Исследовательская работа Влияние веса портфеля на осанку младших школьников


Управление образования Администрации города Нижний Тагил
МБОО ДОД Городской Дворец Детского и Юношеского Творчества
Городской конкурс учебно-исследовательских работ младших школьников «Юный исследователь Нижнего Тагила»
Направление «Окружающий мир»
Исследовательская работа
«Влияние веса школьного портфеля на осанку младших школьников»
Исполнители:
Куклин Егор Пашинцева Дарья
Ученики 3 А класса
МБОУ СОШ №7
Руководитель:
Касаткина Елена Владимировна
учитель начальных классов
МБОУ СОШ №7
Нижний Тагил
2014 год
Содержание
Стр.
Введение 3-4
Основная часть
История школьного портфеля 5
Осанка 5-6
Как выбрать правильный портфель 6-7
Гигиенические требования к портфелям и учебным изданиям 7
Практическая часть 8-11
Заключение 12
Список литературы 13Приложение
Введение
Зимой по улице бежит,
А летом в комнате лежит,
Но только осень настает,
Меня он за руку берет.
И снова в дождик и в метель
Со мной шагает мой портфель.
В. Берестов
Действительно, портфель наш верный спутник по дороге школьной жизни.Поэтому покупка портфеля на новый учебный год — это важное событие, особенно для будущих первоклассников
Школьные ранцы, напичканные учебниками, - первая тяжесть, с которой приходится сталкиваться детям. Позвоночник в этом возрасте не рассчитан на большие нагрузки. Именно в школьном возрасте, когда происходит активный рост мышечной и костной массы, дети получают искривление позвоночника.
Американский педагог Банкрофт  в  своей книге «Осанка школьника» (1867)писал: «Осанку легко испортить переносом тяжелых книг. Придет время, и тестирование физического развития опередит по важности любые другие образовательные тесты...».
Обратите внимание, что изменилось за последние сто лет? Осанка детей ухудшилась настолько, что при медицинских осмотрах выявляют более половины детей с серьезными дефектами осанки, а количество заболеваний, связанных с осанкой и физическим развитием увеличилось в разы.А школьные ранцы не стали легче.Значит,эта тема не утратила своей актуальности и на сегодняшний день
Таким образом, наша работа посвящена изучению проблемы влияния ранца на здоровье школьника, в частности на осанку.  
Цель: изучить соответствие школьного ранца требованиям ГОСТа и антропометрическим данным,обучающихся нашей школы.
Задачи:
1.     Изучить литературу по теме.
2.     Изучить портфели обучающихся 1- 4 классов на соответствие требованиям ГОСТа.
3.     Получить информацию об антропометрических данных обучающихся 1- 4 классов.
4.     Составить вопросы анкеты и провести анкетирование родителей обучающихся 1-4 классов.
5.     Составить рекомендации по выбору правильного портфеля.
Объект исследования: школьный портфель учащихся начальной школы.
Предмет исследования: ученики начальной школы МБОУ СОШ №7 города Нижний Тагил
Гипотеза: мы предполагаем, что тяжёлый ранец вредит здоровью.
Основными методами исследования являются: социологический опрос, наблюдение и системный анализ.
2. Основная часть.
2.1. История школьного портфеля
Слово «портфель» пришло к нам из французского языка. Porter означает «носить», feuille – «лист». Это слово многозначное. Основное его значение – четырехугольная сумка с застежкой, обычно кожаная, для ношения деловых бумаг.
Так как кожаный портфель стоит достаточно  дорого, для школьников стали шить портфели из винила. Портфель (или ранец) для многих детей второй половины 20 века был показателем взрослости и самостоятельности. Многие первоклассники с нетерпением ожидали дня, когда родители принесут из магазина новенький портфель, и спешили поскорее заполнить его чистыми тетрадками, ручками и карандашами. Портфели, которые носили в шестидесятые годы прошлого века, былисделаны из необычного материала: и не кожа, и не заменитель ее. На сгибах и изломах видна бумага. Портфели изготавливали из коленкора. Что же это за материал? Обратимся к словарям.
Коленкор – это покровный переплетный материал на тканевой основе со специальным покровным слоем.
Параллельно с портфелем, школьной сумкой, был ранец. Мы привыкли считать ранец чисто школьным предметом, а его вместе с названием занесли к нам как «заплечный походный мешок» - Ranzenнаёмные немецкие солдаты московских царей в XVII веке. Лет через 150-200 слово перешло на ученическую сумку.  
Школьные ранцы и портфели не были особенно разнообразны. Наличие внутренних карманов и отделений да цвет – вот и все что отличало их друг от друга. Даже размер школьных ранцев был стандартным.Однако в 80–е годы стали появляться портфели необычной формы. До этого были горизонтальные с двумя (или одним) замками, и теперь школьники гордо несли в школу новинку – вертикальные сумки с ремешком через плечо.
Старшеклассники во второй половине 80–х  обзавелись «дипломатами» - жесткими  узкими чемоданчиками черного или коричневого цвета.
Дипломат (Кейс) — это узкая, коробкообразная сумка, сделанная из винила или кожи с ручкой на конце.
На смену дипломатам в конце 80–х – в 90–х годах в моду вошли сумки, дамские или спортивные. Младшие школьники по-прежнему носили ранцы и портфели.С конца 90–х и по настоящее время школьники носят рюкзаки, которые упрочили свои позиции в качестве школьной сумки.Само слово «ранец» постепенно выходит из употребления, уступая место слову «рюкзак».
 Рюкзак [нем. Rucksack], заплечный мешок для вещей, используемый туристами. Рюкзаки стали делать из легких материалов - ткани с пропитками и защитой от влаги.
2.2.Осанка.
Проблема нарушений опорно-двигательного аппарата школьников выходит в последние годы на ведущие позиции. Уменьшение двигательной активности, ухудшения питания, дефицит массы тела при увеличивающихся умственных нагрузках привели к тому, что в ряде школ растёт число детей с 39998657289808591551353820нарушением функций опорно-двигательного аппарата.
Около 40% детей приходит в школу с нарушениями осанки, а за годы учебы этот показатель удваивается. Правильная осанка начинает формироваться с первых лет жизни ребёнка. Но наиболее важный период – с 4 до 10 лет, когда очень быстро развиваются механизмы, обеспечивающие вертикальную позу. Существенное влияние на формирование осанки школьников оказывает ношение тяжелых ранцев и особенно портфелей. Ежедневное ношение портфеля способствует развитию неправильной осанки
Осанка – это поза, характерная для стоящего человека в непринужденной позе, в расслабленном состоянии (без напряжения мышц). Осанка должна быть ровной, и зависит это от формы дисков, обеспечивающих подвижность позвоночника
В детском и подростковом возрасте главная задача–профилактика сколиотической  болезни.
Неправильная осанка влияет не только на внешний вид, но и на неправильную работу внутренних органов. Нарушается дыхание и кровообращение, работа печени, кишечника, нервной системы, снижение умственной работоспособности. Но это ещё не все, нарушение осанки приводит к ухудшению зрения.Ношение книг и прочих ученических принадлежностей в ранце на спине способствует равномерному распределению нагрузки, освобождает руки.
2.3. Итак, ранец или рюкзак? Но как сделать правильный выбор?
Разница между ранцем и рюкзаком — в том, что у первого корпус твердый, у второго, наоборот, мягкий. Жесткий корпус защищает одновременно и ребенка, и содержимое ранца. Твердая спинка не позволяет содержимому давить на спину ребенка. Кроме того, благодаря твердым стенкам и дну школьные принадлежности в ранце можно разместить правильно: тяжелые предметы ближе к спине, легкие — спереди, левая и правая сторона нагружены одинаково. Наконец, жесткий корпус сбережет содержимое ранца в случае, если ребенок его уронит. Или бросит. Или, например, решит прокатиться на нем с горки.
4147185531495521335595630
Рюкзаки всеми эти достоинствами не обладают — их можно покупать только подросткам, но и в этом случае лучше выбирать модели с уплотнённой спинкой. Стоит отметить, что в последнее время производители все чаще выпускают на рынок модели, представляющие собой своеобразный симбиоз ранца и рюкзака. Такой ход позволяет снизить вес изделия и предложить оригинальный, запоминающийся дизайн. Главное, чтобы он отвечал основным требованиям к школьным ранцам.
2.4. Гигиенические требования к ранцам и учебным изданиям.
Вес ранца без учебников для учащихся 1-4 классов должен быть не более 700 граммов. При этом ранец должен иметь широкие лямки (4 – 4,5 см) и достаточную формоустойчивость, обеспечивающую его плотное прилегание к спине обучающегося и равномерное распределение веса. Материал, используемый для изготовления ранцев, должен быть легким, прочным, с водоотталкивающим покрытием, удобным для чистки.
Ранец может иметь два отделения или одно отделение с карманом или вкладышем: основное, – для книг и тетрадей, меньшего размера, – для ручек, карандашей.
Плечевые ремни должны быть прочно закреплены по середине верхнего края задней стенки или на шпации в местах крепления ручки. В нижней части ремней необходимо приспособление, позволяющее изменять их длину в соответствии с ростом ребенка и характером одежды. Один из ремней должен иметь разъём, облегчающий одевание и снимание ранца. Пряжки или другие приспособления для изменения длины ремней следует крепить на дне ранца во избежание травм и порчи одежды.
Требования к весу учебников и письменных принадлежностей также включены в новые правила. Вес ежедневного комплекта учебников и письменных принадлежностей не должен превышать:
для учащихся 1-2-х классов - более 1,5 кг,
3-4-х классов - более 2 кг,
В соответствии с СанПин 2.4.7.1166-22.4.7. «Гигиенические требования к изданиям учебным для общего и профессионального начального образования», вес каждого издания не должен быть более 300 гр. – для 1-4 классов
Вес изданий для 1-4 классов, предназначенных для работы только в классе, не должен превышать 500 граммов. Допускается увеличение веса изданий не более чем на 10%.
Согласно ГОСТу, в школьных ранцах «должны использоваться детали из материалов контрастных цветов, отделочные детали и фурнитура со светоотражающими элементами».
 
Практическая часть
В ходе своего исследования мы провели ряд экспериментов, демонстрирующих то, что большинство учеников имеют нарушения осанки.По данным, полученным от врача нашей школы, мы узнали, что 35% учащихся начальной школы имеют нарушения осанки.
470535-1905
Мы решили выяснить, соблюдаются ли требования СанПин при изготовлении портфелей школьников. Первый этап нашего исследования заключался в том, чтобы в научных целях выяснить, какие портфели предпочитают учащиеся нашей школы. Было опрошено 30 учащихся, на вопрос какой портфель вы предпочитаете учащиеся первого класса отвечали – ранец, мнения учащихся 2-4 классов школы разделились пополам: 50% - рюкзак, 50% - сумку.
Занимаясь этой частью исследования, мы сделали несколько фотографий, которые подтверждают актуальность нашей исследовательской работы.
347726050804679955080
Далее необходимо было взвесить школьные портфели учеников вторых и третьих классов. Результаты нас просто поразили. Детям приходится ежедневно носить такие неподъемные сумки, которые не каждый взрослый сможет носить в течение учебного дня.
Вес школьного портфеля (сравнительная таблица)
класс пустой полный
девочки мальчики девочки мальчики
1 класс 500гр 100гр 3кг 2кг
2 класс 500гр 100гр 3кг 2кг
3 класс 500гр 100гр 3,5кг 3кг
4класс 500гр 500гр 3кг 3кг
Можно сделать вывод, что портфели учеников нашей школы превышают допустимую норму, как в пустом виде, так и в наполненном. Мы решили посмотреть, а что лежит в портфелях учащихся начальной школы: учебники 4 штуки, папка с тетрадями, 2 тетради на печатной основе, альбом, краски, книга для чтения, машинки, блокнотики.
34791654508511938045085
Затем нам стало интересно узнать вес самих учеников и понять, превышает ли вес их портфеля допустимые нормы для их возраста. В эксперименте участвовало 9 учащихся нашего класса (фамилии изменены), результат занесен в таблицу.
Фамилия ученика Вес ученика Сумка или ранец Вес портфеля Допустимый вес портфеля
Иванов 30кг ранец 3,5кг В среднем вес портфеля учащегося начальной школы 2,5-3кг
Петров 33кг сумка 3,7кг Кудрявцева 22кг сумка 3,5кг Сидорова 29кг ранец 2,5кг Тузиков 38кг сумка 2кг Пирожков 40кг ранец 3,5кг Призова 28кг сумка 3кг 404495491490Еще нас заинтересовало, а какой комплект учебников для начальной школы сколько весит.
Для эксперимента были взяты учебники, по которым учатся дети в начальной школе: «Школа России», «Школа 21 века, «Перспектива». Полученные данные, мы привели в виде таблицы.
Название комплекта Допустимый вес Количество учебников в комплекте Вес комплекта
«Школа России» 500гр 7 штук 1,8кг
«Школа 21 века» 500гр 5штук 2кг
«Перспектива» 500гр 5 штук 2,2кг
Из полученных данных можно сделать вывод, что все комплекты учебников по разным образовательным линиям не превышают допустимую массу
На родительском собрании в нашем классе родителям была предложена следующая анкета:
АНКЕТА:
«Как выбрать портфель для ребенка».
1.При выборе рюкзака на что, в первую очередь, вы обращаете внимание?
2.Имеет ли для вас значение количество лямок у рюкзака?
3.Знаете ли вы, сколько должен весить пустой рюкзак?
4.Известен ли вам допустимый вес полного рюкзака для младшего школьника?
5.При выборе рюкзака вы большее внимание уделяете практичности или яркости?
6.Вы прислушиваетесь к мнению ребенка, выбирая ранец, или это целиком ваше решение?
7.Знаете ли вы как определить, что ранец не подходит вашему ребенку по мед.показателям?
8.Знаете ли вы, что неправильный выбор ранца влияет на осанку школьника?
9.Известны ли вам критерии выбора школьного ранца?
Вывод: обработав полученные результаты, мы пришли к выводу, что 90% родителей руководствуются при выборе портфеля его удобством и практичностью, только 20% ответили на вопрос: Сколько должен весить портфель?, 85% - прислушиваются к мнению ребенка, 100% - известно, что не правильно купленный портфель влияет на осанку ребенка, а вот про критерии школьного ранца слышали только – 15%.
4.Заключение
        Изучая историю портфеля, мнения и советы медиков мы узнали для себя много нового  и интересного. Мы узнали, что такое осанка,  как она важна для здоровья человека. В ходе работы мы поняли, что неправильное ношение тяжелых предметов может отрицательно сказаться на позвоночнике, и именно школьный ранец может стать другом или врагом для нашей спины. Надеемся, что и наши одноклассники  воспользуются результатами данного исследования и ответственно отнесутся к нашим советам.    
         Ученикам, у которых вес портфеля превышает установленные нормы, советую с целью предупреждения заболеваний позвоночника посетить врача-ортопеда и обратить внимание на следующие моменты:
1. При покупке портфеля смотреть на его вес;
2. Не носить в школу лишних школьных принадлежностей.
Обязательно помните об осанке, ведь она – залог здоровья всего организма. Не забывайте и о гигиенических требованиях к портфелю. Мы надеемся, что наши одноклассники и их родители воспользуются составленной нами при помощи врача «Памяткой по выбору школьного ранца». См. (Приложение 1)
                                                                                 
Список литературы
Толковый словарь русского языка Ушакова.
Правда, о школьных портфелях // Сайт «Здоровье»
Протасов Б.И.  Что такое осанка? // Сайт www.osanka.ruФедотова В.А. О школьном портфеле для младших школьников.// Сайт www.proshkolu.ru       5. «Лечебная физическая культура» 2003г С.Н.Попов;
       6.Статья «Ваша осанка» Авдеев А. 2006г.
       7. Статья «Исправление осанки у детей» Воробьева В. И Степановой И. 2005г.
 
Приложение
                                     ПОСОБИЕ ПО ВЫБОРУ ШКОЛЬНОГО РАНЦА
         Ранец - это рюкзак с жёсткой спинкой и широкими лямками, приспособленный для переноски школьных принадлежностей. Ортопедическая спинка позволяет распределить нагрузку на позвоночник и не допустить его искривления.
1. Школьный ранец должен быть выполнен из гигиеничного водоотталкивающего лёгкого материала.
2. Для начальной школы лучше всего подходят именно ранцы с жестким корпусом.  
3. Специалисты рекомендуют приобретать лёгкие ранцы (от 500 гр. до 1300 гр.) с твёрдой спинкой и широкими лямками (не уже 35 мм). По санитарным правилам нашей страны школьный ранец вместе со всем содержимым не должен весить больше трёх килограмм.  
4. Следите, чтобы в ранце не было лишних вещей, не нужных в этот день в школе.
5. Ранец должен хорошо держать форму и не деформироваться при укладывании школьных принадлежностей.  
6. Если ранец выбран или используется не правильно, то это может серьезно навредить позвоночнику и осанке школьника.
7. Ширина портфеля не должна превышать ширину плеч ребёнка.
8. Верхний край не должен быть выше плеч, а нижний - ниже бёдер.
9. Следите, чтобы ребёнок носил ранец на спине на обоих плечах, а не на одном.
Хорошо, если часть учебного материала, в котором нет каждодневной необходимости, хранится в классе (пластилин, краски, альбом и пр.).
ВАЖНЫЕ ДЕТАЛИ
          У хороших ранцев ручка сделана так, что ребенку трудно постоянно носить его в руке: портфель будет висеть под углом. Это лишний стимул надеть его на спину!
         Ортопедическая спинка с мягкими "подушечками" сделана из дышащего материала.
         Светоотражающие полосы и замки: ребенка легко заметить на дороге.