существует условное разделение учебного и воспитательного процесса. Такое разделение связано с представлением о ведущей роли обучения в развитии личности. Гуманистическая педагогика строит школу развития, где педагогический и воспитательный процессы рассматриваются как синонимы.
Перед нами, филологами, проблема духовно-нравственного и патриотического воспитания стоит особо остро. Ведь мы имеем очень сильное оружие – это слово, художественная речь, книга. А «Книга, – по словам А. Герцена, – это духовное завещание одного поколения другому, совет умирающего старца юноше, начинающему жить, приказ, передаваемый часовым, отправляющимся на отдых человеку, заступающему на его место».
Формирование патриотизма в нашей стране все чаще рассматривается как возможная национальная идея, способная сплотить наше общество на пути укрепления могущества России. Реализация программы немыслима сегодня без активной деятельности школ, внешкольных учреждений. Русский педагог В.А. Сухомлинский так сказал о сущности краеведческой работы: «Самое главное в нашем деле – чтобы в юном сердце жила святыня. Чтобы Отечество, его счастье и могущество, его величие и слава – чтобы все это стало безмерно дорого, незыблемо и непоколебимо, как образ родной матери и родного отца, как вечное сияние звезд, как прекрасный мир, открывающий перед глазами человека».
Тема патриотизма – ныне жгучая и больная тема для нашей страны, для русских. В последнее время стало модным ругать недавнее прошлое нашей страны. Любить надо свою страну такой, какая она есть.
Патриотическое воспитание на уроках русского языка и литературы
Огромная роль в воспитании чувства патриотизма и гражданственности принадлежит учителю русского языка и литературы.
Русский язык как учебный предмет несет чрезвычайно высокую познавательную ценность: привитие чувства любви к родному языку, осмысление общечеловеческих ценностей, воспитание личности с высоким чувством патриотизма. Для достижения этих целей в содержании русского языка можно использовать такой материал, как «Общие сведения о языке» и дидактический материал: упражнения, диктанты, изложения, сочинения и др. Любовь к родному языку – одно из проявлений патриотизма. Еще К.Д. Ушинский говорил, что язык народа является полнейшим отражением родины и духовной жизни народа: «Усваивая родной язык, ребенок усваивает не одни только слова, их сложения и видоизменения, но бесконечное множество понятий, воззрений на предметы, множество мыслей, чувств, художественных образов, логику и философию языка… Таков этот великий народный педагог – родное слово».
Воспитание гражданственности и патриотизма проявляется через любовь к своей стране, преданность ей, в осознанном желании и готовности встать на защиту Отечества по примеру своих предков. Хорошим подспорьем в этом является правильный подбор дидактического материала. Прочитывая тот или иной текст, можно познакомить с историческими, героическими событиями страны.
Любовь к родной природе – одно из проявлений любви к Родине, и воспитание его во многом зависит от учителя русского языка, потому что именно он знакомит детей с поэтическим образом Родины. Воспитывая у детей любовь к природе, мы обращаемся к писателям, поэтам, создавшим незабываемые картины родных лесов и полей, морей и гор. В упражнениях учебников много текстов – описаний природы классиков русской литературы, систематическая работа с такими образцами позволяет перейти к составлению собственных сочинений «Любимый уголок природы», «Мой город» и др.
Примерный текст диктанта (8 класс).
Волга
    На опушке молодого леса небольшой прудок. Из него бьет подземный ключ. Этот прудок - колыбель великой русской реки. В болотах и трясинах родится Волга и отсюда отправляется в далекий путь. Волга - красавица. Она проходит через места, удивительно красивые и разнообразные по климату, растительному покрову и животному миру. Красоты Волги прославлены и народом в сказаниях, и поэтами, и художниками.
     От Рыбинска Волга начинает поворачивать на юго-восток. Невысокие берега ее покрыты зеленым ковром лугов и кустарником. Живописные холмы чередуются с долинами. В этих волжских пейзажах есть неповторимая красота и очарование. За Костромой оба берега становятся гористыми, и чем дальше, тем живописнее. Откос на набережной у старой кремлевской стены в Нижнем Новгороде - одно из красивейших мест верховья Волги. Своеобразна и живописна природа Жигулевских гор. Жигули -жемчужина Волги.
    Волга! Это имя близко и дорого миллионам жителей нашей Родины.
При изучении темы «Имя прилагательное» я предлагаю детям написать мини-сочинение «Моя родная улица», употребив при этом прилагательные разных разрядов.
Большое воспитательное значение имеют пословицы, которые можно использовать при изучении различных тем в процессе всего обучения русскому языку:
«Тире между подлежащим и сказуемым» (8 кл.)
Задание: расставь недостающие тире
Родная сторона мать, чужая мачеха; Родина мать, умей за неё постоять;
«Прилагательные полные и краткие» (6 кл.) задание: закончи предложение
Своя земля и в горести ;
Глупа та птица, которой своё гнездо не ;
«Степени сравнения имен прилагательных» (6 кл.) Задание: вставь недостающие слова.
Родина краше солнца, _______ золота;
Любовь к Родине ________ смерти и т.д.
Ежегодно традиционно мы принимаем участие во всероссийских конкурсах «Русский медвежонок», «Золотое руно» и «Пегас», подчеркивая тем самым значение знания русского языка и литературы как родного языка.
Кроме того, нельзя обойти вниманием вопрос о патриотическом воспитании, работая над программными сочинениями. Как это не парадоксально, но в этот вопрос вовлечены и родители, которые переживают за успех своих детей. Пусть этот интерес и носит изначально сугубо практический (отметки), кто, как не учитель посодействует интересу к мировой литературе, когда «всем некогда» и «не хватает сил»?
И все-таки в обществе началась переоценка ценностей. Любовь к России начинается с любви к родине. Но что такое родина? Родные люди, родной дом, березки за окном? Но вокруг так много проблем: нищета, безработица, высокие цены. Это тоже любить? Вопрос сложный. В.А.Сухомлинский писал: «Родина – твой дом, твоя колыбель. В родном доме не все бывает гладко и не все хорошо». Настоящий гражданин должен понимать, что без его действий ничего не измениться. И ребята, в свою очередь, отвечая на предложенный им вопрос «В чем проявляется в тебе чувство патриотизма» отвечают так:
« Во мне чувство патриотизма не проявляется. Однако, когда показывают по телевидению, как погибают на войне наши солдаты, мне становится обидно за нашу страну»;
«я берегу природу, принимаю участие в субботниках по благоустройству, работаю на пришкольном участке»;
«…с чувством гордости всегда вместе с родителями прихожу к памятнику Воинам ВОв в нашем селе, вместе с классом участвую в акциях по уборке территории памятника и парка»;
а молодые ребята уже задумываются о службе в армии «Я обязательно, как мой отец и дед, буду служить Отчизне, ведь это долг каждого настоящего мужчины».
Эти выдержки из мини-сочинений говорят сами за себя. Воспитание патриотизма должно идти всегда, пусть это будет лишь тоненькая ниточка на уроке, и прозвучит она ненавязчиво, но при этом оставит след в душе каждого ученика.
В Послании Федеральному Собранию Российской Федерации от 12 декабря 2013 г. Президентом Российской Федерации дано поручение об обеспечении, начиная с 2014/15 учебного года, проведения итогового сочинения в выпускных классах общеобразовательных организаций.
И в 2014 году мы начали, а вернее, вернулись к написанию итогового сочинения с выпускниками одиннадцатых классов. Предложенные блоки сочинений прозвучали так:
1. «Недаром помнит вся Россия…» (200-летний юбилей М.Ю. Лермонтова)Темы сочинений, сформулированные на материале творчества М.Ю. Лермонтова, нацеливают на размышления о своеобразии творчества М.Ю. Лермонтова, особенностях проблематики его произведений, специфике художественной картины мира, характерных чертах лермонтовского героя и т.п.
2.Вопросы, заданные человечеству войнойТемы данного направления ориентируют обучающихся на размышления о причинах войны, влиянии войны на судьбу человека и страны, о нравственном выборе человека на войне (с опорой на произведения отечественной и мировой литературы).3. Человек и природа в отечественной и мировой литературеТемы, сформулированные на основе указанной проблематики, позволяют поразмышлять над эстетическими, экологическими, социальными и др. аспектами взаимодействия человека и природы.
4. Спор поколений: вместе и врозьТемы данного направления нацеливают на рассуждение о семейных ценностях, о различных гранях проблемы взаимоотношений между поколениями: психологической, социальной, нравственной и т.п. (с опорой на произведения отечественной и мировой литературы).
5.Чем люди живы?Темы данного направления предполагают рассуждение о ценностных ориентирах человека и человечества, об этико-нравственных, философских, социальных аспектах бытия (на материале отечественной и мировой литературы).
А ведь для написания таких сочинений необходимо изучить огромный литературный материал, и стараний лишь в выпускных классах будет недостаточно.
Нужно помнить, что патриотическое чувство не может быть сформировано в короткое время. Его воспитание требует постоянного внимания в течение всего времени обучения в школе. Планомерная работа по патриотическому воспитанию школьников непременно даст положительные результаты, ведь молодое поколение будет воспитываться не на отрицании культуры своей страны и высмеивании истории своего государства, а научится находить правильные ориентиры, формировать систему отношений к тем или иным событиям.
Большими потенциальными возможностями в патриотическом воспитании обладает художественная литература. Сталкиваясь ежедневно с книгой, мы имеет богатейшей материал для воспитания юных сердец. Рассмотрим в этом аспекте некоторые ключевые произведения, включенные в школьную программу (за основу взята программа В.Я. Коровиной).
Литература любого народа содержит богатейший материал для воспитания в духе дружбы, взаимопонимания, трудолюбия, патриотизма. Этой цели служат пословицы, поговорки, загадки, песни, былины.
Особое воспитательное значение имеют летописные произведения Древней Руси. «Повесть временных лет» знакомит нас с бытом Древней Руси, нравами и обычаями наших предков, приобщает к духовному миру древнерусского человека.
А «Слово о погибели Русской земли» прославляет патриотический подвиг русских воинов. С любовью и гордостью неизвестный автор говорит о мужестве, настоящем подвиге русских в борьбе с половцами, хазарами и печенегами Золотой Орды, жестокость и коварство которых не смогли сломить силу духа защитников земли Русской.
Обучающиеся 7 класса знакомятся с художественным временем и художественным пространством в литературе, с историческим прошлым нашей Родины, с многогранным внутренним миром человека. И ярким тому примером служит «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова», где честь выступает против бесчестия, человеческое достоинство против произвола и деспотизма. Сила и цельность характера Калашникова у ребят, несомненно, вызывает уважение. Однако самое сложное для них – увидеть положительные качества в силе искренности любовного чувства героя.
В 8 классе, изучая «Житие Александра Невского», ученики говорят о бранных подвигах Александра Невского и его духовном подвиге самопожертвования, о защите русских земель от нашествий и набегов врагов. Горячий призыв к единству Руси перед лицом внешней опасности, призыв к защите мирного созидательного труда русского населения - вот основной вывод, к которому приходят девятиклассники при изучении «Слова о полку Игореве».
В среднем звене огромный материал для патриотического и гражданского воспитания учащихся представляют эпизоды военной истории России. Так, изучая героические страницы истории нашей страны в стихотворении М.Ю. Лермонтова «Бородино» (5 кл.), учащиеся раскрывают мысли и чувства простых солдат, отстоявших родину от врага, мысли и чувства Лермонтова, его размышления о значении Бородинской битвы и роли простого народа, о русском национальном характере, о том, что такое настоящие люди, какой ценой добывается слава родины и мн. др. На этих уроках происходит беседа о войне 1812 года и значении Бородинской битвы, рассказ о Лермонтове не только как о поэте, но и участнике битв на Кавказе. Выразительное чтение стихотворения в исполнении учителя поможет учащимся осознать общий пафос стихотворения - патриотизм и народность, проявляющиеся в возвышенно- патетическом и разговорном стилях. Главным при анализе стихотворения является ответ на вопрос: «Почему чувства участников далеких событий 1812 года продолжают нас волновать и сейчас?
Почему во время Великой Отечественной войны защитники Москвы часто произносили слова Лермонтова: «Ребята! Не Москва ль за нами?».
В 2014 году была отмечена юбилейная дата – 200 лет со дня рождения М.Ю.Лермонтова. К этому событию мы учащимися провели конкурс чтецов на тему «Образ Родины в стихотворениях М.Ю.Лермонтова»
Знакомя своих учеников с творчеством А.С.Пушкина, обязательно достаточное количество времени разбираем его обучение в Царскосельском лицее. При этом нужно отметить гражданственное и патриотическое воспитание лицеистов, о котором свидетельствует первый выпуск Царскосельского лицея, оставивший самый яркий след в истории Отечества. Однако после восстания декабристов все прогрессивные идеи, летавшие в Лицее, сошли на нет. И все-таки делаем вывод, что воспитание гражданственности и патриотизма в дворянской среде заключалось в следующем: дворянин считался истинным гражданином, если он был патриотом, был проникнут любовью к Родине, хорошо образован, воспитан в духе христианских ценностей. Преданности до самопожертвования правящей династии, нередко отождествлявшейся с самим Отечеством.
При изучении романа «Дубровский» шестиклассники должны увидеть в А.С. Пушкине писателя, протестовавшего против гнета самодержавия, размышлявшего о судьбе родного народа и его роли в прошлом и будущем родины. На уроках при анализе текста можно использовать сопоставительную характеристику Троекурова и Дубровского, беседу, сообщение по ранее составленному плану, устный рассказ по одной из иллюстраций, изложение с элементами сочинения.

Повесть Н.В. Гоголя «Тарас Бульба» (7 кл.) - это прославление боевого товарищества, осуждение предательства. Ученики отмечают героизм и самоотверженность Тараса и его товарищей-запорожцев в борьбе за родную землю, патриотический пафос повести. Подвиг Тараса его сына Остапа вызывает у учащихся чувство искреннего восхищения и дает конкретные представления о таких чертах патриотизма, как беззаветная преданность Родине, храбрость и мужество в отстаивании ее чести и независимости. Во время изучения данного произведения, конечно же, детьми поднимаются вопросы, связанные с современным политическим положением Украины. Нам, учителям–филологам, необходимо в доступной для детей форме объяснить сложившуюся на сегодняшний день обстановку. Дети самостоятельно рассказывают о гуманитарной помощи жителям Украины, оказываемой Россией, и это вызывает чувство гордости за свою страну.
Данная работа позволяет ребятам, во-первых, самостоятельно получать знания, на основе которых у них формируются определенные убеждения, во-вторых, через оценку событий формировать систему ценностей. Все это приводит к возникновению у ребенка позитивных гражданских свойств личности. Кроме того, ученики начинают понимать насколько важно их мнение, и как много от него может зависеть, учатся искать выход из любой сложной ситуации.
Взаимосвязь русской литературы с историей особенно прослеживается в курсе изучения литературы 8 класса. Большие возможности при этом принадлежат использованию проблемного метода изучения литературы. Проблемный подход организован на основе взаимодействия, диалога, в ходе которого учащиеся учатся критически мыслить, решать сложные проблемы на основе анализа обстоятельств и соответствующей информации, взвешивать альтернативные мнения, принимать решения, участвовать в дискуссиях, общаться с другими людьми. Такой метод стимулирует активную деятельность учеников в процессе учебного занятия, заставляет их делать осознанный выбор в определении своей гражданской позиции. Особое место на уроках литературы занимает работа с историческими документами (роман А.С. Пушкина «Капитанская дочка»). Храбрость, честность молодого офицера П. Гринёва даже перед лицом смерти удивляет, восторгает ребят. Осознать понятие «истинный патриотизм», представить реальные картины военной жизни, прочувствовать отношение к действительности разных слоёв общества помогают произведения Л. Н. Толстого «Севастопольские рассказы», «Война и мир» (10кл.).
Судьба родины и судьба человека слиты воедино в рассказе М.А. Шолохова «Судьба человека» (9 кл.). Стойкость, дух товарищества, преданность отечеству - эти качества издавна были присущи русскому солдату. На примере Андрея Соколова мы видим и другие черты героев Великой Отечественной войны - несокрушимую нравственную силу, исключительное мужество. Лейтмотивом произведения являются слова главного героя: «На то ты и мужчина, на то ты и солдат, чтобы все вытерпеть, все снести, если к этому нужда позвала». Чтение и анализ рассказа может завершиться просмотром фильма, который еще раз дает школьникам возможность прочувствовать необычайность характера русского человека. При анализе текста учащиеся получают задания найти факты проявления мужества и героизма русских людей в дополнительной литературе; разбирая те или иные поступки наших сограждан, ученики отвечают на вопросы: «Что подтолкнуло человека совершить такой поступок?», «А как бы ты поступил на его месте?». Эти вопросы рождают чувство сопричастности ребенка к событиям далекого прошлого, привлекают субъектный опыт ученика, что делает такой урок личностно ориентированным. На уроке можно провести параллель данного рассказа и произведений А. Толстого «Русский характер», Э. Хемигуэя «Старик и море», Н.В. Гоголя «Тарас Бульба».
Героизм, патриотизм, самоотверженность, трудности и радости грозных лет войны нашли отражение в поэтических произведениях о войне, которые изучаются в разделах «Ради жизни на Земле» (5 кл.), «Произведения о Великой Отечественной войне» (6 кл.), «На дорогах войны…» (7 кл.), «Стихи и песни о Великой Отечественной войне» (8 кл.). В них помещены стихотворения К.М. Симонова, А.Т. Твардовского, Н.И. Рыленкова, С.С. Орлова, Д.И. Самойлова и др., рассказывающие о солдатских буднях, пробуждающие чувство любви к родине, ответственности за нее в годы жестоких испытаний.
Все вышеперечисленные произведения дают конкретные представления о таких понятиях, как преданность Родине, храбрость, мужество, формируют бережное отношение к историческому прошлому России.
Богатыми возможностями воспитательного воздействия на учеников обладают произведения о Великой Отечественной войне.  Особенно поэзия. Трогательная, проникновенная, соединяющая в себе высокие патриотические чувства с глубокими личными переживаниями лирического героя, она способствует пробуждению у учащихся особого отношения к событиям военного времени. Стихи А.Т. Твардовского,  С.С. Орлова, Д.И. Самойлова, К.М. Симонова и др. рассказывают о солдатских буднях, пробуждают чувство ответственности за Родину в годы жестоких испытаний.
Особый эмоциональный настрой уроку придадут использование репродукций  картин и фотографий на военные темы, экранизаций художественных фильмов, прослушивание, заучивание военных песен. Всё это поможет глубже понять смысл поэтических текстов, проникнуть в переживания лирического героя.
Книги о войне несут огромный воспитательно-патриотический заряд. Произведения М.А. Шолохова «Судьба человека», В. Распутина «Живи и помни», В. Быкова «Обелиск», «Сотников», Б. Васильева «А зори здесь тихие», В. Кондратьева «Сашка» о беззаветной стойкости нашего народа, его мужестве перед лицом смерти, о личной ответственности каждого за судьбу Отечества, о проблеме нравственного выбора и памяти. Они помогают понять прошлое, заставляют гордиться своей историей, народом.
Особенно удачно, на мой взгляд, при изучении произведений военной тематики проводить нетрадиционные формы урока: уроки мужества («Их подвиг не будет забыт»), устный журнал («Поэты, не вернувшиеся с войны»), музыкально-литературные композиции («Память сердца», «Война вошла в мальчишество моё»). Они обладают большим эмоциональным воздействием, создают атмосферу приподнятости.
В мае 2014 года мы с ребятами реализовали проект «И нам уроки мужества даны в бессмертье тех, что стали горсткой пыли…», посвященный Дню Победы.
На основе данного проекта провели общешкольное мероприятие в форме литературной композиции, на котором прозвучали стихи Константина Симонова, Всеволода Багрицкого, Семёна Гудзенко ,Ольги Берггольц, Юлии Друниной, Михаила Кульчицкого и др.
Тема Великой Отечественной Войны воспринимается современными школьниками по-особому, т.к. у многих сегодняшних подростков дедушки и бабушки или уже прадедушки и прабабушки были свидетелями и участниками тех суровых событий.
В процессе подготовки проекта ребятами была проделана большая работа по сбору и обработке материала. Проходили встречи с ветеранами Великой Отечественной войны, собраны их воспоминания о войне и фотографии.
Тема Великой Отечественной войны – необычная тема… Необычная, потому что написано о войне так много, что не хватит целой книги, если вспомнить только названия произведений.  Необычная, потому что никогда не перестанет волновать людей, бередя старые раны и душу болью сердца. Необычная, потому что память и история с ней слились воедино.
Приступая к работе по патриотическому воспитанию с учащимися 5 классов, я провела анализ имеющихся у детей знаний и сформированных понятий патриотического направления. Этот анализ показал, что некоторые дети имели проблемы в военно-патриотическом воспитании, не умели и не знали:
- содержание таких понятий, как “патриот”, защитник, “Отечество”,
- не ощущали потребности в отборе художественных произведений о ВОВ для формирования своего эстетического вкуса,
- проявляли нетерпимость к людям старшего поколения, ветеранам, категорически отрицая их точку зрения,
- не принимали активной позиции о почётном праве юношей служить в рядах российской армии.
Теперь наметилась положительная динамика. Она выразилась в том, что:
- ребята получают знания о военно-патриотическом воспитании,
- научились анализировать, сравнивать, обобщать, т.е. способны самостоятельно и свободно ориентироваться в стремительном потоке художественной литературе о ВОв,
- учащиеся стали понимать то, что ни поэзия, ни литература не существуют сами по себе: они вырастают на родной почве и могут быть поняты только в связи со своей родной страной,
- школьники научились видеть проблемы в военно-патриотическом воспитании, выдвигать свою гипотезу, находить пути решения проблемы, проверять, насколько проблема ими решена.
Таким образом, мы ещё раз убедились, что огромное значение в патриотическом воспитании имеют русский язык и литература. Вряд ли можно считать нравственным человека, не знающего историю своего народа, своей Родины, родного языка и литературы. У литературы немало образцов патриотизма. Надо беречь и развивать русский язык, совершенствовать и возвышать его как средство общения, орудие мысли. Тогда поднимется и уровень культуры, и будет накапливаться богатство добрых отношений между людьми. Специфика нашей работы такова, что мы сеем зерна разума и доброты, а прорастают они еще не скоро, не вдруг. Иногда к нашей общей печали не прорастают совсем. Но если после наших уроков учащиеся станут хоть немного чище, добрее душой друг к другу и окружающим людям, если понятия долг, честь, ответственность, порядочность не останутся для многих фразой из книги, то учитель может считать свою задачу выполненной, пусть и не полностью.
Патриотическое воспитание во внеурочное время
Внеклассная работа способствует более разностороннему раскрытию индивидуальных способностей подростков, которые не всегда удается рассмотрению на уроке.  Включение учащихся в различные виды внеклассной работы обогащает их  личный опыт,  знания о разнообразии человеческой деятельности
В соответствии с Государственной программой «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2010 -2015 годы» в нашей школе разработана программа гражданско-патриотического воспитания «Человек. Гражданин. Патриот». Программа определяет цели, задачи, основные направления, конкретные мероприятия патриотического воспитания учащихся и ориентирована на повышение статуса патриотического воспитания в школьной системе воспитания.
Содержательная часть программы включает такие идеи как создание воспитательной среды и опыта патриотического поведения, самостоятельное участие учащихся в различных видах патриотической деятельности. В рамках программы  используется проектная деятельность, которая способствует  формированию мировоззренческих основ личности для успешного вступления в социум.  Одним из основных средств патриотического воспитания является краеведение, которое направлено на изучение малой Родины, ее природы, истории, хозяйства, быта, верований, традиций.
Реализация программы предполагает совместную деятельность педагогического коллектива школы, муниципальных учреждений дополнительного образования и общественных организаций по реализации всех направлений патриотического воспитания учащихся.
Важным составляющим в работе по патриотическому воспитанию являются проведение месячника по патриотической работе, участие в областных, районных и школьных акциях, в районных конкурсах и мероприятиях, направленных на воспитание патриотического самосознания учащихся.
Работа по данному направлению осуществляется через участие учащихся в различных конкурсах. В сентябре 2013 года учащиеся приняли участие в конкурсе, посвященном 85 – летию района «Мой любимый Самойловский край», и получили сертификаты участников.
В 2014 года приняли участие во Всероссийском конкурсе сочинений- эссе «Блокадный Ленинград глазами ребенка», проводимым Центром всероссийских дистанционных олимпиад «Летописец».
В декабре 2014 года приняли участие в районном конкурсе «Моя малая Родина: природа, культура, этнос» в номинациях «Живой символ малой родины», «Публицистика в защиту природы и культуры» и «Традиционная культура».
Перечисленные конкурсы проводятся с целью воспитания у детей и подростков ценностного отношения к природному и культурному окружению, а также толерантности и уважения к другим культурам.
Одними из задач конкурса являются
привлечение внимания детей и взрослых к комплексному изучению и сохранению природного и культурного наследия своей малой родины, национального ландшафта;
развитие патриотического отношения к родной земле, поддержка чувства гордости у молодого поколения за свою малую родину, содействие духовной привязанности к ней.
Важное место в патриотическом воспитании занимает пропаганда российской символики. Изучению Гимна, истории российских Герба и Флага посвящена целая серия классных часов. Усилению внимания к решению задач гражданского, патриотического воспитания юных граждан, формированию у них гордости за достижения своей страны, бережного отношения к историческому прошлому и традициям.
Ежегодно учащиеся школы проводят трудовой десант по приведению в порядок «Аллеи героев», принимают участие в митинге у Монумента славы.
В декабре 2014 года, в преддверии Дня Неизвестного солдата, праздника, отмечаемого впервые, учащиеся моего класса провели акцию «Шефство над памятником воинам ВОв» и провели совместную акцию с участием родителей у памятника воинам Вов «Нет в России семьи такой, где б ни был памятен свой герой» (возложение цветов к обелиску)
2 декабря 2014 года мы побывали в сельской библиотеке на устном журнале «Герои земли Самойловской», посвященному Дню Героя Отечества. 9 декабря подготовили и провели классный час на тему «Герои Отечества».
Как классный руководитель в своем 7 классе я организовала сбор материала об участниках Великой Отечественной войны нашего села. Провожу лекции, беседы на патриотические темы; особенно интересной для детей стала познавательная работа о Первой мировой войне. Мы провели общешкольный классный час для учащихся среднего звена «Первая мировая. Забытая война». Организовали шефство над памятником воинам, погибшим в годы ВОв, провели 2 благотворительные патриотические акции. Провели патриотическую акцию «Забота», помогали ветеранам по хозяйству, подарили сувениры, сделанные своими руками.
Осенью 2014 года принимали участие в акции «Мой двор, моё село» по благоустройству села.
В школе сложилась система организации и проведения уроков мужества, конкурсов, классных часов, круглых столов по проблемам патриотического воспитания. Так как ветеранов ВО войны в живых осталось совсем немного и приходить на встречи с учащимися в школу для них с каждым годом становится все труднее и труднее, то мы стараемся посетить ветеранов, тружеников тыла у них дома. Ветераны всегда рады видеть детей и поделиться своими воспоминаниями. В год 70 – летия со Дня Великой Победы мы уже организовали несколько таких встреч и продолжим работу дальше. Мои учащиеся встречались с участником ВО войны Беловым Александром Григорьевичем и свидетелем тех ужасных военных лет Козариной Лидией Ивановной.
Чем глубже, содержательнее будут знания учащихся о родном крае, об его лучших людях, тем более действенными окажутся они в воспитании любви к Родине. Изучение истории родного края способствует пониманию и оценке истории своей страны и всего мира.
С учащимися 7 класса я принимаю активное участие в общественной жизни школы, села, района. Вместе с ребятами посещаем читальный зал сельской библиотеки, организовываем беседы, лекции, круглые столы. Провели «Урок патриотизма», посвященный 120-летию с.Святославка, при взаимосотрудничестве с библиотекой. Участвуем в культурной жизни села, изучаем историю родного края, в сельской библиотеке присутствовали на беседе «История страны в судьбах односельчан».
Я стараюсь воспитывать своих учащихся на примерах жизни и подвигов земляков. Проведение интересных встреч с ветеранами войны, постоянная забота о ветеранах, семьях погибших воинов, оказание им посильной помощи, а также вручение поздравлений, сувениров, сделанных своими руками; проведение школьного конкурса на лучшее сочинение, рассказ, рисунок, фотографию на военно-патриотические темы: «Никто не забыт, ничто не забыто», «Этих дней не смолкнет слава», «Есть много стран на свете, но Родина – одна», «Место подвигу есть всегда». Вся работа, проводимая по военно-патриотическому воспитанию, дает свои положительные результаты. Ребята учатся в школе с увлечением, и это, пожалуй, радует больше всего. Мероприятия, проводимые мною по гражданско-патриотическому воспитанию, развивают в учащихся чувства милосердия, доброты, ответственности, формируют общечеловеческие нормы нравственности, являющиеся важнейшим условием становления гражданственности.
Программа по патриотическому воспитанию реализуется педагогическим коллективом МБОУ «СОШ с.Святославка» во взаимодействии с родительским комитетом школы, Управляющим Советом школы, сельской администрацией, сельским ДК и ФОКом «Молодежный», пробелы все же существуют. Необходимо больше внимания обращать на патриотическую сознательность родителей, близких детям людей, которые своим примером могут многому научить подрастающее поколение. Большое влияние на воспитание у детей чувств гражданственности может оказать пример патриотизма родителей, близких людей.
Список использованной литературы :
1. Педагогический опыт. Выпуск 23. Воспитание патриотизма и гражданственности. Саратов 2011г.
1. Буторина, Т.С. Воспитание патриотизма средствами образования / Т.С. Буторина, Н.П. Овчинникова - СПб: КАРО, 2004г.
2. Гасанов, З.Т. Цель, задачи и принципы патриотического воспитания граждан [Текст] / З.Т. Гасанов // Педагогика. - 2005. - №6..
3. Касимова, Т.А. Патриотическое воспитание школьников: Методическое пособие / Т.А. Касимова, Д.Е. Яковлев. - М.: Айрис-пресс, 2005.
4. Овчинникова, Н.П. Идея патриотизма и Отечества в истории русской педагогики [Текст] / Н.П. Овчинникова // Педагогика. - 2007. - №1.
5. Патриотическое воспитание: система работы, планирование, конспекты уроков, разработки занятий /Авт.-сост. И.А. Пашкович. - Волгоград: Учитель, 2006.
6.Педагогический опыт. Выпуск 33. Находками делюсь с коллегами. Саратов. 2013г.
7.Педагогический опыт. Выпуск 21. Находками делюсь с коллегами. Саратов 2010г.
8.Педагогический опыт. Выпуск 26. Находками делюсь с коллегами. Саратов. 2011г.
9.Педагогический опыт. Выпуск 23. Воспитание патриотизма и гражданственности. Саратов 2011г.
10. Педагогический опыт. Выпуск 23. Воспитание патриотизма и гражданственности. Саратов 2011г.
11. Программа гражданско-патриотического воспитания «Человек. Гражданин. Патриот» МБОУ «СОШ с.Святославка» Самойловского района Саратовской области
12. Суходольская С.А. Воспитание гражданственности на уроках русского языка и литературы - Дрофа, 2007.
13. Практика административной работы в школе/ журнал №. 1, 2008 г.