Конспект урока по светской этике на тему Дружба (4 класс)


Урок «основы светской этики» № 14 в 4-5 классе по теме «Дружба».
Цель: познакомить учащихся с понятием «дружба», «друг».
Задачи:
- формирование духовно-нравственной сферы личности учащихся;
- развивать умение анализировать жизненную ситуацию, свое поведение и поведение других людей, правильно оценивать поступки,
- на материалах литературных произведений раскрыть значение дружбы, доброты и отзывчивости людей;
- формирование осознанного навыка чтения и приёмом работы с книгой,
- развивать умение обобщать полученные знания во время урока и делать выводы,
- воспитывать культурную речь учащихся, взаимопонимание, взаимопомощь и взаимосотрудничество,
- воспитывать культуру дружеских отношений.
Оборудование:
Интерактивная доска, презентация, аудиозапись с песнями о дружбе, видеозапись с мультфильмом, карточки с напечатанными словами, учебник издательства «Просвещение» «Основы светской этики». 4-5 класс.2012г.
Ход урока:
Орг. момент.
Эмоциональный настрой. Прослушивание песни «Дружба» в исполнении группы «Барбарики». (Слайд №2)
- Ребята, давайте послушаем песню и определим ее тему. О чём она? Эта тема и будет темой нашего урока.
Вводная беседа.
- Ну вот, ребята, мы прослушали с вами песню.
- О чём она? (О дружбе и друзьях.)
- Я не случайно включила вам эту песню. Кто догадался, какая тема урока будет у нас сегодня? ( Дружба)
- Верно.
- Сегодня на уроке вы узнаете, какие отношения существуют между людьми, что такое дружба, чем дружеские отношения отличаются от других отношений.
4. Работа над эпиграфом урока. (Слайд № 3)
- Эпиграфом нашего урока стали слова великого английского драматурга и поэта Уильяма Шекспира:
Настоящий друг вездеВерен, в счастье и беде;Грусть твоя его тревожит,
Ты не спишь — он спать не может,И во всем, без дальних слов,Он помочь тебе готов.Да, по действиям несходныВерный друг и льстец негодный.
- Как вы понимаете эти строки?
- Кто такой настоящий друг? Каким он должен быть?
- Кто такой льстец?
- Словарь О. Даля дает нам объяснение этого слова так: лесть – это проискливая хвала; притворное одобрение; похвала с корыстною целью; лукавая угодливость; ласкательство, униженное потворство.
- А льстец – это человек, обладающий этими качествами.
- А что же такое дружба?
- Давайте найдем ответ на этот вопрос в учебнике.
5. Работа с учебником стр. 32.
а) - Прочитаем первый абзац.
б) Беседа по тексту.
- А у вас есть друзья?
- Кого вы считаете другом?

6. Игра «Найди пару». Работа в парах.
- У вас на столе лежат напечатанные слова, разбейте их на две группы: слова, которые относятся к понятию «дружба», а какие нет.
Слова: ПРИЯТЕЛИ, ВРАЖДА, НЕПРИЯЗНЬ, ПРЕДАННОСТЬ, ДОВЕРИЕ, ВРАГ.
- Молодцы! Вы справились с заданием. Все ли слова вам были понятны? Если нет, давайте разберем смысл непонятных слов.
7. Работа с текстом В. Осеевой «До первого дождя». (Слайд № 4)
- Читаем рассказ.
"До первого дождя" В.А. Осеева
Рассказ о дружбе
Таня и Маша были очень дружны и всегда ходили в школу вместе. То Маша заходила за Таней, то Таня - за Машей.
Один раз, когда девочки шли по улице, начался сильный дождь. Маша была в плаще, а Таня - в одном платье. Девочки побежали.
- Сними свой плащ, мы накроемся вместе! - крикнула на бегу Таня.
- Я не могу, я промокну! - нагнув голову с капюшоном, ответила ей Маша.
В школе учительница сказала:
- Как странно, у Маши платье сухое, а у тебя, Таня, совершенно мокрое. Как же это случилось? Ведь вы же шли вместе?
- У Маши был плащ, а я шла в одном платье, - сказала Таня.
- Так вы могли бы укрыться одним плащом, - сказала учительница и, взглянув на Машу, покачала головой. - Видно, ваша дружба до первого дождя!
Обе девочки густо покраснели: Маша за Таню, а Таня за себя.
- О чем этот рассказ? (О дружбе)
- Найдите основную мысль в тексе. (Видно, ваша дружба до первого дождя!)
- Можно ли назвать Машу и Таню друзьями? Почему? Объясните.
- Как вы считаете, какими должны быть отношения друзей?
- Так что же такое дружба?
- В словарях мы найдем такое объяснение этому слову: (Слайд №5 и №6)
Словарь Ожегова:
ДРУЖБА – это близкие отношения, основанные на взаимном доверии.
Малый академический словарь:
ДРУЖБА – это отношения между кем-либо, основанные на взаимной привязанности, духовной близости, общности интересов.
- А теперь давайте познакомимся с этим понятием на страницах учебника.
8. Работа с учебником стр. 32-33.
- Давайте прочитаем в учебнике, как учёные объясняют, что такое дружба.
9. Физ. минутка. Песня «По дороге с облаками». (Слайд №7)
10. Работа с поговорками и пословицами о дружбе. (Слайд № 8 и №9)
- Давайте прочитаем пословицы и поговорки и попробуем разобраться в их смысле.
Друг познается в беде.
Легко друзей найти, да трудно сохранить.
Надо пуд соли вместе съесть, чтобы друга узнать.
Нет друга ищи, а нашёл береги.
Где дружба прочна, там хорошо идут дела.
Крепкую дружбу и топором не разрубишь.
Был бы друг, найдётся и досуг.
Старый друг лучше новых двух.
Друзей много, а друга нет.
Дружба заботой и подмогой крепка.
Не имей сто рублей, а имей сто друзей.
Вещь хороша, когда новая, а друг, когда старый.
Доброе братство милее богатства.
С хорошим другом горы свернёшь, с плохим – горя хлебнёшь. Сам погибай, а товарища выручай.
11. Беседа.
- Что же такое дружба и, чем она отличается от товарищества?
- Хороший друг и хороший товарищ одно и то же?
- Как рождается настоящая дружба?
- Какими качествами должен обладать настоящий друг?
- Есть ли у вас друг? На чём основана дружба? (Общие интересы; восхищение качествами друга; желание быть похожим на него; взаимопомощь, поддержка в трудных ситуациях; равноправие в отношениях, учитывание интересов другого человека; критичность).
- Можно ли обижаться на друзей?
- К каким недостаткам друга вы относитесь отрицательно, как помогаете ему справиться с ними?
- Как должен вести себя настоящий друг, если о вас плохо говорят другие?
- Может ли быть дружба между мальчиками и девочками? На чём она основана?
- Как вы понимаете, дерево сильно корнями, а человек – друзьями?
12. Вывод. (Слайд № 10)
Дружба – высшая форма товарищества. Быть другом – значит быть требовательным к себе, уметь признавать свои ошибки, не обижаться на справедливую критику. Друзья всегда хотят быть вместе. Они интересуют друг друга. У друзей есть общие интересы, наблюдается определенное сходство в поведении. Друзья доверяют друг другу свои секреты, а в трудную минуту всегда могут рассчитывать на помощь друга.
13. Творческое задание «Дерево дружбы». (Слайд № 11)
- Сейчас я вам раздам листочки. Каждый из вас должен написать одно из главных правил, на котором вы хотели бы построить свою дружбу.
- Прикрепим эти листочки на наше дерево.
- У нас получилось «дерево дружбы» и свод правил, по которым мы будем учиться дружить. Познакомимся с этими правилами.
14. Просмотр мультфильма «Давай дружить».
- В завершение нашего урока о дружбе, давайте посмотрим мультфильм, как две взрослые собаки учили щенка дружить. Что получилось у них, а что нет.
15. Итог урока. (Слайд № 12)
-О чем говорили на уроке? Что такое дружба?
- Чему научил вас этот урок? Когда дружбу можно считать настоящей?
- Какую роль играет дружба в жизни человека? Пригодятся ли вам знания, полученные на уроке, в жизни?
16.  Д. задание:   прочитать стр. 32 – 33, составить небольшой  рассказ по рисункам на стр. 32 или написать небольшой рассказ о своем друге.