Конспект урока «Развитие творческих способностей учащихся начальной школы на уроках музыки в игровой деятельности»

Методическая разработка – это пособие, раскрывающее формы, средства, методы обучения, элементы современных педагогических технологий или сами технологии обучения и воспитания применительно к конкретной теме урока, теме учебной программы, преподаванию курса в целом. Методическая разработка может быть как индивидуальной, так и коллективной работой. Она направлена на профессионально-педагогическое совершенствование преподавателя или мастера производственного обучения или качества подготовки по учебным специальностям.

Методическая разработка может представлять собой:


разработку конкретного занятия;
разработку серии занятий;
разработку темы программы;
разработку частной (авторской) методики преподавания дисциплины;
разработку общей методики преподавания дисциплин;
разработку новых форм, методов или средств обучения и воспитания;
методические разработки, связанные с изменением материально-технических условий преподавания дисциплины;
методические разработки, связанные с новыми учебными специальностями, интегрированными специальностями, разработкой УПД;
разработки, связанные с тематикой самообразования педагогов;
и т.д.
К методической разработке предъявляются довольно серьезные требования. Поэтому, прежде чем приступить к ее написанию необходимо:
тщательно подойти к выбору темы разработки. Тема должна быть актуальной, известной педагогу, по данной теме у педагога должен быть накоплен определенный опыт;
определить цель методической разработки;
внимательно изучить литературу, методические пособия, положительный педагогический опыт по выбранной теме;
составить план и определить структуру методической разработки;
определить направления предстоящей работы.

Приступая к работе по составлению методической разработки, необходимо четко определить ее цель. Например, цель может быть следующей: определение форм и методов изучения содержания темы; раскрытие опыта проведения занятий по изучению той или иной темы учебной программы; описание видов деятельности педагога и учащихся; описание методики использования современных технических и информационных средств обучения; осуществление связи теории с практикой на занятиях; использования современных педагогических технологий или их элементов на занятиях и т.д.
Требования, предъявляемые к методической разработке:
Содержание методической разработки должно четко соответствовать теме и цели.
Содержание методической разработки должно быть таким, чтобы педагоги могли получить сведения о наиболее рациональной организации учебного процесса, эффективности методов и методических приемов, формах изложения учебного материала, применения современных технических и информационных средств обучения.
Авторские (частные) методики не должны повторять содержание учебников и учебных программ, описывать изучаемые явления и технические объекты, освещать вопросы, изложенные в общепедагогической литературе.
Материал должен быть систематизирован, изложен максимально просто и четко.
Язык методической разработки должен быть четким, лаконичным, грамотным, убедительным. Применяемая терминология должна соответствовать педагогическому (производственному) тезаурусу.
Рекомендуемые методы, методические приемы, формы и средства обучения должны обосноваться ссылками на свой педагогический опыт.
Методическая разработка должна учитывать конкретные материально-технические условия осуществления учебно-воспитательного процесса.
Ориентировать организацию учебного процесса в направлении широкого применения активных форм и методов обучения.
Методическая разработка должна раскрывать вопрос «Как учить?».
Должна содержать конкретные материалы, которые может использовать педагог в своей работе (карточки задания, образцы УПД, планы занятий, инструкции для проведения лабораторных работ, карточки-схемы, тесты, поуровневые задания и т.д.).
Структура методической разработки:

Общая структура:
Аннотация.
Содержание.
Введение.
Основная часть.
Заключение.
Список использованных источников.
Приложения.

В аннотации (3-4 предложения) кратко указывается, какой проблеме посвящается методическая разработка, какие вопросы раскрывает, кому может быть полезна.
Во введении (1-2 страницы) раскрывается актуальность данной работы, т.е. автор отвечает на вопрос, почему он выбрал эту тему и каково ее место в содержании образования.
Методическая разработка темы программы:

Основная часть может состоять из следующих разделов:
характеристика темы;
планирование изучения темы;
рекомендации по организации и методике изучения темы.

В характеристике темы указываются:
образовательные цели и задачи темы;
планирование темы и количество часов, отводимое на ее изучение;
знания и умения, которые учащиеся должны получить или совершенствовать;
место и роль темы в курсе;
связь с предшествующим или последующим материалом, а также внутрипредметные и межпредметные связи; связь с производственным обучением и т.д.;
дается дидактический анализ содержания материала;
выделяются уровни изучения и усвоения учебного материала;
возможен сравнительный анализ качества обучения по предлагаемой методике (технологии) с той методикой (технологией), которая применялась педагогом до использования предлагаемой в методической разработке;

При планировании учебной темы необходимо:
продумать методику преподавания темы;
подобрать примеры, иллюстрации, наметить лабораторно-практические занятия, контрольные работы, самостоятельные работы, экскурсии и т.д.;
выделить основные вопросы, которые учащиеся должны прочно усвоить;
проанализировать воспитательные возможности учебного материала и применяемой методики (технологии).

В заключении (1-2 страницы) подводятся итоги по тем проблемным вопросам, которые ставились педагогом, приступая к составлению методической разработки.
Структура методической разработки занятия теоретического обучения
В основной части можно выделить следующие разделы:
Методическое обоснование темы.
Методические рекомендации по проведению занятия.
План занятия (с технологической картой).
Дидактический материал к занятию (можно не выделять в виде приложений).
Список литературы (источников) для учащихся.
Список литературы (источников) для педагога.

Рекомендуемый план урока:
Тема программы.
Тема занятия.
Тип занятия.
Вид занятия.
Цель методическая.
Цели образования (обучения, воспитания, развития).
Материально-техническое обеспечение занятия.
Межпредметные и внутрипредметные связи.

Рекомендуемая технологическая карта занятия:

Дидактическая структура занятия
Методическая подструктура занятия

Задачи этапа занятия
Деятельность
преподавателя (используемые методы и приемы обучения и воспитания)
Деятельность учащихся (формы и способы организации деятельности)
Учебный материал
Планируемый результат









Типы уроков (занятий):
Тип урока (занятия) определяется целью организации урока, т.е. целью его проведения.
Типы уроков (занятий) теоретического обучения (по Махмутову М.И.):
Урок изучения нового учебного материала.
Урок совершенствования знаний, умений и навыков.
Урок обобщения и систематизации знаний.
Урок контроля знаний, умений и навыков.
Комбинированный.

Типы уроков (занятий) практического обучения (по Махмутову М.И.):
Урок по первоначальному формированию умений и навыков.
Урок совершенствования умений и навыков.
Урок по выполнению комплексных заданий (работ).

Виды урока (занятия):
Вид урока определяется формой совместной деятельности преподавателя и учащихся, которая доминирует на уроке:
Лекция.
Беседа.
Самостоятельная работа.
Практическая работа.
Лабораторная работа.
Конференция.
Семинар.
Контрольная работа.
Зачет.
Деловая игра.
Экскурсия.
Смешанный (несколько видов деятельности примерно одинаковых по времени).
Нетрадиционные уроки:
уроки «погружения»;
уроки деловые или ролевые игры;
уроки пресс-конференции и конференции;
уроки-семинары;
уроки-экскурсии;
уроки соревнования и конкурсы;
театрализованные уроки;
уроки консультации и зачеты;
компьютерные уроки;
уроки с групповыми формами работы;
уроки взаимообучения учащихся;
уроки творчества и фантазии;
уроки-аукционы;
уроки, которые ведут учащиеся;
уроки сомнений и поиска истины;
уроки творческие отчеты;
уроки-формулы;
бинарные уроки;
уроки обобщения;
уроки-игры: «Суд»;
«Следствие, ведут знатоки»;
«Поле чудес»; «КВН»;
уроки-парадоксы;
уроки-концерты;
уроки диалоги и полилоги;
интегральные уроки;
межпредметные уроки;
уроки круговой тренировки и др.

Дидактические задачи:
Дидактическая структура занятия включает в себя следующие дидактические задачи:
Мотивация и стимулирование деятельности учащихся, целевая установка, активизация необходимых знаний.
Формирование новых понятий и способов действий.
Применение понятий и способов действий.

Наиболее эффективно, когда на занятии решаются все три дидактические задачи, но может быть и иначе (это зависит от целей и типа занятия).
Дидактические методы (по Лернеру И.Я.):
Информационно-рецептивный, репродуктивный, проблемный: проблемное изложение; эвристический; исследовательский.
Форма деятельности зависит от применяемого метода и методических приемов. Например: беседа, самостоятельная работа, работа с книгой, просмотр учебного видеофильма и др.
Способы организации деятельностиопределяются исходя из характера совместной деятельности преподавателя и учащихся (по Молчан Л.Л.):
Фронтальный.
Индивидуальный.
Парный.
Коллективный.

Цели образованияподразделяются на цели обучения (формирование знаний, умений и навыков), воспитания (формирование взглядов, убеждений, качеств личности) и развития (развитие интересов, мышления, речи, памяти, воли и т.д.).
Методическая цельдля каждого занятия подразумевает создание условий для формирования знаний, умений и навыков; развития способностей; воспитания качеств личности и т.д. Если урок открытый, то методическая цель зависит от цели приглашения коллег на данный урок.
Общие требования к оформлению методической разработки
Общий объем методической разработки (исключая приложения) должен составлять не менее 24 листов компьютерного текста (шрифт --14 или 15). Если методическая разработка представляет собой разработку одного урока, то не менее 10 листов.
Объем основного содержания - не менее половины всей рукописи.
Объем приложений не лимитируется, но они должны соответствовать тексту (ссылки на них в тексте обязательны).
Ссылки на использованную литературу в тексте следует давать в квадратных скобках.
Список использованных источников должен содержать 10-15 названий. Если разработка носит только практический характер, не требующий теоретических ссылок, то список использованных источников можно опустить.
Количество и объем разделов не лимитируется.



ПРИЛОЖЕНИЕ
Примеры образовательных целей
- «Выявление и закрепление знаний по теме № , устранение пробелов в знаниях учащихся».
- «Введение новых понятий (идет их перечень)»
- «Обучение чтению и расшифровке условных обозначений на»
- «Изучение схем включения »
- «Расширение знаний о »
- «Выявление знаний учащихся по теме № , умения их работать с »
- «Изучение способов определения »
- «Изучение новых схем определений »
- «Расширение известных знаний о работе »
- «Изучение особенностей явления, процесса, устройства»
- «Изучение принципа действия и устройства»
- «Изучение работы »
- «Знакомство с порядком выполнения действий »
- «Изучение способов изменения »
- «Изучение последовательности действий »
- «Изучение общих схем »
- «Проверка и закрепление знаний учащихся по теме »
- «Изучение режима работы »
- «Изучение назначения различных »
- «Изучение явлений »
-«Обеспечить в ходе урока усвоение (закрепление, повторение) следующих понятий, законов, теорий, научных факторов »
Примеры воспитательных целей
- «Воспитание интереса к своей будущей профессии »
- «Воспитание сознательной дисциплины и норм поведения учащихся »
- «Воспитание творческого отношения к учебной деятельности »
- «Воспитание бережливости и экономии при »
- «Формирование умений и навыков самоконтроля при »
- «Воспитание положительного интереса к изучаемому предмету »
- «Воспитание сознательной дисциплины при работе с »
- «Воспитание аккуратности и внимательности при выполнении работ с применением »
- «Воспитание бережливого отношения к окружающей среде »
- «Воспитание высокой творческой активности при выполнении работ с применением »
- «Воспитание стремления соблюдать правила безопасного ведения работ »
- «Воспитание творческого отношения к избранной профессии »
- «Способствовать овладению необходимыми навыками самостоятельной учеб. деятельности »
- «Формирование необходимых коммуникативных качеств, связанных с особенностями конкретной профессии »
Примеры развивающих целей
- «Развитие умений учащихся обобщать полученные знания, проводить анализ и сравнения, делать необходимые выводы »
- «Развитие умений устанавливать причинно-следственные связи между»
- «Развитие умений и навыков работы с источниками учебной и научно-технической информации, выделять главное и характерное »
- «Развитие внимательности, наблюдательности и умений выделять главное при оценке различных процессов, явлений и факторов »
- «Развитие умений грамотно, четко и точно выражать мысли »
- «Способствовать развитию технологического (абстрактного, логического) мышления»
- «Способствовать развитию волевых качеств учащихся при »
- «Способствовать развитию умений творческого подхода к решению практических (учебных, производственных, управленческих и т.п.) задач»
- «Овладения учащихся алгоритмом решения проблемных задач »
- «Сформировать (продолжить формировать, закреплять) следующие специальные умения и навыки по предмету »
- «Сформировать (продолжить формирование, закрепить) следующие общеучебные умения и навыки (например: навыки планирования ответа и сочинения работы с книгой )»
- «Восполнять следующие типичные пробелы в знаниях, специальных и общеучебных умениях и навыках»



Классификация технологий обучения
В реальной учебной практике наиболее удобно использовать классификацию технологий обучения Г. Ю. Ксензовой. Она выделяет три группыпедагогических технологий:
- технологии объяснительно-иллюстративного обучения;
- личностно ориентированные технологии обучения:
технологии «полного усвоения знаний,
разноуровневого обучения,
коллективного взаимообучения,
модульного обучения,
педагогические мастерские» и др.

- технологии развивающего обучения
Классификация методов обучения
Классификация методов обучения – это упорядоченная по определенному признаку их система. В практической деятельности учителя сочетают все классификации методов обучения – они постоянно замещают, дополняют и развивают друг друга. Вот наиболее разработанные из них:
- классификации методов обучения по источнику знаний (Н.М. Верзилин, Е.И. Перовский, Е.Я. Голант, Д.О. Лордкипанидзе и др.):
а) словесные; б) наглядные; в) практические
- по характеру деятельности обучаемых (И. Я. Лернер и М. Н. Скаткин):
а) объяснительно-иллюстративный, или информационно-рецептивный метод; б) репродуктивный метод; в) проблемное изложение изучаемого материала; г) частично-поисковый, или эвристический метод; д) исследовательский метод
- по дидактическим целям (Ю.К. Бабанский):
а) методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности; б) методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности; в) методы контроля и самоконтроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности
- по дидактическим задачам (М. А. Данилов и Б. П. Есипов):
а) методы приобретения новых знаний; б) методы формирования умений и навыков по применению знаний на практике; в) методы по применению знаний на практике; г) методы закрепления; д) методы проверки и оценки знаний, умений и навыков.



15