Педагогический проект по теме: «Роль дисциплины «Русский язык» при формировании общих компетенций»

Цели:
1. Создавать условия для проявления познавательной активности студентов как основы формирования и для формирования общих и профессиональных компетенций на уроках русского языка и во внеурочной деятельности. 2.Развивать у студентов способность брать на себя ответственность, участвовать в совместном принятии решений, уметь извлекать пользу из опыта, понимать сущность и социальную значимость будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. 3. Осуществлять поиск и использование необходимой информации.
4. Использовать информационно-коммуникативные технологии
5. Воспитывать у студентов ценностное отношение к русскому языку.
Задачи:
– использование разнообразных форм и приемов организации учебной деятельности, ориентированных на деятельностный режим.
– создание разных форм мотивации: целеполагание, самостоятельное осуществление разных видов работы, в процессе которой происходит формирование умений, понятий, представлений.
– построение собственной картины мира на основе своего понимания и культурных образцов.
I. Теоретическое обоснование проекта.
Традиционно вся наша система образования ориентировалась на знания как на цель обучения. Преобразования российского общества в целом и учебных заведений в частности обусловили изменение требований к студенту. “Выпускник знающий” перестал соответствовать запросам социума. Возник спрос на “выпускника, умеющего, творческого”, имеющего соответствующие ценностные ориентации.
Само время диктует сегодня продолжить дальнейшее преобразование содержания образования.
Сегодня в обществе усилена потребность в  высококвалифицированных кадрах, с прочными фундаментальными знаниями,  уважительно относящихся к своему делу, ориентирующихся на профессионально значимые и культурные ценности.
Профессиональные учебные заведения является для студентов не только местом получения знаний, но и местом приобретения профессии и социального опыта. В этой связи, исходя из современного понимания роли педагога в профессиональном, личностном и  социальном становлении  обучающегося техникума, одной из основных задач в образовательной деятельности следует считать формирование общих и профессиональных компетенций и  умение  работать с молодежью.
Подготовка молодых людей, способных принимать самостоятельные решения, невозможна без воспитания у студентов осознанной любви к родному языку и выбранной профессии.
В последнее время в педагогической литературе появился вполне современный и перспективный так называемый “компетентностный подход”, основная цель которого заключается в смещении учебного процесса от передачи обучающимся определенной суммы знаний к овладению ими способностями к активному действию.
Поэтому в общем образовании стал более правомерен вопрос, о формировании компетенций, то есть таких, овладение которыми необходимо каждому человеку.
Необходимость обучения подобным качествам (компетенциям), по существу, и является ответом образования на вызовы современного общества.
Современная концепция образования ставит целью развитие личности, способной к эффективной реализации себя в сфере будущей профессиональной деятельности. Особое значение в связи с этим приобретает проблема формирования и развития компетентности обучающихся в процессе изучения русского языка. Использование языка как средства общения требует от говорящего знания социальных, ситуативных и контекстуальных правил, которые должен учитывать носитель языка. 
Ни для кого не секрет, что профессиональное учебное заведение поступают ребята со слабой мотивацией к учебной деятельности, с низкой подготовкой к русскому языку. Размышляя над тем, как смотивировать ребят, показать практическое применение русского языка в овладении профессии, помочь посредством дисциплины формировать общие компетенции, я пришла к выводу, что необходимо привлекать ребят во время урока и во внеурочной деятельности использовать профессионально ориентированный материал. Эта работа – результат совместной деятельности преподавателя и студентов. Мой опыт показал, что любой студент, как и всякий человек, желает быть реализованным и эта работа есть путь реализации студента.
Поэтому вот уже 2 года основным направлением своей работы в техникуме я считаю развитие у обучающихся на уроках русского языка, литературы и во внеурочной деятельности способности брать на себя ответственность, участвовать в совместном принятии решений, уметь извлекать пользу из опыта, развивать у студентов способность брать на себя ответственность, участвовать в совместном принятии решений, уметь извлекать пользу из опыта, понимать сущность и социальную значимость будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес относиться. осуществлять поиск и использование необходимой информации, использовать информационно-коммуникативные технологии критически относиться к явлениям природы и общества, т. е. формировать и реализовывать компетенции.
Поставленная цель направлена на решение нескольких задач. Обучающие задачи направлены на формирование системы знаний, умений. Развивающие задачи призваны развить профессионально важные качества будущего специалиста. Воспитывающие задачи направлены на овладение культурой поведения и межличностного общения.
При подготовке к занятиям осуществляется интегративный и дифференцированный подход к отбору заданий для студентов из специальной литературы, справочников для студентов СПО с целью развития способности к  профессиональному общению. Интеграция и дифференциация дисциплины русского языка и спецпредметов представляет целостный процесс получения теоретических и  практических знаний, специальных и профессионально-коммуникативных умений.
Получив теоретические знания по русскому языку, нормах и правилах профессионального ориентированного материала, студенты включают этот материал в активную коммуникативную деятельность.
Становление опыта проходило, прежде всего, на основе изучения методик работы старших коллег, анализа передовых педагогических технологий, опубликованных в печати, а также регулярного самоанализа собственных уроков.

III. Апробация проекта.
Методологической основой моей системы является сущность компетентностного подхода в образовании и его концептуальные составляющие: понятия “компетенция”.
Компетенция (в первом значении) как круг вопросов, в которых кто-либо хорошо осведомлен, обладает познаниями, опытом и (во втором значении) круг полномочий какого-либо органа или должностного лица.
Общие компетенции – развивать у студентов способность брать на себя ответственность, участвовать в совместном принятии решений, уметь извлекать пользу из опыта, понимать сущность и социальную значимость будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес относиться, осуществлять поиск и использование необходимой информации, использовать информационно-коммуникативные технологии
Общие компетенции представляют собой различные универсальные ментальные средства, инструменты (способы, методы, приемы) достижения человеком значимых для него целей (результатов).
Способ развития общих компетенций лежит, на наш взгляд, в основе новой для многих технологии – развития критического мышления обучающихся, главной особенностью которой “является” “конструирование” собственного знания в рамках своей собственной поисковой деятельности”.
Данная технология характеризуется трехфазовой структурой: 1) мотивация, 2) осмысление, 3) рефлексия (размышление, анализ, творческая интерпретация).
II Практическое обоснование проекта.
Сущность моего педагогического опыта состоит в том, что я, отталкиваясь от определения “компетенция” (способность решать проблемы), рассматриваю формирование общих компетенций студентов на уроках русского языка и во внеурочной деятельности через этапы решения проблем на всех стадиях.
Для того чтобы решить проблему (это заложено в определении понятия “компетенция”), необходимо прежде всего ее увидеть, понять и сформулировать.
Для того чтобы студент увидел, понял и решил проблему, создаю условия, при которых он должен осуществить указанные мной мыслительные операции (сравнение, сопоставление, нахождения общего и различий, группировка, классификация и др.)
Следующий этап решения проблемы как условие формирования общих компетенций  постановка цели.
Одним из учебных действий, выбранных мной на этом этапе, становится постановка целей. На этом этапе студенты получают задания на подбор профессионально ориентированного материала по указанным темам (работа со справочниками, словарями, учебниками по специальным дисциплинам)
Первый этап работы   включает проведение консультаций с преподавателями   на предмет установления   тем, которые вызывают наибольшие трудности, с точки зрения освоения терминологического аппарата профессии.  Важно также определить источники формирования Словаря профессиональной лексики, обязательной для освоения студентами колледжа по соответствующей специальности. На втором этапе важным моментом является разработка учебно-тематического плана с учетом последовательности изучения профессиональной лексики на предметах профессиональной подготовки и занятиях по русскому языку, установление единых критериев оценки знаний, умений и навыков по владению профессиональной лексикой.
Следующий этап решения проблемы – выбор соответствующей ситуации способов деятельности и осуществление самой деятельности.
На этом этапе для меня становится важным правильно выбрать способы деятельности, которые помогут решению проблемы.
Этот этап в технологии реализуется на стадии осмысления и последующей стадии рефлексии.
Затем следует этап апробации подобранного материала на уроках русского языка.
Формы работы по изучению профессиональной лексики на уроках русского языка могут быть различными, но, учитывая специфику контингента учащихся, особая роль отводится  практическим занятиям. Количество практических занятий по русскому языку определяется рабочей программой и календарно - тематическим планом. Ведущей дидактической целью практических занятий является:
формирование умений работы с профессионально ориентированными текстами;
отработка функциональной грамотности на примере специальных текстов.
В соответствии с поставленной целью определяется и круг задач. Среди них в качестве первостепенных выделяются следующие:
формирование навыков работы с разными источниками специальных текстов и умений дифференциации специальных текстов по видам и назначению;
расширение словарного запаса профессиональной лексики и фразеологии, повышение уровня речевой культуры, отработка навыков работы  правописных и орфоэпических норм при пользовании специальной лексики;
  формирование коммуникативной компетенции  профессионального общения.
И, наконец, последним этапом решения проблемы является этап оценки и коррекции. На этом этапе проверяются умения самопроверки и самоконтроля.
Внедрение технологии (ее способов, методов и приемов) позволяет мне решить поставленную задачу.
Актуальность и перспективность
Понятие общей компетенции включает совокупность смысловых ориентаций, знаний, умений, опыта деятельности обучающегося. А их внедрение в практику обучения как раз позволит решить задачу мотивации учебной деятельности, повышение грамотности, практического применения русского языка в овладении профессией, применения профессионально ориентированного материала на всех уровнях языка: орфоэпическом, фонетическом, лексико-грамматическом и синтаксическом
Компетентностный подход ведет к смене образовательной парадигмы и предполагает поиск таких подходов и методов обучения обучающихся, при которых они приобретают умения использовать полученные знания в различных жизненных ситуациях. Перспективным компетентностное обучение является еще и потому, что при таком подходе учебная деятельность приобретает исследовательский и практико-ориентированный характер и сама становится предметом усвоения.
Область применения.
Опыт моей работы по заявленной теме доступен для использования во всех типах средних профессиональных учебных заведениях по профилю «Товароведение», «Технология».
Трудоемкость.
Развитие общих и профессиональных компетенций на уроках русского языка – это процесс, не требующий ни каких-то особых усилий, ни материальных затрат, поскольку главный инструмент преподавателя здесь – его педагогическое мастерство, базовая компетентность, которая заключается в умении создать такую образовательную развивающую среду, в которой становится возможным достижение образовательных результатов студентом. Важно правильно организовать процесс, мотивировать работу на всех этапах урока и во внеурочной деятельности (на всех стадиях технологии), чтобы добиться заинтересованности детей, их сознательного отношения к такой деятельности и на уроках, и во внеурочное время.
IV Практическая реализация проекта.
I этап
-постановка целей и задач
- создание мотивации
-консультирование

II этап
-совместная деятельность преподавателя и студента: работа со справочным материалом, словарями, учебниками по спецдисциплинам ( см. приложение №1.№2,№3,№4)

III этап
- использолвание профессионально ориентированного материала на занятиях и во внеурочной деятельности (см. приложение №5,№6)
IV этап
-оценка и контроль
Использование данной методики делает обучающегося субъектом не только во время занятий, но и на этапе подготовки, обеспечивает активную, заинтересованную позицию наибольшего числа студентов, дает возможность задействовать всех, даже самых слабых студентов. Эта технология обеспечивает активное участие студента в поиске и оценки информации, студент может стать автором своей собственной презентации.
Материал профессиональной направленности сегодня очень важен, так как невозможно представить сегодня профессионала в сфере обслуживания, не владеющего русским языком.
Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми другими дисциплинами профессионального образования, влияет на качество их усвоения, а в перспективе способствует овладению будущей профессии. Профессиональная направленность материала помогает понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
Проводимая  лексическая работа по изучению профессиональной лексики и специальной терминологии на уроках русского языка включает в себя:
-нндивидуальную и групповую работу над общетехническими терминами, представленными в разных видах текстов и на разном уровне организации языкового материала: от отдельных лексем до связного высказывания с использованием как материалов учебных пособий, так и специальных карточек (раздаточного материала) на всех этапах изучения материала;
-работу со специальной терминологией по определенной профессии с использованием материалов компьютерной программы (коллективная работа), а также раздаточного материала для индивидуальной работы и работы в малых группах;
-отработку навыков использования профессиональной (специальной) лексики на уровне создания связного высказывания;
-диагностику качества обучения и отработку правописных навыков на примере специальной лексики с обращением к специально разработанному диагностическому материалу (карточки, разные виды диктантов, изложения и др.) с включением грамматических заданий;
- закрепление произносительных навыков при употреблении профессиональной лексики на основе системы интонационных упражнений, развитие устной речи;
- изложение и конструирование текста с профессиональной лексикой.
На занятиях преподаватель может использовать, как и в обычной практической деятельности, различные формы работы: как индивидуальные с применением карточек-заданий, так и групповые, коллективные. Темы для заданий желательно брать с учетом профессиональной специализации учащихся - строитель, электромонтер.
Студентам могут быть предложены разнообразные задания, разные по сложности:
1.Выпишите из текста слова, имеющие отношение к профессии технолог и товаровед, определите их принадлежность к определенной части речи. 2. Обратитесь к толковому словарю и дайте объяснение  терминов.  3. Подумайте, от чего, зависит качество товаров и продукции.   4. Используя специальную лексику, относящуюся к профессии технолог и товаровед, и лексику, составьте собственный текст. 5. В предложенном вам тексте помимо лексики, имеющей отношение к профессии технолог и товаровед, используется  лексика, имеющая отношение к другим профессиям. Найдите ее в тексте, назовите профессии, к которым эти слова имеют отношение. Составьте с этими словами предложения таким образом, чтобы было ясно, о какой профессии идет речь. 6.Используя профессиональную лексику, составьте по данной схеме собственное предложение и объясните знаки препинания.  7. Выпишите из текста прилагательные, характеризующие технологические процессы или относящиеся к профессиональной лексике, объясните их значение и разберите их по составу. Составьте с выписанными словами предложения. 8. Объясните правописание слов «ингредиенты», «операция», «технология». Составьте с этими словами словарную статью для словаря строительных терминов. Подумайте, в каких строительных профессиях эти слова могут употребляться  
Целенаправленная работа над теоретической и практической важностью отбора и описания лексических средств в профессионально-ориентированном обучении студентов способствуют овладению материала и  видами речевой деятельности, пониманию  значимости знаний по овладению профессией.
Это позволяет расширить внурипредметные и межпредметные связи, что способствует расширению знаний специальных профессиональных дисциплин, совершенствует навыки и умения повышает общую культуру личности, способствует самосовершенствованию человека.
Результативность работы зависит от многого. При планировании и проведении их необходимо учитывать много факторов. Например, содержание, форма и используемые на занятии должны соответствовать не только общедидактическим принципам обучения, но и учитывать специфику учебного коллектива, его установки и ожидания. Во-первых, активное использование в практике преподавания всех форм поисковой учебной деятельности. Во-вторых,обращение к разным формам и видам индивидуализации обучения, направленных как на учет особенностей и образовательных потребностей каждого студента, так и на формирование персональной ответственности каждого за достижение не только личного результата, но и на решение учебной задачи всей группой. В-третьих, разработка упражнений и заданий с методическими указаниями для текстов по конкретной специальности для всех этапов освоения материала, в том числе и для итогового контроля. Необходимо регулярно анализировать эффективности истин учебного времени, отводимого на практическое занятие, анализировать результативность учебной деятельности каждого участника и группы в целом.


V. Подведение итогов после завершения проекта.
В заключение отметим, что работа по использованию профессионально ориентированного материала в образовательной деятельности техникума продолжается. Но уже сейчас можно сделать вывод, что такая работа делает процесс обучения более интересным обучающимся, формирует у них понимание жизненно-практической значимости содержания образования, которое они осваивают. Мой опыт работы по данной теме еще не велик (всего 2 года) и не позволяет делать какие-то глобальные выводы, говорить о результатах уровня достижений общих компетенций. Связано это, в первую очередь с тем, что в целом освоенность тех или иных компетенций в учебном процессе можно оценивать как по результату разрешения проблемных ситуаций, так и в самом процессе их применения, но критерии оценки достижения этих результатов в педагогической литературе еще плохо разработаны. Поэтому мы сейчас можем говорить только о первом шаге формирования компетенций, где формулируется состав этих универсальных умений, которые должны быть усвоены, и определяется содержание конкретных умений. И, конечно же, формирование компетенций не может ограничиться только уроками русского языка, только работой одного преподавателя. Поэтому в нашем техникуме мы ищем возможности применения нового компетентностного подхода в организации учебного процесса, и, как говорится, дорогу осилит идущий.


 
 Литература
1. Бельчиков Ю.А. Стилистика и культура речи. 2-е изд, исправленное и дополненное. - М.: Изд-во УРАО, 2002.
 2. Введенская Л.А., Черкасова М.Н. Русский язык и культура речи: Учебник для СПО. - Ростов на Дону: Феникс, 2006.
 3. Власенков А.И., Рыбченкова Л.М. Русский язык: грамматика. Текст. Стили речи. Учебник для 10-11 класс. - М. 2004.
 4. Черкасова М.Н. Культура речи: Учебник для СПО. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2006.
5. Воробьева К.В., Сергеева Е.В. Практикум по русскому языку. Культура речи. Учебник для СПО. - СПб: 2004.
6. Головин Б.Н. Основы культуры речи. Учебник для вузов. -М.: 1988.
7. Голуб И.Б. Стилистика русского языка. - М. 1997.
8. Горбачевич К.С. Нормы современного русского литературного языка. - М. 1989.
9. Ковтунова И.И. Современный русский язык. Порядок слов и актуальное чтение. - М. 1976.
10. Культура русской речи. / под ред. проф. Л.К. Граудиной и Е.Н. Ширяева.-М.: 2000.
11. Культура устной и письменной речи делового человека: Справочник. Практикум. -М.: 2006. 12. Профессиональная направленность преподавания русского языка и литературы в средних ПТУ (из опыта работы преподавателей). Сборник методических рекомендаций. - М.: Высшая школа. 1983. 13. Русский язык и культура речи: Учебное пособие. / Под ред. проф. О.Я. Гойхмана. - М. 2002.
14. Солганик Г.Я. Стилистика текста. - М.: 1997. 15. Профессиональная направленность преподавания русского языка и литературы в средних ПТУ (из опыта работы преподавателей). - М.: Высшая школа 1983.
15. Анфимова Н.А. Кулинария. Учебник - М, Академия, 2004г.
16. Ковалев М.Н. Технология приготавления пищи М, Деловая литература, 2003г.
17. Коник Н.В. Товароведение продовольственных товаров. Учебное пособие. М, Альфа- М, 2009г.
18. Ожегов С.И. Словарь русского языка. М, Русский язык 2001г.
19. Шанский Н.М. Этимологический словарь русского языка. М, МГУ, 2001г.






Содержание

1. Введение. Теоретическое обоснование проекта

2. Практическое обоснование проекта.

3. Апробация проекта

4. Практическая реализация проекта

5. Подведение итогов после завершения проекта

6. Литература

7. Приложения

Областное государственное бюджетное образовательное учреждение
дополнительного профессионального образования
Ульяновский институт повышения квалификации
и переподготовки работников образования




Педагогический проект
по теме: «Роль дисциплины «Русский язык» при формировании общих компетенций»



Работу выполнила:
Макарихина Галина Степановна
Слушатель курсов ПО-4
преподаватель русского языка и
литературы
Ульяновский техникум питания и торговли

Научный руководитель:
Макаров Денис Владимирович,
доктор культурологи
зав. кафедрой филологического
образования УИПКПРО, ПРОФЕССОР

Ульяновск
2013г.
Заголовок 115