Качество образование современной российской школы. Виды контроля. Современные средства оценивания уровня подготовки учащихся. Проблемы оценивания в истории. ГВЭ, ОГЭ и ЕГЭ по истории.


Качество образование современной российской школы. Виды контроля. Современные средства оценивания уровня подготовки учащихся. Проблемы оценивания в истории. ГВЭ, ОГЭ и ЕГЭ по истории.
Качество образование современной российской школы.
Главный приоритет качества образования нашел свое выражение в национальной доктрине российского образования. Одна из задач модернизации образования: достижение нового, современного качества дошкольного, общего и профессионального образования.
Государство - хочет, чтобы мы создали условия для развития свободной, мыслящей, деятельной, социально-адаптированной личности, получившей качественное общее образование /концепция модернизации Российского образования/.
Требования к качеству образования отражены в таких документах, как Закон РФ «Об образовании», «Концепция модернизации российского образования на период до 2010», «Стратегия модернизации содержания общего образования», «Государственный образовательный стандарт» и др.
При решении задачи выявления критериев, определяющих состояние качества образования, целесообразно проанализировать многообразие подходов исследований и их основания. В связи с этим следует обратить внимание на широкий спектр основных характеристик в понимании "качества образования" и как следствие на разброс определений феномена "качество образования":
§ первая группа исследователей в своей трактовке качества образования ориентирована на соответствие ожиданиям и потребностям личности и общества (Шишов С.Е., Кальней В.А., Моисеев А.И., Яковлев Е.В.) . При этом качество образования определяется по совокупности показателей результативности и состояния процесса образования (содержание образования, формы и методы обучения, материально-техническая база, кадровый состав и пр.);
§ вторая группа -- на сформированный уровень знаний, умений, навыков и социально значимые качества личности (Бондаревская Е.В., Редько Л.Л., Санкин Л.А., Тонконогая Е.П.). Параметрами качества образования выступают социально-педагогические характеристики (цели, технологии, условия, личностное развитие);
§ третья группа -- на соответствие совокупности свойств образовательного процесса и его результата требованиям стандарта, социальным нормам общества, личности (Байденко В.И., Исаев В.А., Селезнева Н.А., Субетто А.И.,). Определяется качество образования интегральной характеристикой и процесса, и результата, и системы;
§ четвертая группа -- на соответствие результата целям образования, спрогнозированным на зону потенциального развития личности (Поташник М.М., Полонский В.М., Панасюк В.П., Крахмалев А.П.). Качество образования рассматривается как совокупность характеристик образованности выпускника;
§ пятая группа -- на способность образовательного учреждения (ОУ) удовлетворять установленные и прогнозируемые потребности (Бордовский Г.А., Шамова Т.Н., Третьяков П.И., Володина Г.Е.) . Качество образования здесь рассматривается как свойство, обуславливающее способность ОУ удовлетворять запросы потребителей разных уровней.
Современная общеобразовательная школа многообразна и сложна, она непрерывно изменяется. В условиях модернизации Российского образования, которая ведет к росту конкуренции среди общеобразовательных учреждений, перед любой школой встает проблема обеспечения своих учащихся качественным образованием.
      Первостепенная задача школы - достижение нового, современного качества образования.
В последнее время в российском обществе на всех уровнях широко обсуждаются вопросы качества школьного образования и управления им. На первый взгляд, кажется, что все это искусственно, надуманно, ибо уже несколько десятков лет мы только тем и занимаемся, что боремся за качество образования, за его постоянное повышение.
Качество начинается с представлений о нем, то есть с понятия "качество образования". Как показывает опыт, представления о качестве у участников образовательного процесса различны.
Одни сводят качество образования к качеству обучения. На вопрос: "Какое в школе качество образования?" отвечают: "Столько-то процентов".
Другие под качеством образования понимают качество обучения в разной интерпретации и всего воспитания.
Третьи - степень развития личности
Четвертые - количество выпускников, поступивших в ВУЗы.
Пятые - готовность выпускников к жизни по шести позициям: готовность к труду, защите Родины, семейной жизни, разумному проведению досуга, продолжению образования, заботе о своем здоровье.
Сегодня под качеством образования  понимаютосознанное овладение учеником основными составляющими человеческой культуры, социальным опытом, новейшими фундаментальными знаниями; способность использовать освоенное содержание образования для решения практических задач.
образование - это не только и не столько обучение ЗУНам, а, прежде всего, и в первую очередь воспитание и развитие личности, ее социализация. Дети, не получившие качественного образования, не социализированы, уйдут в асоциальные слои.
!Социализация должна стать предметом образовательных результатов и оцениваться как результат деятельности педагога и ученика.
Результаты академических знаний становятся все менее главными показателями качества образования; на смену им приходят такие важные показатели, как сформированность устойчивой мотивации познания, сформированностьнадпредметных и ключевых компетенций, общественно-полезный социальный опыт.
Компетенции - это общие способности, основанные на знаниях, опыте, ценностях, склонностях, которые приобретены благодаря образованию и самообразованию и которые определяют социальную мобильность человека.
Пример. Выпускник, получив хорошие знания, свободно владеет новыми коммуникационными технологиями, умеет водить машину (даже если у него ее нет), может общаться с иностранцами на их языках, экономически грамотен, и знает, какой вид вклада ему выгоднее открыть в конкретном банке, какие ценные бумаги и когда выгоднее покупать, умеет написать исковое заявление в суд, не обращаясь к юристам и т.д.
Когда человек не обладает многими компетенциями возникает социальная инвалидность, человеку трудножить.
Перечень компетенций, которыми должен обладать выпускник при хорошем или высоком качестве образования, бесконечен и для каждого специфичен, но есть и некоторые общие стороны и можно выделить так называемые универсальные компетенции:
информационная - умение искать, анализировать, приобретать информацию для решения проблем;
коммуникативная - умение эффективно сотрудничать с другими людьми;
самоорганизационная - умение ставить цели, планировать, ответственно относиться к здоровью, полностью использовать личностные ресурсы;
самообразовательная - готовность конструировать и осуществлять собственную образовательную траекторию на протяжении всей жизни, обеспечивая успешность и конкурентоспособность себя и своей семьи.
Принципиально новым является и само толкование понятия "качество образования" как соотношение цели и результата, как мера достижения цели при условии, что цель поставлена и спрогнозирована в зоне ближайшего развития ребенка. В этом случае мы оцениваем качество, сравнивая результаты с максимальными возможностями ребенка.
Только исходя из нового определения качества образования - образование признается качественным, если ребенок обучается и воспитывается на максимуме возможного для него (в зоне своего ближайшего развития), что кардинально меняет всю систему оценивания качества работы школ: появляется реальная возможность высокой оценки не только лицеев, гимназий и школ с высокими процентами обучающихся без троек, но и школ, где хорошо учат детей с ограниченными возможностями, школ с классами коррекционно-развивающего обучения и т.п., чего никогда не было раньше.
При новом определении качества образования возникает новое, прогрессивное, пока еще не всеми работниками школ осознаваемое понимание того, что никакие (глубокие, прочные и т.д.) ЗУНы не могут быть целью современной школы, что это всего лишь одно из средств для достижения тех или иных целей и ценностей человека.
Возникла возможность различения показателей качества образования на разных уровнях управления: школьном, муниципальном, региональном.
Дискуссия о необходимости поиска новых подходов к оценке качества школьного образования, связанная с глубокими цивилизационными изменениями, произошедшими в мире, не прекращается с 60- х годов прошлого века. Причина вполне объективна - школа продолжает ориентироваться на обучение, выпуская в жизнь человека обученного - квалифицированного исполнителя. Тогда как сегодняшнее, информационное
общество запрашивает человека человека обучаемого, способного самостоятельно учиться и многократно переучиваться в течение всей жизни, готового к самостоятельным действиям и принятию решений.
Таким образом, построение современной системы управления качеством образования неразрывно связано с изменением существующего содержания образования и образовательных технологий. Место предметных знаний и предметной обученности должны занять ключевые компетенции. Усвоение школьных предметов перестает быть единственной и главной целью обучения.
В общегосударственном плане качество образования – это его соответствие современным жизненным потребностям развития страны.
В педагогическом плане – это ориентация образования не столько на усвоение обучающимися определённой суммы знаний, сколько на развитие личности. Образовательное учреждение должно формировать новую систему универсальных знаний, умений и навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть современные ключевые компетенции, что и составляет современное содержание образования.
Повышение качества образования – одна из основных задач современной школы.
Качеством образования в школе занимались всегда. Однако  образование меняется, и поэтому появляется необходимость постоянного переосмысления ценностей и целей в новом контексте.
Качество образования — это степень удовлетворенности ожиданий различных участников образовательного процесса: учащихся и их семей, администрации школы, остальных членов педагогического коллектива, внешних организаций, с которыми сотрудничает образовательное учреждение для достижения результата.
 Качество образования — это востребованность полученных знаний в конкретных условиях и местах их применения для достижения конкретной цели и повышения качества жизни выпускника.
При этом развитие качества образования предполагает постоянное совершенствование трех составляющих:
образовательных результатов;
организации образовательного процесса;
квалификации педагогических работников.
Качественным можно считать образование, если определенные достижения имеют не только учащиеся, но и преподаватели как участники образовательного процесса.
Из чего складывается качество образования?
из высокого уровня профессионализма педагогов;
из создания комфортности в обучении школьников;
прочности знаний учащихся;
соблюдение санитарно-гигиенических норм;
из материально-технического обеспечения школы.
Чрезвычайно важная задача по обеспечению качества образования – освоение учителемразличных образовательных технологий. От того, как и какими технологиями обучения школьников владеет педагог, насколько гибко он может изменить свои методы в зависимости от тех или иных особенностей учащихся, зависит качество обученности и обучаемости школьников.
К современным образовательным технологиям отнесены:
развивающее обучение;
проблемное обучение;
разноуровневое обучение;
коллективная система обучения;  
исследовательские методы обучения;
проектные методы обучения;
технологии модульного и модульно-блочного обучения;
обучение в сотрудничестве (командная, групповая работа);
информационно-коммуникационные технологии;
здоровьесберегающие технологии.
Существующие подходы к определению качества образования Г.В. Гутник предлагает классифицировать следующим образом:
-эмпирическое определениекачества образования (им пользуются, например, родители при выборе образовательного учреждения для своего ребенка);
-формально-отчетное определениепроцента успевающих на «4» и «5» при общем уровне успеваемости (такое определение часто фигурирует во многих показательных данных образовательного учреждения);
-дидактическое(определение уровня обученности на основе тестовых технологий);
-психолого-дидактическое(к предметным тестам добавляются психологические);
-педагогическое(определение качества образования включает в себя оценку уровня воспитанности);
-процессуальное(оценка качества образования по параметрам учебного процесса);
-комплексное(в оценку качества образования включаются материальная база, кадровый состав, программы, формы и методы работы и т.д.);
-многопараметрическоеопределениекачества образования (используется для оценки вузовского образования и региональных образовательных систем);
-методологическое определение(качество образования – это соотношение операционально заданной цели и результата).
По мнению А.Г. Бермуса, качество результатов образования предполагает наличие нескольких систем представлений о результативности. Качество может быть определено с точки зрения
- государства (соответствие результатов образования – нормативным документам);
- общества (соответствие результата образования – потребностям рынка труда);
- личности (соответствие результата образования – ожиданиям).
Каждый педагог должен понимать ту роль, которую он может сыграть в формировании личности ученика. Педагог должен быть готов использовать средства информатизации и информационные технологии в обучении, в воспитании и развитии своих учеников. Чтобы формировать информационную культуру у учащихся, учитель и сам должен обладать такой культурой. Одна из главных задач школьного образования сегодня — подготовить учащегося к быстрому восприятию и обработке больших объемов информации, вооружить его современными средствами и технологиями работы, сформировать у него информационную культуру. И этим должен заниматься каждый педагог.
Проблема качества образования неразрывно связана с проблемой создания развивающей среды в классе. Задача учителя – создание в классе такой среды.
Мы привыкли слышать, что качественное образование – это будущее России. А может быть, качественное образование – это главный ресурс человека, который обеспечит ему свободу? Свободу не сегодня или завтра, а в будущем, свободу не вообще, а скорее способность свободно и эффективно действовать в новых условиях неопределенности, свободно выбирать. Ведь истина свободы очень проста: если у меня нет образования, я выбирать не могу. Меня “тащат” обстоятельства. Если же у меня есть образование, я могу выбирать, могу обеспечить себе и близким хорошие жизненные условия.
Качество образования не сводится исключительно к качеству обучения. Современная  информационная эпоха обостряет задачу воспитания человека умелого, мобильного, способного успевать за стремительным развитием цивилизации. Не менее важная задача: воспитание человека духовного.
Виды контроля
Контроль – это способ получение информации о качественном состоянии учебного процесса. Контроль педагога направлен как на деятельность учащегося, так и на степень взаимодействия учащихся и педагогов.
Механизм контроля в учебном процессе играет значительную роль в познавательной деятельности учащихся. Контроль выполняет обучающую, диагностическую, воспитывающую, развивающую, прогностическую и ориентирующую функции.
Целью контролирующей (управляющей) функции является установление обратной связи (внешней: ученик-преподаватель, и внутренний: ученик-ученик). А также учет результатов контроля.
Обучающая функция контроля заключается в совершенствовании знаний и умений, их систематизации. В процессе проверки учащиеся повторяют и закрепляют изученный материал.
Контроль бывает разных видов, форм и может осуществляться с помощью разнообразных методов. В педагогической практике применяется несколько видов контроля: предварительный, текущий, периодический, тематический, рубежный, итоговый и отсроченный, закючительный.
Предварительный контроль, как правило, имеет диагностические задачи. Он проводится с целью выявления имеющихся знаний, умений и навыков учащихся к началу обучения. Применяется обычно в начале учебного года или перед изучением новой темы. Предварительный контроль позволяет обучающему выбрать наиболее эффективные методы и формы работы.
Текущий контроль осуществляется по ходу обучения и дает возможность определить степень сформированности знаний, умений, навыков, а также их глубину и прочность. Этот контроль позволяет своевременно выявить пробелы в знаниях учащихся и оказать им помощь в усвоении программного материала. Текущий контроль стимулирует ответственность ученика за подготовку к каждому занятию.
Периодический контроль подводит итоги работы за определенный период времени. Он осуществляется в конце четверти или полугодия.
Тематический контроль проводится после изучения темы, раздела для определения степени усвоенности данного материала.
Рубежный контроль– проверка учебных достижений каждого ученика перед тем, как учитель переходит к следующей части учебного материала, усвоение которого невозможно без усвоения предыдущей части.
Итоговый контроль призван определить конечные результаты обучения. Он охватывает всю систему знаний, умений и навыков по предмету.
Отсроченный контроль – определение остаточных знаний и умений спустя какое-то время после изучения темы, раздела, курса (этот срок может колебаться от трех месяцев до полугода и более). Отсроченный контроль как вид контроля соответствует требованию судить об эффективности процесса по конечному результату.
Заключительный контроль– выпускные экзамены в школе, защита дипломной работы в вузе, сдача государственных экзаменов.
Контроль осуществляется в различных формах. По форме контроль подразделяется на индивидуальный, групповой и фронтальный.
При контроле используются различные методы. Методы контроля – это способы, с помощью которых определяется результативность учебно-познавательной деятельности обучаемых и педагогической работы обучающих.
В педагогической практике используются методы устного, письменного, практического, машинного контроля и самоконтроля.
Устный контроль осуществляется в процессе устного опроса обучаемых. Он позволяет выявить знания обучаемых, проследить логику изложения ими материала, умение использовать знания для описания или объяснения процессов и происходящих событий, для выражения и доказательства своей точки зрения, для опровержения неверного мнения и т.д.
Письменный контроль предполагает выполнение письменных заданий (упражнений, контрольных работ, сочинений, отчетов и т.д.). Такой метод контроля позволяет проверять знания всех обучаемых одновременно, но требует больших временных затрат на проверку письменных заданий.
Практический контроль применяется для выявления сформированности умений и навыков практической работы или сформированности двигательных навыков.
С развитием информационных технологий распространение получил контроль с использованием компьютеров. Машинный контрольэкономит время учащихся и учителя. С помощью контролирующих машин легко установить единые требования к измерению и оцениванию знаний. Результаты контроля легко поддаются статистической обработке. Устраняется субъективизм учителя при оценивании знаний.
Применение контролирующих машин позволяет успешно осуществлять самоконтроль. Самоконтроль возможен и без применения машин. Но для этого необходимо научить обучаемых самостоятельно находить ошибки, анализировать причины неправильного решения познавательных задач, искать способы их устранения.
Сочетание различных методов контроля называется комбинированным (уплотненным) контролем. Обычно это сочетание устного и письменного опроса.
Взаимосвязь видов, методов, форм и средств контроля
контроль
входной промежуточный итоговый остаточные знания
собеседование,
анкетирование,
контрольная работа,
экзамен,
 тестирование
(входное НОТ) собеседование,
анкетирование,
контрольная работа,
опрос,
домашнее задание,
семинарское занятие,
лабораторная работа,
деловая игра,
тестирование
(формирующее, диагностическое КОТ),
портфолио,
рейтинг,
мониторинг зачет,
экзамен,
 тестирование
(тематическое, рубежное, итоговое КОТ),
 портфолио,
рейтинг,
мониторинг тестирование
(итоговое КОТ)
 
К контролю в процессе обучения предъявляются следующие педагогические требования:
индивидуальный характер контроля. Контроль должен осуществляться за работой каждого ученика, за его личной учебной деятельностью. Нельзя допускать подмены результатов учения отдельных учащихся итогами работы коллектива, и наоборот;
систематичность, регулярность проведения контроля на всех этапах процесса обучения;
разнообразие форм проведения контроля, что в большей степени обеспечивает выполнение обучающей, развивающей и воспитывающей функций контроля;
всесторонность контроля. Контроль должен давать возможность проверки теоретических знаний, интеллектуальных и практических умений и навыков учащихся;
объективность контроля. Контроль должен исключить субъективные и ошибочные суждения и выводы;
дифференцированный подход. Необходимо учитывать индивидуальные личностные качества обучаемых;
единство требований со стороны обучающих.
В последнее время все большее распространение получает тестовый контроль. Основным инструментом такого контроля являетсятест. В зависимости от предмета измерения выделяются тесты педагогические, психологические, социологические, социально-психологические, культурологические и др.
Современные средства оценивания уровня подготовки учащихся.
Каждый педагог должен стремиться к повышению объективности оценивания, использованию наряду с традиционными средствами контроля и инновационные достижения педагогической науки.
В современной педагогической науке и практике существуют два основных подхода к проблеме оценки образовательных достижений обучающихся.
Первый, традиционный, трактует их как возрастание объема знаний, умений и навыков воспитанников, уровень усвоения которых оценивается при помощи балльной оценки. В данном случае центром внимания педагога является главным образом учебная деятельность, а диагностика достижений представляет фиксацию уровня обученности учащихся, которая понимается здесь в узко дидактическом смысле и характеризует уровень освоения знаний и способов учебной деятельности.
Второй подход к проблеме оценивания уровня образовательных достижений обучающихся исходит из признания необходимости учета динамики их личностного развития, сформированности у них основных метапредметных навыков. Показателями достижений обучающихся в данном случае являются личностные приобретения у школьников, их индивидуальное продвижения в образовательном процессе, формирование метапредметных образований.
Учение может быть результативным только тогда, когда учебная работа систематически и глубоко контролируется, когда сами учащиеся постоянно видят результат своей работы. При отсутствии такого контроля в процессе усвоения учебного материала учащиеся не знают подлинного уровня своих знаний, слабо представляют свои недоработки.
Сегодня в качестве инновационных средств используют тестирование, модульную и рейтинговую системы оценки качества знаний, мониторинг качества, учебные портфолио.
Тестирование. Тесты обученности применяются на всех этапах учебного процесса. С их помощью эффективно обеспечивается предварительный, текущий, тематический и итоговый контроль знаний, умений, учет успеваемости, учебных достижений. Однако не все тесты могут дать желаемый результат. Пользоваться необходимо соответствующими тестовыми измерителями, разработанными и проанализированными в соответствие с правилами и требованиями тестологии, на уровне мировых стандартов. При этом в настоящее время такой тестовой продукции пока слишком мало.В нашей стране только создаются службы сертификации тестовых материалов. Недостаточно квалифицированных специалистов, способных обеспечить высокое качество создаваемых тестов. В связи с чем целесообразно каждому педагогу, школе создавать свой тестовый банк на основе требований Центра тестирования МОиН РФ для проведения внутреннего тестового контроля знаний по всем предметам и направлениям подготовки выпускников.
Модульная система имеет целью поставить учеников перед необходимостью регулярной учебной работы в течение всего учебного года.
Рейтинговая система позволяет преодолеть многие недостатки традиционной четырехбалльной системы и достаточно дифференцировано оценить успехи каждого учащегося. Рейтинг (от английского «rating») - это оценка, некоторая численная характеристика какого-либо качественного понятия. Обычно под рейтингом понимается «накопленная оценка» или «оценка, учитывающая предысторию»это некоторая числовая величина, выраженная, как правило, по многобалльной шкале (например, 20-балльной или 100-балльной) и интегрально характеризующая успеваемость и уровень знания студента по одному или нескольким предметам в течение определенного периода обучения (семестр, год и т.д.).
Рейтинговая система эффективна благодаря тому, что она:
1) учитывает текущую успеваемость студента и тем самым значительно активизирует его самостоятельную и равномерную работу в течение всего семестра;
2) более объективно и точно оценивает знания студента за счет использования дробной 100-бальной шкалы оценок;
3) создает основу для дифференциации студентов, что особенно важно при переходе на многоуровневую систему обучения;
4) позволяет получать подробную информацию о ходе усвоения знаний каждым студентом.
Данная система дает возможность:
определить уровень подготовки каждого обучающегося на каждом этапе учебного процесса;
отслеживать объективную динамику усвоения знаний не только в течение учебного года, но и за все время обучения;
дифференцировать значимости оценок, полученных обучающимися за выполнение различных видов работы (самостоятельная работа, текущий, итоговый контроль, домашняя, творческая и др. работы);
отражать текущей и итоговой оценкой количество вложенного учащимся труда;
повысить объективность оценки знаний.
Учебное портфолио.
Отдельные авторы характеризуют учебные портфолио, как:
• коллекцию работ учащегося, всесторонне демонстрирующую не только его учебные результаты, но и усилия, приложенные к их достижению, а также очевидный прогресс в знаниях и умениях учащегося по сравнению с его предыдущими результатами;
• выставку учебных достижений учащегося по данному предмету (или нескольким предметам) за данный период обучения (четверть, полугодие, год);
• форму целенаправленной, систематической и непрерывной оценки и самооценки учебных результатов учащегося;
• антологию работ учащегося, предполагающую его непосредственное участие в выборе работ, представляемых на оценку, а также их самоанализ и самооценку.
Основной смысл учебного портфолио - показать все, на что ты способен.
Основная задача: проследить динамику учебного прогресса.
Желательно, чтобы при оформлении окончательного варианта учебное портфолио включало в себя три обязательных элемента: сопроводительное письмо «владельца» с описанием цели, предназначения и краткого описания портфолио; содержание (или оглавление) портфолио с перечислением его основных элементов; самоанализ и взгляд в будущее. Это придаст учебному портфолио упорядоченность и удобность в пользовании потенциальными читателями (учителями, одноклассниками, родителями, представителями школьной администрации и др.).
Опыт применения этой формы оценки показывает, что целесообразно использовать два вида учебного портфолио для каждого учащегося: рабочее и оценочное. В первое - рабочее - учащийся складывает все продукты своей учебно-познавательной деятельности по данной теме, а далее отбирает из него те элементы, которые являются либо обязательными в оценочном портфолио по требованию учителя, либо, на взгляд школьника, наиболее полно отражают его усилия и прогресс в обучении.
Портфолио решает важные педагогические задачи:
поддерживает высокую учебную мотивацию школьников;
поощряет их активность, самостоятельность в освоении образовательных программ разного уровня и направленности, стимулирует к самообразованию;
развивает навыки рефлексивной и оценочной (самооценочной) деятельности учащихся;
формирует умение учиться, ставить цели, планировать и организовывать собственную учебную деятельность.
5. Мониторинг.В последнее время вместо традиционного понятия «контроль», кроме понятия «диагностика» все чаще стали использовать понятие «мониторинг».
мониторинг – это непрерывные контролирующие действия в системе «педагог – обучающийся», позволяющие наблюдать и, по мере необходимости, корректировать продвижение обучаемого от незнания к знанию. Мониторинг – это регулярное отслеживание качества усвоения знаний и формирования умений в учебном процессе.
В педагогической науке выделяют шесть функций мониторинга.
Функции педагогического мониторинга
Функция Характеристика
интегративная обеспечивает комплексную характеристику процессов, происходящих в системе образования
диагностическая оценка состояния системы образования и происходящих в ней изменений
экспертная осуществление экспертизы состояния, концепций, форм, методов развития системы образования
информационная регулярное получение информации о состоянии и развитии системы образования
экспериментальная поиск и разработка диагностических материалов и апробация их на валидность, технологичность, надежность
образовательная изучение и удовлетворение образовательных потребностей педагогов по проблемам контрольно-оценочной деятельности
Мониторинг качества образования призван сыграть особую роль в управлении качеством образования. Мониторинг качества образования может осуществляться непосредственно в образовательном учреждении (самоаттестация, внутренний мониторинг) или через внешнюю по отношению к образовательному учреждению службу, утверждаемую, как правило, государственными органами (внешний мониторинг).
Рассмотрим три основных понятия теории управления качеством образовательных процессов: оценка, диагностика и мониторинг.
Оценка– представляет собой единовременное действие или взаимодействие между преподавателем и студентом, результатом которого является количественный или качественный результат, отражающий достижения субъекта на определенном этапе образования.
Диагностика, в отличие от оценки, предполагает не только оценку, но и сравнение этой оценки с некоторыми стандартизированными нормами. Соответственно, диагностика, как правило, применяется не чаще двух раз на протяжении одного курса: в начале изучения (диагностика остаточных знаний или входного уровня компетентности) и в конце изучения (диагностика уровня достижений).
Мониторинг включает в себя и оценки и диагностику, однако не сводится ни к тому, ни к другому. Задача мониторинга, в организации целостной системы оценивания и диагностики, позволяющей не только получать объективную информацию о ходе и результатах образования, но о состоянии и динамике всех образовательных факторов, включая содержание, технологии, результаты и способы их оценки.
Проблемы оценивания в истории
Исторический анализ показал, что зачастую под отметкой в российском образовании понималась оценка и наоборот. Шкала отметок и жестка и формальна. Её главная задача – установить уровень (степень) усвоения школьником единообразной государственной программы образовательного стандарта. Она проста в использовании, понятна всем субъектам образовательного процесса.
Оценка же может быть максимально разнообразной, вариативной. Главная задача оценки (и в этом ее основное отличие от отметки) – определить характер личных усилий учащихся, установить глубину и объем индивидуальных занятий, содействовать корректировке мотивационно-потребностной сферы ученика, сравнивающего себя с неким эталоном школьника, достижениями других учащихся, самим собой некоторое время назад. Этой задачи отметка не решает.
Оценка – показатель готовности индивида к переходу на следующую ступень образования или к определённой деятельности. Она средство социального утверждения, показатель продвижений и успехов в учёбе. 
Обществознание и история относятся к циклу гуманитарных дисциплин, усвоение которых трудно диагностировать только путем однозначных   суждений о правильности или  неправильности ответов. Каждая личность ребёнка – это целый мир удивительных затаенных возможностей, способностей, а потому не менее важной  при изучении этого курса является задача научить самостоятельно мыслить, аргументировано доказывать свою позицию, дискутировать, выдвигать неординарные точки зрения на проблему.
В современном процессе оценивания в школе существует несколько проблем и сложных вопросов, которые нужно учитывать всем участникам образовательного процесса. Среди этих проблем первое место занимает субъективность и несправедливость оценки.
Вместе с тем  встаёт проблема оценивания открытых тестов (в виде эссе или анализа документа) и корректности составления закрытых тестовых заданий.  Тесты сужают кругозор и механизируют процесс образования, ограничивают развитие личности определёнными рамками и стандартами. Поэтому, не уменьшая значения тестирования, как формы оценки знаний учащегося ,  не следует придавать тестам значения панацеи в решении проблемы оценивания в школе. В самой природе тестов заложено условие,ограничивающее сферу их применения в учебном процессе. Задания стандартной формы выявляют знание учащимися только точных, объективированных, исторических сведений, оставляя в стороне собственное, личностное отношение школьников к фактам прошлого, их рассуждения по поводу неоднозначности оценок исторических событий, их попытки самостоятельно разобраться в противоречивости взглядов и мнений. Проверка результатов обучения с помощью тестов проходит, в основном, на репродуктивном уровне, препятствует развитию развернутой устной и письменной  речи, формированию широкого спектра познавательных умений и обусловленных ими логических и образных способностей, проявлению творческой индивидуальности учащихся, обретению ими собственного социального опыта. А  между тем именно эта, личностная сторона познания является наиболее значимой и актуальной при изучении обществоведческих дисциплин.
Поэтому, проверка учебных результатов не может ориентироваться только на формализованные компоненты и ограничиваться тестами.  
Учитывая все сказанное выше, учитель должен  руководствоваться двумя принципами  оценивания:
оценивание должно основываться на поставленных целях и показывать степень успешности их выполнения;
следует стремиться к получению максимально объективной оценки.
Для того чтобы оценка соответствовала поставленным принципам, используется несколько вариантов оценивания:
рейтинговая оценка (учащиеся  набирают рейтинговые баллы за ответы, ведение тетради, активность на уроке, которые суммируются и дают определенное место, среди всех учащихся);
словесные оценки, которые особо выделяю тех учащихся, которые отвечающих на нестандартные вопросы, требующие сообразительности или эрудиции;
зачетная система (текущее оценивание не проводится,  а окончание темы, раздела заканчивается всесторонним опросом);  
При оценивании учащихся, следует обращать  внимание на следующие моменты:
умение находить нужную информацию, различать виды информации, связывать информацию с целью поиска, суммировать информацию;
умение подбирать факты, полученные в процессе изучения (поставить цель, задать вопрос);
умение оценивать информацию (различать факты и вымысел, факты и мнения, сравнивать информацию, поступившую из нескольких источников);
умение делать выводы (обобщение фактов, оценивание последовательности), умение сделать приблизительное заключение на основе фактов.
умение передать информацию (точная творческая передача информации, с помощью устной и письменной речи);
умение интерпретировать источники информации (ориентироваться по карте, находить нужное место, сравнивать карты и делать выводы);
умение выстраивать хронологический порядок вещей, связывать прошлое и будущее, находить различия в периодах времени;
умение решать проблемы (распознавать, определять проблемы, собирать факты). Таким образом, в процессе оценивания учитель комплексно развивает разнообразные способности учащихся: вербальные и лингвистические, способность к рефлексии  и анализу высказываний. Особо обращается внимание на то, что эти способности нужно не только и не столько оценивать, а именно развивать в процессе оценивания, способствуя дальнейшему развитию индивидуальности.
Рассматривая проблемы оценивания в современной российской школе, необходимо обратить особое внимание на психолого-педагогические требования, которые предъявляются к организации оценочных ситуаций в учебном процессе. Они сформулированы известным российским психологом Е. Д. Божович в сборнике "Процесс учения: контроль, диагностика, коррекция, оценка":
ориентация на индивидуальную относительную норму в оценке, когда точкой отсчёта становится ученик, специфика его развития, особенности его учебной деятельности;
оптимистический взгляд на учащихся: ожидание учебных успехов от каждого ученика, положительное подкрепление даже самого небольшого продвижения в усвоении материала;
использование оценок как обратной связи – необходимой для ученика информации об эффективности его работы, а не как средства жёсткого контроля, давления;
контроль не только за результатом, но и за процессом учебной работы школьника, как можно более частое использование развёрнутой содержательной оценки, данной на основе такого контроля;
включение учащихся в оценочную деятельность, обучение их умению оценивать свою работу и работу одноклассников, совместная выработка критериев оценки, развитие самоконтроля у детей;
эмоциональнаявключённость учителя, не допускающая равнодушия к ученику, поиск оптимальных форм поощрения и осторожное использование отрицательных оценок, не травмирующих  ребёнка;
создание положительного эмоционального фона оценочной ситуации независимо от того, какую оценку получает ученик.
Для понимания исторического процесса важно не только усвоение понятий, но и умения определить место и значение конкретного события или явления в цепи общей истории.
При разработке проблемы критериев оценки знаний и умений по истории возникают особые трудности. Несмотря на разнообразие теоретических подходов к оценке качества знаний, умений в школьной практике применяются задания, контролирующие исторические знания учащихся на трех уровнях:
- воспроизведение исторических сведений, изложенных на уроке и в учебниках;
- анализ исторических явлений на основе образцов-схем, планов и т.д.;
- объяснение школьниками нового исторического факта на основе усвоенных знаний
В качестве критерия оценки исторических знаний школьников можно принять умение ориентироваться в историческом процессе.
Учащиеся должны не только уяснить отдельный факт, но и необходимо осмысление каждым учеником того факта или явления, которые предшествовали и последовали за изучением события. Исторические события и явления не могут быть поняты в изолированном виде, вне связи с другими фактами.
Оценивание деятельности школьников – важный стимул обучения и воспитания, которое выполняет следующие функции:
• констатация— фиксируется фактический уровень достижений;
• уведомление — информация о результатах сообщается заинтересованным
сторонам;
• контроль — позволяет определить направления и объѐмы дальнейшей работы.
• прямое воздействие — непосредственно регулирует учебную деятельность
учащихся.
 
У каждой системы оценивания существуют определенные противоречия, которые
вызваны причинами:
• изначально различные способности учащихся;
• неодинаковые условия обучения;
• расхождение целей субъектов образовательного процесса.
Оценка должна:
• чѐтко соответствовать программам преподавания, т.е. быть валидной;
• не зависеть от внешних условий (времени и места проведения, личности
экзаменующего, условий проведения процедуры), т.е. бытьинвариантной;
• соответствоватьвозможностям данной школы, т.е. быть доступной.
Требования к системе оценивания. 
- система оценивания должна давать возможность определить, насколько успешно усвоен тот или иной учебный материал, сформирован тот или иной практический навык, то есть, другими словами, - возможность сверить достигнутый учащимся уровень с определенным минимумом требований, заложенных в тот или иной учебный курс. При этом представляется целесообразным брать за точку отсчета именно обязательный минимум, поскольку лишь он может быть более или менее четко определен.
- система оценивания должна фиксировать как изменения общего уровня подготовленности каждого учащегося, так и динамику его успехов в различных сферах познавательной деятельности (усвоение информации, обработка информации, творческое представление своих мыслей и образов и т.д.), что позволяет получить более рельефную картину успехов и неудач учащихся на пути получения образования. При этом желательно, чтобы фиксация данной информации была стандартизирована и не требовала от преподавателя больших затрат времени, т. е. не была вербальной. Иначе затраты времени на ее реализацию рискуют превысить все разумно допустимые пределы, что на практике будет означать, скорее всего, выборочное отслеживание такой информации применительно лишь к избранным учащимся.
· В-третьих, уже в самом механизме выставления отметок была должна быть заложена возможность адекватной интерпретации заложенной в них информации, для чего система оценивания должна быть совершенно прозрачной в смысле способов выставления текущих и итоговых отметок, а также целей, для достижения которых эти отметки ставятся.
- в систему оценивания должен быть заложен механизм, поощряющий и развивающий самооценивание учащимся своих достижений, а также рефлексию происходящего с ним в ходе учебного процесса. При этом учащийся, производящий самооценивание, должен иметь возможность сопоставить результаты, к которым он пришел, с оценкой учителя. Собственно, полная прозрачность системы оценивания уже является фактором, подталкивающим к самооцениванию, но это, конечно, только одно из условий.
- система оценивания должна предусматривать и обеспечивать постоянный контакт между учителем, учеником, родителями, классным руководителем, а также администрацией и педагогическим коллективом школы. Без такой связи едва ли возможен системный подход к формированию учебного процесса, а значит и обеспечение его целостности.
-система оценивания должна быть единой применительно к конкретному школьному классу.
- система оценивания должна быть выстроена таким образом, чтобы как можно бережнее относиться к психике учащихся, избегать травмирующих ее ситуаций. Как представляется, основной путь для достижения этого - внедрение в сознание всех участников учебного процесса отношения к системе оценивания как к инструменту, необходимому для успешного получения образования, для осуществления обратной связи и не более того.
· Виды оценочных шкал:
· 1. Количественная оценочная шкала(соответствует отметке):
· • а) абсолютная символ( соответствует отметке);
· • б) относительная оценочная шкала (предполагает сравнение текущегосостояния ученика с его же состоянием некоторое время назад).
· 2. Порядковая шкала(экспертное последовательное распределение учащихся по набору
· признаков):
· • а) ранговая или рейтинговая система (каждому ученику присваивается ранг,последовательный номер);
· • б) дескриптивная система (характеристика, модель)
Основные проблемы и законы оценивания.
Закон 1 Школьные оценки относительны.
Закон 2 Школьные оценки случайны (это случайные величины)
Закон 3 Школьные оценки выставляются так, чтобы в идеальных условиях количество пятерок было равно количеству четверок, троек и других оценок.
Закон 4. Идеальные соотношения оценок всегда сдвигаются из-за факторов, влияющих на психологический комфорт преподавателей.
Закон 5. Школьные оценки не учитывают абсолютного уровня знаний. Поэтому они не сопоставимы для разных коллективов преподавателей и для разных учебных заведений.
+ Психологические аспекты оценивания – для ребенка это всегда стресс, оценки влияют на мотивацию и самосознание ребенка.
ГВЭ, ОГЭ и ЕГЭ по истории
С 2001 года в нашей стране проводится эксперимент по введению единого государственного экзамена (ЕГЭ) для выпускников школ и поступающих в высшие учебные заведения.
 
Причины введения ЕГЭ
 
В результате реформ конца 80-90-х годов российское образование перестало носить унифицированный характер и перешло к использованию вариативных программ, учебников и пособий, что, с одной стороны, увеличило возможности системы образования: реализация идей развивающего обучения, профессиональной ориентации, возможности индивидуального подхода, но, с другой стороны, усложнило контроль за качеством получаемого образования. «В условиях резко возросшего разнообразия средств, методов и содержания обучения школьников со всей остротой встала задача обеспечения единого уровня и содержания базового ядра общего и среднего образования для всех выпускников школ». ЕГЭ может стать эффективным надежным и объективным средством контроля за качеством знаний и умений учащихся, в случае успешного завершения эксперимента. Таким образом, в данный момент ЕГЭ рассматривается как одно из средств модернизации современного образования в России.
 
Задачи единого экзамена:
 
·          расширение доступности высшего образования благодаря введению однотипных экзаменов для всех выпускников общеобразовательных школ и их параллельного участия в заочном конкурсном отборе  сразу в несколько вузов;
·           совершенствование системы и практики финансирования высших учебных заведений на основе рыночной состязательности между ними за прием лучших студентов;
·          снижение психологической нагрузки на выпускников общеобразовательных учреждений за счет упразднения вступительных экзаменов в вузы;
·          объективизация и унификация требований к общеобразовательной подготовке поступающих в вузы;
·          стимулирование деятельности педагогических коллективов общеобразовательных учреждений по улучшению качества учебного процесса за счет объективной и независимой  сравнительной оценки результатов общеобразовательной подготовки выпускников школ.
 
Преимущества ЕГЭ перед другими формами контроля
 
1. Объективность.
Использование ЕГЭ в качестве выпускного экзамена в средней школе и его результатов для поступления в высшие учебные заведения имеет ряд преимуществ перед традиционными устными и письменными экзаменами. Прежде всего, это объективность оценивания. В системе ЕГЭ отсутствует преподаватель, который проверяет знания выпускника, то есть исключается субъективный момент (неприязнь к учащемуся, заинтересованность в хороших показателях, плохое настроение, самочувствие преподавателя и др.) при выставлении оценки. Благодаря стандартизации - единой форме предъявления контрольно-измерительных материалов (КИМ) и единого метода обработки полученных результатов достигается высокий уровень объективности оценивания учебных достижений выпускников.
2. Надежность.
Разработка  тестов и анализ результатов тестирования в соответствии с принципами классической или современной теорий тестов позволяют обеспечить точность и надежность оценивания уровня учебных достижений. Чтобы это преимущество ЕГЭ могло быть реализовано, КИМы должны включать тестовые задания, которые прошли экспертную оценку и были апробированы на репрезентативной выборке испытуемых.
3. Достоверность.
Тестовые технологии могут обеспечить достоверные результаты, свободные от фальсификации и искажения. Нельзя не согласиться, что без обеспечения высокой достоверности единого экзамена, без гарантий его информационной безопасности невозможно завоевать доверие к результатам ЕГЭ, что, безусловно, резко снизит эффективность этого нововведения.
Выделяют ряд возможностей, которые могут способствовать снижению достоверности. Это рассекречивание, подставка, подсказка, подтасовка.
Чтобы не произошло рассекречивания КИМов, существует система информационной безопасности, которая защищает тестовые материалы от преждевременного доступа.
Один из возможных способов защиты - это создание большого банка калиброванных тестовых заданий и обеспечение свободного доступа к этому банку (например, через интернет или печатные издания). Знакомство учащихся с множеством заданий банка позволит им лучше подготовиться к сдаче теста. Для самого экзамена формируются многочисленные варианты теста  в компьютерном режиме из существующего банка заданий (калиброванных) индивидуально для каждого испытуемого.
 ЕГЭ – это специально разработанные контрольно-измерительные материалы, учитывающие содержание учебных программ по истории России, с включением элементов по всеобщей истории, разработанных Министерством образования РФ, и учебников. Задания подбираются таким образом, чтобы достоверно определить уровень знаний и умений выпускников.
Экзаменационная работа состоит из двух частей, включающих в себя 25 заданий. Часть 1 содержит 19 заданий с кратким ответом (– задания на выбор и запись правильных ответов из предложенного перечня ответов;– задания на определение последовательности расположения данных элементов; – задания на установление соответствия элементов, данных в нескольких информационных рядах;
– задания на определение по указанным признакам и запись в виде слова(словосочетания) термина, названия, имени, века, года и т.п., часть 2 содержит 6 заданий с развернутым ответом. На выполнение экзаменационной работы по истории отводится 3 часа 55 минут (235 минут). Ответ на задания части 1 даётся соответствующей записью в виде последовательности цифр, записанных без пробелов и других разделителей; слова;
словосочетания (также записывается без пробелов и других разделителей).. Задания части 2 требуют развёрнутого ответа. В бланке ответов № 2 укажите номер задания и запишите ответ к нему. Все бланки ЕГЭ заполняются яркими чёрными чернилами. Допускается использование гелевой, капиллярной или перьевой ручек. При выполнении заданий можно пользоваться черновиком. Записи в черновике не учитываются при оценивании работы. Баллы, полученные Вами за выполненные задания, суммируются.
Работа построена на основе требований Историко-культурного стандарта,каждый раздел которого состоит из следующих составных частей: краткая
характеристика периода, включающая основные события, явления, процессы; список понятий и терминов; список персоналий; список источников; список основных дат. Каждая из названных частей несёт в себе значительный объём
информации, обязательной для изучения в школе. Особое внимание в Историко-культурном стандарте уделяется изучению вопросов культуры. Концепция нового учебно-методического комплекса по отечественной истории, частью
которой является Историко-культурный стандарт, указывает на необходимость работы с исторической картой. Необходимо также учесть общую патриотическую направленность ИКС, что, в частности, проявляется в повышенномвнимании к изучению истории Великой Отечественной войны.
Сергей КАРПОВ, член-корреспондент РАН, декан исторического факультета МГУ, лауреат Госпремии РФ: – К большому сожалению, система тестирования как таковая малоприменима к гуманитарным наукам в целом, а к истории – особенно. Тесты ЕГЭ в их существующем виде не проверяют подготовку и развитие учащихся, их способность к получению высшего образования. Фиксирует лишь механическое запоминание (или узнавание), достигаемое зубрёжкой, не предусматривающей ПОНИМАНИЕ эпохи.
Алексей ВЕНЕДИКТОВ, главный редактор радиостанции «Эхо Москвы», учитель истории: – История обучает не знанию фактов. В каком году и какое прозвище носил, к примеру, Иван IV. История – это наука, которая позволяет извлекать уроки из прошлого, а для этого нужно размышлять, а не перечислять. Что произойдёт после введения экзамена по этому предмету в форме ЕГЭ. Школы перейдут к начётничеству, будут заставлять детей зазубривать устоявшиеся определения. Декабристы – это хорошие, плохие или не очень хорошие, выбери правильный ответ. Смысл истории теряется.
А. В. Хуторской «Педагогическая инноватика» М. 2008 год
ЕГЭ – пример научно не обоснованного нововведения. Замена двух экзаменов (выпускного и вступительного) одним на первый взгляд кажется разумной. Но на деле это новшество привело к проблемам, которые сводят на нет положительные ожидания от модернизации. Во-первых, происходит процесс обезличивания образования. ЕГЭ не требует творческих достижений, ни портфолио, только ответы на единые для всех тесты. Во-вторых, введение ЕГЭ вносит в образование приоритет нетворческой доминанты. Так называемый «уровень С» не выполняет и не может выполнить задачу проверки и оценки творческих способностей и компетенций учеников. В-третьих, обязательность сдачи ЕГЭ приводит к тому, что детям и учителям приходится отбрасывать содержательные моменты, в угоду тестовым ориетирам.
В некоторых школах выпускники с января вообще перестают учиться, а только готовиться к ЕГЭ. С этой т.з. ЕГЭ вредное новшество в современной школе, уводящее ее от прямой задачи – качественного образования каждого ученика сообразно его способностям и возможностям.
Структура КИМов ЕГЭ 
«КИМы - это стандартизированная экзаменационная работа, создаваемая в соответствии с требованиями теории педагогических измерений, позволяющая с достаточной объективностью и надежностью провести независимую государственную аттестацию выпускников общеобразовательных учреждений и отбор абитуриентов вузов».
При составлении КИМов определялось эффективное соотношение использования различных форм заданий в тесте для итоговой аттестации выпускников. При этом учитывался многолетний опыт зарубежных коллег. В США сформировалась традиция применения тестов, состоящих из заданий закрытого типа, то есть заданий с выбором правильного ответа (так устроен, например, самый популярный тест академических способностей SAT). Но задания этого типа не могут оценивать способности учащегося рассуждать и анализировать, делать самостоятельные выводы, создавать письменный текст, высказывать собственное мнение и т. д. Включение в КИМы заданий только закрытого типа было бы недостаточным, так как снижало бы возможности контроля   знаний выпускников. Для тестологической практики Великобритании характерно использование как закрытых, так и открытых заданий. Так,  в тестах на получение общего сертификата о среднем образовании (general certificate of secondary  education - GCSE), которые разрабатываются Кембриджским экзаменационным синдикатом, доля открытых заданий выше, чем доля заданий с выбором правильного ответа.
Чтобы обеспечить эффективный контроль знаний и умений выпускников отечественной школы, было решено включить в КИМы различные формы   заданий: задания с выбором правильного ответа, задания на дополнение и задания со свободным развернутым ответом (ответ в виде эссе, рецензии, анализа текста).
Основной государственный экзамен (ОГЭ) – это основной вид экзамена для выпускников 9 классов в средней школе России. Сдача ОГЭ необходима для перехода в 10 класс или поступления в учреждения среднего профессионального образования (колледжи и техникумы). Выпускники 9 классов общеобразовательных учреждений сдают 2 обязательных экзамена (русский язык и математика). Согласно новому Порядку проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего образования, экзамены по другим учебным предметам обучающиеся сдают на добровольной основе по своему выбору.
Новая форма ОГЭ (ГИА-9)

С 2004 года в России проводилась апробация ГИА в новой форме. В народе его называют ЕГЭ для девятиклассников, так как выпускники решают задания стандартизированной формы. Согласно новому закону «Об образовании в Российской Федерации» государственная итоговая аттестация для 9 классов является обязательной. С 2014 года ГИА стала основным государственным экзаменом (ОГЭ). Это значит, что сдавать выпускные экзамены в традиционной форме (по билетам) выпускники девятых классов теперь не смогут.
С 2015 года в КИМах ОГЭ больше нет деления на части A, B и С: экзаменационная работа разделена на 2 части, а задания имеют сплошную нумерацию. Однако это не значит, что тесты окончательно исчезли из экзаменов. Задания на выбор одного правильного варианта из нескольких предложенных остались. Просто теперь записывать правильный ответ в бланк ответов нужно будет соответствующей цифрой, а не крестиком. Содержание: Содержание предмета «История» в основной школе включает в себяизучение двух курсов: истории России, занимающей приоритетное место в
учебном процессе, и всеобщей истории.
Работа охватывает содержание курса истории с древности по настоящее время.
Общее количество заданий – 35.
Работа состоит из двух частей.
Часть 1 содержит 30 заданий с кратким ответом в виде одной цифры, соответствующей номеру правильного ответа, последовательности цифр илислова (словосочетания).
Часть 2 содержит 5 заданий с развернутым ответом. Проверка выполнения заданий этой части проводится экспертами на основе специально разработанных критериев.
Содержание: В части 1 работы задания условно разделены на тематические блоки, относящиеся
к одному из четырех периодов истории, выделенных с учетом общей периодизации:
1) VIII–XVII вв.; 2) XVIII – начало XX в.; 3) 1914–1945 гг.; 4) 1945–2012 гг. В каждый вариант КИМ включены два задания поистории Великой Отечественной войны (14, 15). На отдельных позициях каждоговарианта КИМ представлены задания, направленные на проверку знания выдающихсядеятелей отечественной истории (9, 19), основных фактов истории культуры (10, 20);умения работать с исторической картой, схемой (21), иллюстративным материалом (22).Задания 23–35 работы, направленные преимущественно на проверку умений, формируемых в процессе исторического образования, могут относиться к любымпериодам истории – с VIII в. по 2012 г. При этомв каждом из заданий 23–35 могут быть рассмотрены разные аспекты истории: экономика и
социальные отношения, внутренняя и внешняя политика государства, историяматериальной и духовной культуры, жизнь и деятельность отдельных историческихличностей.
На выполнение экзаменационной работы отводится 3 часа (180 минут).
Экзаменационные работы проверяются двумя экспертами. По результатам проверки эксперты независимо друг от друга выставляют баллы закаждый ответ на задания экзаменационной работы... В случае существенного
расхождения в баллах, выставленных двумя экспертами, назначается третьяпроверка.
К сдаче ОГЭ допускаются:
выпускники 9 классов общеобразовательных учреждений Российской Федерации с годовыми отметками по всем предметам не ниже «3»;
выпускники с одной «2», с условием, что будут сдавать экзамен по этому предмету;
иностранные граждане, лица без гражданства, беженцы и вынужденные переселенцы, обучающиеся в общеобразовательном учреждении;
выпускники прошлых лет, не получившие аттестат.
Итоговые отметки по предметам, которые выпускник 9 класса сдавал в рамках ОГЭ, выставляются в аттестат следующим образом:
если годовая отметка и отметка, полученная на ОГЭ, отличаются на 1 балл, в аттестат выставляется более высокая отметка;
если разница между годовой отметкой и отметкой, полученной на ОГЭ, больше одного балла, то в аттестат выставляется среднее арифметическое этих отметок.
Регион может ввести в дополнение к аттестату документ, подтверждающий результаты ОГЭ.
Результаты ОГЭ могут учитываться школой при формировании профильных 10-х классов.
Если на ОГЭ была получена «двойка»
Если выпускник получил на ОГЭ по одному или двум предметам неудовлетворительную оценку, ему разрешается пересдать эти экзамены в дополнительные сроки.
Если же и в дополнительные сроки выпускник не справился с испытанием, вместо аттестата ему выдадут справку о прохождении обучения. В справке указываются предметы, по которым получены «двойки». Пересдать эти предметы можно будет только в следующем году. По усмотрению родителей (законных представителей, опекунов) выпускника могут оставить на повторное обучение.
ГВЭ по истории
Государственный выпускной экзамен (ГВЭ) — это форма государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования (ГИА-11). При проведении ГВЭ используются следующие экзаменационные материалы: тексты, темы, задания и билеты по учебным предметам.
Итоговая аттестация в форме государственного выпускного экзамена в 9-м и 11-м классах предусмотрена для отдельных категорий учеников: детей-инвалидов и ребят с ограниченными возможностями здоровья (дети с психическими либо физическими недостатками – глухонемые, плохо видящие, имеющие тяжкие речевые нарушения, болезни двигательного аппарата, включая инвалидов разных групп.), воспитанников специальных учебно-воспитательных учреждений закрытого типа, а также для тех, кто получает образование в местах лишения свободы. ГВЭ вместо единого экзамена сдают и ребята, освоившие полный школьный курс в рамках получения среднего профессионального образования.Одна из особенностей ГВЭ - возможность самостоятельного выбора учеником формы экзаменационной работы по русскому языку (сочинения или изложения с творческим заданием). При этом сделать его можно непосредственно в день экзамена, ознакомившись с темами билетов.
Отметим, что при проведении итоговой аттестации в форме государственного выпускного экзамена применяется пятибалльная система оценки.
С 2014 года ГИА (Государственная итоговая аттестация) становится обязательной для всех девятиклассников России. Согласно Приказу Минобрнауки РФ от 25 декабря 2013 года, ГИА 2015 проводится в двух формах – ОГЭ в 9-м классе и ГВЭ в 9-м классе. 
Как и стандартный ОГЭ, он начал использоваться в среднеобразовательных заведениях с 2002 года и на сегодняшний день выступает обязательной аттестацией для учеников 9-го и 11-го класса.
Результаты ГВЭ не принимаются вузами, но поступить можно — сдать вступительные экзамены отдельно.
Обязательными предметами выступают математика и русский язык, остальные школьник может сдавать на свое усмотрение.Чтобы принять участие в экзаменах, ученики или их родители (опекуны) должны до 1 марта написать заявление на сдачу с указанием списка избранных предметов и предоставить документы, подтверждающие невозможность участвовать в обычной аттестации. Это может быть заключение медицинской комиссии либо справка об инвалидности.
Поскольку школьники имеют ограниченные возможности, ГВЭ может проходить в 3 этапа – досрочно в апреле, на общих основаниях в мае–июне и дополнительно в июле. Местом проведения тестов обычно является учебное заведение, в котором учащийся получал образование. Аттестация осуществляется с учетом особенностей психофизического развития школьника.
Разница состоит и в организации аттестации. ГВЭ представляет собой контрольную работу с выполнением определенных заданий, тогда как ОГЭ – это совокупность тестирования, решения задач или выполнения творческой работы.
При проведении ГИА-11 в форме ГВЭ используется традиционная пятибальная система оценки.
Утверждение результатов ГВЭ осуществляется в течение 1-го рабочего дня с момента получения результатов централизованной проверки экзаменационных работ участников ЕГЭ.
Апелляция о несогласии с выставленными баллами подается в течение двух рабочих дней со дня объявления результатов ГИА по соответствующему учебному предмету. Неудовлетворительный результат Если участник ГВЭ (выпускник текущего года) получит результат ниже установленного минимального количества баллов (ниже 3-х баллов) по одному из обязательных учебных предметов, он имеет право на повторную сдачу в дополнительные сроки (резервные дни), предусмотренные единым расписанием.
ГВЭ 9 класс
Вариант экзаменационной работы включает в себя 31 задание и состоит из двух частей. Часть 1 содержит 30 заданий с кратким ответом в виде слова (словосочетания), цифры или последовательности цифр. Часть 2 содержит 1 задание с развёрнутым ответом. Проверка выполнения задания части 2 проводится экспертами на основе специально разработанных критериев. В части 1 работы задания условно разделены на тематические блоки, относящиеся к одному из четырёх периодов истории, выделенных с учётом общей периодизации: 1) VIII–XVII вв.; 2) XVIII – начало XX в.; 3) 1914–1945 гг.; 4) 1945–2012 гг. В каждый вариант КИМ включены 2 задания по истории Великой Отечественной войны (14, 15). На отдельных позициях каждого варианта КИМ представлены задания, направленные на проверку: знания выдающихся деятелей отечественной истории (9, 19), основных фактов истории культуры (10, 21); умения работать с исторической картой, схемой (20), иллюстративным материалом (22).
Задания 23–31 работы, направленные преимущественно на проверку умений, формируемых в процессе исторического образования, могут относиться к любым периодам истории – с VIII в. по 2012 г. При этом в каждом из заданий 23–31 могут быть рассмотрены разные аспекты истории: экономика и социальные отношения, внутренняя и внешняя политика государства, история материальной и духовной культуры, жизнь и деятельность отдельных исторических личностей.
На выполнение работы даётся 150 минут.
Также учащийся может пройти ГВЭ по истории в устной форме
Комплект экзаменационных материалов по истории для ГВЭ-9 в устной форме состоит из 15 билетов. Каждый билет состоит из двух вопросов. Первый вопрос предполагает систематизированное описание экзаменуемым значительного исторического события (событий), процесса, явления. При этом экзаменуемый должен проявить знание базовой исторической информации, умение полно, последовательно изложить её. Второй вопрос требует от экзаменуемого выполнения одного из следующих действий: раскрытие места событий в историческом контексте; объяснение их причин и следствий, значения; сравнение событий, явлений. В этом случае проявляются и оцениваются умения выпускников анализировать материал, применять знания в заданной познавательной ситуации, отвечать на проблемный вопрос. Содержание билетов охватывает курс истории России XVII–XX вв., изучаемый в 7–9 классах.
В число проверяемых элементов подготовки входят: – знание важнейших дат, фактов, понятий и терминов; – понимание причинно-следственной обусловленности исторических событий, их места в ряду (контексте) исторических явлений и процессов; – умения составлять историческое описание (рассказ), систематизировать факты, соотносить единичный факт (событие) и общееявление или процесс, проводить сравнение событий и явлений, объяснять их причины и следствия.
Рекомендуемое время на подготовку ответа – 20–30 минут.
ГВЭ 11 класс
Каждый вариант экзаменационной работы состоит из двух частей и включает в себя 20 заданий, различающихся формой и уровнем сложности. Часть 1 содержит 19 заданий с кратким ответом. В экзаменационной работе предложены следующие разновидности заданий с кратким ответом: задания на выбор и запись одного или нескольких правильных ответов из предложенного перечня ответов; задания на определение последовательности расположения данных элементов; задания на установление соответствия элементов, данных в нескольких информационных рядах; задания на определение по указанным признакам и запись в виде слова (словосочетания) термина, названия, имени, века, года и т.п. Ответ на задания части 1 даётся соответствующей записью в виде: цифры или последовательности цифр, записанных без пробелов и других разделителей; слова; словосочетания (также записывается без пробелов и других разделителей).
Часть 2 содержит 1 задание с развёрнутым ответом, связанное с анализом какой-либо исторической проблемы, ситуации.
На выполнение экзаменационной работы по истории даётся 3 часа (180 минут).
ГВЭ – 11 устная форма
Комплект экзаменационных материалов по истории для ГВЭ-11 в устной форме состоит из 15 билетов, каждый из которых содержит по два вопроса.
Первый вопрос каждого билета проверяет знание выпускниками древней, средневековой и Новой истории – до 1914 г.; второй вопрос посвящён Новейшей истории – XX – началу XXI в. Оба вопроса требуют развёрнутого ответа.
Рекомендуется полный ответ на вопросы билета оценивать максимально в 6 баллов. За ответ на каждый вопрос максимальный балл – 3 балла.
Время, отводимое на подготовку выпускника к ответу, – от 20 до 40 минут.