Статья авт. Л.П. Бойченко, З.М. Реджепова Формирование общих компетенций у студентов при изучении дисциплины Информатика и ИКТ


Формирование общих компетенций у студентов при изучении дисциплины «Информатика ИКТ»
Л.П. Бойченко, З.М. Реджепова
Модернизация образования на современном этапе развития общества является непрерывным процессом. Данное обстоятельство объясняется необходимостью формирования общих компетенций у студентов. Современная действительность требует от выпускников умения творчески мыслить, самостоятельно приобретать знания, владеть способами учебно-познавательной деятельности, умения генерировать новые идеи, направленные на практическое их использование. Чтобы выпускник был конкурентоспособным, необходимо развивать у него соответствующие качества личности и способности их реализовать. Инструментом решения задач по данной проблеме является использование новых образовательных технологий. Это позволяет, помимо необходимых будущему специалисту знаний, умений и навыков, формировать и развивать так называемые общие компетенции. Общие компетенции представляют собой сумму знаний, умений и навыков, профессионально важных качеств и способностей, необходимых для успешной адаптации и продуктивной деятельности, предусмотренных стандартом образования по соответствующей профессии. Любая общая компетенция имеет в своей основе деятельностную составляющую. Поэтому, в рамках учебной дисциплины «Информатика» в направлении развития общих компетенций организуются следующие виды деятельности: работа с информацией; организация коммуникаций; решение проблем; проектирование карьеры; осуществление социально–профессионального саморазвития.
Общие компетенции, в нашем понимании, – это способность применять знания и умения не только в своей будущей профессии, а и повседневной жизни во всех сферах. Если выразить математически, то это сумма знаний и умений, полученных в ходе освоения всех элементов основной профессиональной образовательной программы (ОПОП) в период от приема до выпуска студента. Широкое внедрение информационно-коммуникационных технологий в образовательный процесс является насущной необходимостью современного этапа развития профессионального образования, которое должно не просто дать студенту сумму знаний, но и сформировать у него информационные умения, способствующие его успешной социализации. Правильно сформированные представления о социализации с помощью информационно- коммуникационных технологий сегодня выступают как средство развития интеллектуальных и творческих способностей студентов, представляют собой мощный инструмент мотивации, развития его личности. Преподавание информатики и ИКТ в учебных заведениях СПО имеет свои особенности. С одной стороны, студенты – будущие пекари, повара, кондитеры, технологи, холодильщики, работники общественного питания должны уметь работать с прикладными программами, такими как текстовые редакторы, электронные таблицы, системы управления базами данных, браузеры, почтовые программы, программы-переводчики и т.д. С другой стороны, необходимо уметь использовать специализированные программы – справочно-правовые системы, профессиональные базы данных, кулинарные справочники и т.п.
Эффективность формирования общих компетенций у студентов обусловлена следующими организационно-педагогическими условиями:
содержание педагогического проектирования процесса формирования общих компетенций у студентов определяется факторами, детерминирующими его направления (учет переменных, определяющих содержание педагогического процесса);
выбор объекта педагогического проектирования;
учет специфических параметров педагогического проектирования и т.д.;
стратегию (образовательный процесс, квинтэссенцией которого выступают стратегия деятельности педагога и стратегия деятельности студентов) и средства реализации (использование дидактических технологий обучения студентов и дидактических технологий подготовки и переподготовки педагогов);
используются ведущие образовательные подходы (системный, деятельностные, личностно-ориентированный, средовой, компетентностный, интегративный);
оценка сформированности общих компетенций осуществляется на основе критериально-диагностического инструментария, включающего диагностические методики, оценочную шкалу, процедуру мониторинга;
процесс формирования общих компетенций у студентов реализуется поэтапно.
Реализация организационно-педагогических условий формирования общих компетенций у студентов может быть выражена в следующем:
органичное устроение процесса формирования общих компетенций в целостную образовательную систему;
создание комфортной образовательной среды для всестороннего развития личности студентов;
ориентация студентов не на усвоение заданного набора знаний, умений и навыков, а на самостоятельный поиск необходимой информации;
усиление интеграции предметного содержания учебных дисциплин;
создание единого информационного пространства, электронной базы учебно-методических, модульных, диагностических материалов и др.;
принятие правильных решений а информационном пространстве.
Так, при изучении темы «Аппаратное обеспечение современного компьютера» можно предложить студентам такие задания, которые позволяют им убедиться в практической применимости получаемых знаний, связанных с эксплуатацией персональных компьютеров. Например, осуществить оптимальный выбор компьютера для людей разных профессий (дизайнеров, программистов, конструкторов и др.); проанализировать технические требования; обосновать выбор данной комплектации.
При изучении темы «Возможности текстового редактора MS Word» студенты создают буклеты по специальности. Например, памятка «Как не заболеть гриппом», санбюллетень «Курить не модно», буклет «Мы за здоровый образ жизни» и т.д. Студентов необходимо научить правильно, усваивать информацию, а для этого надо научить их ранжировать, выделять главное, находить связи и структурировать ее должным образом. Для этого можно использовать инструкционные описания к занятиям, которые содержат задания для всех этапов занятия: дополнительный текст, схемы для самостоятельного составления определений терминов и понятий, задания – подсказки, алгоритмы выполнения заданий. В повседневной жизни надо научить студента целенаправленному поиску информации, поисковой деятельности. Необходимо подготовить человека, умеющего находить и извлекать необходимую ему информацию в условиях ее обилия, усваивать ее в виде новых знаний. В рамках дополнительных занятий, консультаций по информатике, студенты создают: информационные проспекты для абитуриентов: об истории колледжа; презентации, плакаты и буклеты о профессиях, о здоровом образе жизни; используя знания и умения, полученные на других учебных дисциплинах, создают презентации (по специальностям, для ведения расчётов по решаемым задачам междисциплинарных дисциплин).
Сегодня компьютер уже не используется как некоторое техническое средство обучения, предназначенное для демонстрации отдельных слайдов, текстов и готовых программ. Персональный компьютер входит в практику как инструмент для создания собственных образовательных электронных ресурсов (ЭОР) для студентов. Это требует больших временных затрат. Вместе с тем отдача от работы таких ЭОР, нам представляется, окупится с лихвой. Следует отметить, что способные студенты, привлечённые к этому процессу, будут глубоко погружаться в изучаемую дисциплину, а преподаватели более глубоко могут осваивать технологию создания современных средств информационного обеспечения как образовательной, так и своей профессиональной деятельности.
Таким образом, учебная дисциплина «Информатика ИКТ» может быть реализована с применением компетентностного подхода, делая главным участником образовательного процесса именно студента, с его индивидуальными целями. Средствами информатики можно развивать также все группы общих компетенций.