Педагогический проект Формирование интеллектуальных и творческих способностей учащихся в процессе обучения географии


(Юрий Александрович, посмотрите, я завтра пришлю отформатированный экземпляр)
Актуальность
Современный этап развития отечественного образования характеризуется многообразием инновационной деятельности школ. Сама жизнь требует использования новых информационных и педагогических технологий, позволяющих формировать инновационное поведение человека, которое способствует его креативной деятельности, позволяет ему эффективно адаптироваться к быстро изменяющимся условиям окружающей среды.
Поэтому, одним из главных лозунгов новых стандартов второго поколения является формирование компетентности ребенка по освоению новых знаний, умений, навыков, способностей и пр. Стандарт нового поколения - стандарт, который помогает научить учиться, и тем самым овладеть универсальными учебными действиями, которые формируют фундаментальное ядро образования. Именно в действии порождается знание.
Отличительной особенностью новых стандартов является их личностная ориентация – отказ от предметно-центрического построения обучения и переход к личностной центрации образования.
Можно выделить несколько путей "вхождения" в личностно-ориентированное образование (дифференцированное обучение, вариативная организация учебного процесса и др.), одним из которых является построение процесса обучения на интегрированной основе. Идея интегрированного подхода в обучении родилась в ходе поиска путей отражения целостности природы в содержании образования. Еще великий дидакт Я. А. Коменский писал: «Все, что находится во взаимной связи, должно преподаваться в такой же связи».
Сущность интегрированного подхода в обучении состоит не только в передаче социального опыта учителями и усвоении его школьниками, а, главным образом, во всестороннем гармоничном развитии, которое соответствует внутренним потребностям обучающихся и направлено на свободное и творческое самоопределение личности.
Интеграция в обучении предполагает, прежде всего, существенное развитие и углубление межпредметных связей, переход от обособленного преподавания разных предметов к глубокому их взаимодействию.
Интеграция учебных дисциплин осуществляется с помощью интегрированных уроков.
В таком уроке всегда выделяются: ведущая дисциплина, выступающая интегратором, и дисциплины вспомогательные, способствующие углублению, расширению, уточнению материала ведущей дисциплины.
К проведению интегрированного урока учителя прибегают нечасто и главным образом в следующих случаях:
при обнаружении дублирования одного и того же материала в учебных программах и учебниках;
при лимите времени на изучение темы и желании воспользоваться готовым содержанием из параллельной дисциплины;
при изучении межнаучных и обобщенных категорий (движение, время, величина и др.), законов, принципов, охватывающих разные аспекты человеческой жизни и деятельности;
при выявлении противоречий в описании и трактовке одних и тех же явлений, событий, фактов в разных науках;
при демонстрации более широкого поля проявления изучаемого явления, выходящего за рамки изучаемого предмета;
при создании проблемной, развивающей методики обучения предмету.
Чтобы интегрировать, т.е. правильно соединить объединяемые компоненты учебного процесса, надо совершить определенные действия, которые изначально носят творческий характер. В ходе этой подготовительной деятельности учитель определяет:
свои мотивы проведения интегрированного урока и его цель;
состав интегрирования, т.е. совокупность объединяемых компонентов;
ведущий системообразующий и вспомогательные компоненты;
форму интегрирования;
характер связей между соединяемым материалом;
структуру (последовательность) расположения материала;
методы и приемы его предъявления;
методы и приемы переработки обучающимися нового материала;
способы увеличения наглядности;
распределение ролей с учителем интегрируемого предмета;
форму записи подготовленного урока;
формы и виды контроля обученности школьников на данном уроке;
критерии оценивания эффективности урока.

В данной работе я хотела бы предложить в качестве примера цикл интегрированных уроков музыки и физической культуры. На мой взгляд, эти предметы решают ещё один основополагающий принцип обучения детей в условиях ФГОС такой как, здоровьесберегающий. Интегрированные уроки музыки и физической культуры – это способ организации в ходе учебно-воспитательного процесса, реализации образовательных программ на основе всестороннего учёта индивидуального здоровья обучающихся, особенностей их возрастного, психофизического, духовно-нравственного состояния и развития, сохранение и укрепление здоровья.
Задачи таких уроков следующие:
снимать нервно-психические перегрузки;
восстанавливать положительный эмоционально-энергетический тонус учащихся;
помочь каждому ученику развить свои творческие способности;
помочь сохранению и укреплению здоровья ребёнка, т. е. осуществить личностно-ориентированный подход при обучении и воспитании.

Гипотеза
Если духовно развивать человека средствами классического музыкального искусства, то это благотворно повлияет на состояние его здоровья. Физического здоровья без духовного не бывает.
Здоровьесберегающие аспекты урока музыки
 На уроках музыки необходимо использовать не только музыкально-педагогические методы обучения, но и музыкально-терапевтические. Именно такое воздействие музыки позволит регулировать психоэмоциональное состояние слушателей, повысит их социальную активность, облегчить усвоение новых положительных установок и форм поведения. Восприятие музыки, ее исполнения и создание являются основными формами не только музыкального восприятия, но и музыкальной психотерапии. По существу, каждый учитель музыки, осознает он это или нет, является стихийным психотерапевтом, изменяющим при помощи музыкального искусства настроение и мироощущение своих учеников. Однако большинство учителей музыки озабочены главным образом тем, чтобы их воспитанники овладели определенными знаниями, умениями и навыками в области музыки, а не характером их эмоционального состояния. Представляется правомерным внесение в деятельность учителя музыки необходимого синтеза двух подходов.
 
Терапевтические возможности музыкального искусства
     История оставила немало фактов, свидетельствующих об успешном использовании с древнейших времен терапевтических возможностей музыкального искусства. О целебных свойствах музыки человечество узнало еще из Библии. Первым, кто научно объяснил лечебный эффект музыки, был Пифагор. Выдающийся психоневролог академик Бехтерев считал, что музыка положительно влияет на дыхание, устраняет растущую усталость и придает физическую бодрость. С 1969 года в Швеции существует музыкально-терапевтическое общество. Благодаря сотрудникам этой организации стало известно всему миру, что звуки колокола, содержащие резонансное ультразвуковое излучение, за считанные секунды убивают тифозные палочки, возбудителей желтухи и вирусы гриппа. Духовная. Религиозная музыка восстанавливает душевное равновесие, дарит чувство покоя. Пение веселых песен помогает при сердечных недугах, способствует долголетию. Но самый большой эффект на человека оказывают мелодии Моцарта. Медики установили, что струнные инструменты наиболее эффективны при болезнях сердца. Кларнет улучшает работу кровеносных сосудов, флейта оказывает положительное воздействие на легкие и бронхи, а труба эффективна при радикулитах и невритах. Начиная с ХIX века, наука накопила немало жизненно важных сведений о воздействии музыки на человека, полученных в результате экспериментальных исследований. Научно доказано, что музыка может укреплять иммунную систему, что приводит к снижению заболеваемости, улучшает обмен веществ и, как следствие, активнее идут восстановительные процессы. В современной медицине все большее распространение получает наряду с фитотерапией и арттерапией термин «музыкотерапия». Речь идет о восстановлении здоровья человека при помощи занятий музыкой. Музыкальная терапия используется для лечения сахарного диабета, так как было установлено, что между уровнем сахара в крови и психическим состоянием существует прямая связь. Музыкальные вибрации  оказывают благотворное влияние на весь организм, особенно на костную структуру. На щитовидную железу, массируют внутренние органы, достигая глубоко лежащих тканей, стимулируя в них кровообращение. Музыка повышает способность организма к высвобождению эндорфинов – мозговых биохимических веществ, помогающих справляться с болью и стрессом.
     В России музыкотерапию Минздрав признал официальным методом лечения в 2003 году. Музыкотерапия в мире становится признанной наукой. Более того, в целом ряде западных вузов сегодня готовят профессиональных докторов, врачующих музыкой.
     В современной образовательной ситуации актуальным является вопрос определения возможностей урока музыки как средства реализации здоровьесберегающих технологий.
 
Вокалотерапия     Большое внимание на уроках музыки уделяется воспитанию и развитию детских голосов. Голос, которым поют наши учащиеся, должен литься свободно, без напряжения и крика, быть естественным и выразительным. Голос – это своеобразный индикатор здоровья человека. Обладатели сильного  голоса, как правило, имеют крепкое здоровье. Значит. Если голос «ослаб, потускнел и неприятен окружающим», необходимо укреплять, тренировать голосовые мышцы.
     Одно из упражнений физвокализа: потянитесь. Поиграйте всеми мышцами, распрямите плечи, высоко поднимите голову («столб достоинства»), почувствуйте себя победителем и обязательно напевайте. Если младший школьник будет постоянно выполнять такое упражнение, его сознание зафиксирует горделивую позу в мозгу, и мозг даст команду всем системам организма работать на его благополучие.
     Пение как средство лечения  назначается детям с заболеваниями дыхательных путей. Вдох носом при открытом рте можно определить термином «активная пауза».Главное качество певческого вдоха – бесшумность – ппри неподвижности плеч и грудной клетки автоматически влечет за собой всю основную установку дыхательной мускулатуры. Работая над удлинением выдоха с целью качественного исполнения медленных песен, мы не только создаем условия для увеличения объема легких и их качественной вентиляции, но и усиливаем релаксационный момент, напрямую связанный с выдохом как антонимом вдоха. После занятий вокалотерапией дыхание становится более экономным, а от этого напрямую зависит работоспособность человека. Правильный подбор дыхательных и голосовых упражнений обеспечивает и более качественное функционирование сердечно-сосудистой системы, поскольку большая нагрузка приходится на диафрагму, межреберные мышцы, мышцы брюшного пресса, за счет которых происходит массаж внутренних органов.
 
Логоритмика     Логоритмическая гимнастика является одной из форм активного отдыха, наиболее благоприятного для снятия напряжения после долгого сидения. Двигательные паузы просто жизненно необходимы для детей младшего школьного возраста. Ребенок еще не привык так долго учиться, а однообразная продолжительная умственная работа связана с возбуждением отдельных участков мозга, которое затем сменяется внутренним торможением, вследствие чего внимание детей ослабевает. Кратковременные физические упражнения детей под музыку, вызывая возбуждение других отделов мозга, усиливают кровообращение и  создают благоприятные условия отдыха для ранее возбужденных отделов. После такого короткого активного отдыха внимание детей повышается, а восприятие учебного материала улучшается. Логоритмические упражнения объединены в комплексы общеразвивающих упражнений,  которые выполняются в положении стоя и сидя. В них задействованы все группы мышц – как шейного отдела, плечевого пояса, так и мышцы спины и ног; некоторые упражнения направлены на укрепление мышц брюшного пресса. «Двигательные» песенки направлены на то, чтобы младший школьник не только радовался движениям, но и получал пользу для позвоночника и всех мышц своего еще неокрепшего тела.
 
Музыкотерапия
     Музыка существует в нашей жизни как живое знание и представление человека о самом себе, как средство самопознания и самовыражения. Восприятие и понимание музыки заключается в ощущении ее связками, мышцами, движением, дыханием. Основной акцент ставится на приобщении детей к произведениям высокого музыкального искусства: произведения «золотого фонда» музыкальной культуры неоднократно повторяются на разных этапах обучения школьников.
     Наблюдения за детьми и анализ результатов показывают, что музыка, зачастую сопровождаемая просмотром репродукций произведений изобразительного искусства, прослушивание аудиозаписей «звучащей» природы, положительно влияет на их психоэмоционольное состояние.
 
Фольклорная арттерапия     В народных детских песнях особенно заметна непосредственная связь с речевым интонированием. Диапазоны их охватывают примарные тоны детского голоса и складываются из достигнутых каждому ребенку секундовых, терцовых и квартовых интонаций. Благодаря естественности и органичности народных попевок достаточно быстро налаживается координация голоса и слуха, что незамедлительно сказывается на точности интонирования. Традиционные детские песни развивают у детей не только музыкальный слух и память, но и легкие. Дыхание. голосовой аппарат. Все – кости рук, ног, мышцы, кровь – все до самой последней клетки вступает во взаимодействие, когда человек говорит, кричит, поет. Приемы свободного движения под музыку песни развивают музыкально-творческие способности детей. Характерная для русских танцев релаксация рук, особенно кистей, позволяет производить сбросы накопившихся зажимов.
     В ходе проведения нетрадиционных форм урока (урок-обряд, урок-концерт. Урок-праздник, урок-путешествие) значительную роль играет терапия русским костюмом и его цветными сочетаниями, характером узора. В ходе занятий у младших школьников неизбежно повышается художественная компетенция, но помимо этого совершенно неоспоримым фактом психотерапевтической направленности становится надевание самого костюма и пребывание в нем. Работа над собственным имиджем сводится, как и любая другая психотерапевтическая работа, к смене стереотипов, к попытке увидеть привычное иным взглядом.
 
Музыкально-рациональная психотерапия
     Музыкально-рациональная психотерапия в условиях общеобразовательной школы представляет собой совокупность приемов и методов, направленных на расширение и обогащение спектра доступных младшему школьнику переживаний и формирование мировоззрения, которое помогает ему быть здоровым и счастливым. В предлагаемом подходе объединяются эстетотерапия – лечение красотой и аретотерапия – лечение идеалами. Автор данной методики В. И. Петрушин – не является профессиональным врачом, но, будучи профессиональным музыкантом, работал по своей методике в общеобразовательных школах и больницах, с детьми и взрослыми. В результате теоретических и практических поисков родилась концепция музыкально-рациональной психотерапии, аналога которой не существует ни в нашей стране , ни за рубежом. В своей практической работе В. И. Петрушин широко использует приемы музыкально-образной медитативной психотерапии, специальные дыхательные упражнения, ритмические движения и танцы, групповой массаж, просмотр слайдов с красивыми картинами природы и шедевров мировой живописи, внимательное прослушивание аффективно насыщенных музыкальных произведений. Несомненный интерес для формирования в младшем школьнике оптимистического и жизнеутверждающего мировоззрения представляют специально созданные формулы музыкального самовнушения, а также песни, которые могут оказывать на мироощущение ребенка положительное воздействие:
- формулы психологической устойчивости («Несмотря на мои неприятности», «Только смеяться»),
- формулы расслабления и успокоения («Пальцы рук моих спокойны и расслаблены»),
- формулы защиты то беспокойства и плохих мыслей (Если хочешь ты быть спокойным»).
 
Терапия творчеством
     Выполнение творческих заданий на уроке музыки является одним из наиболее эффективных приемов оптимизации психического состояния школьников. Творческие задания направлены на расширение репертуара доступных ребенку эмоциональных переживаний. Для этого необходимо сочинить собственную мелодию, которая соответствовала бы заданному образу.
1.     Мелодизация собственных имен.
2.     Мелодизация эмоционально окрашенных состояний («Какая удача, какая радость!», «Мне так спокойно и хорошо»).
3.     Мелодизация образов животных («Танец медведя», «Хоровод белок»).
4.     Мелодизация природных явлений («Летний дождь», «Осенний дождь»).
В процессе музыкального творчества происходит более полное познание учеником самого себя, своих способностей, формируются навыки невербального, чувственного контакта с окружающим миром.
 
Сказкотерапия     Сказка открывает ребенку перспективы собственного роста, дарит надежду и мечты – предощущение будущего, становится неким духовным оберегом детства. Велико значение сказки для поддержания душевного мира детей.
 
УлыбкотерапияМедики считают, что здоровье школьников станет крепче и от улыбок учителей. Как полагают врачи, в улыбающемся учителе дети видят друга, и учиться им нравится больше. Очень важна на уроке и улыбка самого ребенка. Вскоре улыбка внешняя становится улыбкой внутренней, и школьник уже с ней смотрит на мир и на людей.
РитмотерапияО значении движений в развитии ребёнка сказано много. Его роль в развитии даже здоровых детей трудно переоценить. Ребёнка невозможно представить вне движения по причине его естественного психофизиологического состояния. Но недостаток движения преследует наших детей с самого раннего возраста. Как только ребёнок начинает ходить, бегать, прыгать, взрослые постепенно начинают ограничивать его призывами: не упади, не бегай, не толкни, не разбей. Параллельно добавляются ограничения в проявлении эмоций   ребёнка через голос: «не кричи», «тише», «не мешай другим» и так далее. Запрещая детям бегать, прыгать, кричать, когда им хочется, мы не только тормозим развитие моторики, но и лишаем их возможности выплеснуть излишки энергии, снять мышечную усталость и эмоционально-психическое напряжение. Из-за настойчивого стремления поскорей воспитать «навыки хорошего поведения» у детей образуется постоянный речедвигательный дефицит. Он и является одной из основных причин ослабления психического и физического здоровья детей: понижается их эмоциональный тонус, ослабляется нервно-мышечный аппарат, ухудшаются показатели сердечно-сосудистой и дыхательной систем. Отметим, что двигательная активность в школе, конечно же, поощряется. Для неё создаются все условия: утренняя зарядка, физкультурные занятия, прогулки на свежем воздухе. Но всё это- режимные мероприятия в строго отведённое время. А физиологическая потребность в движении у детей возникает постоянно, через очень короткие промежутки времени и, как правило, на уроках. Если эту потребность вовремя не удовлетворить, то тогда усталость и утомление заблокируют основные психические процессы: внимание, память, мышление и прочие. Известно, что энергопотенциал – это способность ребёнка действовать физически и умственно. Он или накапливается, или тратится. И взрослым эту цикличность переключения детей с однообразной деятельности на активный отдых не следует нарушать. А с ведением в жизнь ребёнка обучающих занятий эту периодичность следует искусственно поддерживать и создавать. Даже кратковременное использование на уроках разнообразных коррекционно-подвижных, речедвигательных игр и упражнений поможет снять чувство усталости и утомления, израсходовать накопившуюся энергию. Только при этом условии она восстановится, и будет работать на дальнейшее развитие ребёнка. Но, к сожалению, бывает и так, что даже видя усталость и утомление детей, педагог решает непременно выполнить свой план работы.
Как правило, у современных детей наблюдается некоторое отставание в развитии двигательной сферы:
плохая координация движений и неловкость;
нарушение моторики и пространственного восприятия;
неуверенность в выполнении дозированных движений;
снижение скорости и ловкости движения;
неумение выполнять движения в соответствии с музыкой;
бедность мимики и пантомимики.
Как достичь хороших результатов в этой работе? Что нам поможет сделать решение этих задач для детей интересным, лёгким и понятным?
Танец, мимика и жест, как и музыка, являются одним из древнейших способов выражения чувств и переживаний. Музыкально-ритмические упражнения выполняют релаксационную функцию, помогают добиться эмоциональной разрядки, снять умственную перегрузку и утомление. Ритм, который диктует музыка головному мозгу, снимает нервное напряжение, улучшая тем самым речь ребенка, Движение и танец, помимо того, что снимают нервно-психическое напряжение, помогают младшему школьнику быстро и легко устанавливать дружеские связи с другими детьми, а это также дает определенный психотерапевтический эффект.
Именно на этом виде здоровьесберегающих технологий я бы хотела остановиться по подробнее. Для эффективного решения этой задачи, мной разработан цикл интегрированных уроков музыки и физической культуры для учеников начальной школы.
Конспект интегрированного урока по музыке и физической культуре
1 КЛАСС
ТЕМА: Танцевальные движения (физкультура)
Танец (музыка)
Физическая культура и музыка (Интегрированный урок)
1 КЛАСС
Тема: Танцевальные движения (физкультура)
Танец (музыка)
Цель: Изучение танцевальных движений под музыкальное сопровождение
Задачи: Научить выполнять танцевальные движения под музыку.
Развивать чувство ритма, координацию движений и ловкость в выполнении упражнений.
Воспитывать чувство коллективизма при выполнении пластических этюдов,умение чутко
вслушиваться в музыкальную ткань произведения
Планируемый результат:
предметные: умеет выполнять элементарные танцевальные движения в соответствии с музыкальнымсопровождением (пластический этюд)
метапредметные:общение и взаимодействие со сверстниками на принципах взаимоуважения и
взаимопомощи,дружбы и толерантности(групповая игра);
видение красоты движений, оценка красоты телосложения и осанки (игра);
выработка реакции на ритмическую пульсацию (комплекс упражнений).
Тип урока: урок « открытия» нового знания
Методы и приемы: словесные, наглядные, практические.
Сопроводительное пояснение, работа в группах, показ
Оборудование: музыкальный центр, гимнастическая стенка, фишки, кегли 3 цветов
Ход урока
I.Подготовительная часть
1.Мотивирование к учебной деятельности
1)Вход в спортивный зал под музыкальное сопровождение (марш)
2) Построение, перекличка, приветствие.
3)Выступление группы детей из танцевального кружка.
4) Беседа:
Под какую музыку был исполнен номер? Как вы определили, что звучал танец?
Что же такое танец?
ТАНЕЦ – это самый древний и богатый вид искусства: очень интересный, многогранный, яркий, несущий в себе
огромный эмоциональный заряд. Почти все важные события в жизни человека отмечались танцами: рождение, смерть,
война, избрание нового вождя, исцеление больного. Танец-ритмичные, выразительные телодвижения, исполняемые смузыкальным сопровождением.
Для чего нам нужны танцы?
Какие вы знаете танцы?
Может кто-то знает как он называется танец, который мы сегодня видели? Почему он так называется?
Полька (с чеш. — половина, половинка).Польку танцевали маленькими, короткими, «половинчатыми» шажками.
Какой характер музыки танца полька?
Да это весёлый, подвижный танец.
Этот танец возник как народный в Чехии, а со временем стал известным во всём мире
А вы любите танцевать?
Как вы думает, можно ли этому научиться? А вы хотите научиться?... А что для этого нужно? Мы будем учиться
выполнять упражнения под музыку.
УУД: личностные ( самоопределение),регулятивные ( волевая саморегуляция)
2.Актуализация знаний и фиксация затруднения в пробном учебном действии.
1) Общеразвивающие упражнения с музыкальным сопровождением
а) Ходьба
б) Бег
2) Перестроение в 3 колонны (3шеренги).
3)Комплекс упражнений под музыкальное сопровождение (Развитие чувства ритма, координация движений)
УУД: регулятивные ( контроль и коррекция, волевая саморегуляция)
II.Основная часть
1.Выявление места и причины затруднения
1) Игра «Танцующая пчелка» (реагирование на звучащую музыку сменой места положения )Задание: повторить движения танцевальной группы
а) перестроение в круг
б) перестроение в шеренгу
Получилось ли у вас?Почему?
УУД:коммуникативные( согласованные действия партнеров)
2.Построение проекта выхода из затруднения
Что для этого нужно?
Разучить движения, выполнить их под музыкальное сопровождение.
УУД :регулятивные ( целеполагание ,планирование )
3.Реализация построенного проекта
1) Показ учителя танцевальных упражнений под музыку ( галоп , подскок, хлопок)
2)Разучивание упражнений без музыки по показу учителя
3)Самостоятельное выполнение под счет учителя
УУД: познавательные (общеучебные, логические), личностные( смыслообразование)
4.Первичное закрепление
1) Выполнение с музыкальным сопровождением с учителем
2) Самостоятельное выполнение под музыку
УУД :регулятивные ( контроль, коррекция)
5.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону
1) Игра « День - ночь» (выполнение изученных танцевальных движений под музыку. Эксперт( ученик) выбирает
правильно выполнивших учеников)
УУД: личностные (нравственно - этического оценивания), регулятивные (волевая саморегуляция )III. Заключительная часть
1.Включение в систему знаний и повторений
1)Работа по группам
а) прослушивание музыкального фрагмента
б) составление этюда
в) Исполнение пластического этюда
УУД : коммуникативные (оценка действий партнера), регулятивные(оценка), познавательные (действия постановки и
решения проблем)
2.Рефлексия учебной деятельности
1)Упражнение « Прямая спина» (профилактика нарушений осанки)
2) Построение.
3) Итог урока. Чему вы научились на уроке? Где сможете применить эти танцевальные движения?
4) Домашнее задание ( повторить танцевальные упражнения)
УУД: коммуникативные (управление поведением партнера точностью выражать свои мысли), регулятивные (оценка)
Интегрированный урок музыки и физической культуры по единому сюжету в 3-м классе по теме: В гостях у сказки
Задачи:
развитие ловкости, чёткости, координации движений, чувства ритма, выразительности пластики, быстроты реакции;
выработка правильной осанки;
умение понимать друг друга без слов, с помощью движений, умение общаться, сопереживать и помогать друг другу;
развитие творческого воображения.
Время проведения: первая половина дняМесто проведение: музыкальный залОборудование: ТСО (аудио –магнитофон, фортепьяно)Предварительная работа: дети, используя предложенные ключевые слова, сочиняли свои истории. На основе лучшей истории и построен урок.
Ход урока
Вводная часть.
Дети вбегают в зал на полупальцах, руки слегка согнуты, большим и указательным пальцам взяться за край юбки (девочки), у мальчиков руки на поясе. Поклон (ноги по 1-ой позиции, правая нога в сторону на носок тяжесть корпуса на левой ноге, через вторую позицию перенести тяжесть тела на правую ногу, левую поставили на носок, закрыли в 1–ую позицию (девочки плие), (мальчики наклон головы), тоже с левой ноги.Педагог: – Привет! Вы любите петь, играть, а танцевать? Тогда торопитесь, наше весёлое занятие начинается!
Основная часть.
Разминка: Педагог начинает рассказ: - В некотором царстве, в некотором государстве жил был отец и был у него единственный сын Иван. И решил отец его женить. Вышел Иван в чисто поле, натянул тетеву, и улетела стрела неизвестно куда. (Дети имитируют стрельбу из лука). - И пошёл Иван её искать. (Дети идут, маршируют, ходьба с высоким подниманием бедра, носок оттягивается вниз –в пол).- Идёт, смотрит по сторонам, всему удивляется. (И.п.: ноги по 6 позиции, руки на пояс. 1) повороты головы вправо –влево; 2) а) – поворот головы вправо б) поднять подбородок, поворот влево; 3. наклоны головы в право, в лево; 4) подъем правого плеча, опуская при этом левое, опускать правое плечо, поднимая при этом левое; 5) подай плечи вперёд, отведи плечи назад, постараться при этом соединить лопатки).- Вокруг растёт большая, высокая трава (И.п.: 1) стоя, ноги врозь, пальцы рук переплетены, ладони на голове, локти отведены назад. Поднимаясь на носки, поднять руки вверх, разворачивая ладони, потянуться; вернуться в и. п. 2) поднимая руки над головой, встать на носки, опуститься в полуприсед, колени разведены в стороны; снова поднимаясь на носки, вернуться в и. п.).- А дорога дальняя, всё страшней ему становится. Лес гуще, дремучей, деревья большие, а ветер то усиливается, то затихает. (И. п.: ноги по 6 – ой позиции, руки в подготовительном положении и импровизируем: мы деревья. Ноги – это ствол, а руки – это ветви.)- Два дня ходил он по лесам по горам, а вокруг птицы разные летали и песни пели. (“Перепёлочка”. И.п.: ноги по 6 – ой позиции, руки в подготовительном положении – это крылья. 1) поднимая правую (левую) руку, через строну вверх; 2) то же что и 1 с добавлением плие. 3) на полупальцах кружимся вокруг себя, руки через стороны вверх - вниз. 4) поворачиваемся лицом друг к другу, шаг в сторону плие, рука правая вверх – вниз одновременно, шаг обратно левая рука вверх – вниз, меняемся местами. Поворачиваемся лицом к зрителю. Правая рука вверх, присели на левую ногу, а правую, согнув в колени, подняли вверх, оттянув носок вниз, то же с другой ноги – руки. Поворот на полупальцах вокруг себя руки вверх – вниз). - А на третий день зашёл Иван в вязкое болото. Смотрит – сидит там лягушка–квакушка, его стрелу держит. Иван хотел было бежать и отступиться от своей находки, а лягушка и говорит: (Исполняется комбинация “Лягушка”). Лягушка: - Ква- ква. Иван, поди ко мне, бери свою стрелу, а меня возьми замуж. Опечалился Иван и говорит: - Как же я тебя замуж возьму? Меня люди засмеют!- Возьми, Иван, жалеть не будешь!Подумал – подумал Иван, взял Лягушку – Квакушкку, завернул её в платочек и принёс к себе домой. Пришли они домой, а дом был старый, и жить в нём было невозможно. Батюшка и говорит: Ну сынок прежде чем свадьбу играть надо бы ремонт сделать, а то , где гостей принимать будем.Сидит Иван невесел, ниже плеч буйну голову повесил. - “Ква – ква, Иван” – говорит лягушка. Что ты запечалился? - Надо дом отремонтировать, а как и из – чего даже представить не могу.- Не тужи Иван ! Ложись – ка лучше спать – почивать утро вечера мудренее!Уложила она его спать , а сама пошла, сбросила с себя лягушечью кожу и обернулась красной девицей Алёнушкой, взмахнула рукой, как к ней на помощь пришли её помощники. (Исполняется комбинация “Маляры”И. п. стоят по 6 позиции, правая согнута в локте, кулак у плеча (держит малярную кисть), левая на поясе. Вступление – подъём на полупальцы и наклоны головой вправо, влево. 1. 1 куплет: на слова “Мы побелим потолок…высок” – руки вытянуть вверх, обеими руками имитировать движения “красим потолок”. 2 предложение, и.п. – руки в стороны, ноги врозь. На слова “В доме каждая стена должна” – тянуться вправо – влево за руками, перенося вес тела с правой на левую ногу – в соответствии с ритмом музыки на каждый счёт. На повторение слов “быть” – правая рука вперёд, “должна” – левая рука вперёд, “должна” – руки на пояс, 2 “пружинки”. Припев: 1 фраза(“Всё –у…”):2 раза правую ногу на пятку на прыжке и в И.П. Руки одновременно раскрываются ладонями вперёд и И.П.; “…ме – ем” - то же левой ногой; 2 фраза: “И без лишних разговоров” - повторение движений 1 – й фразы; 3 –4 фразы (“И заменим штукатуров, полотёров”): кружение на подскоках на месте, руки внизу энергично двигаются;5 фраза: (“а маляров и плотников”): несколько мелких шагов к вперёд, руки плавно вверх, на акцент в конце фразы – также притоп правой ногой и хлопок в ладоши; 6 фраза (“ и других работников”): несколько шагов спиной назад в линию, руки плавно вниз, на акцент в конце фразы – также притоп правой ногой и хлопок в ладоши; 7 фраза: повторяем 5 фразу; 8 фраза: повторяем движения 6 – й фразы. Проигрыш: из линий перестраиваемся подскоками в круги и возвращаемся на свои места. 2 куплет: 1 фраза: “И обои есть у нас” – правую ногу на пятку, наклон к правой ноге, “Моталочка” –вращательные движения согнутыми в локтях руками вправо – вниз; “есть у нас, есть у нас” –выпрямиться; “Хватит даже про запас” – то же влево; “Про запас, про запас” - выпрямиться. 2 предложение. 1 фраза: “Под рукой” – руки вверх, встать на носки; “Найдётся клей” – присесть, руки к полу; 2 фраза: “С песней клеить веселей” – повторить движения 1 – й фразы. На слог Ве –правая рука вперёд, - се –левая рука вперёд, - лей –руки на пояс, 2 “пружинки”. Припев: движения повторяются. Проигрыш: тоже самое. 3 куплет: 1 фраза (“мы мастикой пол натрём, пол натрём, пол натрём”) – имитация движения “натирка пола” -энергичные движения правой ногой, левая неподвижно на полу, кисти сжатые кулаки, двигаются синхронно с правой ногой; 2 фраза (“чтоб себя там видеть в нём, видеть в нём, видеть в нём”)- то же другой ногой; 3 фраза (“Чтоб пальто повесил гость”) – имитация движений “забиваем гвозди” – кулак правой руки ударяет по кулаку левой руки; 4 фраза (“ мы забьём у входа гвоздь”) – повторить движения 3 – й фразы, поменяв положение рук; на слова “Гвоздь, гвоздь, гвоздь!” - энергичные удары кулаком по кулаку – 3 раза соответственно словам и музыке. Припев: повторить соответственно музыке и тексту. Проигрыш – повторить тоже самое. ). Утром будет Аленушка -лягушка Ивана. (Исполняется комбинация “Комаренская”. И.п. ноги в обратной первой позиции, голова опущена к правому плечу, делаем вид, что спим. 2 раза поднимается правое плечо трём глаза, голову опускаем к левому плечу. 2 раза поднимаем левое плечо, трём глаза. Голову опускаем вперёд – 3 раза поднимаем оба плеча. Руки разводим в стороны удивляемся и прячем руки за спину. Открываем носок правой ноги смотря на него приседаем по 1 – ой позиции руки в стороны и возвращаемся в исходное положение, то же с левой ноги. Остаёмся в 1 – ой позиции, руки за спиной. Поворачиваем пятку правой ноги в сторону и приседаем в обратной первой позиции, руки в сторону, тоже с левой ноги. Правая рука в сторону , а левая согнута в локте за головой, ноги в 1 – ой позиции. Происходит смена рук, затем смена рук, но уже поднимаясь на полупальцы. Поворачиваемся вокруг себя. Садимся на пол, ноги согнуты в коленях, хлопаем руками по ногам, кладём ноги на ширине плеч, и сгибаем правую ногу и ту же руку за голову, а потом левую ногу и руку, затем две ноги и руки одновременно – 2 раза). Встаём и начинаем бег на месте, хлопаем руками по коленям при этом стараемся их высоко поднимать, кружимся вокруг себя. Остановка, ноги 1-й позиции, а руки в сторону.)Глянул и диву дался: никогда такого не видывал!
- Ну, теперь можно и гостей приглашать, да, свадьбу праздновать. Гости приехали не только со всех волостей, но и из три девятого царства – государства заморская леди Мэри. (Чтение стихов. Отбив ритмический рисунок руками и ногами.)У маленькой Мэри Большая потеря:Пропал её правый башмак.   Прохлопайте руками 7 раз
В одном она скачет, И жалобно плачет, -Нельзя без другого никак!   Протопайте ногами 7 раз
Но, милая Мэри, Не плачь о потере.   Пройди вперёд на 4 шага
Ботинок для правой ноги Сошьём тебе новый   Прохлопайте руками 3 раза
Иль купим готовый,   Пройдите назад на 4 шага
Да только смотри – береги!   Прохлопайте руками 3 раза
- Она приехала и привезла с собой прекрасные цветы “Колокольчики”.
Колокольчик голубой, Поклонился нам с тобой. Колокольчики – цветы. Очень вежливы, а ты?   Прохлопать руками 4 раза   Протопать ногами 4раза  Прохлопать руками 4 раза   Протопать 3 раза, показать друг на друга пальцем.
- На этот пир пришло много гостей, стали они приветствовать друг друга, да, танцевать. (И.п. стоят лицом друг к другу, руки опущены вниз. 1 –ые делают плавное. медленное движение руками, как бы говоря: “Здравствуйте”, а 2 – ые отвечают резкое движением, как бы отвечая: “До свидания!”. 1 –ые меняются парами , а 2–ые кружатся вокруг себя. И так, пока опять не придут к своим парам. Прыгают по 6 – ой позиции руки открывают 2 раза вперёд и 2 раза назад, руки закрывают на пояс. В парах меняются местами лёгким бегом. Возвращаются на свои места, делают прыжок, руки в сторону, прыжок, обнимаются.)Комбинация с элементами русского танца. Девочки с платочками, а мальчики “мячик по 6 – ой позиции”, “ Крокодильчик” - присядки.
Заключительная часть.
- И решил Иван узнать из чего же сделана его красавица жена Алёнушка. (Танцевальный этюд “Выяснение отношений”)
Конспект интегрированного урока музыки и физической культуры в 4 классе с элементами ритмопластики, логоритмики, пения, корригирующих игр и психогимнастикиТема урока: «Ты слышишь, море?»
Цели и задачи:
Учить детей запоминать последовательность движений матросского танца.
Закреплять текст и мелодию песен «Все мы моряки», «Ты слышишь, море?»
Формировать двигательные навыки: поскоки, дробный, перекрестный шаг, согласованные движения в парах.
2. Корректировать начало и окончание движений и пения с началом и окончанием музыки; изменять темпоритм движений в определенной последовательности в соответствии с текстом; четко произносить слова и их окончания; координировать движения в играх и танце.
3. Воспитывать уверенность при выполнении поставленных задач.
Развивать эмоциональную выразительность, творческие способности, коммуникативность, стремление к созданию выразительных образов.
Методы и приемы:
слушание музыки.
прохлопывание и простукивание ритма,
показ движений учителем,
пение по фонограмму,
пение в сопровождении инструмента,
дыхательная гимнастика,
ходьба с изменением направления по сигналу,
пластический этюд,
символы-жесты,
напоминания,
поощрение,
слово-сигнал,
Оборудование:матросские воротники, ободки - бескозырки, сигнальные флажки, гимнастические скамейки, фонограммы, синтезатор, шумовой оркестр.

Предварительная работа:
разучивание текстов логоритмических и дыхательных упражнений;
слушание музыкального произведения «Шторм» в исполнении В.Мей; беседы о характере музыки и возникающих образах;
беседы о подвигах детей в годы войны, в мирное время,
разучивание песен «Все мы моряки», «Ты слышишь, море?»,
разучивание музыкально – ритмических движений: (поскоки, перекрестный, дробный шаг, попеременные и одновременные махи руками, наклоны туловища, повороты, «веревочка», присядка);разучивание подвижной игры «Поднять паруса!»
хореографические этюды без предметов;
беседы о явлениях природы в открытом море;
психогимнастика;
ритмические этюды с воображаемыми предметами;
изготовление атрибутов;
подбор музыкального материала.
Ход урока.
Оргмомент. Приветствие.
Фонограмма «Море»
Учитель:Прислушайтесь. Слышите, как тихо шепчет морской прибой? Но всегда ли море так ласково шепчет? Всегда ли море спокойно и миролюбиво?
Ответы детей.
Учитель:Послушайте, как сурово и необузданно в своем грозовом великолепии бывает море. Огромные волны накатываются и обрушивают всю свою мощь на корабли, переворачивает и крушит мелкие суда, ломает мачты, смывает людей за борт. Все это рисует тонкий смычок великой японской скрипачки Ванессы Мей.
Фонограмма «Шторм»
Учитель:Какие еще образы вы представили, слушая эту музыку?
Ответы детей.
Учитель:Давайте передадим своим дыханием дыхание моря от спокойного состояния до предчувствия бури.
Дыхательные упражнения.
Учитель:Если над кораблем появились чайки, значит близко земля. Давайте споем эту радостную песню.
Распевка «Вокализ»
Учитель:Пришла пора спеть нашу любимую песню о море. Постарайтесь в пении передать и изменчивый характер морской стихии, и уверенность в том, что заветная мечта мальчишки осуществится.
Пение «Ты слышишь, море?»
Учитель:Море начинается с маленькой реки.
Разве все мы мальчики – все мы моряки.
Мы проходим строем – все вокруг на нас глядят.
Выправка матросская у ребят.

Команда, свистать всех наверх!
Дети строятся, ровняются и под песню «Все мы моряки» выполняют
перестроения строевым шагом по сигнальным флажкам:
красный – в обход по залу, синий – по диагонали, зеленый – через центр по два и т.д.
Учитель:Одна из любимых песен моряков «Яблочко», сейчас мы тоже сыграем ее так, как будто мы на корабле, а инструменты – все то, что под руку попадет.
Дети делятся на подгруппы:
одна подгруппа исполняет мелодию под фонограмму на шумовых инструментах,
вторая – закрепляет движения матросской пляски: присядка, веревочка и т.д.
Учитель: Пришла пора станцевать лихой матросский танец.
Танец под фонограмму песни «Бескозырка белая» (или любой по выбору учителя)
Учитель:Славно поплясали. Пора спустить шлюпки на воду и отдохнуть.
Дыхательные упражнения «Насосы»
Учитель:Пока море плещет ласково, можно и расслабиться, поплавать, позагорать.
Психогимнастика. «Эмоции во время общего купания»
Далее по звуку колокола игра «Поднять паруса!» - 2-3 раза.
(После ходьбы – бега врассыпную, построиться на скамейках командами, за командиром, руки подняты вверх, ладони сомкнуты.)
Релаксация, лежа на ковриках под плеск моря.
Учитель:Стройся! Равняйсь! Сегодня мы были юнгами. Смелые, решительные, бесстрашные, веселые. Вы справились со всеми заданиями. Давайте еще раз пропоем:

Море!
Ты слышишь, море?
Твоим матросом хочу я стать!
Ты слышишь, мореМ. Пляцковский, А. Зацепин.
Цепи якорей гремят в порту,
Верят корабли в мою мечту.
Всем ветрам назло я спешу на зов
Дальних, неизвестных островов.
Снятся часто мне по ночам дельфины,
Снятся чайки и мачты бригантины.
Припев:След мой волною смоет,
А я на берег с утра приду опять…
Море, ты слышишь, море?
Твоим матросом хочу я стать!
Море, подари свои шторма.
Пусть до самых звезд летит корма!
Палубу качай, с ног сбивай меня,
Брызгами холодными звеня!
Знаю, можешь, ты черным быть и синим.
Море! Море! Стать помоги мне сильным!
Припев:
Все мы морякиЛ. Лядова, М. Садовский.
Море начинается с маленькой реки.
Разве все мы мальчики? – Все мы моряки!
Форменки по росту, бескозырки набекрень,
Мы уходим в плаванье каждый день.
Припев:О море мы мечтаем,
Море снится нам.
Снится, как бывалым морякам!
По-морскому рады мы вахту принимать,
Драить пол, как палубу, «Яблочко» плясать.
Мы проходим строем, все вокруг на нас глядят.
Выправка матросская у ребят.
Припев:
Якоря на ленточках вьются за спиной.
Мы вернемся вечером, ждите нас домой.
Спите бескозырки рядом с нами до утра,
А с рассветом в плаванье нам пора.

Припев:
Интегрированный урок музыки и физической культуры во 2 классе
Тема урока: Разучивание логоритмической композиции
«Вот дом, который построил Джек»
Цели и задачи:
1. Учить детей запоминать последовательность движений композиции.
Формировать двигательные навыки: поскоки, дробный, хороводный шаг, согласованные движения в парах.
2. Корректировать начало и окончание движений с началом и окончанием музыки; изменять темпоритм движений в определенной последовательности в соответствии с текстом; четко произносить слова и их окончания; координировать движения в играх и танце.
3. Воспитывать уверенность при выполнении поставленных задач.
Развивать эмоциональную выразительность, творческие способности, коммуникативность, стремление к созданию выразительных образов.
Методы и приемы:
показ движений учителем и парой учеников,
прохлопывание и простукивание ритма,
дыхательная гимнастика,
пластический этюд,
символы-жесты,
напоминания,
поощрение,
слово-сигнал,
слушание музыки.
Оборудование: бумажные капельки и осенние листья, белые шарфы, сигнальные карточки, ленты, султанчики, фонограммы.

Предварительная работа:
разучивание текстов логоритмических и дыхательных упражнений;
слушание музыкального произведения Г.Гладкова «Серенада»; беседы о характере музыки и возникающих образах;
разучивание музыкально – ритмических движений: (поскоки, хороводный, дробный шаг, попеременные и одновременные махи руками, наклоны туловища, повороты);
разучивание ритмических движений с султанчиками, лентами, шарфами;
хореографические этюды без предметов;
беседы о явлениях природы в период межсезонья;
психогимнастика;
ритмические этюды с воображаемыми предметами;
изготовление атрибутов;
подбор музыкального материала.
Ход урока:
Оргмомент, приветствие.
Учитель:Сегодня мы отправимся искать дом, который построил Джек, и узнаем, кто в нем живет. Настроимся на дальнее путешествие.
Дыхательные упражнения. Правильная осанка.
Учитель:У меня есть схема нашего путешествия. Я буду давать вам задания, а вы внимательно следите за направлением маршрута.
Различные виды танцевальных шагов по сигнальным карточкам.
Окончательное И.П. врассыпную.
Учитель:Мы оказались в гостях у волшебницы – осени, давайте споем о ней песню с картинками. Постарайтесь показать ее незаметные изменения плавными, спокойными движениями.
Ритмопластика «Осень – невидимка».
Учитель:Какие еще приметы осени вы знаете? Что такое легкая дымка над лесом и рекой? Как мы можем изобразить туман?
Хореографический этюд с белыми шарфами.
Музыка Г.Гладкова «Серенада».
Учитель:Посмотрите, вот осенние листья, вот капли дождя. Если на них подует ветер, они оживут.
Дыхательные упражнения с каплями и листиками.
Учитель:Давайте прислушаемся. ( стук дятла ). Мы можем его повторить.
Ритмический диктант
Учитель:Здесь неподалеку должен быть дом, который мы ищем. Нужно его поискать.
Этюд с элементами психогимнастики «Поиски»
Учитель:Хотите узнать, как Джек строил свой дом, и кто в нем живет?
Разучивание слов и движений логоритмической композиции
«Дом, который построил Джек» с ускорением темпа.
Вот дом, Руками «крыша»
Который построил Джек, Горизонтальные хлопки, в парах по плечам друг друга
А это пшеница, «Посыпать» пальцами на другую ладонь
Которая в темном чулане
хранится, Закрыть ладоням глаза себе, друг другу
В доме, который построил Джек Движения 2-1
А это веселая птица – синица, «Клювики» или махи руками
Которая часто ворует пшеницу, «Склевывать» с ладони
Которая … Движения 3-1
Вот кот, Поза и когти кота
Который пугает и ловит синицу… В парах поменяться местами
Вот пес без хвоста, Помахать рукой за собой
Который за шиворот треплет кота…Потрепать себя или друг друга
Движения 4-1
А это корова безрогая, Кулачки приставить к голове
Лягнувшая старого пса без хвоста… Дрыгнуть ногой. движения с 5-1
А это молочница строгая, Руки на груди, ногу выставить
Которая доит корову безрогую… «Сдоить» с пальцев
А это ленивый и толстый пастух, Выпятить живот, руки в стороны
Который бранится с молочницей строгою… Притопы ногой, грозить пальцем
Учитель: У вас здорово все получилось. Теперь можно и повеселиться, ведь так хорошо когда рядом друзья.
Танцевальная композиция «Мы вместе»
с лентами, султанчиками и цветными шарфами.
Учитель:Давайте немного отдохнем.
Дыхательные упражнения «Подуем»
Подуем на плечо, подуем на другое.
Нам солнце горячо пекло дневной порою.
Подуем мы на грудь, и грудь свою остудим.
Подуем мы на облака…И остановимся пока.
Учитель:Наш урок подошел к концу. Вы учились строить дом для необычных жильцов, всем это удалось. Побывали в гостях у осени. Покажите мне свое настроение. Молодцы!
Конспект урока музыки в 4 классе
Тема урока «Слушайте и наслаждайтесь музыкой, и будьте здоровы!»
Задачи урока:
1)показать, что сила музыки В. Моцарта не только в ее музыкальной красоте, но и в глубокой жизненной правдивости, а также в способности мобилизовать возможности человеческого организма;
2)развивать вокально-хоровые навыки, познакомить детей с музыкальным инструментом – скрипка;
3)способствовать осознанию связи времен, различных культур, воспитывать музыкально-эстетический вкус учащихся.
Тип урока: комбинированный.
Методы урока: словесный, наглядно-слуховой, аналитический.
Оборудование: портрет В. Моцарта, синтезатор, скрипка, аудиозаписи произведений В.А. Моцарта, видеофильм “Амадей”, Музыкальный центр, телевизор.Ход урока:
1.Организационный момент.
Учитель:
- Сегодня нам предстоит узнать о жизни великого австрийского композитора, приобщиться к миру прекрасной классической музыки В.А. Моцарта, разобраться в причинах и механизмах положительного влияния (при прослушивании и исполнении) произведений Моцарта на настроение и успехи в учебной деятельности.
2. Актуализация знаний.
Учитель:
- Прежде чем мы обратимся к нашей теме, давайте вспомним, в чем заключается сила музыки, помогающая ей воздействовать на человека?
(Ответы детей по ранее изученному материалу.)
3. Изучение нового. Знакомство с музыкой В.А. Моцарта.
Сегодня мы прослушаем несколько известнейших произведений В.А. Моцарта, даже попытаемся напеть одно из них и, конечно, попробуем после прослушивания описывать наши ощущения, наше состояние.
Слушание музыки: «Менуэт» В.А. Моцарта (фрагмент).
Учитель:
- Опишите ваши ощущения, ваше настроение.
(Ответы детей)
- Что привлекает в этом произведении?
(Красота музыки, мелодичность)
- Воздействие музыки В. Моцарта на человека названо «Эффектом Моцарта». В узком смысле слова «Эффект Моцарта» относится к особому месту музыки Моцарта среди музыки других классических композиторов. Эта музыка более гармонична и сильнее воздействует на нас, что подтверждено многочисленными независимыми исследованиями. Под влиянием этой музыки младенцы развиваются быстрее, дети лучше учатся и более спокойны, взрослые проявляют чудеса изобретательности и исцеляются от болезней.
- Даже холодное сердце трогает искусство. Искусство точно передает, копирует то, что в жизни?
- Можно ли поставить между ними знак равенства?
- Красота в искусстве – это действительно что-то прекрасное.
- Как можно представить себе правду в музыке? Что должна передать музыка?
(Правда музыки – это, прежде всего, правда внутреннего мира человека.)
- Сейчас услышим фрагмент произведения, которое знаете вы, и все люди знают. Музыка вырастает из интонации трех нот, в которых можно уловить состояние человека.
- Слушайте, вслушивайтесь, прислушивайтесь и просто наслаждайтесь!
Слушание «Симфонии №40» В.А. Моцарта (фрагмент).
- Какое настроение несут в себе эти звуки?
(Печальное, взволнованное, трепетное)
- Каков внутренний мир человека, написавшего эту музыку?
- В.Моцарт – вечный свет … Так уже в течение нескольких столетий говорят об этом композиторе. Музыка венского классика продолжает нас радовать и сегодня.
- Но почему музыка В.Моцарта так популярна до сих пор?
(Красивы, удивительны мелодии, которые можно спеть)
Слушание музыки В.А. Моцарта “Турецкое рондо” (фрагмент).
- Жизнь В.Моцарта удивительна и необычна. Его яркий, щедрый талант и постоянное творческое горение дали необычайные в своем роде результаты: 70 томов составляют его сочинения за 35 лет жизни.
Особенностью всех выдающихся композиторов является широта жизненного содержания музыки. Есть музыка трагическая, шутливая, драматическая, лирическая, есть и маленькие пустячки. При этом каждый композитор имеет свои характерные черты, творческий стиль. Музыку В.Моцарта мы узнаем по ее особой чистоте, ясности, прозрачности, гармонии.
- Определить по характеру музыки жизненное значение произведения. Когда люди могли слушать такую музыку?
(Легкая, танцевальная, изящная, светлая, музыка для праздников)
- Обобщение о прослушанной музыке. Выводы.
4. Вокально-хоровая работа.
Учитель:
1) -Многие из вас знают детскую песенку “Жил-был у бабушки серенький козлик.” Автором музыки к этой песенке является В.Моцарт.
Исполнение этой темы:
- по полутонам вверх на слоги “ла”, “да”.
- legato, non legato.
2)Песня “Потихоньку, понемногу…” (шуточная песня).
Учитель:
- Попробуем передать в исполнении веселое настроение.
Работа над песней. Повторение текста в ритме песни.
- В чем смысл песни?
- Назовите действующих лиц в этой песне.
5. Физминутка. Эмоциональная разрядка.
6. Закрепление изученного.
Учитель:
- Всегда в истории - каждое предыдущее рождает последующее. Так и в жизни: вчерашний день рождает наш сегодняшний, а сегодня мы готовим наш завтрашний день.
Перед вами выступит ученица 5»Л» класса Осипова Людмила. Она мечтает в будущем стать музыкантом. Сейчас учится в музыкальной школе по классу «Скрипка» и сыграет для вас «Аллегретто» В.А. Моцарта.
Слушание «Аллегретто» В. Моцарта в исполнении Осиповой Л.
Рассматривание портрета композитора.
- Определите характер музыки, прозвучавшей сейчас.
(Глубокая серьезность, драматизм музыки В.Моцарта.)
Сообщение Осиповой Людмилы об интересных фактах из жизни В. Моцарта и о влиянии его музыки на организм человека.
Обобщение. Высказывания детей о влиянии музыки на их самочувствие, настроение. Предположения о причинах воздействия музыки В. Моцарта на организм человека и его способности.
7. Заключительный этап урока.
Учитель:
- Жизнь никогда не бывает только светлой, ясной, в ней неизбежны утраты и разочарования.
Яркая, интересная, полная творческих достижений жизнь композитора В. Моцарта имела и другую сторону. Это материальная необеспеченность, нужда. Издание произведений оплачивались скудно. Но Моцарт всегда был готов помочь товарищу, попавшему в беду, как добрый, отзывчивый и доверчивый человек. Сам же впадал все в большую нужду.
Непрерывная творческая и исполнительская деятельность и вместе с тем лишения и невзгоды быстро подтачивали силы композитора.
Моцарт был похоронен в общей могиле.
Просмотр фрагмента видеофильма “Амадей”.
Рефлексия. Обобщение.
8. Проверка усвоения знаний, полученных на уроке.
- В чем же сила музыки Моцарта?
Как вы это поняли?
(Выводы учащихся)
- Получили вы удовольствие от прослушанной музыки?
- Назовите произведение, которое оказало наибольшее влияние на ваше настроение, состояние сегодня.
- Улучшилось ли ваше настроение? Почему?
- Ощущаете ли вы себя более здоровыми?
- Готовы ли вы справиться с любой задачей?
Учитель:
- Сила музыки В. Моцарта не только в ее музыкальной красоте, но и глубокой жизненной правде, а также в сильном лечебном влиянии на организм человека.
Музыка одного композитора может заставить нас улыбаться, радоваться, восхищаться и испытывать печаль.
Поистине всемирную славу творчество Моцарта снискало уже после смерти композитора. Его безмерный нечеловеческий талант, исключительная одаренность стали символом проявления высших творческих сил, воплотившихся в глубоко жизненных произведениях Моцарта.
9. Домашнее задание (на выбор).
Узнать интересные факты из жизни В. Моцарта.
Составить кроссворд о жизни и творчестве В. Моцарта.
Нарисовать свои впечатления от прослушанной на уроке музыки.
Слушать музыку В.А. Моцарта.
Интегрированный урок музыки и физической культуры в 1 классе
Тема: «Учимся слушать»
Цель: Учим быть внимательными слушателями; обратить внимание на роль мимики, жестов, позы слушателя в активном процессе слушания; воспитываем любовь к прекрасному; формирование движенческих навыков.
Ход урока:
1. Приветствие (поклон).
2. Постановка учебной задачи.
Учитель: Ребята, послушайте высказывание Гераклита Эфесского: «Те, кто слушая невнимательно, не понимают, уподобляются глухим; о них свидетельствует изречение: «…присутствуя, они отсутствуют»».
Как понимаете это высказывание? (ответы детей).
Умение слушать – редкая способность. Может быть у кого-то из вас эти слова вызовут недоумение. Действительно, что здесь особенного – уметь слушать? Ведь все люди, обладающие слухом, слышат друг друга, разговаривают.
Как вы думаете, слышать и слушать – это одно и то же? Объясните смысл слов. (Слышать – обладать слухом, воспринимать речь. Слушать – стараться вслушаться в то, что говорят, понять говорящего).Чтобы услышать другого человека и понять его, нужно быть очень внимательным слушателем. Давайте поупражняемся во внимательном слушании. Я прочитаю вам «Скрюченную песенку» в переводе Корнея Чуковского, а вы запомните, какие скрюченные герои живут в ней и сколько их. Запоминайте только людей и животных.
Скрюченная песенка
Жил на свете человек,Скрюченные ножки,И гулял он целый векПо скрюченной дорожке.
А за скрюченной рекойВ скрюченном домишкеЖили летом и зимойСкрюченные мышки.
И стояли у воротСкрюченные елки,Там гуляли без заботСкрюченные волки.
И была у них одна Скрюченная кошка,И мяукала она,Сидя у окошка.
А за скрюченным мостомСкрюченная бабаПо болоту босикомПрыгала, как жаба.
И была в руке у ней Скрюченная палка,И летела вслед за нейСкрюченная галка.
Итак, сколько скрюченных героев насчитали?(6). Молодцы!
3. Слушаем музыку.
Учитель: - Ребята, сядьте спокойно и послушайте музыку (включает музыку).
- Что почувствовали? Какие чувства пережили? (ответы детей)- Если бы вы были художником, какую картину бы нарисовали? Какие цвета использовали?- Удалось ли композитору передать настроение музыки?- Всякую ли музыку вам нравится слушать? Почему?
Вывод: музыку, как и речь, мы тоже должны слушать внимательно.
4. Подготовительная часть урока
Вход учащихся в зал (марш).
Построение детей в несколько линий, в 4 или более колонн.
Поклон педагогу.
Разминка (для головы, плеч, рук, корпуса, ног).
Основная часть урока
Изучение музыкально-ритмического материала, тренировочных вспомогательных упражнений.
Работа над этюдами, танцами.
Заключительная часть урока
Закрепление музыкально-ритмического материала в игре.
Музыкально-танцевальные импровизации.
Основное построение.
Поклон. Выход из зала (марш)
Интегрированнный урок музыки, физической культуры и литературного чтения во 2 классе
Тема урока «А.Толстой «Приключения Буратино или Золотой ключик»
Цели:
Обучаюшие:
Обобшить знания учащихся по прочитанному произведению
Расширить кругозор учащихся по теме “Авторские сказки”
Продолжить знакомство с понятием “повесть-сказка”
Учить детей определять характеры героев через исследование их поступков
Активизировать познавательный интерес детей разнообразием форм, методов, средств обучения
Развивающие:
Развивать навык выразительного чтения
Развивать речь учащихся, умение вести учебный диалог, отстаивать свою точку зрения
Развивать память, мышление, любознательность, внимание
Развивать умение анализировать свои поведение через поступки литературных персонажейВоспитывающие:
Воспитывать культуру труда
Воспитывать положительное отношение к окружающему миру, к людям
Воспитывать интерес к чтению произведений большого объема
Воспитывать чувство товарищества, дружбы, отзывчивости, взаимовыручки, взаимопомощи
Оборудование:
Учебники “Литературное чтение. 2 класс. Э.Э.Кац”
Рабочие тетради к учебнику “Литературное чтение. 2 класс.Э.Э.Кац”
Выставка книг А.Н.Толстого “Золотой ключик, или Приключения Буратино” в разных изданиях.
Выставка книг К.Коллоди “Пиноккио” на русском, итальянском, английском и немецком языках в разных изданиях.
Выставка аудио- и видео-носителей с мультипликационными фильиами и фильмами-сказками о Пиноккио и Буратино.
Карточки с отрывками из текста сказки с характеристикой героев.
Карточки-алгоритмы “Закопай червонцы”.
Карточки с терминами по информатике.
Таблица волшебных терминов из сокровищницы Музыки.
Декорации из любимых игрушек.
Выставка отзывов, рисунков, аппликаций, поделок по теме проекта.
Элементы костюмов сказочных персонажей.
Пректная папка.
Ноутбук.
Экран.
Синтезатор.
Модель “Планета Знаний” (электрифицированная).
Ход урока
1. Организационный момент
Звучат волшебные позывные…На экране – слайд с текстом стихотворения.
Учитель:
Далеко, на теплом мореПоявился вдруг мальчишка –Деревянный, с длинным носом,Про него создали книжку.В книжке много приключенийТот мальчишка испытал,Золотой волшебный ключикОн, в конце концов, достал.Черепахою ТортилойБыл подарен ключик сей,И еще мальчишка встретилДобрых, преданных друзей.Хоть пришлось ему несладко –Был повержен Карабас.Как та книжка называлась?Вы мне скажете сейчас?
Дети: “Золотой ключик, или Приключения Буратино”.
Учитель: Сегодня на уроке мы постараемся сделать выводы по прочитанному вами произведению “Золотой ключик, или приключения Буратино.”Но прежде, чем делать какие-то выводы, надо вспомнить основные эпизоды, героев. Мы много говорили об этой сказке, читали ее, писали отзывы, рисовали ее героев, делали аппликации, изготавливали поделки, мастерили элементы костюмов, побывали на экскурсии в музее Буратино и Пиноккио, смотрели и сравнивали мультипликационные и художественные фильмы, учили песни, танцы, слушали музыку из фильма-сказки – все это наша с вами проектная деятельность.
И сегодня мы расскажем о ней. Прошу вас работать внимательно, быстро, дружно.На уроке у нас гости. Поприветствуйте их, пожалуйста.Вместе с нами урок готовили учитель музыки и ритмики Ирина Владимировна и учитель информатики Анна Евгеньевна.Пожелаем друг другу удачи.
II. Подготовка к активной учебно-познавательной деятельности на уроке. Повторение ранее изученного материала
Презентация (название произведения, А.Толстой, К.Коллоди, Пиноккио, Италия).На экране, сопровождающая работу в группах.
Групповая деятельность:
Кто является автором этого произведения? (Группа “Литературоведы”)
Книга какого автора послужила для А.Толстого толчком к созданию
“Золотого ключика”? (Группа “Историки”)
Какая страна-родина этих двух героев? (Группа “Страноведы”)
Фронтальный опрос:
Какая денежная монета была в обиходе у жителей города в сказке?
Почему автор назвал своего главного героя Буратино?
Кто первым нашел полено, из которого потом смастерили Буратино?
Во что папа Карло одел Буратино?
Какие мысли пришли в голову Буратино в первый день рождения? (Прочитать.)
Как относился папа Карло к Буратино? (Проверим задание в тетрадях.)
Где находилась потайная дверца?
Как Буратино узнал тайну золотого ключика?
Кто дал Буратино золотой ключик?
Что открывал золотой ключик?
Почему КЛЮЧИК, а не КЛЮЧ? (С помощью какой части слова получился?)
Какие бывают ключи? (Гаечный, дверной, от сейфа,от домофона, “от сердца”, отгадка, водоем, музыкальный.)
III. Основной этап. Обобщение знаний, умений, навыков учащихся по теме
Урок музыкальной грамоты “Золотой ключик-Скрипичный ключ”
Представим, что Золотой ключик из Сокровищницы Волшебницы Музыки помог нам попасть в Школу Скрипичного Ключа. И мы оказались на уроке музыкальной грамоты. Здесь открываются тайны музыкальных слов.
Давайте вспомним эти слова:
Слова, помогающие исполнять музыку размеренно – МЕТР, ТАКТ, РАЗМЕР.
Слова, обозначающие громкость звучания музыки – ГРОМКО (f,ff), ТИХО(p,pp)
Слова, обозначающие темп звучания музыки – спокойно(adagio), умеренно(moderato),быстро и весело(allegro), живо(vivo)
Послушайте музыкальные фрагменты из фильма о Буратино и попробуйте отгадать, кому из героев сказки они принадлежат, зная особенности характеров этих героев. Ответьте на вопрос Wer ist das? (Песни Алисы и Базилио, Карабаса Барабаса, Тортилы, Дуремара, Пьеро)
Найдите нужную карточку, прочитайте об этих героях отрывки из сказки, вспомните загадки (интегрированная часть Чтение – Музыка - Немецкий язык)
… Когда из глаз скрылся балаган кукольного театра…, Буратино увидел двух нищих, уныло бредущих по пыльной дороге: лису Алису, ковыляющую на трех лапах, и слепого кота Базилио... Увидев деньги Буратино, лиса невольно потянулась к ним лапой, а кот вдруг широко раскрыл слепые глаза, и они сверкнули у него, как два зеленых фонаря.
…Зеленая ряска на поверхности пруда заколебалась, и появилась большая, страшная змеиная голова. Она поплыла к листу, где сидел Буратино…Но это была не змея. Это была никому не страшная, пожилая черепаха Тортила с подслеповатыми глазами. Черепаха долго глядела на Луну, что-то вспоминала…
– Я даю тебе этот ключик…Помню только, что нужно отворить им какую-то дверь, и это принесет счастье…
…Вошел длинный, мокрый-мокрый человек с маленьким лицом, таким сморщенным, как гриб сморчок. На нем было старое зеленое пальто, на поясе болтались щипцы, крючки и шпильки. В руках он держал жестяную банку и сочок.
– Если у вас болит живот…, головная боль…, я могу вам приставить за уши полдюжины превосходных пиявок.
…Из-за сцены высунулся человек, такой страшный с виду, что можно было окоченеть от ужаса при одном взгляде на него. Густая нечесаная борода его волочилась по полу, выпученные глаза вращались, огромный рот лязгал зубами, будто это был не человек, а крокодил. В руке он держал синехвостую плетку, это был хозяин кукольного театра, доктор кукольных наук сеньор Карабас Барабас.
Из-за картонного дерева появился маленький человечек в длинной белой рубашке с длинными белыми рукавами. Его лицо было обсыпано пудрой, белой как зубной порошок. Он поклонился почтеннейшей публике и сказал грустно:
– Здравствуйте! Меня зовут Пьеро.
А теперь характеристика других героев сказки (продолжаем урок чтения) – учитель зачитывает фрагменты, дети отвечают.
…В широкой шляпе ходил с прекрасной шарманкой по городам и пением, и музыкой добывал себе на хлеб... (Шарманщик Карло).
Прочитайте в тексте о том, что он был беден.
…Существо, немного похожее на таракана, но с головой как у кузнечика. Оно сидело на стене под очагом и тихо потрескивало…(Говорящий сверчок).
Какие советы Буратино дал говорящий сверчок и что предсказал? Прочитайте из текста.
…В окошко высунулась хорошенькая девочка с кудрявыми голубыми волосами, хорошеньким приподнятым носиком…Эта девочка была самой красивой куклой из театра синьора Карабаса Барабаса… (Мальвина).
Какая по характеру была Мальвина?
Всех гостей я прошу закрыть глаза, послушать волшебную музыку и представить, что мы с вами отправляемся на машине времени в нашу сказку…Надевание детьми элементов костюмов.
Психофизпауза “Птичка-полька” (проводит учитель физической культуры).
Фрагмент урока информатики
Попробуем вспомнить последовательность некоторых событий сказки.На доске иллюстрации. (Один ученик у доски.)Расположите события из сказки в правильной последовательности.Какой эпизод заставляет нас поволноваться? (лиса и кот уводят Буратино)
Перед вами лежат индивидуальные карточки с заданием, в котором нужно очень быстро расположить действия Буратино в правильном порядке, т.е. составить… (алгоритм “Закопай червонцы”).
Кто закончил, сдает карточку капитану и поднимает руку.Посмотрим, какая команда быстрее.Затем мы проверяем вместе на компьютере, что у нас получилось (индивидуально у доски).
Продолжение урока чтения
К какому жанру литературы относится это произведение? Докажите. (Авторская сказка, повесть-сказка.)
Признаки повести: Признаки сказки:
Большой объем.
Делится на главы.
Много героев.
Много событий в жизни героев.
Действие длится долгое время. Вымысел,
Сказочные герои.
Сказочные события.
Сказочные предметы.
Счастливый конец.
IV. Закрепление изученного. Рефлексия
Попробуйте в качестве закрепления определить, кому принадлежат эти предметы?
Полено и топорик
Сачок
Плетка
Указка
Костыль
Колпак
Итак, в повести-сказке много героев. Трудно сказать, кто из них положительный, а кто отрицательный – все они проявляют себя по-разному. Но мы точно можем разделить их на два мира: мир добра и мир зла.
Назовите героев мира Добра. (Буратино, папа Карло, Джузеппе, Мальвина, Пьеро, Артемон, Тортила-добрые, отзывчивые, честные, смелые.)И мира Зла (Карабас, Дуремар, Алиса, Базилио, Шушера жестокие, глупые, хитрые, жадные.)
Вокруг какого персонажа сказки борятся эти миры? (Вокруг Золотого ключика.)А какой мир всегда побеждает в сказке? (Мир Добра.)А кто же все-таки главный герой? (Буратино.)
Всем ли вам нравится Буратино?
Кого он напоминает?
Хотелось бы вам иметь такого друга? Почему?
Вот почему Буратино – любимый герой сказок людей многих поколений.
Как вы думаете (посоветуйтесь в группах), почему эту сказку, которой уже более семидесяти лет, с удовольствием читают и взрослые, и дети?
Чему она учит детей?
А взрослых?
Чему вы научились, прочитав эту сказку?
Какие высказывания героев стали крылатыми выражениями? (Группа лингвистов.)Ключиком всегда что-то открывают. Что главное для себя открыл Буратино?Важной частью нашей с вами многогранной проектной деятельности по сказке (чтение, мультфильмы, фильмы-сказки, музей, рисунки, аппликации, поделки, костюмы, отзывы, музыка, песни, танцы) стал фильм, созданный на уроках информатики.Фрагмент урока информатики
Давайте вспомним, что нам помогло в работе над фильмом.Как называется (дети показывают ответы на карточках по группам):
Демонстрация какой-либо темы, выполненная в специальной программе на компьютере с использованием различных технических средств – Презентация.
Основной цвет или тон, на котором размещается изображение или текст презентации - фон.
Цветовые и графические настройки конкретного слайда - дизайн слайда.
Компьютерная имитация движения, добавления специальных эффектов анимация.
Видеоряд из фотографий – слайд-шоу.
А теперь внимание на экран.
Демонстрация итогового фильма-презентации “Мир добра и Мир зла в сказке”.Исполняется песня “Буратино” (под руководством учителя музыки).
V. Итоги урока
Все сегодня работали хорошо, дружно, очень старались.Мы благодарим всех вас, ребята, за сотрудничество.Что на уроке для вас было новым и интересным?
Знания, умения и навыки по каким предметам помогали нам сегодня на уроке? (Литературное чтение, русский язык, математика, окружающий мир, информатика, музыка, физическая культура, ИЗО и художественный труд, немецкий язык.)Вот какая удивительная и увлекательная Планета Знаний – программа, по которой мы с вами учимся!На ваших партах лежат карточки с изображением героев сказки и два карандаша.Если мы достигли целей урока, раскрасьте, пожалуйста, красным Буратино, если мы что-то не доработали, синим - Мальвину.Сдайте карточки капитану (рефлексия).
Вы помните, наверное, что папа Карло-это Карло Коллоди, написавший сказку о Пиноккио как раз в том году, когда родился А.Н.Толстой. Пиноккио и Буратино – очень похожие сказочные персонажи. Но их приключения совершенно разные и по-разному кончаются.
Почитайте книжку о Пиноккио (домашнее задание).
Мы дарим вам золотые ключики в память о сегодняшнем уроке.Пусть они откроют для вас волшебную страну книг
Интегрированный урок музыки, физической культуры и литературного чтения во 2 классе
Тема урока «Играем в сказку «Заюшкина избушка»
Цели:
Развивать у детей способность воспринимать и понимать обращенную к ним речь. Учить строить связные высказывания на материале сказки, формируя выразительную сторону речи. Развивать вокально-хоровые навыки, темпо-ритмический слух, чувство ритма в движении и включение его в речь. Развивать умения перевоплощаться, проявлять художественно-творческие способности.
Коррегировать и обогащать языковую базу устных высказываний. Коррегировать слуховое восприятие; слухо-двигательную координацию, развивая способность произвольно передвигаться в пространстве относительно других людей.
Воспитывать культуру речевого общения, умение понимать друг друга, тем самым развивать чувство коллективизма.
Оборудование: телевизор (макет), две избушки (макеты), маски (зайца, медведя, лисы, собаки, петуха), семь зайцев (шапочки), иллюстрации к сказке, книга сказок; пианино, музыкальные инструменты (скрипка, балалайка, барабан); награды («золотой заяц в телевизоре») 7 штук.Ход урока
I. Орг.момент: построение, музыкальное приветствие
Загадка:
«Чудеса по вечерам он показывает вам.На его, друзья, экране –То моря шумят в тумане,То плоды качает сад.Есть программы для ребят.»(телевизор)
II. Сообщение темы
– Мы попали на телевидение. Будем путешествовать по студиям, где проходят различные съемки телепередач, фильмов.
III. Разминка (аудирование)
– Оказались мы в первой студии – Дикторской. Прежде чем дикторы начнут свою работу, они должны выполнить артикуляционную разминку:
Музыка Л.О.:
1) Музыкальная разминка:
«штро-бас-регистр»;
«штро-бас-регистр» с остановкой на звуке;
упр. «Мотоцикл»;
«ма-мэ-ми-мо-му» (на одном звуке с переходом в конце на октаву вверх).
2) Слушание и запоминание, отчетливое произнесение слоговых комплексов и слов:
СА-са-са-саОй, бежит в лесу лиса!Сы-сы-сы-сыНе боимся мы лисы!Су-су-су-суВидел кто из вас лису?
3) Упр. на подвижность речевого аппарата (чистоговорка)
(перешли за парты)
– А теперь выступаем в эфире:
– Заяц, заяц, чем ты занят?– Кочерыжку разгрызаю.– А чему ты, заяц, рад?– Рад, что зубы не болят.
Физ. Минутка: Выдалась минутка отдыха – игра «Хлопок-ухо-нос»
IV. Основная часть.
– Попадаем во 2 студию – Кастинг – отбор актеров на главные роли в фильме. Кто выполнит все задания отлично, тому дадут роль в фильме.
1. Введение в тему урока.
а) Загадки:
Что за зверь лесной – Встал, как столбик под сосной.И стоит среди травыУши больше головы? (заяц)Хвост пушистый, мех золотистый,В лесу живет, в деревне кур крадет.(лиса)
б) – Отгадайте название сказки, где встречаются эти герои (Заюшкина избушка). По мотивам этой сказки у нас будет сниматься фильм.
2. Прочтение текста сказки (сценария) с музыкальным сопровождением.
Объяснение новых слов: лубяная – деревянная, изготовленная из дерева.
3. Характеристика героев сказки.
а) Вопросно-ответный диалог (с опорой на иллюстрации). Давайте обсудим:
– Лиса какая?
– А заяц?
– А медведь какой?
– А какие собаки?
– Какой петушок?
б) Игра «Угадай» (с музыкальным сопровождением): по внешним признакам, по характеру музыки угадать героев сказки.
Физ.минутка: Игра c показом «У оленя дом большой…»
4. Репетиция ролей героев сказки с атрибутами под музыкальное сопровождение.
5. Переходим в музыкальный зал для репетиции песни «Веселый музыкант»:
узнать песню по мелодии и повторить;
отработка трудных мест;
О каких музыкальных инструментах говорилось в песне? (ответы детей, показ инструментов – скрипки, балалайки, барабана);
имитация игры на музыкальных инструментах.
V. Инсценировка сказки с песней и танцевальными движениями.
Оказались мы в главной студии, которая называется – Съемочная площадка. Здесь будет проходить съемка нашего фильма-сказки «Заюшкина избушка».
а) Переодевание героев в костюмы.
б) Инсценирование сказки по ролям с музыкальным сопровождением.
в) – Довольный зайка позвал друзей на полянку веселиться (переодевание героев сказки в зайцев)
г) Исполнение песни «Веселый музыкант» с танцевальными движениями
Я на скрипочке играю (имитация игры на скрипке)Ти-ли-ли, ти-ли-ли.Пляшут зайки на лужайке (танц.движение «носок-пятка»)Ти-ли-ли, ти-ли-ли.(ритмические движения в кругу «приставные прыжки в сторону»)– Заиграл на балалайке (имитация игры на балалайке)Трень-ди-брень, трень-ди-брень.Пляшут зайки на лужайке (танц.движение «носок-пятка»)Целый день, целый день.(ритмические движения в кругу «приставные прыжки в сторону»)– А теперь на барабане (имитация игры на барабане)Бум-бум-бум, трам-там-там.В страхе зайки разбежались (присесть на месте)По кустам, по кустам.
д) Вопросно-ответный диалог:
– Зайки, где вы пропадали?– Мы в капусте отдыхали! (трясутся от страха)– А капусту вы не ели?– Только носики задели!– Вас бы надо наказать!– Так попробуйте догнать! (разбегаются)
VI. Итог
– Фильм мы сняли, молодцы! А теперь церемония награждения премией «Золотой заяц в телевизоре» за отлично сыгранные роли в фильме-сказке (награждение учащихся).
VII. Рефлексия
– Понравилось ли вам путешествовать по нашей киностудии?
– Что было самым трудным для вас?
– Что необходимо делать, чтобы преодолевать такие трудности?
.