Развитие творческих способностей учащихся на уроках истории и во внеурочное время


Развитие творческих способностей учащихся на уроках истории и во внеурочное время
Ковалева Марина Викторовна МБОУ СОШ № 15; учитель
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 15; г.о. Коломна
Современное образование претерпевает значительные изменения, обусловленные обновлением его содержания, преемственной связью программ всех ступеней образования, перестройкой взаимодействия в системе «педагог – ребёнок». Я считаю, что самым главным в системе образования является ребёнок, с которым мы работаем, который должен вырасти активной, творческой, самодостаточной личностью.
Любому обществу нужны одаренные люди, и задача общества состоит в том, чтобы рассмотреть и развить способности всех его представителей. К большому сожалению, далеко не каждый ребенок способен реализовать свои способности самостоятельно без помощи взрослых и их умелого участия. Очень многое зависит и от семьи, и от школы.
Жажда открытия, стремление проникнуть в самые сокровенные тайны бытия рождаются еще на школьной скамье. Уже в начальной школе можно встретить таких учеников, которых не удовлетворяет работа только со школьным учебником, они читают словари и специальную литературу, ищут ответы на свои вопросы в различных областях знаний, они готовы к исследованию, творческому поиску. Поэтому так важно именно в школе выявить всех, кто интересуется различными областями науки и техники, помочь претворить в жизнь их планы и мечты, вывести школьников на дорогу поиска в науке, в жизни, помочь наиболее полно раскрыть свои способности.
Детей, обладающих потенциальными творческими возможностями, в школе достаточно. Если не развить, этот дар природы так и останется не востребованным. Каждый ребёнок индивидуален, процесс обучения сегодня – это процесс раскрытия индивидуальности ученика в специально для этого организованной учебной деятельности. Её цель состоит в том, чтобы учебно-познавательная деятельность школьников обеспечивала их личностное самоопределение, развитие эмоционально-духовной сферы, интеллекта, способностей, формирование качеств, связанных с проектируемой сферой деятельности, а также качеств, позволяющих учащимся полноценно жить в существующем обществе. В основе моего опыта работы лежит систематическая организация групповой, парной и индивидуальной деятельности учащихся на уроках и во внеурочное время в рамках блочно-модульной и зачётной системы, методики проблемного и проектного обучения.
Это позволяет повысить мотивацию к учению, формировать навыки эффективной организации труда у учащихся, обеспечить получение ребенком прочных знаний и позитивного опыта работы с источниками, научной литературой, с группой товарищей.
Условия необходимые для проявления и развития индивидуальности и творческих способностей ребёнка:
-активное принятие мнения и позиции ученика, творческое партнерство
- применение заданий, позволяющих самостоятельно выбирать действия с учебным материалом.
-ориентация на формирование мотивов учебной деятельности,
- создание ситуации успеха, желания продолжать деятельность при временных затруднениях
-повышение самостоятельности через самоконтроль, самооценку, поощрение активности.
-выбор методических приёмов, типа урока в соответствии с возрастными особенностями учащихся, использование заданий различной трудности.
-развитие познавательных способностей через постановку проблемных ситуаций, поощрение творчества, использование ролевых игр
- обеспечение обратной связи в педагогическом процессе открытость

В своей педагогической практике я использую как традиционные уроки так нетрадиционные, но уже давно знакомые многим учителям. Большое значение придаю вводным урокам, которые провожу вначале изучения нового курса, раздела, большой темы. От этого урока зависит установка на предстоящую учебную деятельность, интерес учеников к предмету ,особенно в 5-6 классах .К таким урокам можно привлекать и учеников , которые с удовольствием выполняют опережающие задания . В старших классах это урок – вводная лекция, а в средних урок по составлению опорного плана – конспекта. Уроки формирования умений и навыков, на которых ученики много работают самостоятельно в группах, парах и индивидуально – это уроки практикумы, аукционы, которые дают возможность хорошо проработать исторические источники, дать им характеристики, сравнительный анализ. На таких уроках ученики приобретают навыки и опыт своих первых исследований, учатся формулировать свою точку зрения и принимать чужие взгляды, вести диалог, аргументировать свои выводы Систематическая работа, направленная на развитие каждого ученика, помогает решиться на организацию урока – конференции. Учащиеся, как правило, на таком уроке выступают с докладами, сообщениями, защищают проекты. Цель урока – конференции – расширение и углубление учебного материала, ознакомление с новыми сведениями за счёт обращения к разным источникам и научной литературе.
Взаимообучение учащихся происходит при ведении тезисных записей, составления плана. Конференции позволяют ученикам почувствовать вкус научного труда, научиться свободно держаться, красиво говорить, отстаивать своё мнение. Хорошие результаты в развитии творческих способностей учащихся дают уроки – семинары разного вида (аналитические, семинары с использованием компьютера). Эти уроки углубляют и систематизируют знания учащихся. Главная моя задача как учителя, организовать активное участие каждого ученика в обсуждении проблемы. Семинары требуют от учащихся серьёзной самостоятельной работы с дополнительной литературой, подбора интересных фактов, сравнения материалов. Они помогают каждому ученику ощутить свою значимость, проявить себя.
Развитию творческих способностей, повышению уровню образования, формированию национального самосознания способствует краеведческая работа.
Краеведение устанавливает и поддерживает живую связь времен, поколений, их преемственность в родном городе, области. Благодаря краеведению хранится память историческая, воспитывается духовная оседлость. В этом особая, непреходящая сила и ценность краеведения
Краеведение в школе – это связь с жизнью, с современностью, с окружающей реальной действительностью; это использование таких активных методов обучения, как исследовательский, экскурсионный и другие; это путь приобщения учащихся к творческому труду, к науке.
В процессе краеведческой работы ставятся определенные образовательные и воспитательные задачи:
1. Развитие у учащихся познавательной, творческой деятельности.
2. Изучение истории родного города.
3. Обучение детей вести посильную исследовательскую работу, собирать материалы, классифицировать, сопоставлять их.
4. Развитие речевых и мыслительных умений.
5. Обучение детей умению использовать различные источники краеведческой информации и научно-вспомогательных материалов.
6. Формирование чувств патриотизма и уважения к народу.
7. Воспитание духовности, нравственности.

Всестороннее изучение истории края, публикации результатов исследований в печати, специальных выпусках, защита проектов, оказывают большую помощь учителям, общественности, родителям в воспитании творческой личности.


Литература:


1. Леонтович А.В. В чем отличие исследовательской деятельности от других видов творческой деятельности. – // “Завуч”, № 1, 2001;
2. Леонтович А.В. Исследовательская деятельность учащихся как средство воспитания. – // “Завуч”, № 1, 2001;
3. Леонтович А.В. Рекомендации по написанию исследовательских работ. – // “Завуч”, № 1, 2001;
4. Нестерова Н.Г. Развитие познавательной активности учащихся в процессе краеведческой деятельности. – Томск, 1994;
5. Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников. – Издательский дом Федоров, 2006;
6. Савенков А. И. Путь в неизведанное: как развивать свои исследовательские способности. – М. , Генезис, 2005;
;
7. Чечель И.Д. Управление исследовательской деятельностью педагога и учащегося в современной школе. – М., 1998;
8. Якиманская И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе. – М., 1996.