Конспект урока по ОРКСЕ (светской этике) на тему Что такое дружба (4 класс)

Открытый урок на тему: «Учимся дружить!»
Цель: содействовать формированию добрых отношений между детьми в классе, развивать стремление быть терпимым в обществе людей, воспитывать уважение к одноклассникам, доброту, отзывчивость; развивать разговорную речь, умение выражать свои мысли связно, последовательно, полным предложением.
1. Организационный момент. 2 мин.
Создание эмоционального настроя на работу.
- Ребята, у нас сегодня много гостей! Давайте мы повернёмся к гостям, улыбнемся им и пожелаем всего хорошего!
Здравствуй, друг!
Как ты тут?
Улыбнись –ка мне!
А я тебе!
2. Работа по определению темы урока. 2 мин.
- Я включу песенку, а вы попробуйте догадаться, о чем мы будем разговаривать на занятии. Отгадайте слово, зашифрованное на табло. 
   
   
   
   
   
   

 
- Да, ребята, вы правильно угадали. Это слово «дружба».
- Это слово означает близкие отношения, основанные на взаимном доверии, привязанности, общности интересов.
- Так какой теме будет посвящено наше занятие? (Дети высказывают свои предположения.)
- Сегодня мы будем говорить о том, что такое дружба, как научиться жить дружно и сделать дружбу крепкой. Узнаем, какими качествами должен обладать настоящий друг.

3. Беседа «Как подружиться?» 5 мин.
- Ребята, у меня есть знакомый мальчик, его зовут Алёша. Я вчера от него получила письмо. Он переехал жить в другой город. Ему там нравится, особенно щенок Шарик, которого ему подарили родители. Вот с этим щенком он и играет. Знакомых ребят у него здесь нет. Неподалёку от дома есть горка, на которой катаются ребятишки. А Алёша грустит. Грустит потому, что он один. Ему очень хочется подружиться с ребятами, но он не знает, как это сделать.
- Давайте вместе подумаем, как начать Алёше дружить с ребятами? (Дети высказывают свои мнения.)
- Верно, сначала надо познакомиться.
- А как?
- Верно, надо назвать свое имя и спросить, как зовут незнакомого мальчика и девочку.
- А если познакомились, значит - уже друзья? Что нужно сделать, чтобы подружиться? ( Надо предложить вместе поиграть, например, покататься на санках, слепить снеговика и т.д.)
- А когда начали вместе играть - уже друзья? Уже есть дружба?
- А если начали играть и вдруг поссорились?
- Если стали перебивать друг друга, не слушать, командовать и кричать - получится дружба?
- Правильно, ребята, надо играть так, чтобы никому не было обидно, чтобы всем было интересно, чтобы игра понравилась. А если игра понравится, как вы думаете, захотят ребята, потом еще встретиться?
- И тогда они будут встречаться часто, будут скучать друг без друга, вот тогда уже они станут друзьями.
- Но ведь иногда бывает так, что и друзья ссорятся. Послушайте про двоих друзей, из-за чего они поссорились?
4. Ролевое моделирование. 3 мин.
(Инсценировка стихотворения)
Кто кого обидел первым? Он меня! Нет, он меня! Кто кого ударил первым? Он меня! Нет, он меня! Вы же раньше так дружили! Я дружил! И я дружил! Что же вы не поделили? Я забыл! И я забыл!
- Из-за чего поссорились два друга?
- Кому из вас хотелось бы, чтобы дружба выражалась таким способом? (Ответы детей)
Вывод: мы видим, что ссоры могут возникнуть по пустякам, ведь дружить надо уметь!
5. ЧТО НУЖНО И ЧТО НЕЛЬЗЯ ДЕЛАТЬ В ДРУЖБЕ. 3 мин.
На доске вы видите карточки, давайте разберемся, что нужно делать в дружбе, а чего нельзя.
НУЖНО: помогать, защищать, делиться, угощать
НЕЛЬЗЯ: обижать, обзываться, ссориться, драться, врать, жадничать
- Ну, ребята, вы просто молодцы! Вы так хорошо знаете, как начать дружить и как сделать дружбу крепкой.
6. Собери пословицу. 5 мин.
Я предлагаю вам немного поиграть. На доске вы видите разорванные пословицы о дружбе, попробуйте их собрать и объяснить.
Друзья познаются в беде.
Умей дружбой дорожить.
Не имей 100 рублей, а имей 100 друзей.
7. Нравственные ситуации. 3 мин.
- Иногда, ребята, бывают такие ситуации, когда ваши друзья поступают к вам не совсем по- дружески.
- Как ты поступишь?
а) Твой друг не сделал домашнее задание и просит тетрадку, чтобы списать.
б) Твой друг не умеет играть в вышибалы и подводит команду.
в) Твой друг употребляет плохие слова и выражения.
г) Твой друг предлагает тебе поступить плохо.
8. Кто с кем дружит? 2 мин.
- К нам в гости пришли сказочные персонажи, они уж точно знают, что такое настоящая дружба. Вот только нам нужно вспомнить, с кем же они дружили?
Буратино и Мальвина
Гена и Чебурашка
Кай и Герда
Винни- Пух и Пятачок
Белоснежка и 7 гномов
-Молодцы, ребята. А назовите пожалуйста те качества этих персонажей, которые помогали им дружить и не ссориться (доброта, отзывчивость, умение прийти на помощь). В каждом из нас тоже есть все эти качества, просто нужно уметь их открыть в себе.
9. Игра «Волшебный стул». Этот стул не простой. Вам нужно назвать такие качества вашего одноклассника, за которые с ним можно подружиться.
Тяжельникова М. (общительная, веселая, может помочь)
Харина Н. (умная, может помочь с дз, объяснить его, веселая)
10. Тест «Умею ли я дружить?» 5 мин.
Ответь на 5 вопросов, если согласен +, если не согласен –.
1. Есть ли у тебя в классе (школе) настоящие друзья?
2. Могут ли дружить девочка с мальчиком?
3. Нравятся ли родителям твои друзья?
4. Можешь ли ты доверить тайну своему другу?
5. Защитишь ли ты друга, если о нем плохо говорят в твоем присутствии или обижают его?
Если на все 5 вопросов ты ответил «да», значит ты можешь считать, что у тебя есть друзья и ты умеешь дружить. У кого, ребята, все +?
Не расстраивайтесь те, кто не набрал все +, вам есть к чему стремиться и у вас обязательно появятся верные и надежные друзья.
11. Итог урока.
Дружит с солнцем ветерок,
А роса – с травою.
Дружит с бабочкой цветок,
Дружим мы с тобою.
Всё с друзьями пополам
Поделить мы рады!
Только ссориться друзьям
Никогда не надо!
Я надеюсь, что вы постараетесь не ссориться со своими друзьями и будете помогать друг другу. Спасибо, наше занятие закончилось.