РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ У УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ МУЗЫКИ И ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»


-681990-43624500
Муниципальное общеобразовательное учреждение
-232410302260 «Средняя общеобразовательная школа №6
с углубленным изучением отдельных предметов», г. Надым
ПРОЕКТЫ
Педагогический проект
center3008842
«Развитие творческих способностей у учащихся на уроках музыки и во внеурочной деятельности»
АВТОР ПРОЕКТА:
Баженова Альбина Ринатовна
Учитель музыки
I квалификационной категории
Надым
2014
-741680-35687000Содержание
Пояснительная записка………………………………………………………3
Актуальность выбранной темы……………………………………………5
Новизна опыта…………………………………………………………………6
Противоречие…………………………………………………………………..6
Проблема проекта……………………………………………………………...6
Типология проекта……………………………………………………………..7
Цели проекта……………………………………………………………………7
Задачи проекта…………………………………………………………………7
Гипотеза…………………………………………………………………………8
Методологическая основа проекта………………………………………….8
План реализации………………………………………………………………9
Планируемые пути решения проекта………………………………………9
Планируемые образовательные результаты…………………………….11
Диагностика результативности проекта…………………………………12
Полученные образовательные результаты……………………………….13
-625087-35877500Пояснительная записка.
В наше время весьма актуальна проблема разностороннего воспитания человека уже в самом начале его пути, в детстве. В Новом Государственном стандарте начального общего образования по искусству сделан особый акцент на задачи, выделенные в данном документе в разделах «Формирование духовной культуры личности» и «Опыт музыкально - творческой деятельности», начальное общее образование призвано помочь реализовать способности каждого и создать условия для индивидуального развития ребёнка.
В связи с этим комплексный подход к воспитанию творческой личности охватывает широкий круг вопросов, относящихся к проблемам обще-эстетического и нравственного воспитания. Неразрывное единство идейно-мировоззренческого, духовного и художественного является неотъемлемым условием разностороннего и гармоничного развития личности подрастающего человека.
Наше время - это время перемен. Сейчас России нужны люди, способные принимать нестандартные решения, умеющие творчески мыслить. Школа должна готовить детей к жизни. Поэтому развитие творческих способностей учащихся является важнейшей задачей современной школы. Этот процесс пронизывает все этапы развития личности ребенка, пробуждает инициативность и самостоятельность принимаемых решений, привычку к свободному самовыражению, уверенность в себе.
Воспитание творческой личности – одна из важнейших задач, стоящих перед школой, а музыкальное искусство, уроки музыки способствуют творческому (креативному) развитию ребёнка. По своей удивительной способности вызывать в человеке творческую активность, музыкальное искусство занимает, безусловно, одно из первых мест среди всех многообразных элементов, составляющих сложную систему воспитания человека.
В основе моей педагогической концепции – формирование духовности и культуры школьников, инициативности, толерантности, самостоятельности, способности к успешной социализации – определены как важнейшие задачи образовательного процесса.
В процессе работы я пришла к выводу о необходимости комплексного подхода к музыкальному развитию личности ребёнка. В своей работе я столкнулась с тем, что у детей вызывает затруднение умение словесно оформлять свои впечатления о музыке, рассказывать об её эмоциональном восприятии, существует реальная необходимость развивать у детей практику высказываться о музыке, нужна специальная работа по обогащению лексического состава речи учащихся начальных классов.
Возможно, это связано с тем, что в настоящее время интересы детей обращены к компьютерам, игровым приставкам, мобильным телефонам, просмотру телепередач и видеофильмов. Дети становятся равнодушными, инертными, они мало читают, мало бывают на концертах, меньше общаются друг с другом. Проанализировав эту ситуацию, я пришла к выводу, что нужно разбудить интерес ребёнка к самому себе, сделать творческую деятельность потребностью, развивать творческие и личностные способности детей, расширять их кругозор.
-736526-35005000При развитии потребностей и интересов в творчестве педагоги используют различные формы учебной и внеурочной работы, стремясь учить ребенка целенаправленно, целеустремленно, многократно закреплять полученные знания и навыки. При этом их уроки отличаются разнообразием деятельности, изучаемого материала, способов работы. Это побуждает детей к творческой активности.
Современные информационные технологии создают реальные возможности для их использования в системе образования с целью развития творческих способностей человека в процессе его образования. Именно с новыми технологиями сегодня связываются реальные возможности построения открытой образовательной системы, позволяющей каждому человеку выбирать свою собственную траекторию обучения.
Это следующие технологии:
Игровые технологии;
Технология развивающего обучения;
Проблемное обучение;
Развитие критического мышления;
Технология современного проектного обучения.
Как уже отмечалось выше, развитие творчества должно быть приведено в определённую систему, где вне учебная деятельность играет не меньшую роль, чем учебная. В школе разработана и действует программа «Одарённые дети». Выявление одаренных детей начинается в начальной школе на основе наблюдения, изучения психологических особенностей, речи, памяти, логического мышления; участие их в олимпиадах, конкурсах, соревнованиях.
Сложилась хорошая практика проведения школьных конкурсов, победители которых участвуют в районных конкурсах и фестивалях. Учащиеся нашей школы показывают стабильно высокие результаты в районных конкурсах военно – патриотической песни «Нам мир завещано беречь» и «Новые имена». Педагогический коллектив связывает данный факт с внедрением в практику школы программы «Одарённые дети», с использованием на уроках и во внеурочной деятельности учащихся проектных методов обучения, организации исследовательской деятельности учеников.
Вне учебная работа по развитию творческих способностей детей включает в себя такие общешкольные мероприятия как: фестивали, конкурсы, праздники, выставки творческих работ, игры. Большую роль в этом случае играют коллективные творческие дела, необходимые и для развития личности ребенка и для развития коллектива. Зачастую в этих творческих делах принимают активное участие родители.
Большие возможности для развития творческих способностей учащихся имеют кружковые занятия. Вызывая интерес учащихся к предмету, виду деятельности, занятия способствуют развитию кругозора, творческих способностей, привитию навыков самостоятельной работы. Здесь каждый школьник имеет возможность выбрать себе дело по душе, выявить, поставить и разрешать интересующие проблемы. На кружковых занятиях больше возможностей для проявления инициативы ученика.
Творчество – это созидание нового и прекрасного, оно противостоит
-701040-32639000разрушению, шаблону, банальности, тупости, отсталости, оно наполняет жизнь радостью, возбуждает потребность в знании, работу мысли, вводит человека в атмосферу вечного поиска.
Подлинное творчество – это продолжение многовекового развития человечества, его духовного богатства, его нравственности. Каждый ребенок в большей или меньшей степени способен к творчеству, оно постоянный и естественный спутник формирования личности.
Способность к творчеству, в конечном счете, развивается у ребенка взрослыми: педагогами и родителями, и это очень тонкая и деликатная область воспитания: растить творчески способного ребенка можно лишь на основе очень глубокого знания его индивидуальности, на основе бережного и тактичного отношения к своеобразию этих черт. Достигнуть желаемого результата учитель сможет лишь в том случае, если сам он не чужд творчеству, постоянному поиску, созиданию.
Творческий учитель тот, кто
- участвует в экспериментальной работе школы;
- преподает увлеченно, творчески планирует свою работу, стремится
рационализировать тематическое и поурочное планирование;
- свободно ориентируется в современных педагогических идеях, концепциях и технологиях обучения;
- уважает личность ученика;
- дифференцирует объем и сложность заданий;
- побуждает обучающихся к постановке познавательных вопросов, умеет
одновременно держать в поле зрения всех учащихся класса;
- развивает ребенка, приспосабливаясь к его зоне ближайшего развития,
ориентир развития направлен на ученика;
- педагог содействует ребенку в формировании положительной Я-концепции,
самопознания и творческого самопроявления.
Таким образом, можно сделать вывод, что развитие творческих способностей младших школьников и их творчество должно проходить и в учебной и во внеклассной деятельности, причем деятельность эта должна координироваться.
Поэтому я выбрала темой своего педагогического проекта «Развитие творческих способностей учащихся на уроках музыки и во внеурочной
деятельности» и считаю это направление своей работы одним из самых перспективных.
Актуальность выбранной темы
Актуальность выбранной темы объясняется тем, что проект направлен на реализацию государственной «Концепции художественного образования в РФ». Особое внимание в этом документе уделено повышению роли художественного, в том числе музыкального образования в формировании духовно-нравственной, творческой и культурной личности. Следует так же отметить, что именно уроки музыки способствуют развитию креативного (творческого) потенциала младших школьников.
-720090-36131500Активное участие ребёнка в разных видах музыкальной деятельности помогает выявить и развить специальные способности (ритм, слух, память), даёт шанс ребёнку попробовать свои силы. Творческое начало рождает в ребёнке живую фантазию и живое воображение, создаёт мощный творческий импульс и радостное, приподнятое настроение. Это особо актуально в связи с тем, что дети в наше время максимально подвержены влиянию стрессовых ситуаций, а так же обусловлено повышением тревожности, агрессивности и психосоматических заболеваний у детей, о чём свидетельствует современная статистика. Музыкально-творческая деятельность даёт детям возможность снять психологическое напряжение или наоборот, активизировать чрезмерно заторможенную эмоциональную сферу.
Творческое восприятие музыкальных произведений приобщает учащихся к мировому культурному наследию, расширяя их кругозор, а, значит, делая их духовно богаче в целом.
Новизна опыта.
В рамках данного проекта сделана попытка систематизировать, обобщить и уточнить основные приёмы и особенности развития креативного
потенциала и творческой активности у детей младшего школьного возраста как непосредственно на уроках музыки, так и во внеурочной деятельности. Произведена коррекция основной программы посредством использования серии оригинальных игр и введения системы творческих заданий, целостно развивающих личность школьников.
Противоречие.
Движущими силами в реализации данного проекта являются противоречия, возникающие в процессе педагогической деятельности на уроках музыки. Основное противоречие состоит в несоответствии выдвигаемых в ходе обучения новых познавательных и творческих задач уже имеющемуся уровню знаний и умений учащихся в интеллектуальном развитии в целом.
На практике это противоречие ориентируется на «зону ближайшего развития» ученика и позволяет ставить такие познавательные задачи и выдвигать креативные идеи, которые ученик может расширить, привлекая своё творческое воображение. Другое противоречие связано с противопоставлением новых образовательных потребностей ученика старым возможностям их удовлетворения.
Следующим существенным противоречием является пространственно- временная ограниченность групповой формы обучения в противовес желанию преподавателя найти индивидуальный подход к каждому ученику.
И, наконец, хочется упомянуть противоречие между необходимостью охватить большой объём материала и ограничением количества часов музыки в учебном плане, что неизбежно ведёт к сокращению числа творческих заданий, используемых на каждом занятии.
-625475-30988000Проблема проекта.
-740410-32385000Организация процесса совместной музыкально-творческой деятельности учителя и учеников в рамках рассмотрения творчества как комплекса интеллектуальных и личностных особенностей школьников в ходе генерирования ими оригинальных идей и поиска нешаблонного пути их реализации.
Типология проекта.
В соответствии с характером разрабатываемой проблемы данный проект можно определить как ПРАКТИЧЕСКИ-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ и предусматривающий совместную групповую работу учителя и учеников. По характеру поисковой деятельности проект носит ТВОРЧЕСКУЮ НАПРАВЛЕННОСТЬ и разрабатывается как МОНОПРЕДМЕТНЫЙ. Что касается продолжительности исследования, то сроки его исполнения варьируются в рамках от одного года до четырёх лет, то есть это ДОЛГОСРОЧНЫЙ проект, рассчитанный на детей младшего и старшего школьного возраста.

Цели проекта.
В соответствии с Методическим письмом Министерства образования
РФ «О преподавании искусства в общеобразовательных учреждениях», основную цель проекта можно сформулировать следующим образом:
Формирование художественной культуры учащихся как неотъемлемой части культуры духовной;
Приобщение школьников к миру музыки, общечеловеским и национальным ценностям через собственное творчество учащихся и освоение музыкального опыта прошлого;
Так же предусматривается выполнение следующих целей:
развитие личности школьника, его творческих способностей, интереса к учению, формирование желания и умения учиться;
воспитание нравственных и эстетических чувств, эмоционально- ценностного позитивного отношения к себе и окружающему миру;
освоение учащимися целостной картины мира, в которой синтезируются познавательные, творческие и эстетические аспекты;
овладение практическими умениями и навыками в учебно - творческой деятельности: пении, слушании музыки, музыкально- пластическом движении, импровизации, освоение первоначальных навыков анализа и оценки прослушанных музыкальных произведений, их художественно-образного содержания;
формирование музыкально-релаксационной культуры.
Задачи проекта.
Главная задача проекта: на уроках музыки не только давать детям знания, умения и навыки, но и создавать условия для развития и повышения уровня креативности детей через систему творческих заданий. Так же существуют другие задачи проекта:
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ:
формировать у детей средствами музыкального искусства
эстетических представлений о красоте в искусстве и жизни и других
составляющих эстетической культуры личности;
-854075-31051500формировать знания учащихся о музыке, первоначальные представления о языке музыкального искусства;
формировать образно-слуховые представления о гармонии музыки со звуками и образами природы;
формировать установки на творческое, эмоциональное освоение музыки.
ОБУЧАЮЩИЕ:
-720090-33809900учить детей слушать и переживать услышанную музыку;
учить умению словесно оформлять свои впечатления о музыке, рассказывать о её эмоциональном восприятии;
знакомить детей с элементарными музыкальными понятиями, способствовать развитию танцевально-игрового творчества
учить детей воспринимать окружающую действительность через мир
слова, музыки, хореографии и живописи;
способствовать выполнению разнообразных музыкально - терапевтических упражнений, использующих целительные возможности музыки.
РАЗВИВАЮЩИЕ:
развивать музыкальные способности детей: слух, ритм, память;
развивать художественное воображение, эстетический вкус, творческую фантазию путём выполнения творческих заданий;
способствовать развитию творческой самореализации, раскрытию способностей детей.
ВОСПИТЫВАЮЩИЕ:
воспитывать любовь к Родине, родной природе, окружающему миру, русской культуре;
воспитывать музыкальные интересы и вкусы детей.
Гипотеза.
Творческое освоение музыки способствует более полному выявлению внутренних креативных сил у детей младшего школьного возраста, развитию их фантазии, воображения, артистизма, эмоций, интеллекта, то есть, развитию универсальных человеческих способностей, важных для сфер деятельности.
Методологическая основа проекта.
В настоящее время стоит отметить несколько основных программ по музыке для начальной школы и среднего звена, в которых важное место отводится адаптации креативного потенциала школьников. Это такие программы как «Музыка» Д. Б. Кабалевского, «Музыка» Ю.Б.Алиева, «Музыкальное искусство» Л.Школяр, В.Усачёвой, «Музыка» Е.Критской, Г.Сергеевой, Т.Шмагиной, «Музыка» Т.И.Баклановой. Д.Б.Кабалевский в своей программе на первый план выдвигает высокое этическое начало, стремление найти индивидуальный подход к каждому ученику, привить эстетический вкус, чувство добра и красоты. Это по его мнению наивысшее проявление креативного потенциала школьника, его творческого начала. В программе Л.Школяр и В.Усачёвой новаторски рассматривается методика импровизации, ломаются устоявшиеся представления о характере музыкального материала, предлагаемого для прослушивания и исполнения на уроках музыки. В основе данной методики лежит образный подход, стремление превратить однообразный материал в более привлекательный и интересный, что вызывает у школьников подъём творческих сил и в полной мере раскрывает их креативный потенциал. Хотелось бы так же отметить программу Ю.Б.Алиева, в которой особое внимание уделяется формированию у детей любви к музыке, потребности в общении с ней. Данная цель достигается с помощью таких форм музыкально- творческой деятельности как импровизация, вокальное интонирование, музыкально пластическая деятельность. Подобную методику также предлагает Е.Критская, однако в её программе акцентируется сфера исполнительской деятельности учащихся посредством развития у школьников навыков хорового пения и инсценирования песен, музыкально – ритмических движений в совокупности с освоением элементов музыкальной грамоты. Автор считает, что творческое начало у детей наиболее ярко проявляется в размышлениях о музыке, рисунках на темы полюбившихся музыкальных произведений, небольших литературных сочинениях и эссе о музыке, музыкантах, музыкальных инструментах. Комплексно проанализировав все вышеизложенные источники, я хотела бы расширить список уже известных форм и методов творческих заданий своими собственными разработками в области технологии становления креативности учащихся младших классов и представить ориентировочный план решения проблемы проекта.
-654685-400744300
План реализации.
№ Месяц Деятельность
1. Август Изучение технологий
2. Сентябрь Здоровьесберегающие технологии
3. Октябрь Ноябрь Диалогические формы работы
4. Декабрь Метод ассоциативного восприятия, звуковая аналогия, эмоциональная драматургия
5. Январь Арт – терапевтические методы
6. Февраль Музыкальная копилка слов
7. Март Дыхательно – игровая гимнастика
8. Апрель Творческие задания
Подведение итогов.
9. Май Планируемые пути решения проекта.
Предполагается, что образовательные потребности учащихся на уроках музыки должны реализовываться через систему творческих заданий. Специфика заданий обусловлена психологическими, интеллектуальными художественными параметрами младшего школьного возраста. С целью развития креативного потенциала школьников, повышения у них интереса к предмету, а также активизации познавательной деятельности, предусматривается использование различных передовых образовательных технологий, таких, как технология развивающего обучения, технология личностного ориентирования, проектная и информационная технологии.
-759460-75120500Особое внимание нужно уделить здоровьесберегающей технологии, так как забота о здоровье детей – первостепенная задача каждого педагога. Следует чередовать нагрузку и отдых, напряжение и расслабление, учитывать изменения голосового аппарата у детей.
Современные интерактивные технологии играют важную роль в плане разработки наглядных материалов и заданий креативного типа. С помощью ИКТ создаются различные карточки-задания, пособия, тесты, буклеты, мультимедийные презентации и слайдшоу.
Новые приёмы обучения призваны разнообразить жизнь школьника, развивать его внутренний мир и определять пути его успеха. Поэтому, на мой взгляд, урок должен быть построен на основе использования разнообразных методов и форм работы.
Так, при изложении нового материала, я использую диалогические формы работы, методики и материалы, построенные на интеграции различных культур, методы стилевого подхода и проблемного обучения, а так же творческий метод.
Для того, чтобы все школьники были вовлечены в совместный творческий процесс и учились самостоятельно добывать знания, я практикую методы ассоциативного восприятия, звуковой аналогии, двигательного уподобления, эмоциональной драматургии и зрительной наглядности.
Использование метода импровизации и сценического движения позволяет поднять исполнительское мастерство детей на более высокий уровень, научить их держаться на сцене во время внеклассных мероприятий.
Метод художественно-творческого и образного моделирования активизирует воображение и креативное представление учащихся.
Атр-терапевтические методы способствуют гармонизации личности школьника с природной и социальной средой, с их помощью можно научить школьников чувствовать ритмы природы и человеческой жизни, ощущать многообразие звуков и созвучий окружающего мира, выявлять характерные особенности своего голоса, а через него – своей неповторимой индивидуальности.
В рамках арт- терапевтических методов предусматривается использование вокалотерапии, сказкотерапии, танцевально-двигательной терапии, дыхательной музыкотерапии, цветотерапии, улыбкотерапии.
В процессе выявления и развития креативного потенциала учащихся предусматриваются различные формы учебных занятий:
типовые уроки, включающие в себя объяснения и практическую деятельность,
комплексные уроки (музыкальное рисование, цветовое и словесное моделирование, написание творческих работ, игра, импровизация).
Разная зона ближайшего развития детей, и, как следствие этого, разный темп их развития и усвоения знаний, музыкальные способности и подготовка приводят к тому, что на моих уроках класс делится на несколько творческих групп. Ученики выполняют разного рода творческие задания, развивающие и дополняющие друг друга. Это даёт возможность каждому ребёнку проявить себя и быть активным на уроке.
Руководствуясь проблемой проекта, я закладываю в основу взаимодействия с классом «педагогику сотрудничества», которая обеспечивается неформальным, живым, эмоциональным поведением как со стороны учеников, так и со стороны учителя.
-682320-75516800Стараюсь уделить внимание каждому школьнику и так построить учебно-воспитательный процесс, чтобы все оказались вовлечёнными в процесс творческой деятельности.
На уроках предусматривается использование таких форм учебной работы:
фронтальная,
индивидуальная
групповая.
Так как креативные способности могут развиваться только в обстановке, нацеленной на выявление свободной инициативы, на создание нового и оригинального, то в процессе реализации проекта предусмотрено применение приёмов «обмена мнениями» и «размышления вслух». Широко применяются эвристическая беседа, дискуссия, творческие импровизации и игры.
В ходе работы над проектом создана серия оригинальных творческих
заданий и игр, целостно развивающих креативный потенциал личности
школьников:
дидактическая игра «Музыкальная копилка слов»
«Музыкальная копилка слов» служит для того, чтобы прослушав музыку, ученики могли в полной мере выразить словами свои чувства, эмоции, настроения. Данная игра используется для расширения лексического запаса
и позволяет через игровую ситуацию и наглядность стимулировать детей к проявлению творческого воображения
«Дыхательно-игровая гимнастика»
Систематическое выполнение упражнений «Дыхательно-игровой гимнастики» обеспечивает прекрасное лечебно-профилактическое действие, снимает усталость, несёт в себе гармонию и энергию, столь необходимую для поддержания творческих сил.
-236220-32829500караоке-разминка,
В вариативную часть проекта включены разнообразные арт- терапевтические упражнения, позволяющие активно развивать у ребёнка певческий аппарат, певческое дыхание, звукообразование, звуковедение, координацию слуха и голоса.
интересные игры - распевки.
С целью закрепления материала, изученного на уроке, удобно использовать творческие домашние задания. Целью таких заданий является активизация и стимулирование креативной музыкальной деятельности учащихся во внеурочное время и вне школы. В качестве примеров творческих домашних заданий можно привести работу с буклетами, цветовое моделирование, рисование, написание небольших по объёму творческих работ и т.д.
Использование в проектной деятельности различных традиционных и нетрадиционных форм и методов обучения на уроках музыки у младших школьников и среднего звена повышает интерес учащихся к предмету, способствует формированию навыков и практических умений, воспитывает уверенность в своих креативных возможностях, даёт школьникам импульс для поиска, позволяет пофантазировать и испытать радость творчества, что напрямую согласуется с основной проблемой, целями и задачами данного проекта и позволяет на практике проверить корректность выдвинутой гипотезы.
-800735-30734000Планируемые образовательные результаты.
В ходе разработки проекта планировалось разностороннее приобщение каждого ученика к креативной деятельности в спектре вокальной, исполнительской, актёрской, литературной и изобразительной видах деятельности. С самых первых шагов проекта предполагалось проведение прослушивания детей, а также определение их музыкальных и интеллектуальных способностей, что обусловливается разным начальным уровнем музыкальной подготовки школьников.
Необходимым условием реализации проекта считается наблюдение за динамикой музыкально - творческого развития (креативности), овладением творческими умениями на уроках музыки. Это осуществляется с помощью беседы с учениками на разные темы, что позволяет составить представление о кругозоре школьника, его интересах и умении общаться до начала и после завершения проекта. Письменные формы опроса, среди которых наиболее актуальной является анкетирование, помогают составить сравнительный анализ промежуточных результатов в процессе работы над проектом, с целью своевременной необходимой корректировки некоторых недостаточно детально разработанных методологических аспектов.
Так как общение с учащимися продолжается вне уроков, особое внимание в планировании результативности данного проекта уделялось подготовке школьников к внеклассным мероприятиям и разного рода конкурсам. В данном случае учитель выступает как консультант, режиссёр и член жюри при оценке результатов, что позволяет ему вести постоянное наблюдение за детьми, изучать их склонности, интересы, а также выявлять музыкально-одарённых детей. Устойчивый положительный результат можно получить только в условиях комплексной и регулярной работы в соответствии с составленной методологической основой проекта.
Диагностика результативности проекта.
Проверка эффективности и результативности проекта осуществлялась с помощью диагностических контрольных заданий, которые предназначены для отслеживания роста креативного потенциала школьников по следующим компонентам:
1) Музыкальное восприятие, включающее в себя лексическую характеристику образного содержания музыкальных произведений, а так же базовые знания о средствах музыкальной выразительности.
2)Активность на уроке, то есть умение школьников своевременно и корректно выразить свою точку зрения.
3)Выполнение заданий креативного типа.
На начальном этапе реализации проекта школьникам была предложена соответствующая анкета с целью выявления уровня креативности. Та же анкета была предложена им, когда проект находился в завершающей стадии разработки для компаративного анализа и обобщения полученных результатов. Анкета включала в себя как вопросы общего характера с кратким ответом, например: «Можешь ли ты назвать себя любителем музыки?», так и вопросы открытого типа с развёрнутым ответом, например: «Что тебе больше всего нравится делать на уроках музыки?», а подробный перечень вопросов анкеты приводится в приложении к проекту.
-686435-46559500По результатам анкетирования уровень креативности повысился в среднем на 37% по сравнению с первоначальными показателями. Для выявления уровня самостоятельных возможностей и умения анализировать музыкальные средства выразительности учащимся был предложен ряд творческих заданий по характеристике новых для них музыкальных произведений. В результате 78% учащихся успешно справились с поставленной задачей, что напрямую свидетельствует о высоком уровне развития креативных способностей школьников. И, наконец, стоит обратить внимание на факт увеличения среднего качества знаний по предмету при 100% обученности детей на 3-5%
Полученные образовательные результаты..Полученные образовательные результаты в целом совпадают с заранее спланированными показателями результативности. Использовав предложенные в ходе проекта методы и формы работы, касаемые увеличения креативного потенциала у детей, удалось добиться развития интереса к предмету «Музыка» и сформировать побудительные мотивы для творческой деятельности у младших школьников. У учащихся выработаны прочные вокально-хоровые навыки, слушательская культура, а также навыки интерпретации музыкальных произведений.
Использование различных традиционных и нетрадиционных форм и методов обучения на уроках музыки, стимулирует развитие у школьников уверенности в своих творческих возможностях, даёт детям импульс для поиска, пробуждает их фантазию и позволяет испытать радость творчества. В результате работы над проектом у школьников сформировалась творческая познавательная активность и повысилась самооценка.
Предложенные формы и приёмы организации творческой деятельности универсальны, так как их можно использовать и на других учебных предметах, поэтому данный проект интересен не только учителям музыки, но и педагогам дополнительного образования, классным руководителям, воспитателям, педагогам-организаторам, учителям эстетического цикла.
В процессе разработки проекта составлена серия оригинальных творческих заданий, целостно развивающих творческий потенциал личности школьника: дидактическая игра «Музыкальная копилка слов», « Дыхательно- игровая гимнастика», караоке-разминка и т.д. создан комплекс уроков по музыкально-релаксационной терапии «Путешествие в Волшебный мир звуков».
В рамках работы с музыкально-одарёнными детьми развивались их
индивидуальные творческие способности активно работают вокальные студии «Домисолька» и «Вдохновение». Ребята участвуют в школьных и городских мероприятиях. Ежегодно мои ученики принимают участие в муниципальном районном конкурсе военно – патриотической песни «Нам мир завещано беречь» и районном конкурсе «Новые имена. Что приносит не только положительные результаты в виде призовых мест, но и позволяет прививать этим детям основы художественного вкуса, учить их навыкам сценического мастерства, создавая атмосферу успешности, в чём состоит моя главная задача при работе с одарёнными детьми.
Так же во внеурочное время ребята дополнительно посещают кружки по основам вокального мастерства «ДоМиСоль-ка», где имеют возможность развить и реализовать свой потенциал.
-572135-60261500В сотрудничестве со школьной студией звукозаписи «Полигон» под руководством Юрия Павловича Сорокина был выпущен школьный диск «Созвездие талантов», как результат работы вокальной студии «Домисолька» и «Вдохновение». Продажа и копирование диска запрещена, диск используется только на базе школы, в рамках институциональных мероприятий.
Результаты проекта обобщены в виде выступлений на методическом объединении учителей эстетического и физического развития школы. Свои наработки я продемонстрировала на различных педагогических сайтах.
Говоря результативности проекта в общем и целом, стоит заметить, что по данным проведённой диагностики выявлена положительная динамика развития креативного потенциала у детей младшего школьного возраста.