Историческая командная игра Путешествие в прошлое

Приложение 5
ИСТОРИЧЕСКАЯ
КОМАНДНАЯ ИГРА


ПУТЕШЕСТВИЕ
В ПРОШЛОЕ




Условия проведения игры:
Командное первенство проводится разновозрастными группами учащихся (5-9 классы, 7-11 классы). Жюри, состоящее из учителей, учащихся и родителей, оценивает результаты работы команд. За каждое задание, содержащееся в карточке, команда получает 30 баллов по 56 баллов за ответ по каждой позиции. Если ответ неверный, другая команда получает право дополнительного ответа и, соответственно, дополнительные баллы. Команда, набравшая наибольшее количество баллов, становится победителем.

Первый этап. Разминка
Игра начинается с обращения ведущего (ведущими могут быть 23 подготовленных ученика) к капитанам команд. Им дается задание: в 23 предложениях выразить значимость истории и в подтверждение привести цитату известного деятеля.
В помощь учителю приводим несколько высказываний:
«В истории черпаем мы мудрость...» (Ф. Бэкон).
«История наставница жизни» (Цицерон).
«Мудрость человеческая имеет нужду в опыте, а жизнь кратковременна» (Н.М. Карамзин).
«История дает государям примеры правления, подданным повиновения, воинам мужества, младым старых разум» (М.В. Ломоносов).
«История учит даже тех, кто у нее не учится: она проучивает их за невежество и пренебрежение» (В. О. Ключевский).

Второй этап. «Крылатые выражения»
На данном этапе игры каждой команде предлагается объяснить происхождение и дать современное толкование указанным в карточках выражениям.
Выполнение задания оценивается 30 баллами (каждый верный ответ 5 баллов). В случае затруднения или неверного ответа появляется возможность для другой команды дать ответ на вопрос и получить дополнительные баллы.
Карточка 1.
«Нить Ариадны»
«Яблоко раздора»
«Жребий брошен»
«Зарубить на носу»
«Бросить перчатку»
«Вот тебе, бабушка, и Юрьев День»
Карточка 2.
«Сизифов труд»
«Пиррова победа»
«Ахиллесова пята»
«Верста коломенская»
«Огонь Прометея»
«Бумажная волокита»
Карточка 3.
«Гордиев узел»
«Великий потоп»
«Со щитом или на щите»
«Кричать на всю Ивановскую»
«Делу время, и потехе час»
«Тяжело в учении, легко в бою»
Карточка 4.
«Все дороги ведут в Рим»
"Перейти Рубикон»
«Дамоклов меч»
«Положить в долгий ящик»
«Работать спустя рукава»
«Пришел, увидел, победил»






Третий этап. «Исторический зоосад»
521
На данном этапе участникам игры предстоит вспомнить и назвать сюжеты и события, связанные с указанными на карточках животными.
Карточка 1.
«Троянский конь»
Слоны Ганнибала
Капитолийская волчица
Единорог
Карточка 2.
«Гуси Рим спасли»
Конь Буцефал
Лернейская гидра
Кентавр
Карточка 3.
«Авгиевы конюшни»
Буриданов осел
Минотавр
Лев
Карточка 4.
Белка и Стрелка
Птица Феникс
Сцилла
Харибда

Четвертый этап. Изобретения и открытия
Командам предстоит назвать страны, где впервые появились перечисленные в карточках достижения. Выполнение задания оценивается в 30 баллов (каждый правильный ответ 6 баллов).
Карточка 1.
Книгопечатание
Колесо
Пирамиды
Алфавит
Кинематограф
Карточка 2.
Компас
«Висячие сады»
Паровая машина
Конвейер
Письменность
Карточка 3.
Бетон
Паровоз
Радио
Бумага
Шелковые ткани
Карточка 4.
Пароход
Искусственный спутник Земли
Школы
Арки
Театр

Пятый этап. Исторические персонажи
На данном этапе игры командам предстоит определить («узнать») исторических деятелей по их характеристикам (по усмотрению учителя этот конкурс может быть проведен как отдельное самостоятельное мероприятие среди учащихся 911 классов, изучивших историю России с древнейших времен до конца XX в.).

Карточка 1.
«...И легко ходил в походах, и много воевал. В походах же не возил за собою ни возов, ни котлов, не варил мяса. Не имел он и шатра, но спал, подостлав потник, с седлом в головах... И посылал в иные земли со словами: "Иду на вы"».
Русский государственный и военный деятель, князь новгородский, великий князь владимирский. Был канонизирован Русской православной церковью как воин-избавитель. По приказу Петра I его останки были перевезены в Петербург. В дореволюционной России и в советский период его именем были названы ордена, которыми награждали за выдающиеся заслуги перед Отечеством.
«Приятной наружности, добродушный, новый царь был благочестив. Любил охоту, лето почти постоянно проводил в селе Коломенском, где без конца строил и перестраивал свой деревянный дворец».
Курляндский дворянин, отличавшийся высокомерностью, грубостью и жестокостью, игравший при дворе императрицы Анны Иоанновны главную роль. Его имя стало нарицательным, им иногда называют весь период 17301740-х гг.
«Он создал первый университет. Он, можно сказать, сам был первым нашим университетом» (А. С. Пушкин).
Был поэтом и гусаром, служил в одном из первых летучих кавалерийских отрядов, о его подвигах под Москвой слагали легенды. Он писал о себе: «Я был рожден для рокового 1812 года».
Революционер, писатель, философ, после поражения европейской революции 1848-1849 гг. разочаровался в революционных возможностях Запада и разработал теорию «русского социализма», стал одним из основоположников народничества. Его Вольная русская типография и газета «Колокол» обличали самодержавие, выступали против крепостничества.
Этот государственный деятель трижды спасал российскую монархию: заключив мирный договор с Японией, подготовив Манифест 17 октября, укрепив монархию перед своей отставкой миллиардным займом у Франции.
«Это он провел железную дорогу на север, в Архангельск и в Мурманск, для выхода к океану, а на юг к Донецким угольным копям. И это он же, меценатствуя в области оперы, выдвинул Шаляпина, сделал популярным Мусоргского; быть может, без него и великий Врубель не смог бы пробиться вверх к славе» (К. С. Станиславский).
«Между всеми посланниками, которых советское правительство послало по всему свету, она, без сомнения, самая интересная, не только по своей красоте... или своим знаниям языков. Но что дает ей особое положение, так это то, что после революции она была назначена первым в истории женщиной-министром, а затем первым послом». Так писала одна из датских газет о женщине, которая в первом советском правительстве была наркомом государственного призрения, а в начале 1920-х гг. занималась дипломатической работой в Норвегии, Мексике, Швеции, являлась первой в мире женщиной-послом.

Карточка 2.
Этот князь основал свою столицу во Владимире, построил там великолепную церковь Успения Богородицы и поставил в ней икону, которая с тех пор начала носить имя Владимирской; приустье реки Нерли построил церковь Покрова... По словам историка В.О. Ключевского, он «правил в своей земле самовластно, забывши, что он был избран народом...».
Этот русский царь стал также называться «царем Казанским и Астраханским».
Регентство этой умной, образованной и властной женщины осуществлялось на стыке двух эпох завершавшейся эпохи Смуты и новой эпохи преобразований.
Эта императрица, по мнению историка Н.М. Карамзина, «была истинною преемницею величия Петрова и второю образовательницею новой России. Главное дело сей незабвенной монархини состоит в том, что ею мягчилось самодержавие, не утратив силы своей...».
Этот деятель сыграл большую роль в организации Академии художеств и Московского университета, был покровителем М. В. Ломоносова, а день именин его матери Татьяны стал праздником российских студентов.
Участница войны с Наполеоном, «кавалерист-девица» великолепно владела конем и оружием, переодевшись в мундир, служила в качестве офицера.
Об этом царе можно сказать, что он был сыном царя и воспитанником поэта, а современники называли его царем-освободителем.
Говоря в Думе о требованиях левых партий, он произнес ставшие известными слова: «Им нужны великие потрясения, нам нужна великая Россия».
Выходец из торгово-промышленных кругов Москвы, актер и режиссер, он вместе с труппой Художественного театра в начале XX в. создал свою театральную систему. Когда его спрашивали, что же значит эта система, он отвечал: «Сама жизнь».
Советский разведчик, работавший в Японии (кличка «Рамзай»), еще в 1940г. сообщил о возможном нападении Германии на СССР. Был арестован и в 1944 г., казнен в Токио.

Карточка 3.
Этот князь прекрасно владел и оружием, и дипломатией, был большим любителем книг и учености, инициатором создания письменного свода законов.
«Он был только испечен в польской печке, а заквашен в Москве» (В.О. Ключевский).
«Тогда за благо рассудил старинное российское платье отменить, а повелел всем своим подданным носить по обычаю европейских христианских государств, такожде и бороды повелел сбрить».
Об этом предводителе крестьянской войны, объявившем себя Петром III, A.C. Пушкин писал, что он «бежал, но бегство его казалось нашествием». Он стал одним из главных героев в повести «Капитанская дочка».
Этот известный государственный деятель с легкостью карал и жаловал, участвовал в Аустерлицком сражении и был военным министром, членом Государственного совета, отвечал за устройство военных поселений. На его гербе красовался девиз: «Без лести предан».
При Александре I он испытал и взлет, и падение; его высоко оценил Наполеон; Николай I за составление Свода законов Российской империи возложил на него снятый с себя орден Андрея Первозванного.
Этот дворянин, назначенный Александром II министром внутренних дел, руководил разработкой программы реформ в 80-е гг. XIX в. Либералы называли период его правления «диктатурой сердца», а демократы политикой «пушистого лисьего хвостаи волчьей пасти».
Изучая физиологию кровообращения, физиологию пищеварения и физиологию мозга, он создал учение об условных рефлексах и был удостоен в 1904 г. Нобелевской премии.
Не только боевой офицер, но и участник экспедиций на Крайний Север, этот военачальник в 1918 г. при поддержке англичан и французов был провозглашен диктатором и «верховным правителем России».
Летчик, ставший прообразом героя романа Бориса Полевого «Повесть о настоящем человеке». В боях под Орлом он был ранен, потерял обе ноги, но вернулся в строй.

Карточка 4.
С его именем связано суздальское княжение, постоянные вмешательства в дела соседей, а также приглашение князя Святослава Ольговича в 1147 г. в Москву.
«Вчерашний раб, татарин, зять Малюты. Сын палача и сам вдуше палач...». Этими словами А.С. Пушкин устами одного из героев своей драмы отозвался о русском царе, который, по мнению со временных историков, во внешней политике стремился одерживать победы за столом переговоров; осуществлял строительство новых городов, облегчал положение посадского населения, сделал первую до Петра попытку ликвидировать культурную отсталость России от стран Западной Европы.
Этот человек сделал головокружительную карьеру: денщик и фаворит Петра I, он в 1707 г. получил титул светлейшего князя, был произведен в фельдмаршалы; при Екатерине I стал фактическим правителем России, а при Петре II, лишившись имущества, званий и наград, был сослан с семьей в Березов.
За время своей военной деятельности этот полководец, граф Рымникский, князь Италийский, генералиссимус не проиграл ни одного сражения. Он создал оригинальную и прогрессивную систему взглядов на способы ведения войны, воспитания и обучения войск, во многом опередив свое время.
А.С. Пушкин вспоминал, что во время обеда у этого человека говорил ему о прекрасном начале царствования Александра I: «Вы и Аракчеев стоите в дверях противоположных этого царствования, как гении Блага и Зла».
Герой войны 1812 г. и Заграничного похода, блестящий боевой генерал, он с 1826 г. бессменно возглавлял III Отделение Собственной его императорского величества канцелярии, был шефом жандармов, главой политического сыска.
Темой творчества этого художника стала история России. На его картинах запечатлены опалы вельмож и стрелецкие казни, трагизм церковного раскола и противостояние ему.
Имя этого ученого в начале XX в. обрело мировую известность. Департамент земледелия США направил к нему профессора Ф.Н. Мейера с предложением купить у русского селекционера все коллекции живых растений. Ученый, нуждавшийся материально, отказался от предложения. Выведенные им сорта остались достоянием России.
Об этом человеке, лидере большевиков, его противник Ф.И. Дан говорил, что «бороться с ним невозможно. Он все 24 часа в сутки думает о революции».
Четыре Золотые Звезды Героя Советского Союза, два высших полководческих ордена «Победа», шесть орденов Ленина, орден Октябрьской Революции, три ордена Красного Знамени, два ордена Суворова I степени, почетное оружие такими наградами отмечены заслуги этого маршала.

Шестой этап. Фрагменты рукописей
На данном этапе командам предстоит установить, какое событие освещено в источнике, и к каждому фрагменту подобрать соответствующую подпись, сопроводив выбор устным комментарием. В результате каждая команда собирает разрозненные рукописи. Жюри оценивает правильность выполнения задания, выставляя за каждый правильный выбор 5 баллов.

Ответы:
Карточка 1.
Святослав
Александр Невский
Алексей Михайлович
Э. Бирон
М.В. Ломоносов
Д. В. Давыдов
А.И. Герцен
С.Ю. Витте
С.И. Мамонтов
10. А.М. Коллонтай
Карточка 2.
Андрей Боголюбский
Иван IV Грозный
Софья Алексеевна
Екатерина II
И.И. Шувалов
Н.А. Дурова
Александр II
П.А. Столыпин
К.С. Алексеев (Станиславский)
10. Р. Зорге
Карточка 3.
Ярослав Мудрый
Лжедмитрий I
Петр I
Е.И. Пугачев
А.А. Аракчеев
М.М. Сперанский
М.Т. Лорис-Меликов
И.П. Павлов
А.В. Колчак
10. А.П. Маресьев
Карточка 4.
Юрий Долгорукий
Б.Ф. Годунов
А.Д. Меншиков
А.В. Суворов
М.М. Сперанский
А.Х. Бенкендорф
В.И. Суриков
И.В. Мичурин
В.И. Ульянов (Ленин)
10. Г.К. Жуков


15