Конспект урока по географии на тему Агропромышленный комплекс


МКОУ СОШ Чехов-7
«Агропромышленный комплекс России.
Растениеводство и животноводство».
(конспект урока по географии 9 класс)
Декабрь 2012
Задача: Изучение АПК и его проблем со значительной долей самостоятельности
учащегося.
Цели: 1) Образовательные: познакомить с особенностями агропромышленного комплекса. Изучить особенности сельского хозяйства России. Изучить растениеводство животноводство и их зональную специализацию
2) Развивающие: продолжить развитие умений работать с картами, диаграммами, статистическими показателями и др. и анализировать их,
3) Воспитательные: способствовать становлению критичности и самостоятельности мышления, толерантности при работе в группе.

Ход урока:
1.Организационный момент(1мин)
2.Изучение нового материала
?-Как вы считаете, какой комплекс ближе всех к человеку, природе, земле?
( Сельское хозяйство ). Значит, тема нашего урока прозвучит очень просто, «Агропромышленный комплекс» (запись в тетрадь), наша с вами задача сегодня - выяснить, что такое АПК, какова его структура, и дать характеристику одному из звеньев АПК.
?-- Давайте попробуем дать определение АПК. (стр. 117 учебника)
АПК - объединяет все отрасли хозяйства, принимающие участие в производстве сельскохозяйственной продукции и её доведение до потребителя.
?-Что является его основной задачей? (стр. 117)
Главная задача АПК – обеспечить население страны продовольствием.
Развитие АПК влияет на благосостояния страны, так как обеспечивает государство продуктами питания.
Основой АПК является сельское хозяйство, но оно одно не может справиться со столь важной задачей. Сельскому хозяйству необходима техника (комбайны, тракторы, картофелекопалки и т. д.), удобрения, ядохимикаты, новые сорта растений и лучшие породы скота, комбикорма и т. д. Поэтому АПК состоит из нескольких звеньев (с производства).-?-Из скольких звеньев состоит АПК, назовите их.(анализ .рис. 53 на стр.118)
142240267335АПК состоит из 3 звеньев.
-Задание ученикам:
Распределите отрасли хозяйства по 3 звеньям (1 звено, 2 звено,3 звено.)
Отрасли: производство минеральных удобрений, сельскохозяйственное машиностроение, рыболовство, сахарная промышленность, торговля, виноградарство, пищевая промышленность ,свиноводство, производство комбикорма.
Ответы:
1 звено – сельскохозяйственное машиностроение, производство минеральных удобрений, производство комбикорма.
2 звено – рыболовство, свиноводство, виноградарство.
3 звено – торговля, сахарная промышленность, пищевая промышленность.
? - От какого звена зависит уровень развития сельского хозяйства?
Ответ: уровень развития сельского хозяйства зависит от развития 1 звена, отрасли которого обеспечивают механизацию и автоматизацию АПК.
Проблема: диаграмма импорта продовольственных товаров говорит о том, что АПК России не справляется со своей задачей.( 9мин)
Чтобы выяснить особенности и проблемы АПК изучим его подробнее.
3.Работа по группам:( 10мин)
1группа:
-с помощью карточки- инструкции изучить особенности АПК,
структуру сельхозугодий, проблемы и варианты решения.
2группа:
С помощью карточки- инструкции изучить растениеводство России: культуры и географию их выращивания.
3группа :С помощью карточки- инструкции изучить отрасли животноводства России: географию распространения отраслей и причины .4.Отчет групп о проделанной работе.(9 мин)
5.Релаксация(1мин.)
6.Пресс-конференция с министром сельского хозяйства и замом.
(журналисты задают вопросы)-10мин.
7.Закрепление.
Географический диктант.(2мин.)
1.Основным звеном АПК является…….(сельское хозяйство)
2.Мероприятия,целью которых является повышение качества почвы, называются…(мелиорация)
3.Важнейшей зерновой культурой России является….(пшеница)
4.Главная задача АПК……..(обеспечение людей продовольствием)
5.Как называются сельскохозяйственные культуры, используемые как сырье для отдельных отраслей промышленностей ……..(технические)
8.Домашнее задание: .: §28,29 обсудить проблемы С/Х и предложить свои пути их решения .(1 минута)
9.Выставление оценок.( 2минута)
ЗАДАНИЕ 1группа.(стр 119 п.28)
1.Отличие сельского хозяйства от других отраслей:
↓ ↓ ↓ ↓2.- А)Проанализируйте соотношение площади России и сельскохозяйственных угодий.
Б)Проанализируйте структуру сельхозугодий.

А)___________________________________________________________________________
Б____________________________________________________________________________
3.Сравните показатели развития АПК России и развитых стран мира.
Показатели развития АПК (на душу населения)
  Россия ФРГ США Япония Франция
Сельскохозяйственные угодья, га1,5 0,2 2,0 0,04 0,2
Пашня, га0,8 0,2 0,7 0,03 0,3
Зерно, кг576 532 1164 111 1116
Сахарная свекла, кг109 323 90 30 526
Картофель, кг259 112 66 27 111
Мясо, кг 36 82 137 25 113
А) Сравните пашню на душу населения и урожайность зерновых в России и США.
_____________________________________________________________________________
Б)Производство мяса на душу населения :____________________________________________________________________
Г)выращивания картофеля, в расчете на душу населения:
_______________________________________________________________________
Вывод :насколько эффективно используется пашня в России по сравнению с др.развитыми странами.?____________________________________________
4.Проблемы сельского хозяйства (стр121 + рубрика Внимание! Проблема)1.Снижается количество посевных площадей.
1 ) первая проблема:________________________________________________________
Для улучшения ситуации нужна мелиорация-_это_________________
2)вторая проблема:______________________________________
2 группа.( с помощью §29 охарактеризуйте земледелие России)
Сельское хозяйство
растениеводство животноводство
( _____%) (___________%)
Вывод: это соотношение свидетельствует_________________________________________
Земледелие
Виды культур Условия благоприятные для выращивания Территория выращивания
Зерновые культуры
Пшеница
А) яровая пшеница(-_____
__________________________)
Б)озимая пшеница(_________________)
Ячмень
Рожь
Технические культуры- это(_______________________
_______________________________________________________________)
Лен-долгунец
Подсолнечник и сахарная свекла Картофель и овощи 3 группа.( с помощью §29 охарактеризуйте животноводство России)
Животноводство состоит из отраслей:
1)__________________
2)__________________
3)__________________
4)__________________
5)__________________
6)__________________
отрасль Особенности кормовой базы Основные районы
1.Скотоводство
А)молочное
направление
Б)Мясное направление
2.Свиноводство
3.
4.Птицеводство
5. - 6. -