Из опыта работы. Развитие творческих способностей учащихся младших классов в урочной и внеурочной деятельности.


Развитие творческих способностей учащихся младших классов в урочной и внеурочной деятельности.
Из опыта работы учителя начальных классов Мишиной Н.В. (г.о. Саранск, МОУ «Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов № 36»)
«Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества. От того, как будет чувствовать себя ребенок, поднимаясь на первую ступеньку лестницы знаний, что он будет переживать, зависит весь его дальнейший путь к знаниям».
В.А. Сухомлинский

Моя работа посвящена обобщению опыта работы по развитию творческих способностей в условиях ФГОС.
Жан Жак Руссо писал: «Почти во всех делах самое трудное – начало». Начальная школа всегда была и останется началом всех начал. Именно начальная школа формирует портрет будущего подростка, юноши, молодого человека, закладывает в нем нравственные ориентиры, зажигает маяки ближайших и далеких целей. Именно начальная школа имеет уникальную возможность раскрыть, увидеть, распознать первый, еще еле заметный росточек творческого начала. Но именно начальная школа не имеет права на ошибку: то есть пройти мимо и не заметить творческой искорки в маленьком человеке, а еще хуже затушить ее своей некомпетентностью или просто нежеланием замечать что-либо.
Современная школа переживает новый этап своего развития. Перед учительством стоит задача перестроить учебно-воспитательный процесс таким образом, чтобы общество получало высококультурных, глубоко нравственных и социально активных граждан, для которых умение и стремление учиться должны стать устойчивыми качествами творческой личности. Формирование творческой личности, одна из главных задач, провозглашенных в концепции модернизации российского образования. Это способствует активизации познавательной деятельности учащихся, стимулирует и развивает психические процессы, развитие мышления, восприятия, памяти.
Что же такое творчество? Творчество – это созидание. Оно порождает новые духовные и материальные ценности. Стремление к творчеству характерно для школы наших дней. Это все же мир детства и надежд, где почва благоприятна для творчества и где не угасает одухотворяющий поиск разума и добра.
Творчество детей необходимо развивать в процессе всего обучения в младшей школе. И в настоящее время одно из актуальных значений приобретает проблема развития творческих способностей личности.
Развивать творческие способности? Что это значит?            
- Во-первых, это развитие наблюдательности, речевой и общей активности, общительности, хорошо натренированной памяти, привычки анализировать и осмысливать факты, воли, воображения.
- Во-вторых, это систематическое создание ситуаций, позволяющих самовыразиться индивидуальности ученика.
- В-третьих, это организация исследовательской деятельности в познавательном процессе.
Наиболее эффективный путь развития индивидуальных способностей лежит через приобщение школьников к продуктивной творческой деятельности. Под творчеством понимается деятельность по созданию новых и оригинальных продуктов, имеющих общественное значение. Действительно, вершинные творения в истории человечества – явления далеко не массовые. Но как часто в повседневной жизни мы сталкиваемся с определением “творческий человек”, “творческая личность”, “творческий подход к делу”. Л.С. Выготский утверждал: “…высшие выражения творчества до сих пор доступны только немногим избранным гениям человечества, но в каждодневной окружающей нас жизни творчество есть необходимое условие существования, и все, что выходит за пределы рутины и в чем заключена хоть йота нового, обязано своим происхождением творческому процессу человека” (Выготский, 1997, с. 6). И наверное, стоит согласиться с популярным сейчас в психологии мнением о том, что “любой человек, обладающий интеллектом выше среднего и некоторыми определенными навыками, может создать даже великое произведение” (Халперн, 2000, с. 453), а также с новыми концепциями обучения, рожденными в недрах гуманистической психологии, которые заключаются в формировании у учащихся умения действовать “здесь и теперь”. О таком обучении, ориентированном на импровизацию, догадку, творчество, писал Дж. Брунер. Об этом говорит в своей последней книге А. Маслоу: “Мы должны больше интересоваться творческим процессом, творческой установкой, творческой личностью, а не только творческим продуктом” (Маслоу, 1999, с 100).
Детский возраст имеет богатейшие возможности для развития творческих способностей. К сожалению, эти возможности с течением времени необратимо утрачиваются, поэтому необходимо, как можно эффективнее использовать их в младшем школьном детстве.
Успешное развитие творческих способностей возможно лишь при создании определенных условий, благоприятствующих их формированию. Такими условиями являются:
Ранее физическое и интеллектуальное развитие детей.
Создание обстановки, определяющей развитие ребенка.
Самостоятельное решение ребенком задач, требующих максимального напряжения, когда ребенок добирается до “потолка” своих возможностей.
Предоставление ребенку свободу в выборе деятельности, чередовании дел, продолжительности занятий одним делом и т.д.
Умная доброжелательная помощь (а не подсказка) взрослых.
Комфортная психологическая обстановка, поощрение взрослыми стремления ребенка к творчеству.
Но создания благоприятных условий недостаточно для воспитания ребенка с высокоразвитыми творческими способностями. Необходима направленная работа по развитию творческого потенциала у детей. К сожалению, традиционная существующая в нашей стране система воспитания почти не содержит мер, направленных на последовательное систематическое развитие творческих способностей у детей. Поэтому они (способности) развиваются в основном стихийно и в результате, не достигают высокого уровня развития.
Для  развития творческих способностей можно предложить следующие действия, направленные на эффективное  развитие творческих способностей школьников:
Введение в программу школьного воспитания специальных занятий, направленных на развитие творческих способностей.
Использование стратегий, способствующих развитию творческих способностей детей.
3.Работа с родителями.
Достигнуть желаемого результата учитель сможет лишь в том случае, если сам он не чужд творчеству, постоянному поиску, созиданию.
А творческий учитель тот, кто:
- преподает увлеченно, творчески планирует свою работу, стремится   рационализировать тематическое и поурочное планирование;
- свободно ориентируется в современных педагогических идеях, концепциях и технологиях обучения;
- уважает личность ученика;
- дифференцирует объем и сложность заданий;
- побуждает обучающихся к постановке познавательных вопросов, умеет одновременно держать в поле зрения всех учащихся класса;
-  развивает ребенка, приспосабливаясь к его зоне ближайшего развития, ориентир развития направлен на ученика;
- педагог содействует ребенку в формировании положительной Я-концепции, самопознания и творческого самопроявления;
Таким образом, можно сделать вывод, что развитие творческих способностей младших школьников и их творчество должно проходить и в учебной и во внеурочной деятельности, причем деятельность эта должна координироваться.
Обоснование авторской идеи.
Чему я хочу научить своих учеников? Этот вопрос я задаю себе постоянно.
Целью моей деятельности как педагога является создание условий для развития активной творческой личности обучающихся.
Задачи которые я ставлю перед собой:
а) формировать творческий потенциал личности разнообразными методами во внеурочной деятельности в рамках ФГОС;
б) уделить внимание изучению и овладению современными педагогическими технологиями, позволяющими существенно изменить методы организации образовательного процесса, характер взаимодействия субъектов системы, и, наконец, их мышление и уровень развития;
в) приобщать обучающихся к творческой работе;
г) прививать интерес к творчеству, поиску необычного, нового;
д) развивать навыки созидания, самореализации;
е) поддержать и развивать творчество обучающихся в разнообразных его проявлениях. Я глубоко убеждена в том, что главная цель любого урока – это воспитание личности, человека, умеющего анализировать прочитанное, самостоятельно оценивать факты, явления, события и на основе полученных знаний формировать свой взгляд на мир. Одним словом, личность в моем понимании – человек, не боящийся мыслить.
Чтобы достигнуть поставленной цели, очень важно создать определенные условия для ученика, которые помогли бы обрести уверенность в себе, в своих силах, позволили бы ему раскрыться, способствовали формированию его мировоззрения. Современная методика преподавания, к сожалению, не всегда позволяет создать в классе комфортные условия для каждого ученика, атмосферу творчества или, точнее говоря, сотворчества между учителем и учеником, а также между учащимися. Поэтому мой опыт преподавания в школе – это прежде всего поиск таких методов работы.
Для первоклассника первое сентября самый желанный день в его жизни. Каждый ребенок с нетерпением ждет этот праздник. Как сделать его знаменательным, запоминающимся на всю жизнь зависит от учителя. Поэтому уже с первого дня пребывания ребенка в школе работа по развитию творческих способностей детей я начинаю на первом занятии. После торжественной линейки в классе проводятся мероприятия с участием моих бывших учеников, где разыгрываются различные сцены, в которых принимают участие первоклашки, выполняют всевозможные творческие задания, помогают героям, принимают решения, находят выход в сложившихся ситуациях. Это позволяет раскрыть не только таланты своих новобранцев, но и представить их друг другу, ближе познакомить каждого.

Рис.1. На мероприятии 1 сентября 2015г. Мои бывшие ученики выступают перед первоклашками.
Исходя из особенностей детей младшего школьного возраста, в начальной школе успешно могут быть реализованы:
Творческие проекты(1-4классы), предполагающие максимально свободный и нетрадиционный подход к оформлению результатов: альманахи, театрализации, спортивные игры, произведения изобразительного или декоративно-прикладного искусства и т. п. Продуктом проектной деятельности (творческим продуктом) будут являться выставки, газеты, коллекции, костюмы, письма, праздники, системы иллюстраций, сказки.Исследовательские проекты(4классс)- по структуре напоминают подлинно научное исследование. Продуктом исследовательских проектов в начальной школе могут быть - научные сообщения, статьи в школьной газете.
Для решения проблемы развития творческих способностей обучающихся использую проектный метод как новую современную педагогическую технологию, которая позволяет развить эффективные формы самостоятельной учебной деятельности. В результате проектной деятельности обучающиеся не только применяют полученные знания и умения на практике, но и приобретают на их основе новые. В основе метода проектов лежит креативность, умение ориентироваться в информационном пространстве и самостоятельно конструировать свои знания.
Включая младших школьников в проект можно сформировать у них следующие умения:
Определять цель деятельности, планировать ее, выполнять действия и операции, соотносить результат деятельности и ее цель, контролировать свои действия.
Выполнять мыслительные операции. Входящие в состав проектной деятельности.
Проводить наблюдения. Ставить простые эксперименты, строить простые модели объектов и явлений окружающего мира.
Осуществление проекта проводится с целью воспитания детей, их гражданской позиции, их социальной ориентации и адаптации в социуме, самоутверждения.
Темы проектной деятельности необходимо четко продумывать. Предметный материал необходимо выстраивать в соответствующей логической последовательности, учебно-познавательную деятельность младших школьников проектировать так, чтобы она отражала логику научно-познавательной деятельности.
Работая над проектами, учащиеся знакомятся с разнообразием окружающего мира, получают представления о его устройстве, о способах получения знания о нем, учатся самостоятельно добывать информацию, систематизировать и обобщать ее; формируется ответственность за свою деятельность, уважительное и равноправное взаимодействие с партнерами.
Такая работа готовит младших школьников к более глубокому изучению основ наук. Следовательно, важной задачей является вооружение учащихся методами научного познания. Обучение должно строиться на основе самостоятельной деятельности, воспроизводящей основные моменты, присущие исследовательской и проектной деятельности.
Требования к проектированию, в общем, самые простые, и главное из них - исходи из ребёнка. Все темы, предлагаемые в качестве проектных, должны быть посильны пониманию ребёнка. Чем младше ребёнок, тем проще проект. Маленькие дети способны выполнять только очень незамысловатые проекты и рассчитывать свою работу на день и даже только на несколько часов. Следовательно, проектные работы в начальной школе отличаются несложностью, простотой. Обучающийся должен отчётливо представлять не только задачу, стоящую перед ним, но и путь её решения. Он также должен уметь составлять план работы по проекту (на первых порах, конечно, при помощи педагога).
Важно отметить, что проектная деятельность в начальной школе осуществляется под непосредственным руководством учителя или родителей, а дети, в рамках внеурочной деятельности реализуют собственные идеи, проводят исследования, обобщают и представляют полученные результаты.
Этапы работы над проектом.
1.Разработка проектного задания.
Задачи этапа - определение темы, уточнение целей, выбор рабочих групп и распределение в них ролей, определение источников информации, постановка задач, выбор критериев оценки результатов.
2.Разработка проекта.
Задачи этапа- сбор и уточнение информации. Ученики самостоятельно работают с информацией индивидуально, в группах и парах, анализируют и синтезируют идеи.
Учитель наблюдает и конкретизирует.
3.Оценка результатов.
Ученики участвуют в подготовке к представлению материала на уровне презентации.
4.Защита проекта. Презентация.
Задачи этапа - коллективная защита проекта.
Ученики выступают перед одноклассниками и жюри.
В 2013 году в моем классе проходил открытый классный час по вопросу раздельного сбора отходов, с присутствием генерального директора ООО «РЕМОДИС Саранск» С.В.Бегессе, съемочной группы ВГТРК Республики Мордовия, а также замглавы Октябрьского района. Мои ученики узнали, что раздельный сбор отходов сохраняет природные ресурсы и позволяет дать вторую жизнь вещам. После классного часа ребята отправились на сортировочный комплекс, который находится на Лямбирьском шоссе г. Саранска, где своими глазами увидели процесс сортировки и упаковки отходов для дальнейшей переработки.
Данная проблема заинтересовала детей и в конечном итоге в 2015 году она вылилась в проект, который принес нам победу на городской научно-практической конференции «Ярмарка идей», а также был высоко оценен на Всероссийской научно - практической конференции, которая проходила в стенах нашей школы с участием Ивана Блокова, директора по программам Гринпис России, г.Москва, Рашида Алимова, руководителя проектов токсической программы Гринпис России, г.Санкт-Петербург, Александра Цыганкова, г.Москва сотрудник токсической программы Гринпис России, Дмитрия Левашова, Нижегородское региональное отделение Союза «За химическую безопасность», руководитель, г.Дзержинск, Олега Чеснокова, заместитель председателя комитета по экологии и рациональному использованию природных ресурсов городской Думы г.Дзержинска Нижегородской области, В. В. Торбеева, главы местного самоуправления г.о. Бор Нижегородской области, А. Г. Ворошилова, зам. главы администрации г.о. Бор, А.В.Кочетова, депутата совета депутатов г. Бор, М. М. Серафимова, депутата совета депутатов г. Бор.

Рис.2 Защита проекта на Всероссийской научно-практической конференции.
Надо сказать, что метод проектов в условиях реализации ФГОС является необходимой составляющей как урочной, так и внеурочной деятельности учащихся. Особенно применим на уроках технологии, где практически каждый урок - проект и каждый ученик несет ответственность и вносит свою творческую инициативу. Делая что – либо своими руками, дети развивают внимание и память, приучаются к аккуратности, настойчивости и терпению. Всё это помогает ребёнку и на других уроках. Например, к празднику 8 марта в нашем классе планировалось внеклассное мероприятие с участием мам, бабушек. Ребята решили украсить класс поделками, сделанными своими руками. Я дала задание детям подобрать подходящие варианты изделий к уроку. Ребята представили мне несколько вариантов. Из всех мы выбрали самый подходящий к нашему празднику, а именно гирлянду из цветов. Обсудили, какие материалы необходимы для ее изготовления, наметили этапы выполнения работы и согласно этим этапам разделились на несколько групп:
1 группа – размечали полоски на цветной бумаге;
2 группа - нарезали полоски;
3 группа – склеивали цветы из полосок;
4 группа - приклеивали сердечки к цветам;
5 группа - соединяли все цветы в гирлянды.
В итоге получились прекрасные украшения, сделанные коллективно своими руками к празднику.

Рис.3 Гирлянды из цветов к празднику (Проект.)
По такому же принципу создавали коллективную картину в технике квиллинг. Ребята сначала познакомились с данным видом творчества. Определились с выбором композиции, подобрали цвета бумаги, наметили этапы выполнения работы, разделились на группы. Каждый ученик выбирает свою группу по способностям и желанию. Это позволяет каждому ребенку реализовать свои творческие замыслы, выполнять работу охотно и с любовью.

Рис.4 Проект «Картина в технике квиллинг».
Бесспорно, коллективные проекты развивают не только творческие способности детей, но и воспитывают чувство ответственности, взаимопомощи, уважения друг к другу и способствуют выработке у учащихся внимательного отношения к точке зрения другого человека и спокойного отказа от своей, если она недостаточно аргументирована или аргументы оказались несостоятельными.
На уроках технологии при изготовлении поделок дети часто вносят изюминки своего творчества. Занятия аппликациями, например, пользуется неизменным успехом. Дети вкладывают в неё много выдумки, дополняют её своими элементами, деталями, что отличает работы своей индивидуальностью и неповторимостью.
Повышение эффективности урока за счет наглядности. Конечно, достигнуть этого можно и другими методами (плакаты, карты, таблицы, записи на доске), но компьютерные технологии, бесспорно, создают гораздо более высокий уровень наглядности.
Для получения новой информации, расширения кругозора, развития творческих и познавательных способностей учащихся на уроках и во внеурочное время использую презентации, которые составляю сама с привлечением материала, взятого из ресурсов Интернет, упражнения с использованием анимации, которые повышают интерес и так нравятся детям по русскому языку, окружающему миру, математике из Единой Коллекции Цифровых Образовательных Ресурсов (ЕКЦОР). Урок с использованием информационных технологий становится более интересным для учащихся, в результате, становится более эффективное усвоение знаний; улучшается уровень наглядности на уроке, а главное у ребёнка появляется мотивация.
Дети с удовольствием смотрят слайды, принимают активное участие в обсуждении увиденного. Уже во втором классе мои дети сами готовят к урокам небольшие презентации из 4-6 слайдов и демонстрируют их перед одноклассниками. Таким образом,  при активном использовании ИКТ в начальной школе успешнее достигаются общие цели образования, легче формируются компетенции в области коммуникации: умение собирать факты, их сопоставлять, организовывать, выражать свои мысли на бумаге и устно, логически рассуждать, слушать и понимать устную и письменную речь, открывать что-то новое, делать выбор и принимать решения, повышается интерес к изучаемым предметам. Всем известно, что проблема чтения детей в настоящее время одна из самых актуальных в современном мире. Поэтому как заставить ребенка читать дома волнует многих родителей и учителей. Чтобы научить ребёнка любить книгу, быть активным читателем учителю необходимо познакомить его с книгой ближе. Библиотека это тот храм, который покажет малышу путь в мир знаний. Поэтому с первых дней пребывания ребёнка в школе я веду их в свою школьную библиотеку ведь не секрет, что многие первоклашки уже умеют читать. Сама обстановка, обилие книг вызывает у ребёнка интерес, желание взять и прочитать книгу. Экскурсии в библиотеку мы делаем еженедельно. Работники нашей районной библиотеки постоянно проводят викторины, конкурсы по детским произведениям. Несомненно, такая работа приносит положительные результаты.
Вот уже несколько лет я веду с детьми дневники читателя. Ребята красочно их оформляют, делают иллюстрации, вписывают названия прочитанных произведений, составляют вопросы, краткую аннотацию и обязательно отзыв о прочитанном. В конце каждой четверти дети приносят свои читательские дневники, отводится специальное время для работы с ними. Отмечаю, что все дневники разнообразны, нет ни одного похожего, каждый - творческая индивидуальность! На данном занятии дети готовят отчет по прочитанным произведениям, организуется выставка читательских дневников, ребята рассматривают каждую работу, сравнивают её со своей, перенимают опыт своих одноклассников. Такой вид деятельности заставляет даже ленивого прочитать книгу и завести читательский дневник.



Рис.5 Страницы читательских дневников.
На уроках литературного чтения и окружающего мира ребята не просто изучают материал учебника, но и готовят разнообразные проекты, презентации, пишут сказки, сочиняют стихи, делают книжки- малышки. Так, изучая по литературному чтению тему «Колыбельные песни» раздела «Устное народное творчество», ребятам было дано задание, узнать у своих родителей, какие колыбельные песни они пели им в детстве, оформить её на отдельном листе бумаги с красочной иллюстрацией. Дети принесли свои странички колыбельных песен, не похожих друг на друга. Затем из отдельных страничек у нас получилась книга колыбельных песен наших мам. Таким образом, мы «издали» книгу сказок, загадок и теперь в нашей классной библиотечке есть книги собственного сочинения, которые являются визитной карточкой нашего класса.


Рис.6 Творческие проекты детей на уроках.
На уроках русского языка и литературного чтения ребята часто перевоплощаются в живые и неживые предметы, пишут сочинения-миниатюры от лица этих предметов, выражая чувства, эмоции, высказывая свою точку зрения. Дети очень любят сочинения – рассуждения, несмотря на свой юный возраст. Ребята пишут такие сочинения, не подписывая свои работы. Это позволяет каждому ребёнку не стесняясь выйти на откровенный разговор с учителем, поделиться своими проблемами, а учителю в свою очередь протянуть руку помощи. Родители порой не замечают некоторых душевных травм своих детей. Так в одном из сочинений, мне удалось выявить причину страха одной девочки и провести работу с ней школьного психолога.
Изучая «Сказку о рыбаке и рыбке» А.С.Пушкина со своими второклашками, я дала задание написать сочинение - рассуждение на тему «Если бы у меня была золотая рыбка». Работа одного мальчика меня просто восхитила. Вот некоторые строчки из его сочинения «Если бы у меня была золотая рыбка, я бы не стал просить у неё как та старуха из сказки свои желания, а попросил бы у неё здоровья всем больным детям и нашему учителю». И это росточки добра в душе малыша второклассника!
На уроке окружающего мира, изучая тему «Жизнь птиц» мы с детьми обсудили проблему зимующих птиц нашего края. Ребята сделали вывод, что зимой птицам страшен не холод, а голод. Встала проблема - как помочь птицам зимой. Дети предлагали различные варианты ответов и пришли к тому, что им надо сделать кормушки. Это решение вылилось в большой интересный проект. Мы обсудили из чего же можно сделать птичьи столовые. Ответы детей поразили своей изобретательностью. Предложений было множество-это и пустые пластиковые бутылки, коробки из-под молока, обуви и новогодних подарков. К нашей работе подключились и родители. Некоторые из них смастерили настоящие птичьи дворцы. Дети с восхищением рассматривали творения рук своих одноклассников.

Рис.7 Проект «Кормушки для птиц».
Следующий этап проекта - размещение кормушек в районе нашей школы. Мы узнали, чем питаются птицы, которые зимуют в нашей местности. Дети принесли и семечки, и пшено, а один мальчик большой кусок сала. Сколько было эмоций, когда мы развешивали птичьи кормушки! А главное ребята следили за тем, чтобы в них постоянно находился корм. Думаю, после такой работы у детей не появится желание взять в руки рогатку и нацелить её в пернатых друзей.
Большую работу по развитию творческих способностей учащихся я провожу во внеурочной деятельности. Этому виду занятий я придаю особое значение. Считаю, что данная работа имеет не только воспитательное значение, ни и способствует развитию творческих способностей учащихся. Безусловно, у учителя уходит много личного времени на подготовку к мероприятиям, но результаты дорогого стоят. Здесь раскрываются таланты учеников, их отношение друг к другу, сплачивается коллектив детей и родителей, ребята становятся дружнее, активнее, инициативнее, повышается познавательная активность учащихся.
Так уже в первом классе на школьном благотворительном концерте, который был дан в помощь больным детям наших коллег, мои первоклашки выступили перед большой аудиторией родителей с постановкой сказки «Курочка - ряба» и получили высокую оценку зрителей.
Мои ребятишки неоднократно выступали перед воспитанниками дошкольных образовательных учреждений с внеклассными мероприятиями, в частности по правилам дорожного движения с приглашением инспекторов ГИБДД по РМ. Это оказывает большое значение в плане преемственности между дошкольным и начальным школьным ступенями воспитания.
Экскурсия - форма организации обучения, которая позволяет проводить наблюдения, а также изучение различных предметов, явлений и процессов в естественных условиях. С первого класса с детьми начинаем изучать природу мордовского края, нашу малую родину. Здесь экскурсия занимает первое место. Она расширяет кругозор ребят. Дети узнают о прошлом и настоящем родного края, достопримечательностях, знакомятся с трудовым подвигом своих земляков, историческими местами, промышленными объектами и т.д.
После таких экскурсий у ребят в памяти остаются неизгладимые впечатления. По свежим следам предлагаю свои мысли высказать в сочинениях. По желанию ребята могут творчески оформить свои сочинения - сделать рисунки и фотографии.
На педагогическом совете по преемственности классный руководитель и учителя предметники отмечают, что дети моего класса творческие, сами организуют всевозможные внеклассные мероприятия в своём коллективе практически без помощи классного руководителя: выбирают тему, назначают ответственных, подбирают костюмы, оформление, т. е. инициатива исходит от самих детей. Учитель литературы отметила, так, например, изучая тему «Басни И.А.Крылова» ребята устроили настоящее театральное шоу, разделились на команды и представили костюмированные инсценировки басен. По словам учителя это было для неё большой неожиданностью. А самое главное, дети сами подали идею разыграть басни. Восторгу педагога не было предела!

Рис.7 На внеклассном мероприятии.
Кому нужны творческие способности? Ускорение научно-технического прогресса будет зависеть от количества и качества, творчески развитых умов, от их способности обеспечить быстрое развитие науки, техники и производства, от того, что теперь называют повышением интеллектуального потенциала народа.
Есть великая формула “дедушки” космонавтики К.Э. Циолковского, приоткрывающая завесу над тайной рождения творческого ума: “Сначала я открывал истины, известные многим, затем стал открывать истины, известные некоторым, и, наконец, стал открывать истины, никому еще не известные”. Видимо, это и есть путь становления творческих способностей, путь развития изобретательского и исследовательского таланта. Наша обязанность – помочь ребенку встать на этот путь.