конспект урока по Светской этике на тему Россия — наша Родина (4 класс)


Учебно-тематическое планирование.
Тема четвёртого года обучения:
№ п/пТема урока Элементы содержания урока Деятельность учащихся Планируемые результаты Вид контроля дата коррекция
Предметные Личностные Мета-
предметные Раздел 1 Этика общения (2 ч.)
1. Добрым жить на белом свете веселей. Правила общения для всех. Понятия «добро» и «зло» как главные этические категории. Понятие «доброта» и его смысловое значение. Взаимосвязь понятий «добро», «доброта». Значение понятия «зло» и его связь с названными понятиями.
Общение как одна из основных потребностей человека. Главное в общении - стремление к пониманию. Сопутствующие качества общения.
Вести учебный, социокультурный диалог. Объяснять значение изучаемых понятий. Определять основные характеристики общения. Анализировать особенности общения на основе золотого правила нравственности. Аргументировать свою точку зрения. Применять полученные знания в жизни. Составлять небольшой текст-рассуждение на тему добра и зла. Становление внутренней установки личности поступать согласно своей совести, воспитание нравственности, основанной на свободе совести и вероисповедания, духовных традициях народов России. Развитие этических чувств, доброжелательности эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.
Готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения на оценку событий. 2. От добрых правил добрые слова и поступки.
Каждый интересен. Вековой опыт о доброй основе человека. Проявление добра в нашей повседневной жизни. Суть взаимосвязи доброго и злого в человеке. Копилка добрых слов и поступков.
Этические основы правил общения в классе для каждого. Проявление индивидуальной особенности личности. Признаки дружбы и её сохранения. Различать проявления добра и зла. Осознавать с позиции нравственности свои поступки. Характеризовать примеры добрых правил. Определять особенности индивидуального проявления окружающих. Осознанно определять значение моральных норм во взаимодействии людей. Раздел 2 Этикет (2ч.)
3. Премудрости этикета. Красота этикета Этикет как понятие. Его этическая сущность и содержание. Основные нормы этикета и их смысловые значения. История возникновения этикета. Привлекательность правил этикета. Целесообразность и красота этикета. Основные принципы этикета, их разумность. Уметь охарактеризовать правила этикета. Осознанно соблюдать правила этикета. Обозначать сущность понятия «этикет». Накапливать знания по правилам этикета, уметь аргументировать их значение и смысл. -
4. Простые школьные и домашние правила этикета.
Чистый ручеек нашей речи. Общее и особенное в правилах школьного и домашнего этикета. Суть требований этикета в различных жизненных ситуациях. Отражение правил этикета в пословицах и поговорках. Характеристика и определение понятия «речь», её смысловые значения. Смысл и эмоциональная окраска слова, его образная выразительность. Знать основные правила этикета. Уметь обосновать необходимость соблюдения правил этикета в школе и дома, обозначать их перечень.
Осознавать значение понятия «речь». Характеризовать образную выразительность слова. Составлять небольшой рассказ, используя образные речевые средства. Раздел 3 Этика человеческих отношений. (2ч.)
5. В развитии добрых чувств – творение души.
Природа – волшебные двери к добру и доверию. Этическая основа понятия «душа», её образные характеристики и определения. Сочетание и взаимодействие разума и чувств в состояниях души. Характеристика производного понятия «душевность». Пути творения души. Природа как добрая основа жизни. Значимость природы для человека.
Объяснять в чём этическая и эмоциональная основа понятия «душа». Осознанно характеризовать понятия «духовность», «душевность». Определять смысловое значение понятия «справедливость». Осознавать взаимосвязь природы и жизни человека, аргументировать свои высказывания. Становление внутренней установки личности поступать согласно своей совести, воспитание нравственности, основанной на свободе совести и вероисповедания, духовных традициях народов России. 6. Чувство Родины. Жизнь протекает с людьми. Многогранность и смысловое значение понятия «Родина». Эмоциональная взаимосвязь человека с Родиной, различие и разнообразие чувств. Ценностно-смысловое содержание пословиц о Родине. Понятие «патриотизм». Многообразие видов взаимодействий человека с людьми и его содержательная основа. Осознание себя через общение с людьми и познание людей во взаимодействии с ними. Объяснять смысловую основу понятий «род», «Родина». Осознанно определять, что значит быть патриотом. Понимать значение понятия «человечности». Осознанно аргументировать влияние взаимодействий с людьми на нравственный рост человека. Понимание значения нравственности в жизни человека и общества.
Осознание ценности человеческой жизни. Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве. Овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов процессов и явлений действительности в соответствии с содержанием предмета. Раздел 4 Этика отношений в коллективе. (2ч.)
7. Чтобы быть коллективом. Коллектив начинается с меня. Смысловое содержание понятия «коллектив». Главные характеристики и значимые принципы коллективных отношений. Типичное и особенное в ситуациях коллективной жизнедеятельности. Ценности личности и коллектива в ситуациях практического взаимодействия. Значение нравственной установки поведения в коллективе. Индивидуальные потребности во взаимодействии с коллективом. Пути развития коллективных отношений. Анализировать особенности коллектива. Объяснять соотношение понятий «коллектив», «личность». Приводить примеры взаимодействия коллектива и личности из собственного опыта и материалов других предметов. Анализировать возможности улучшения отношений в коллективе. Уметь вырабатывать правила для себя и для других. Становление внутренней установки личности поступать согласно своей совести, воспитание нравственности, основанной на свободе совести и вероисповедания, духовных традициях народов России. Развитие этических чувств, доброжелательности эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.
Готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения на оценку событий. 8. Мой класс – мои друзья. Скажи себе сам. Умение видеть состояние другого человека и соответственно реагировать на него. Преодоление обид и позитивность стремлений к дружеским отношениям. Умение заглянуть в себя и увидеть хорошее в другом человеке. Творческая работа, подводящая итоги изучения предмета в первом полугодии. Умение понять состояние другого человека. Разумно, с пониманием реагировать на состояние другого человека. Осознавать значение семьи для человека, общества и государства. Стремиться корректировать своё поведение в процессе преодоления обид. Применять на практике полученные знания. Понимать необходимость осознанного отношения к собственным поступкам. Часть II
Раздел 1 Простые нравственные истины (2ч.)
9. Ежели душевны вы и к этике не глухи ...
Жизнь священна. Золотое правило этики и, его сущность и содержание. Суть простых нравственных правил. Основы восприятия человеком простых нравственных истин. Взаимодействие разных культур в нашей многонациональной стране. Сущность и содержание общечеловеческих ценностей. Жизнь как главная потребность человека. Жизнь священна – главная нравственная истина. Отличие материальных и духовных потребностей, их смысловая значимость. Реализация духовных потребностей в личной жизни человека. Готовность к нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию. Понимание значения нравственности в жизни человека и общества. Становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций. Овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности в соответствии с содержанием предмета. 10. Человек рождён для добра.
Милосердие – закон жизни.
Жить во благо себе и другим. Благо жизни – в развитии добра. Отражение жизни в народном творчестве, его смысловая направленность. Сказки как учебник жизни. Бескорыстность и доброта как главные характеристики героев сказок. Необходимость отойти от зла и сотворить благо. Значимость этических понятий «сочувствие», «сопереживание», «сострадание», «милосердие». Чувство сопричастности другому человеку. Милосердие как основа жизни. Конфликтные ситуации и возможности их благоприятного решения. Тактичность и простые правила справедливости. Раздел 2 Душа обязана трудиться (2ч.)
11. Следовать нравственной установке.
Достойно жить среди людей. Намерения и поступки, их соответствие и несоответствие. Позиция добра как нравственная установка в действиях человека. Её суть и содержание. Необходимость веры в себя в собственных действиях. Развитие нравственных норм жизни на основе их разумности. Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей. 12. Уметь понять и простить.
Простая этика поступков. Необходимость и умение посмотреть на себя со стороны. Забота о равновесии между чувствами и их проявлениями. Стремление увидеть и услышать другого человека. Гуманизм как этический принцип отношений. Сущность простой этики поступков. Нравственный выбор и его моральное значение. Готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения на оценку событий. Раздел 3 Посеешь поступок – пожнёшь характер.(2ч.)
13. Общение и источники преодоления обид. Ростки нравственного опыта поведения.
Основные формы общения и возможные источники возникновения обид. Пути преодоления неприятных моментов общения в классе. Направленность и содержательные основы душевных усилий каждого на развитие нравственного опыта поведения. Причины негативных состояний человека и возможности их изменения. 14. Доброте сопутствует терпение.
Действия с приставкой «со» - вместе. Закономерность сочетания и взаимодействия добра и терпения. Значимость осознанного нравственного выбора. Причины и результаты терпеливости. Качества, сопутствующие проявлению терпимости. Действия с приставкой «со» - вместе. Их содержательная и ценностно-смысловая значимость для человека. Образ жизни неравнодушного человека. Главная ценность этической культуры личности. Становление внутренней установки личности поступать согласно своей совести, воспитание нравственности, основанной на свободе совести и вероисповедания, духовных традициях народов России. Развитие этических чувств, доброжелательности эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей. Готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения на оценку событий. Раздел 4 судьба и Родина едины.(2ч.)
15. С чего начинается Родина...
В тебе рождаются патриот и гражданин. Смысловой оттенок чувства Родины. Связь семьи и Родины начинается с семейного порога и колыбельной песни, она крепнет и расширяется в годы взросления. Значимость лада в семье. Простые правила его сохранения. Основные чувства любви к матери и Родине. Формирование первоначальных представлений о народных традициях, их роли в культуре истории и современности России. Формирование семейных ценностей. Формирование основ российской гражданской идентичности, чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России. Овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности в соответствии с содержанием предмета. 16. Человек – тело человека.
Слово, обращённое к себе. Человек как образ века. Суть современного человека. Главные ценности и смыслы важных качеств человека. Итоговая творческая работа: сочинение, проект, совместное мероприятие, презентация и т.д. 17. Итоговая презентация творческих проектов учащихся.