Буклет для воспитателей Использование проблемно – игровой технологии в развитии интеллектуальных и математических способностей детей дошкольного возраста


Развитие математического и логического мышления ребенка подразумевает формирование логических приемов мыслительной деятельности, а также умения понимать и прослеживать причинно-следственные связи явлений и умения выстраивать простейшие умозаключения на основе причинно-следственной связи.

Характерные черты 
проблемно-игровой технологии:
ребёнок не ограничен в поиске практических действий, экспериментировании, общении для разрешения ошибок и противоречий, проявлении радости и огорчений;
ребёнок самостоятельно находит способ достижения цели или осваивает его;
ребёнок естественно принимает помощь со стороны взрослого: частичную подсказку, участие в выполнении или уточнении действий, речевых способов оценки и т. д.;
взрослый создаёт мотивацию и подбирает интересные для ребёнка игры, упражнения, развивающие смекалку и сообразительность, мыслительные операции.
Проблемная ситуация –
ситуация, с которой начинается процесс размышления. Осознание трудностей, невозможность разрешить их привычным путем побуждают ребенка к активному поиску новых средств и способов решения задачи и открытию мира математики. Процесс постановки и разрешения проблемной ситуации состоит из следующих этапов:
постановки формулирования проблемы;
выдвижения предположений и гипотез;
выбора, проверки, обоснования гипотез;
подведения итогов, вывод.
Для того чтобы правильно поставить и усиленно разрешить проблему,
необходимо разделять деятельность педагога и деятельность ребенка!
Деятельность педагога предполагает
создание проблемной ситуации,
формулировку проблемы,
управление поисковой деятельностью детей,
подведение итогов.
Деятельность ребенка включает:
«принятие» проблемной ситуации,
формулировку проблемы,
самостоятельный поиск,
подведение итогов.
Организовать поисковую деятельность математического содержания помогают различные приёмы решения проблемных ситуаций:
система вопросов, переформулирование условий задачи;
наводящие задачи или задачи-подсказки;
цепочка наводящих задач;
готовый вариант решения.
Структурными компонентами проблемной ситуации, которые используются при организации образовательного процесса по математическому развитию, являются:
проблемные вопросы
(Сколькими способами можно разрезать квадрат на 4 части);
занимательные вопросы
(У стола четыре угла. Сколько будет у стола углов, если один отпилить?);занимательные задачи
(Сколько концов у трех палок? А у трех с половиной?);• задачи-шутки
(На груше выросло пять яблок, а на ёлке-только два.Сколько всего яблок выросло?
ответ: ни одного, на этих деревьях яблоки не растут.)
Сначала необходимо ставить перед детьми проблему, добиваюсь её осмысления, направлять внимание детей на необходимость её решения. Затем идёт выдвижение гипотез и их проверка практическим путём, коллективное обсуждение ситуации и путей её решения.
Когда занимательная задача доступна ребенку, у него складывается положительное эмоциональное отношение к ней, что и стимулирует мыслительную активность. Ребенку интересна конечная цель: достичь правильного решения. Дети активно участвуют в обсуждении задач, порой необдуманно выдвигают ошибочное предположение, затем постепенно начинают контролировать себя, рассуждают. Также очень активно дети решают задачи в стихах, особенно, если они сопровождаются иллюстрациями:


Применение проблемно-игровых технологий математического развития дошкольников позволит:
сделать процесс формирования элементарных математических представлений у детей более эффективным;
создать условия для освоения детьми математических понятий, связей и зависимостей; для формирования вычислительных и комбинаторных навыков, знаний о способах преобразования объектов;
развить у дошкольников познавательные интересы;
развить способность строить простейшие умозаключения;
сформировать мыслительные операции анализа, синтеза, обобщения, классификации, сериации;накопить детям логико-математический опыт решения познавательных задач;
способствовать развитию логического мышления у дошкольников.
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 47 «Веселинка»
города Димитровграда Ульяновской области»
ПАМЯТКА
ДЛЯ ПЕДАГОГОВ

Использование проблемно – игровой технологии в развитии интеллектуальных
и математических способностей детей дошкольного возраста
Руководитель методического объединения педагогов МБДОУ «Детский сад № 47 «Веселинка»
Вотчицева Т.И.
Димитровград, 2016