Рабочая программа по литературному чтению в 4 классе УМК Начальная школа 21века


Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
Затонская средняя школа

Принята
Педагогическим советом школы
Протокол № 1от 29.08.2016 У т в е р ж д а ю
Приказом № 280-О
От 29.08.2016
Директор школы
____________/Махаева И.В./

Рабочая программа
по литературному чтению
для 4-а класса


Срок реализации: 2016-2017 учебный год

Программу составила
учитель начальных классов
Шагалова Н.И.

с.п. Память Парижской Коммуны
2016год
Пояснительная записка к курсу «Литературное чтение»
Рабочая программа курса «Литературное чтение» 4 класс разработана на основе авторской программы Л.Е.Ефросинина «Литературное чтение 1-4 классы» Москва «Вентана-Граф»2012г в соответствии с ФГОС НОО.
В авторскую программу внесены изменения.
Место предмета в учебном плане
Количество часов на изучение программы 102ч.
Количество часов в неделю -3 часа.
Контроль и проверка знаний
Формы контроля:
- проверочные (текущие) работы
- контрольные (итоговые) работы. Проводятся 2 раза в год. В конце 1 и 2 полугодий.
-литературные диктанты. Проводятся для проверки литературной эрудиции и грамотности.
- Проверка техники чтения. Проводится 3 раза в год. (стартовая в начале учебного года, в конце 1 полугодия, в конце года)
Основная цель урока литературного чтения в начальных классах – помочь ребёнку стать читателем: подвести к осознанию богатого мира отечественной и зарубежной детской литературы как искусства художественного слова; обогатить читательский опыт.
Развитие читателя предполагает формирование такой деятельности, когда он способен воспринимать текст (слушать и слышать художественное слово, читать вслух и молча изучать текст или только знакомиться с ним); понимать читаемое не только на уровне фактов, но и смысла (иметь свои суждения, выражать эмоциональные отношения и т.д.); воссоздавать в своём воображении прочитанное (представлять мысленно героев, события) и, наконец, воспроизводить текст, т.е. уметь рассказывать его в разных вариантах – подробно, выборочно, сжато, творчески с изменением ситуации. Эти компоненты необходимы для осуществления правильной читательской деятельности.
Основными образовательными линиями курса «Литературное чтение» являются следующие:
Обеспечение полноценного восприятия литературного произведения, глубины понимания учащимися текста и специфики его литературной формы. Выявления точки зрения писателя, формирования позиции читателя.
Система работы над навыками чтения.
Включение учащихся в эмоционально – творческую деятельность в процессе чтения.
Формирование литературоведческих представлений, которые необходимы школьнику для освоения литературы как искусства слова.
Расширение круга чтения учащихся, создания «литературного пространства», соответствующего возрастным особенностям и уровню подготовки учащихся.
Характерной чертой программы является «нерасчленённость» и «переплетённость» чтения произведения и работы с книгой. При изучении произведений одного жанра или темы постоянно идёт обучение работы с учебной, художественной и справочной детской книгой, развивается интерес к самостоятельному чтению и книге. В программе не выделяются уроки обучения чтению и работе с книгой, а есть уроки литературного чтения, на которых решаются комплексно все задачи литературного образования младших школьников.
Специфическими особенностями литературного чтения в начальной школе являются следующие:Сочетание работы над собственно чтением, техническими навыками и читательскими умениями.
Работа над текстом как речеведческой единицей и над литературными произведениями как искусством слова с учётом его специфической структуры и жанровых особенностей.
Одновременная работа над языком произведения и речью детей.
Сочетание работы над произведением и детской книгой как особым объектом изучения.
Использование знаний о тексте как особой единице, различение художественного и научно – познавательного произведения.
Формирование литературоведческих представлений, обеспечивающих полноценное восприятие произведение и книги, ориентировка в мире книг.
Освоение литературных произведений в сочетании с творческой деятельностью учащихся, развитием их эмоциональной сферы, обогащением духовного мира ученика.
В 4 классе ученики читают бегло, правильно воспринимают содержание и форму читаемого произведения и книги, различают доступные им жанры, знают имена детских писателей, авторов книг и отдельных произведений.
Во 2 -4 классах проводятся уроки слушания и обучения работе с книгой (учебной, художественной и справочной) в рамках каждого изучаемого раздела.
К концу обучения в четвертом классе учащиеся должны уметь:
Правильно читать текст целыми словами (темп чтения в соответствии с индивидуальными возможностями учащихся);
читать молча небольшие тексты (темп – не менее 100 слов в минуту);
пересказывать прочитанный текст по готовому плану;
определять тему и жанр прочитанного или прослушанного произведения;
читать наизусть 5 -6 стихотворений, 1 – 2 отрывка из прозы;
самостоятельно знакомиться с произведением и книгой (выделять фамилию автора, заглавие);
самостоятельно отбирать книги для чтения.
Содержание разделов программы (102ч)
Произведения фольклора. Сказки, легенды, былины, героические песни (7ч).
Басни. Русские баснописцы.(5ч).
Произведения А.С.Пушкина(3ч).
Произведения В.А. Жуковского (4ч).
Произведения М.Ю.Лермонтова (3ч).
Произведения П.П.Ершова (3ч).
Произведения В.М.Гаршина(4ч).
Произведения русских писателей о детях(5ч).
Стихи И.А.Бунина(3ч).
Произведения Л.Н.Толстого(7ч).
В мире книг (5ч).
Произведения А.Куприна(5ч).
Стихи Н.А.Заболоцкого(3ч).
Стихи К.Д.Бельмонта(4ч).
Произведения А.П.Чехова(5ч).
Произведения С .Маршака(8ч).
Произведения о детях войны (4ч).
Стихи Н.М.Рубцова(3ч).
Произведения С.В.Михалкова(1ч).
Юмористические произведения(2ч).
Очерки(6ч).
Путешествия. Приключения.Фантастика(8ч)
Содержание программы 102 ч.
Круг чтения. Произведения фольклора русского народа и народов других стран: пословица, скороговорка, загадка, потешка, закличка, песня, сказка, былина. Сравнение произведений фольклора разных народов. Произведения русских и зарубежных писателей – классиков, произведения современных детских писателей. Произведения о жизни детей разных народов и стран. Приключенческая детская книга. Научно-познавательные произведения: сказка, рассказ; справочная детская литература: книги-справочники, словари.
Примерная тематика. Произведения о Родине, о родной природе, об отношении человека к природе, к животным, к труду, друг к другу; о жизни детей, их дружбе и товариществе, об отношениях к людям; произведения о добре и зле, кривде и правде.
Жанровое разнообразие. Сказки, рассказы, басни, стихотворения, загадки, пословицы, считалки, потешки, былины.
Ориентировка в литературоведческих понятиях. Литературное произведение, фольклор, произведения фольклора, народная сказка, стихотворение, рассказ, история, быль, былина, бытовая сказка, сказка о животных, волшебная сказка, присказка, зачин, небылица, потешка, шутка, скороговорка, герой произведения, события реальные и вымышленные, фамилия автора, заглавие (заголовок), название произведения (фамилия автора, заголовок), диалог, рифма, обращение, сравнение. Элементы книги: обложка, переплет, титульный лист, оглавление, иллюстрации. Детские газеты и журналы. Сведения об авторе, элементарные знания о времени написания произведения.
Восприятие литературного произведения. Создание условий для развития полноценного восприятия произведения. Эмоциональная реакция и понимание авторской точки зрения. Выражение своего отношения к произведению, к героям, их поступкам. Сравнение персонажей одного произведения, а также различных произведений. Оценка эмоционального состояния героев, их нравственных позиций. Понимание отношения автора к героям произведения, выражение своего отношения к произведению, автору, героям и их поступкам.
Творческая деятельность. Проявление интереса к словесному творчеству, участие в сочинительстве небольших сказок и историй. Пересказывание сказок от лица одного из персонажей сказки. Придумывание продолжения произведения, изменение начала и продолжение произведения, фольклора. Коллективная творческая работа на факультативах, в творческой мастерской. Создание работ «Мир сказок», «Сказочные герои», «Герои народных сказок», «Теремок для любимых героев» и т.д. Подготовка и проведение уроков-сказок, уроков-утренников, уроков-конкурсов, уроков-игр.
Навык чтения. Осознанное правильное плавное чтение с переходом на чтение целыми словами вслух небольших по объему текстов. (Желательно: темп чтения вслух – не менее80 слов в минуту, для хорошо читающих детей – более 90 слов в минуту). Обучение чтению молча на небольших текстах или отрывках. Формирование умения самоконтроля и самооценки навыка чтения.
Работа с текстом. Понимание слов и выражений, употребляемых в тексте. Различие простейших случаев многозначности и сравнений. Деление текста на части и составление простейшего плана под руководством учителя; определение основной мысли произведения с помощью учителя. Пересказ по готовому плану; самостоятельная работа по заданиям и вопросам к тексту произведения.
Читательские умения.
Самостоятельное чтение небольших произведений и детских книг (1-2 страницы);
Умение самостоятельно прочитать фамилию автора и заглавие и правильно называть произведение, книгу (фамилия автора, заглавие);
Определять тему чтения и жанр книги;
Самостоятельно отбирать книгу на заданную тему из группы книг.
Межпредметные связи:
С уроками русского языка: запись отдельных выражений, абзацев из текстов изучаемых произведений;
С уроками изобразительного искусства: иллюстрирование отдельных произведений, оформление творческих работ, участие в выставках рисунков по изученным произведениям;
С уроками технологии: изготовление книг-самоделок, ремонт книг, уроки коллективного творчества (аппликация, лепка).
Учебно-методическое обеспечение
1.Программа Л.Е.Ефросинина «Литературное чтение 1-4 классы» Москва «Вентана-Граф»2013г .2.Учебник Л.Е.Ефросинина, М.Н.Оморокова «Литературное чтение 4 класс» Москва «Вентана-Граф»2014г .3. Тетрадь Л.Е.Ефросинина «Литературное чтение» Москва «Вентана-Граф»2013г .Список литературы
Л.Е.Ефросинина «Книгочей» Москва «Вентана-Граф»2012г .Ссылки на интернет-сайты
http://pedsovet.su/load/137
http://www.mon.gov.ru/work/obr/dok/obs/-официальный сайт Мин.Обр.и Науки
Литературное чтение
Тематическое планирование
№ Дата
урока КоррекцияТема Планируемые результаты обучения Виды и формы
контроля
предметные метапредметныеличностные Повторение Произведения фольклора. (7 ч) 1 Произведения фольклора. Русская народная сказка «Иван-Царевич и Серый волк» Знать основное содержание сказки, тему произведения. Уметь анализировать содержание, составлять план. Рассказывать по плану Познавательные: понимание и принятие учебной задачи, анализ объекта с выделением существенных и несущественных признаков.Регулятивные: извлечение необходимой информации из прослушанных текстов; преобразование объекта из чувственной формы в модель.Коммуникативные: при ведении диалога задавать вопросы, приводить собственные аргументы, критически оценивать высказанное, учитывать позицию собеседника. развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально - нравственной отзывчивости, понимание и сопереживание чувствам других людей. Текущий пересказ
2 Былины. Былина «ВолхВсеславович». Знать основное содержание былины, тему произведений. Уметь слушать и выделять основную мысль произведений Познавательные: поиск и выделение нужной информации о героях и их поступках, о произведении или книге.
Регулятивные: осмысленно выбирать способы и приёмы действий, корректировать работу по ходу выполнения.
Коммуникативные: умение вести диалог или дискуссию о героях и их поступках, проявляя уважение к другому мнению. понимание роли чтения для решения познавательных и коммуникативных задач. Текущий. Пересказ
3-4 Легенды: «Легенда и граде Китеже», «Легенда о покорении Сибири Ермаком» Уметь понимать основное содержание текста, отвечать на вопросы Познавательные: сравнение легенд и былин, постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритма деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.
Регулятивные: осознанное и произвольное построение высказывания в устной речи, соблюдая нормы построения текста. Осознание способов и приёмов действий при решении учебных задач.
Коммуникативные: соблюдение правил сотрудничества; осуществление учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. формирование познания героического прошлого своей страны и народа на образцах доступных литературных произведений. Текущий. Выразительное чтен5 Народные песни. Героическая песня «Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский» Работа с толковым словарем. Знать основное содержание текста, тему произведения. Уметь выделять основную мысль произведения Познавательные: планирование, контроль и оценка учебных действий в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.
Регулятивные: изложение своего мнения и аргументация своей точки зрения и оценки событий.
Коммуникативные: умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности.развитие этических чувств: доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживая чувствам других людей. 6 Слушание и работа с детскими книгами. Народные песни. Знать особенности народных песен.
Уметь понимать основное народных песен, анализировать произведение Познавательные: выполнение практико-ориентированных заданий: нахождение информации в тексте изучаемого произведения, интерпретация текста, рефлексия и оценка.
Регулятивные: осмысленно выбирать способы и приёмы действий, корректировать работу по ходу выполнения.
Коммуникативные: учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию. понимание роли чтения для решения познавательных и коммуникативных задач. Текущий. Выразительное чтение
7 Обобщающий урок Проверочная работа по теме: «Произведения фольклора» Уметь работать самостоятельно Тематический.
Самостоятельная работа
Басни. Русские баснописцы (5 ч) 8 И. А. Крылов «Стрекоза и Муравей». И. И. Хемницер «Стрекоза». Л. Н. Толстой «Стрекоза и муравьи» Знать понятия: басня, мораль, вступление, рассказ. Уметь выразительно читать басни, давать оценку героям, выделять в тексте части басни Познавательные: правильное называние басни, выделение морали, вступления, рассказа (развития действия).
Регулятивные: овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; самооценка на основе критериев учебной деятельности.
Коммуникативные: критически оценивать высказанное, учитывать позицию собеседника. любознательность, активность и заинтересованность в познании мира. 9 И. И. Хемницер «Друзья» Уметь понимать основной смысл содержания басни, читать выразительно Познавательные: чтение, постановка вопросов, выдвижение гипотез, сравнение.
Регулятивные: активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач.Коммуникативные: при ведении диалога задавать вопросы, приводить собственные аргументы, критически оценивать высказанное, учитывать позицию собеседника. принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения. Текущий, чтение наизусть
10 А. Е. Измайлов «Кукушка»
Работа с орфографическим словарем. Уметь понимать основное содержание басен, давать характеристику их героям, выделять главную мысль басен Познавательные: передача интонации отношения к героям, нравоучительного тона морали; самостоятельное выделение пауз и логических ударений, наблюдение за знаками препинания.
Регулятивные: определение интонационного рисунка для чтения диалога.Коммуникативные: учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию. самооценка на основе критериев успешной учебной деятельности. Текущий.выразительное чтение
11 И.А.Крылов «Мартышка и очки», «Квартет».И.И.Дмитриев «Муха» Знать понятия : олицетворение, сравнение. Уметь понимать основное содержание басен, давать характеристику героям Познавательные: поиск и выделение нужной информации о героях и их поступках, о произведении или книге;
Регулятивные: оценивание качества чтения одноклассников; определение общей цели и пути её достижения.
Коммуникативные: адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач. формирование выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения. Текущий.выразительное чтение
12 Обобщение по разделу «Басни» Познавательные: аннотирование книг по образцу; организация выставки книг по теме; моделирование обложки.
Регулятивные: оценивание качества чтения одноклассников; определение общей цели и пути её достижения.
Коммуникативные: учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию. использование подготовки, полученной в учебной деятельности, при решении практических задач, возникающих в повседневной жизни. Тематический. Чтение наизусть. С/РПроизведения В. А. Жуковского(4 ч)
13 В. А. Жуковский «Песня Ночь». Дополнительное чтение. Жуковский «Вечер», «Загадки» Знать особенности формы и содержания языка (эпитеты, сравнения, олицетворения).
Уметь слушать баллады, выделять смысловые части баллады, описывать героев Познавательные: понимать позицию автора произведения и выражать свою точку зрения о произведении, героях и их поступках;
Регулятивные: ставить цель собственной познавательной деятельности и удерживать её.Коммуникативные: адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач.
развитие этических чувств: доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживая чувствам других людей. с/р14-15 В. А. Жуковский «Спящая красавица» Литературный диктант. Уметь слушать сказку, определять главную мысль, характеризовать героев положительных и отрицательных,
отвечать на вопросы, делить
текст на части, составлять план. Кратко пересказывать по плану Познавательные: чтение, постановка вопросов, выдвижение гипотез, сравнение.
Регулятивные: активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач.Коммуникативные: при ведении диалога задавать вопросы, приводить собственные аргументы, критически оценивать высказанное, учитывать позицию собеседника.
Личностные: принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения. Текущий. Выразительное чтение
16 Обобщение по теме «Произведения Жуковского» Познавательные: понимать позицию автора произведения и выражать свою точку зрения о произведении, героях и их поступках.
Регулятивные: овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; самооценка на основе критериев учебной деятельности.
Коммуникативные: критически оценивать высказанное, учитывать позицию собеседника. формирование выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения. Текущий.
с/рПроизведения А. С. Пушкина. (3 ч) Познавательные: выполнение практико-ориентированных заданий: нахождение информации в тексте изучаемого произведения, интерпретация текста, рефлексия и оценка.
Регулятивные: осмысленно выбирать способы и приёмы действий, корректировать работу по ходу выполнения.
Коммуникативные: выражение своих мыслей в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
Личностные: самооценка на основе критериев успешной учебной деятельности.
17 А. С. Пушкин «Осень». Знать понятия: эпитет, сравнение, рифма.
Уметь определять тему стихотворения, выразительно читать Познавательные: принимать и сохранять учебную задачу, самостоятельно готовить выразительное чтение стихотворения по алгоритму, предложенному учителем.
Регулятивные: овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; самооценка на основе критериев учебной деятельности.
Коммуникативные: при ведении диалога задавать вопросы, приводить собственные аргументы, критически оценивать высказанное, учитывать позицию собеседника. проявление самостоятельности и личной ответственности за свои поступки. Текущий. Пересказ по плану
18 А. С. Пушкин «Зимняя дорога»«И. И. Пущину». И. И. Пущин «Заметки о Пушкине» Уметь слушать стихотворения, сравнивать эмоциональное настроение стихотворений А. С. Пушкина «И. И. Пущину» и «Записки о Пушкине» И. И. Пущина Познавательные: овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами.Регулятивные: использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач.
Коммуникативные: развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками. самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, принятие образа «хорошего ученика». Текущий. Чтение наизусть
19 А. С. Пушкин «Сказка о золотом петушке». Из воспоминаний В. И. Даля Уметь наблюдать за изменением настроения, определять главную мысль Познавательные: составление словаря устаревших слов с подбором современных терминов; моделирование обложки книги; работа со схемой; чтение, заполнение таблицы, выдвижение гипотез, сравнение.
Регулятивные: оценивание качества чтения одноклассников; определение общей цели и пути её достижения.
Коммуникативные: владение коммуникативными умениями с целью реализации возможностей успешного сотрудничества с учителем и учащимися класса при работе в парах. заинтересованность в расширении и углублении знаний. Выразительное чтение
Произведения М. Ю. Лермонтова. (3 ч)
20 М. Ю. Лермонтов «Москва, Москва! Люблю тебя как сын…», «Парус» Уметь выразительно читать стихотворения, сравнивать их содержание (мысли и чувства поэта) Познавательные: принимать и сохранять учебную задачу, самостоятельно готовить выразительное чтение стихотворения по алгоритму, предложенному учителем.
Регулятивные: овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; самооценка на основе критериев учебной деятельности.
Коммуникативные: при ведении диалога задавать вопросы, приводить собственные аргументы, критически оценивать высказанное, учитывать позицию собеседника. самостоятельность и личная ответственность за свои поступки. 21 Стихи о природе. М. Ю. Лермонтов «Горные вершины…», «Утес» Уметь определять тему произведения, определять тон и темп чтения, наблюдать за употреблением знаков препинания, указанием пауз, выделением логических ударений Познавательные: строить речевое высказывание в устной и письменной форме.
Регулятивные: осмысленно выбирать способы и приёмы действий, корректировать работу по ходу выполнения.
Коммуникативные: отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета; аргументировать свою точку зрения с помощью фактов и дополнительных сведений. понимание роли чтения для решения познавательных и коммуникативных задач. Текущий. Чтение наизусть
22 Обобщение «Книги М.Ю.Лермонтова» Проверочная работа по разделу «Произведения М.Ю.Лермонтова.
Познавательные: осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы.
Регулятивные: оценивание качества чтения одноклассников; определение общей цели и пути её достижения.
Коммуникативные: адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач.
Личностные: формирование выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения. Тематический.
Чтение наизусть
Произведения П. П. Ершова. (3 ч) 23-24 П. П. Ершов «Конек-Горбунок» Работа с орфографическим словарем Знать особенности волшебных сказок, сказок народных и литературных. Уметь определять главную мысль сказки, характеризовать героев, выражать свое отношение к героям сказки Познавательные: деление текста на части, самостоятельное составление плана, комментирование ответа. Регулятивные: нахождение главной мысли сказки; прогнозирование, коррекция.
Коммуникативные: учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию.
мотивация учебной деятельности и формирование личностного смысла учения. Текущий
с/р с произвед
25 Проверка техники чтения. Обобщение по теме: «Русские поэты.»Познавательные: поиск и выделение нужной информации о героях и их поступках, о произведении или книге.
Регулятивные: овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; самооценка на основе критериев учебной деятельности.
Коммуникативные: ведение диалога, определение цели, умение ставить вопросы. понимание роли чтения для решения познавательных и коммуникативных задач.
Тематический контроль
Произведения В. М. Гаршина.(4 ч)
26-27 В. М. Гаршин «Лягушка-путешественница» Уметь делить текст на части, составлять план, рассказывать по плану Познавательные: деление текста на части, самостоятельное составление плана, комментирование ответа. Регулятивные: нахождение главной мысли сказки; прогнозирование, коррекция.
Коммуникативные: учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию. мотивация учебной деятельности и формирование личностного смысла учения. Текущий.
Выразительное чтение
28 В. М. Гаршин «Сказка о жабе и розе». Уметь понимать основное содержание текста, выделять главную мысль, самостоятельно читать стихотворение Познавательные: формирование познавательной учебной задачи;Регулятивные: ставить цель собственной познавательной деятельности и удерживать её.Коммуникативные: умение вести диалог или дискуссию о героях и их поступках, проявляя уважение к другому мнению. понимание роли чтения для решения познавательных и коммуникативных задач.
Текущий. Пересказ по плану
29 Повторение литературных сказок. Работа с орфографическим словарем. Познавательные: планирование, контроль и оценка учебных действий в
соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.
Регулятивные: овладение способами принятия и сохранения цели и задачи учебной деятельности, вести поиск средств её осуществления.
Коммуникативные: развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; ведение диалога. готовность использовать получаемую в учебной деятельности подготовку при решении практических задач, возникающих в повседневной жизни. Тематический. Инсценирование отрывка сказки
Произведения русских писателей о детях. (5 ч) 30-31 Н. Г. Гарин-Михайловский «Старый колодец» (главы из повести «Детство Темы») Уметь характеризовать образ Темы (внешний вид, поступки, отношение к Жучке) Познавательные: строить речевое высказывание в устной и письменной форме.
Регулятивные: нахождение главной мысли произведения; прогнозирование, коррекция.
Коммуникативные: задавать вопросы, вести диалог при работе в группах по разным образовательным маршрутам. способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности. 32 Слушание и работа с книгами К. М. Станюкович «Максимка». Уметь обсуждать рассказы, понимать основное содержание текста Познавательные: выбор продуктивных способов действий для выполнения учебной задачи.Регулятивные: овладение способами принятия и сохранения цели и задачи учебной деятельности, вести поиск средств её осуществления.
Коммуникативные: признание возможности существования различных точек зрения и право каждого иметь свою; ведение диалога.
самоопределение и самопознание себя через сравнение с героями литературных произведений. Текущий. Пересказ
33 Д. Н. Мамин-Сибиряк «Вертел» Уметь обсуждать рассказы, понимать основное содержание текста Познавательные: понимать позицию автора произведения и выражать свою точку зрения о произведении, героях и их поступках;
Регулятивные: осмысленно выбирать способы и приёмы действий, корректировать работу по ходу выполнения.
Коммуникативные: контролировать действия партнёра.
самоопределение и самопознание себя через сравнение с героями литературных произведений.
Текущий. Пересказ
34 Обобщение по разделу «Произведения русских писателей о детях» Познавательные: планирование, контроль и оценка учебных действий в
соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.
Регулятивные: овладение способами принятия и сохранения цели и задачи учебной деятельности
Коммуникативные: развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; ведение диалога.
готовность использовать получаемую в учебной деятельности подготовку при решении практических задач, возникающих в повседневной жизни. Тематический контроль
Произведения зарубежных писателей. (8 ч)
35-36 В. Гюго «Козетта» (отдельные главы)
Литературный диктант. Знать некоторые произведения зарубежных авторов. Уметь слушать, работать с текстом каждой главы Познавательные: осуществлять поиск необходимой информации Регулятивные: нахождение главной мысли произведения; прогнозирование, коррекция.
Коммуникативные: задавать вопросы, вести диалог при работе в группах .формирование выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения. 37-38 Марк Твен «Приключения Тома Сойера» Знать структурные единицы произведения.
Уметь характеризовать главного героя (внешний вид, поступки, отношение к другим героям повести, речь) Познавательные: аннотирование книг по образцу; организация выставки книг по теме; моделирование обложки.
Регулятивные: осваивание способов решения проблем творческого и поискового характера;
Коммуникативные: формулировать собственное мнение и позицию наличие мотивации к работе на результат, к творческому труду; самостоятельность и личная ответственность за свои поступки. Текущий. Пересказ
39-40 Сказка Х. К. Андерсена «Дикие лебеди» Знать изученные произведения Х. К. Андерсена и уметь их называть Познавательные: овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами.Регулятивные: прогнозирование, коррекция; способность преодолевать трудности.
Коммуникативные: учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию.
текущий
41 Х. К. Андерсен «Дети года» Знать изученные произведения Х. К. Андерсена и уметь их называть Уметь выразительно читать Познавательные: выделение главной мысли, комментирование заголовка; рассматривание внутри текстовых иллюстраций; построение рассуждения, отнесение к известным понятиям.
Регулятивные: определение общей цели и пути её достижения; чтение, выдвижение гипотез, сравнение.
Коммуникативные: признание возможности существования различных точек зрения и право каждого иметь свою; ведение диалога. самостоятельность и личная ответственность за свои поступки.
текущий
42 Контрольная работа за 1 полугодие Познавательные: поиск и выделение нужной информации о героях и их поступках, о произведении или книге.
Регулятивные: осмысленно выбирать способы и приёмы действий, корректировать работу по ходу выполнения.
Коммуникативные: владение коммуникативными умениями с целью реализации возможностей успешного сотрудничества с учителем и учащимися класса. наличие мотивации к работе на результат, к творческому труду; самостоятельность и личная ответственность за свои поступки. Итоговый.
В мире книг(5ч) 43 Мифы Древней Греции. Контрольный литературный диктант. Знать и уметь :Особенности древнегреческих мифов. Познавательные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, Регулятивные: высказывание собственного суждения и его обоснование. Коммуникативные: владение коммуникативными умениями с целью реализации возможностей успешного сотрудничества с учителем и учащимися класса; наличие мотивации к работе на результат, к творческому труду; самостоятельность и личная ответственность за свои поступки. Текущий
44 Мифы народов мира. Миф «Ярило-солнце» Знать и уметь: Героев древних мифов. Познавательные: поиск и выделение нужной информации о героях и их поступках, о произведении или книге; моделирование обложки книги;
Регулятивные: планирование и выполнение своих действий в соответствии с поставленной задачей.
Коммуникативные: признание возможности существования различных точек зрения и право каждого иметь свою; ведение диалога. самоопределение и самопознание себя через сравнение с героями литературных произведений. Текущий
45 Мифы народов. Доп.чтение миф «Подвиги стрелка» Знать и уметь: Героев древних мифов. Познавательные: выделение главной мысли, комментирование заголовка; построение рассуждения, составление словаря устаревших слов с подбором современных терминов.
Регулятивные: определение общей цели и пути её достижения; чтение, выдвижение гипотез, сравнение.
Коммуникативные: признание возможности существования различных точек зрения и право каждого иметь свою; ведение диалога. любознательность, активность и заинтересованность в познании мира. Текущий
46 Книги Древней Руси «Деятельность Ярослава», «О князе Владимире» Знать и уметь: определение главной мысли (служение Родине) Познавательные: строить речевое высказывание в устной и письменной форме.
Регулятивные: осваивание способов решения проблем творческого и поискового характера; начальных форм познавательной и личностной рефлексии.
Коммуникативные: отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета; аргументировать свою точку зрен наличие мотивации к работе на результат, к творческому труду; самостоятельность и личная ответственность за свои поступки. Текущий
47 Первая славянская азбука Знать: имена славянских просветителей. Познавательные: поиск и выделение нужной информации о героях и их поступках, о произведении или книге.
Регулятивные: осмысленно выбирать способы и приёмы действий, корректировать работу по ходу выполнения.
Коммуникативные: умение вести диалог или дискуссию о героях и их поступках, проявляя уважение к другому мнению. формирование выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения. Текущий
Произведения Л. Н. Толстого.(7 ч) .
48 Повторение произведений Л. Н. Толстого. Дополнительное чтение «Воспоминания Л. Н. Толстого» Знать и уметь называть произведения Л. Н. Толстого Познавательные: осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы.
Регулятивные: нахождение главной мысли рассказа; прогнозирование, коррекция. Коммуникативные: учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию. формирование выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения. текущий
49 Л. Н. Толстой
«Акула». Литературный диктант. Уметь понимать основное
содержание текста, выделять главную мысль, характеризовать героев Познавательные: поиск и выделение нужной информации о героях и их поступках, о произведении или книге;
Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу.
Коммуникативные: критически оценивать высказанное, учитывать позицию собеседника; формулировать собственное мнение и позицию.. самоопределение и самопознание себя через сравнение с героями литературных произведений Текущий.
Пересказ
50 Л. Н. Толстой«Мужик и водяной». Уметь:Закрепление понятия «Басня». Работа с басней, деление на части. Определение морали. Познавательные: правильное называние басни, выделение морали, вступления, рассказа (развития действия); моделирование обложки книги; работа со схемой; чтение, заполнение таблицы, выдвижение гипотез, сравнение.Регулятивные: нахождение главной мысли басни; прогнозирование, коррекция.
Коммуникативные: задавать вопросы, вести диалог при работе в группах по разным ролям. способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности. Текущий.
51 Л. Н. Толстой «Черепаха». Знать: особенности описания героев Познавательные: формирование познавательной учебной задачи;Регулятивные: осмысленно выбирать способы и приёмы действий, корректировать работу по ходу выполнения.
Коммуникативные: умение вести диалог или дискуссию о героях и их поступках, проявляя уважение к другому мнению. понимание роли чтения для решения познавательных и коммуникативных задач. Текущий.
52 Л. Н. Толстой «Русак». Знать: особенности описания героев Познавательные: понимать позицию автора произведения и выражать свою точку зрения о произведении, героях и их поступках.
Регулятивные: овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; самооценка на основе критериев учебной деятельности.
Коммуникативные: критически оценивать высказанное, учитывать позицию собеседника. любознательность, активность и заинтересованность в познании мира. Текущий.
53 Былина Л.Толстого «Святогор-богатырь» Знать: особенности описания героев Познавательные: планирование, контроль и оценка учебных действий в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.
Регулятивные: осознанное и произвольное построение высказывания в устной речи, соблюдая нормы построения текста. Осознание способов и приёмов действий при решении учебных задач.
Коммуникативные: соблюдение правил сотрудничества; осуществление учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. формирование познания героического прошлого своей страны и народа на образцах доступных литературных произведений. Текущий.
54 Проверочная работа «Книги Л.Толстого» Познавательные: выполнение практико-ориентированных заданий: нахождение информации в тексте изучаемого произведения, интерпретация текста, рефлексия и оценка.
Регулятивные: самостоятельное чтение и поиск книги Л.Н. Толстого; работа с аппаратом книги (обложка, титульный лист, оглавление, аннотация);
Коммуникативные: выражение своих мыслей в соответствии с задачами и условиями коммуникации самооценка на основе критериев успешной учебной деятельности. Проверочная работа.
Стихи А. А. Блока. (2 ч) 55 Стихи о Родине. А. А. Блок «Россия» Уметь определять тему, комментировать заглавие, определять тон, темп,
ритм; выразительно читать Познавательные: выделение главной мысли, комментирование заголовка; рассматривание внутри текстовых иллюстраций; построение рассуждения, отнесение к известным понятиям.
Регулятивные: формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его ограниченном единстве и разнообразии природы.
Коммуникативные: при ведении диалога задавать вопросы, приводить собственные аргументы, критически оценивать высказанное, учитывать позицию собеседника. уважительное отношение к мнению других, внутренняя позиция школьника на основе положительного отношения к школе. Текущий. Выразительное чтение
56 А. А. Блок «Рождество» Уметь комментировать заголовок, определять позицию поэта, выразительно читать наизусть или с листа Познавательные: осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы.
Регулятивные: оценивание качества чтения одноклассников; определение общей цели и пути её достижения.
Коммуникативные: адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач. формирование выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения. Текущий. Выразительное чтение
Стихи К. Д. Бальмонта.(4 ч) 57-58 К. Д. Бальмонт «Россия», «К зиме» Уметь определять темы стихов, выразительно читать одно стихотворение наизусть Познавательные: выделение главной мысли, комментирование заголовка. Регулятивные: определение общей цели и пути её достижения.
Коммуникативные: при ведении диалога задавать вопросы, приводить собственные аргументы, критически оценивать высказанное, учитывать позицию собеседника. развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения. 59 К. Д. Бальмонт «Снежинка», «Камыши» Уметь выделять эпитеты, сравнения, олицетворения, логические ударения Познавательные: принимать и сохранять учебную задачу, самостоятельно готовить выразительное чтение стихотворения по алгоритму, предложенному учителем.
Регулятивные: овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; самооценка на основе критериев учебной деятельности.
Коммуникативные: критически оценивать высказанное, учитывать позицию собеседника. любознательность, активность и заинтересованность в познании мира. Текущий. Выразительное чтение
60 К. Д. Бальмонт «У чудищ», «Как я пишу стихи» Уметь выразительно читать стихи, определять позицию автора Познавательные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, создание способов решения проблем поискового характера.
Регулятивные: оценивание качества чтения одноклассников; определение общей цели и пути её достижения.
Коммуникативные: адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач. принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.
Текущий. Выразительное чтение
Произведения А.И.Куприна. (5 ч) 61-62 А.И.Куприн «Скворцы» Уметь выделять повторы, устойчивые эпитеты, описания героев Познавательные: осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы.
Регулятивные: нахождение главной мысли рассказа и очерка; прогнозирование, коррекция. Коммуникативные: задавать вопросы, вести диалог при работе в группах по разным образовательным маршрутам формирование выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения. 63-64 Сказки и легенды русских писателей
А.И.Куприн «Четверо нищих» Уметь понимать основное содержание текста, сравнивать легенды Познавательные: аннотирование книг по образцу; организация выставки книг по теме; моделирование обложки.
Регулятивные: оценивание качества чтения одноклассников; определение общей цели и пути её достижения.
Коммуникативные: признание возможности существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; ведение диалога, формулировка высказывания самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, принятие образа «хорошего ученика». Текущий. Выразительное чтение
65 Проверочная работа «Произведения Куприна» Уметь выделять повторы, устойчивые эпитеты, описания героев Познавательные: выполнение практико-ориентированных заданий: нахождение информации в тексте изучаемого произведения, интерпретация текста, рефлексия и оценка.
Регулятивные: самостоятельное чтение и поиск книги Л.Н. Толстого; работа с аппаратом книги (обложка, титульный лист, оглавление, аннотация);
Коммуникативные: выражение своих мыслей в соответствии с задачами и условиями коммуникации Контрольный.
Стихи И. А. Бунина. (3 ч) 66 И. Бунин «Гаснет вечер, даль синеет», «Детство» Литературный диктант Уметь определять тему, интонационный рисунок стихотворений, тон, темп, ритм Познавательные: сравнение, анализ, синтез, обобщение, классификация по родовидовым признакам.
Регулятивные: формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его ограниченном единстве и разнообразии природы.
Коммуникативные: при ведении диалога задавать вопросы, приводить собственные аргументы, критически оценивать высказанное, учитывать позицию собеседника понимание роли чтения для решения познавательных и коммуникативных задач. текущий
67 И. Бунин «Листопад» Уметь слушать стихотворения, выделять их главную мысль Познавательные: чтение наизусть стихов русских поэтов; аннотирование книги, прочитанной самостоятельно.Регулятивные: оценивание качества чтения одноклассников; определение общей цели и пути её достижения.
Коммуникативные: адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач формирование выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения. Текущий. Чтение
наизусть
68 Обобщение по разделу «Стихи И.А.Бунина» Познавательные: выполнение практико-ориентированных заданий: нахождение информации в тексте изучаемого произведения; готовить небольшое монологическое высказывание об одном из русских поэтов (3-5 предложений).
Регулятивные: самостоятельное чтение и поиск книги русских поэтов; работа с аппаратом книги (обложка, титульный лист, оглавление, аннотация);
Коммуникативные: выражение своих мыслей в соответствии с задачами и условиями коммуникации. самооценка на основе критериев успешной учебной деятельности. Тематический. Самостоятельная работа
Произведения С. Я. Маршака. (8 ч) 69-70 С. Я. Маршак «Словарь».
Доп.чтение «Загадки» Знать жанры произведений С. Я. Маршака.
Уметь работать со стихотворением Познавательные: принимать и сохранять учебную задачу, самостоятельно готовить выразительное чтение стихотворения по алгоритму, предложенному учителем.
Регулятивные: овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; самооценка на основе критериев учебной деятельности.
Коммуникативные: учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию проявление самостоятельности и личной ответственности за свои поступки. Тематический. Самостоятельное составление словаря
71-72 С. Я. Маршак пьеса-сказка «Двенадцать месяцев» (отдельные картины) Уметь читать в лицах, выделять реплики, инсценировать отдельные картины Познавательные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, создание способов решения проблем поискового характера.
Регулятивные: оценивание качества чтения одноклассников; определение общей цели и пути её достижения.
Коммуникативные: адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач формирование выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения. Текущий. Инсценирование сказки
73 С. Я. Маршак «Сказка про козла» Уметь читать в лицах Познавательные: принимать и сохранять учебную задачу, самостоятельно готовить выразительное чтение по ролям.
Регулятивные: осмысленно выбирать способы и приёмы действий, корректировать работу по ходу выполнения.
Коммуникативные: отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета; аргументировать свою точку зрения с помощью фактов и дополнительных сведений. понимание роли чтения для решения познавательных и коммуникативных задач. Текущий. Выразительное чтение
74 С. Я. Маршак – переводчик.
Р. Бернс «В горах мое сердце…» Уметь выразительно читать, отвечать на вопросы, выполнять задания в тетради Познавательные: выделение и формулирование познавательной цели, создание способов решения проблем поискового характера.
Регулятивные: использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными задачами и технологиями учебного предмета.
Коммуникативные: ведение диалога, взаимный контроль, формулировка выводов способность преодолевать трудности, доводить начатую работу до конца. Текущий. Выразительное чтение
75 Комплексная контрольная работа Контрольный
76 Библиотечный урок «Творчество С.М.Маршака» Познавательные: чтение наизусть стихов; аннотирование книги, прочитанной самостоятельно.Регулятивные: оценивание качества чтения одноклассников; определение общей цели и пути её достижения.
Коммуникативные: адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач самооценка на основе критериев успешной учебной деятельности. Тематический контроль
Стихи Н. А. Заболоцкого.(3 ч) 77 Н. А. Заболоцкий «Весна в лесу», «Лебедь в зоопарке» Уметь выразительно читать стихотворения, определять главную мысль произведения Познавательные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, создание способов решения проблем поискового характера.
Регулятивные: оценивание качества чтения одноклассников; определение общей цели и пути её достижения.
Коммуникативные: адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач. развитие этических чувств: доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживая чувствам других людей. 78 Н. А. Заболоцкий «Детство» Уметь выразительно читать стихи Познавательные: принимать и сохранять учебную задачу, самостоятельно готовить выразительное чтение стихотворения по алгоритму, предложенному учителем.
Регулятивные: овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; самооценка на основе критериев учебной деятельности.
Коммуникативные: учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию. проявление самостоятельности и личной ответственности за свои поступки. Текущий. Выразительное чтение
79 Библиотечный урок «Стихи русских поэтов» Уметь работать с книгами стихов (по группам): отбор стихов по темам, по авторам Познавательные: выполнение практико-ориентированных заданий: нахождение информации в тексте изучаемого произведения.
Регулятивные: самостоятельное чтение и поиск книги; работа с аппаратом книги (обложка, титульный лист, оглавление, аннотация); осмысленно выбирать способы и приёмы действий, корректировать работу по ходу выполнения.
Коммуникативные: выражение своих мыслей в соответствии с задачами и условиями коммуникации. самооценка на основе критериев успешной учебной деятельности.
Произведения о детях войны. (4 ч) 80-81 В. П. Катаев «Сын полка» (отдельные главы) Знать героя повести Ваню Солнцева. Уметь выделять главную мысль произведения, отношения автора к
герою Познавательные: планирование, контроль и оценка учебных действий в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.
Регулятивные: овладение способами принятия и сохранения цели и задачи учебной деятельности, вести поиск средств её осуществления.
Коммуникативные: развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; ведение диалога. познание героического прошлого своей страны и народа на образцах доступных литературных произведений.
текущий
82-83 Книги о детях войны Уметь рассказать о любимом литературном герое (ребенке) Познавательные: выполнение практико-ориентированных заданий: нахождение информации в тексте изучаемого произведения, интерпретация текста, рефлексия и оценка.
Регулятивные: ставить цель собственной познавательной деятельности и удерживать её.Коммуникативные: адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач. познание героического прошлого своей страны и народа на образцах доступных литературных произведений. Тематический. Оформление книжки «Герои любимых книг»
Стихи Н. М. Руб-цова.(3 ч) 84 Н. М. Рубцов «Березы» Уметь определять главную мысль, описание картин, выделять эпитеты, сравнения Познавательные: принимать и сохранять учебную задачу, самостоятельно готовить выразительное чтение стихотворения по алгоритму, предложенному учителем.
Регулятивные: овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; самооценка на основе критериев учебной деятельности.
Коммуникативные: учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию. наличие мотивации к бережному отношению к материальным и духовным ценностям. Текущий. Выразительное чтение
85 Н. М. Рубцов. «Тихая моя Родина»«Ласточка» Уметь анализировать стихотворение, читать выразительно, определять точку зрения автора Познавательные: сравнение, анализ, синтез, обобщение, классификация по родовидовым признакам.
Регулятивные: формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его ограниченном единстве и разнообразии природы.
Коммуникативные: при ведении диалога задавать вопросы, приводить собственные аргументы, критически оценивать высказанное, учитывать позицию собеседника. использование подготовки, полученной в учебной деятельности, при решении практических задач, возникающих в повседневной жизни. Текущий. Выразительное чтение
86 Обобщение по теме: «Стихи Н.Рубцова» Познавательные: выполнение практико-ориентированных заданий: нахождение информации в тексте изучаемого произведения.
Регулятивные: самостоятельное чтение и поиск книги; работа с аппаратом книги (обложка, титульный лист, оглавление, аннотация); осмысленно выбирать способы и приёмы действий, корректировать работу по ходу выполнения.
Коммуникативные: выражение своих мыслей в соответствии с задачами и условиями коммуникации. самооценка на основе критериев успешной учебной деятельности.
Темат. Пров. работа
Юмористические произведения.(2 ч) 87 Н. Н. Носов «Федина задача» Знать понятия юмор, ирония. Уметь «вычитывать» юмористические эпизоды, определять и комментировать отношение автора. Выразительно читать диалог Познавательные: выполнение практико-ориентированных заданий: нахождение информации в тексте изучаемого произведения.
Регулятивные: нахождение главной мысли юмористического рассказа; прогнозирование, коррекция. Коммуникативные: задавать вопросы, вести диалог при работе в группах по разным образовательным маршрутам. формирование выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения. Текущий. Выразительное чтение
88 Юмористические стихи И.Гамазкова «Страдания» Уметь выразительно читать стихотворение Познавательные: поиск и выделение нужной информации о героях и их поступках, о произведении или книге.
Регулятивные: ставить цель собственной познавательной деятельности и удерживать её.Коммуникативные: адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач. самоопределение и самопознание себя через сравнение с героями литературных произведений. Текущий. Выразительное чтение
Произведения С. В. Михалкова.(1 ч) 89 С. В. Михалков «Как старик корову продавал» Литературный диктант Уметь определять тему произведения и авторскую
позицию Познавательные: выполнение практико-ориентированных заданий: нахождение информации в тексте изучаемого произведения.
Регулятивные: нахождение главной мысли юмористического рассказа; прогнозирование, коррекция. Коммуникативные: задавать вопросы, вести диалог при работе в группах по разным образовательным маршрутам. формирование выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения. Текущий. Выразительное чтение
Очерки.(6 ч) 90 Очерки о Родине. И. С. Соколов-Микитов «Родина», Уметь понимать основное содержание текста Познавательные: планирование, контроль и оценка учебных действий в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.
Регулятивные: овладение способами принятия и сохранения цели и задачи учебной деятельности, вести поиск средств её осуществления.
Коммуникативные: развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; ведение диалога. познание героического прошлого своей страны и народа на образцах доступных литературных произведений. Текущий.
91 Н. Шер «Картины сказки». Уметь понимать основное содержание текста Познавательные: осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы.
Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу.
Коммуникативные: умение вести диалог или дискуссию о героях и их поступках, проявляя уважение к другому мнению. понимание роли чтения для решения познавательных и коммуникативных задач. Текущий Выразительное чтение
92 А.Куприн «Сказки А.С.ПушкинаУметь понимать основное содержание текста Познавательные: строить речевое высказывание в устной и письменной форме.
Регулятивные: осваивание способов решения проблем творческого и поискового характера; начальных форм познавательной и личностной рефлексии.
Коммуникативные: отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета; аргументировать свою точку зрения с помощью фактов и дополнительных сведений. наличие мотивации к работе на результат, к творческому труду; самостоятельность и личная ответственность за свои поступки. Текущий
93 Слушание и работа с книгами. Очерк Р. Сефа «О стихах Джона Чиарди». Детские газеты и журналы Уметь понимать основное содержание текста Познавательные: выполнение практико-ориентированных заданий: нахождение информации в тексте изучаемого произведения; готовить небольшое монологическое высказывание об одном из русских поэтов (3-5 предложений).
Регулятивные: самостоятельное чтение и поиск книги русских поэтов; работа с аппаратом книги (обложка, титульный лист, оглавление, аннотация); осмысленно выбирать способы и приёмы действий, корректировать работу по ходу выполнения.
Коммуникативные: выражение своих мыслей в соответствии с задачами и условиями коммуникации самооценка на основе критериев успешной учебной деятельности. Тематический.
94 Библиотечный урок
Писатели о писателях Уметь понимать основное содержание текста Познавательные: осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы.
Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу.
Коммуникативные: умение вести диалог или дискуссию о героях и их поступках, проявляя уважение к другому мнению. Творческая работа.
Очерк «Мой любимый писатель»
95 Обобщение по разделу Ю.Яковлев «Право на жизнь» Основное содержание изученных произведений Познавательные: выполнение практико-ориентированных заданий: нахождение информации в тексте изучаемого произведения; готовить небольшое монологическое высказывание об одном из русских поэтов (3-5 предложений).
Регулятивные: самостоятельное чтение и поиск книги русских поэтов; работа с аппаратом книги (обложка, титульный лист, оглавление, аннотация); осмысленно выбирать способы и приёмы действий, корректировать работу по ходу выполнения.
Коммуникативные: выражение своих мыслей в соответствии с задачами и условиями коммуникации самооценка на основе критериев успешной учебной деятельности. Тематический.
Самостоятельная работа
Путешествия, приключения, фантастика.(7 ч) 96-97 Н. П. Вагнер «Береза», «Фея фантаста» Уметь понимать основное содержание текста, определять тему произведения, основную мысль, эпитеты, сравнения Познавательные: анализ текста и составление модельного или словесного плана (блок-схемы).
Регулятивные: осознанное и произвольное построение высказывания в устной речи, соблюдая нормы построения текста. Осознание способов и приёмов действий при решении учебных задач.
Коммуникативные: выражение своих мыслей в соответствии с задачами и условиями коммуникации. способность к организации собственной деятельности. Текущий
98 Н.П.Найденова «Мой друг» Знать книги Уметь понимать основное содержание текста, слушать и работать с книгами для дополнительного чтения Познавательные: чтение, постановка вопросов, выдвижение гипотез, сравнение.
Регулятивные: активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач.Коммуникативные: при ведении диалога задавать вопросы, приводить собственные аргументы, критически оценивать высказанное, учитывать позицию собеседника. принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения. Текущий. Выразительное чтение
99-100 ДЖ.Свифт «Гулливер в стране лилипутов.Проверь себя. «Страничка книгочея» Уметь понимать основное содержание текста, определять тему произведения, основную мысль, эпитеты, сравнения Познавательные: принимать и сохранять учебную задачу, самостоятельно готовить выразительное чтение по алгоритму, предложенному учителем.
Регулятивные: овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; самооценка на основе критериев учебной деятельности.
Коммуникативные: адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач. понимание роли чтения для решения познавательных и коммуникативных задач. Итоговый. Проверочная работа
101 Контрольная итоговая работа за год Познавательные: самостоятельное составление плана; комментирование ответа.
Регулятивные: нахождение главной мысли сказки.
Коммуникативные: задавать вопросы, вести диалог при работе в группах по разным образовательным маршрутам.
формирование выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения. Итоговый.
Проверочная работа
102 Библиотечный урок «В мире книг».Летнее чтение Знать книги и произведения писателей из круга чтения (1–4 кл.) Познавательные: выполнение практико-ориентированных заданий: нахождение информации в тексте изучаемого произведения.
Регулятивные: осмысленно выбирать способы и приёмы действий,
Коммуникативные: выражение своих мыслей в соответствии с задачами и условиями коммуникации. самооценка на основе критериев успешной учебной деятельности. Итоговый. Конкурс «Книгочей класса»