Формирование творческих и познавательных способностей учащихся с использованием технологии критического мышления


Формирование творческих и познавательных способностей учащихся с использованием технологии критического мышления
Сегодня в теории и практике обучения языку в начальных классах особенно остро стоят проблемы развития связной речи, творческих способностей учащихся. Одной из инновационных технологий, которая помогает ученику не только усвоить необходимый материал, но и способствует развитию его личностных качеств - это технология формирования и развития критического мышления.
Развитие критического мышления – очень важный аспект не только в обучении, но и в повседневной жизни, где герои – реальность, а их поступки – твои действия и действия твоих детей. Научить детей мыслить критически – означает правильно поставить вопрос, сконцентрировать внимание в правильное русло, учить делать выводы и находить решения.
Обучение - основная форма развития познавательной активности младших школьников. С одной стороны, во время образовательного процесса учащиеся добывают новые знания, которые расширяют их кругозор, с другой стороны – в процессе активной деятельности развиваются обучающие возможности учащегося, благодаря которым он может самостоятельно и творчески не только использовать запас знаний, а и искать новые, удовлетворяя свои потребности.
За годы обучения в школе у учащихся вырабатывается привычка удовлетворять потребности обучения материалом учебника, а это недостаточно обеспечивает развитие познавательной деятельности учащихся. Материал учебника не может постоянно стимулировать самостоятельную творческую деятельность и осмысление конкретных явлений, поскольку не ассоциируется с реальными впечатлениями. Необходимо изучать окружающий мир, виды трудовой деятельности, явления общественной жизни, которые характерны для места проживания детей.
Именно поэтому во время изучения русского языка я предлагаю задания на основе местного материала, который способствует развитию познавательной активности и критического мышления во время обучения.
Вот примеры таких заданий:
составление и решение заданий на материале окружающей среды и народных знаний русских
рассмотрение упражнений на развитие умения высказывать догадки, допущения, доказательство справедливости определённых утверждений
выполнение интегрированных заданий
В.А. Сухомлинский уделял особенное снимание развитию творческих способностей младших школьников средствами литературы. Содержанием этой системы он считал:
постановку учителем перспективной цели развития творческих способностей учащихся
достижение тесного взаимодействия речевой деятельности младших школьников
проведение уроков мышления на природе
систему творческих работ с развитием речи
Дети младшего школьного возраста в своих сочинениях не просто передают переосмысленные впечатления, они начинаю целеустремлённо искать приёмы для этой передачи. Возможность отбора таких приёмов непосредственно связана с особенностями обучения ребёнка, а именно:
агглютинация
аналогия
акцентирование
гиперболизация
схематизация
типизация
реконструкция
Во время обучения сочинения учениками сказок, стихотворений, загадок, потешок я предлагаю такие приёмы.
«Бином фантазии». Новый образ может появиться, если взять два слова, между которыми есть определённая содержательная дистанция. Это вынужденно активизирует представление, а в результате выходит единое фантастическое целое. В «биноме фантазий» слова используются не в их обычном значении. Например, «шкаф» и «собака». Эти слова могут быть соединены с помощью предлога: собака со шкафом, шкаф собаки. Каждое из этих словосочетаний может быть основой для придумывания конкретных ситуаций, с которых составляется сказка.
«Фантастические гипотезы». Эта техника выражена в форме вопроса: «Что было бы, если…?
«Свободное прибавление приставок». Например, антизонт, трикорова, вице-пёс. Особенно продуктивными являются новые приставки: макро-, мини-, макси- (макси-одеяло, и т.д.)
«Конструирование загадки». Этот приём стимулирования детского творчества в концентрированной форме отображает детский опыт познания действительности.
«Придумывание истории с шестым словом». Детям предлагают слова, на основе которых они придумывают какую-нибудь историю. Например, пять слов, которые подсказывают сюжет сказки «Красная шапочка»: девочка, лес, цветы, волк, бабушка; с шестым словом, например, вертолёт. (История может быть такой: когда волк стучал к бабушке, его заметил вертолёт полиции и начал преследовать преступника, пока тот не попал в руки охотника).
«Сказка наоборот». Этот метод ценен не только для развития пародирования, с его помощью можно также обозначить исходящую точку для свободного рассказа, который самостоятельно разворачивается в любом направлении.
«Создание «винегрета» из сказок». Суть этого метода заключается в том, что действия с разных сказок переплетаются и развиваются по новому сюжету. Учащиеся получают удовольствие от данного метода.
Важным педагогическим условием формирования критического мышления учеников – это создание заинтересованности и доброжелательности на уроке, активное привлечение к парной и групповой работе. Начиная с детских лет ребёнка необходимо приучать формулировать свои мысли, оценочные суждения, убеждения, независимо от других.
Мышление может быть критическим только тогда, когда оно имеет индивидуальный характер.