Доклад Повышение качества знаний на уроках русского языка и литературы


Повышение качество знаний на уроках русского языка и литературы.
Учитель русского языка и литературы МБОУ «СШ № 11» а.Старобжегокай Совмиз Р.К.
«Учитель – это человек, который учится всю жизнь, только в этом случае он обретает право учить».   В.М.Лизинский Что такое современный урок? Может ли современный урок литературы быть интересным? Как повысить качество образования? Именно эти вопросы на сегодняшний день поднимаются в сфере образования. Понятие современный урок неразрывно связано с понятием ФГОС. И одним из способов повышения качества знаний является организация учебного процесса. К современному уроку предъявляются высокие требования. Это хорошо организованный урок в хорошо оборудованном кабинете, который должен иметь хорошее начало и хорошее окончание. Учитель должен спланировать свою деятельность и деятельность учащихся, четко сформулировать тему, цель, задачи урока . Он должен быть проблемным и развивающим: учитель сам нацеливается на сотрудничество с учениками и умеет направлять учеников на сотрудничество с учителем и одноклассниками. Учитель организует проблемные и поисковые ситуации, активизирует деятельность учащихся, вывод делают сами учащиеся. Минимум репродукции и максимум творчества и сотворчества. Качество знаний складывается из нескольких компонентов: прочность - сохранение в памяти главного, существенного; осознанность - умение понять, умение доказать свою точку зрения; обобщённость - умение выразить конкретные знания в обобщённой форме; конкретность - умение раскрыть обобщённые знания на конкретных примерах; оперативность - использование знаний в однотипной ситуации; полнота - соответствие образовательной программе в полном объёме; глубина - осознанные знания учащихся и связи между этими знаниями; системность - знания расположены в последовательности и иерархии. За время педагогической деятельности мне пришлось столкнуться с новыми технологиями обучения, в которых дети проявляли явную заинтересованность самим процессом познания. Но, на мой взгляд, наибольшая эффективность образовательного процесса достигается при использовании методик активного обучения, когда все участники оказываются вовлечёнными в процесс познания. Одним из активных методов обучения является обучение с использованием технологической карты , что позволяет организовать эффективный учебный процесс, обеспечить реализацию предметных, метапредметных и личностных умений (универсальных учебных действий в соответствии с требованиями ФГОС, существенно сократить время на подготовку учителя к уроку. Технологическая карта позволит учителю: реализовать планируемые результаты ФГОС; определить УУД, которые формируются в процессе изучения конкретной темы, всего учебного курса; системно формировать у учащихся УУД; осмыслить и спроектировать последовательность работы по освоению темы от цели до конечного результата; определить уровень раскрытия понятий на данном этапе и соотнести его с дальнейшим обучением (вписать конкретный урок в систему уроков); проектировать свою деятельность на четверть, полугодие, год посредством перехода от поурочного планирования к проектированию темы; освободить время для творчества (использование готовых разработок по темам освобождает учителя от непродуктивной рутинной работы); определить возможности реализации межпредметных знаний (установить связи и зависимости между предметами и результатами обучения); на практике реализовать метапредметные связи и обеспечить согласованные действия всех участников педагогического процесса; Использование технологической карты обеспечивает условия для повышения качества обучения, т. к.учебный процесс по освоению темы (раздела) проектируется от цели до результата.Одним из основных форм повышения качества знаний является применение     информационных       технологий    в  преподавании  русского   языка    и   литературы. Это  не  дань  моде,  а  необходимость:  они  способствуют  совершенствованию   практических  умений  и  навыков,  позволяют  эффективнее  организовать  самостоятельную  работу и индивидуализировать процесс обучения, повышают интерес к урокам  словесности, активизируют познавательную деятельность учащихся. Использование информационных и коммуникационных технологий на уроках русского языка и литературы, на мой взгляд, позволяет: развить у учащихся творческие способности, навыки исследовательской деятельности, умение принимать оптимальные решения; расширить возможности предъявления учебной информации; сформировать у школьников умение работать с информацией, развить коммуникативные способности; усилить мотивацию учения; активно вовлекать учащихся в учебный процесс; дать ребенку максимально возможный для него объем учебного материала; расширить наборы применяемых учебных задач; качественно изменить контроль деятельности учащихся; позволяют приобщить школьника к достижениям информационного общества и адекватному поведению в нем. Например, на уроках использую различные программы. Текстовый  редактор Microsoft Word помогает набирать текст,  писать; ученик видит плоды своего труда сразу. Компьютер подчеркивает орфографические, грамматические, речевые и пунктуационные ошибки. Это подталкивает ученика на их поиск и исправление; в результате, работая с предложением, учащийся видит и анализирует собственный труд. В старших классах использую  программы “Блокнот”, “ Power Point ” для работы с рефератом, докладом, проектом. В программах заложена последовательность работы, подборка материала, составление плана, использование цитат, сносок, написание вступления и заключения, составление основной части. На уроках русского языка и литературы, а также во внеурочной работе активно применяю презентации, выполненные в программе «Power Point».Итак, результативность качества знаний учащихся по русскому языку и литературе в большей степени зависит от качества работы педагога, от творческого отношения к труду, от своевременного выявления одарённых учащихся и слабоуспевающих, организации дифференцированной и индивидуальной работы на уроке и во внеурочное время. Исходя из этого некоторые рекомендации учителям русского языка и литературы: регулярно осуществлять мониторинг достижений учащихся с целью повышения качества образовательного процесса, формировать интерес  учащихся к предметам «Русский язык» и «Литература» через урок, книгу, внеклассную работу, использовать современные педагогические технологии в обучении русскому языку и литературе. Л.Н.Толстой сказал : «Учитель всегда невольно стремится к тому, чтобы выбрать самый для себя удобный способ преподавания. Чем способ преподавания удобнее для учителя, тем он неудобнее для учеников. Только тот образ преподавания верен, которым довольны ученики. Будем же искать, и примерять те способы обучения, которыми будут довольны ученики».