Доклад к заседанию МО по теме: «Формирование орфографической зоркости на уроках русского языка».


Доклад к заседанию МО
по теме:
«Формирование орфографической зоркости на уроках русского языка».
Выполнила: учитель начальных классов
Джеппарова Алиме Беляловна
Ни одной ошибки для глаз,
Ни одной ошибки для рук.
В.А. Флеров
Обучение правописанию занимает важное место в системе работы по русскому языку в начальной школе. Под орфографической деятельностью мы понимаем активное взаимодействие ученика с орфографическими явлениями с целью обучения грамотному письму. В структуру орфографической деятельности входят постановка и решение орфографической задачи; моделирование орфографического правила; открытие общего способа деятельности — составление алгоритма орфографических действий; усвоение (интериоризации) общего способа деятельности в процессе выполнения системы упражнений; действия самоконтроля и самооценки усвоения общего способа.
В современной начальной школе деятельность учеников, в том числе орфографическая, организуется так, чтобы осуществлялось личностное развитие младших школьников и формировались универсальные учебные действия. Методическими условиями успешного обучения правописанию младших школьников можно считать:
1) организацию работы с орфограммами при выполнении каждого упражнения;
2) взаимосвязь всех видов разбора с орфографическим ;
3) отражение в Памятке для списывания трех этапов работы с орфограммой;
4) использование моделирования орфографических правил и применение «Памятки»;
5) организацию работы с учебно-научным текстом орфографического правила;
6) расширение количества творческих заданий при изучении орфографии.
Учеными доказано, что орфографическая грамотность учащихся повысится, если в процессе формирования навыков грамотного письма в систему упражнений для их закрепления постоянно включать письмо по памяти и зрительный диктант. Зрительный диктант необходимо использовать на начальном этапе формирования орфографического навыка, потому что это упражнение связано со зрительным восприятием дидактического материала. Зрительный диктант — это такое орфографическое упражнение, которое «способствует более глубокому осмыслению правил, во-первых, за счет того, что учащиеся имеют возможность опереться на зрительное восприятие, облегчающее обнаружение орфограмм и фиксирующее в памяти их графический образ; во-вторых , отработать в ходе орфографического разбора логическую последовательность операций; в-третьих, проверить качество своей подготовительной работы, которое выявит запись текста на слух по «свежим следам».
По мнению Д.Н. Богоявленского: «Работа над орфографическими ошибками является необходимым элементом обучения орфографии и имеет для выработки грамотного письма не менее важное значение, чем усвоение правила и выполнение упражнений. Это вполне естественно, так как работа над ошибками является непосредственным продолжением той же самой аналитико-синтетической деятельности ученика, которая была характерна для предшествующих этапов обучения, с той лишь разницей, что ошибки учеников свидетельствуют о непрочности или неправильности установления ими некоторых орфографических ассоциаций»
Несомненно, что работа над ошибками, допущенными учащимися при письме, является важным звеном в системе обучения русскому языку. Систематическая и целенаправленная работа над ошибками воспитывает у детей орфографическую зоркость, ответственное отношение к письму, стремление оформить свои мысли грамотно. Цель такой работы состоит в том, чтобы объяснить орфограммы, на которые допущены ошибки, закрепить навыки правильного написания слов, дать установку на самостоятельную работу учащихся над ошибками. Немаловажное значение для организации работы над ошибками имеет их исправление.
На протяжении многих лет организовать эту работу оказывает помощь памятка «Работа над ошибками». Памятка представляет собой краткое описание способа выполнения орфографического действия. Такая маленькая брошюрка есть у каждого ученика. В ученических тетрадях вместо привычных символов (палочка - орфографическая ошибка, галочка - синтаксическая ошибка) учитель проставляет разные цифры (номера орфограмм). Каждой ошибке строго соответствует цифра, отсылающая ученика в памятку «Работа над ошибками». Для того чтобы облегчить учащимся работу над ошибками в этой памятке есть указание, какие операции и в какой последовательности необходимо произвести, чтобы объяснить орфограмму. (Приложение 1.)
Большую роль в формировании орфографической зоркости играет организация самостоятельной работы над ошибками учащихся. Для этого подбираю дидактический материал. Он представляет собой серию карточек с текстами, предназначенными для тренировки правописания. Составляя карточки, стараюсь подбирать тексты, насыщенные нужными орфограммами. Чтобы приучить детей к самостоятельной работе, вначале провожу несколько занятий с одним видом дидактического материала. Систематически работая с таким дидактическим материалом, ребята приобретают умение четко определять, на какое правило допущена ими ошибка, находят в учебнике нужное правило, начинают по- настоящему задумываться над написанием слов. Приемы самостоятельной работы учащихся над ошибками.
1. Самостоятельное исправление учащимися ошибок.
2. Самостоятельное объяснение тех слов, в которых были допущены ошибки.
3. Подбор проверочных слов к данным словам.
4. Выбор слов из словаря для сопоставления и проверки их написания.
5. Взаимопроверка работ учащихся.
6. Подбор аналогичных примеров данной орфограммы.
7. Подбор предметов, противоположных по написанию.
8. Выписывание слов и словосочетаний из текста с определенными орфограммами.
Эти приемы активизируют мыслительную деятельность, формируют умение сознательно применять изученные правила. Основным содержанием урока работы над ошибками должно быть ознакомление учащихся с результатами письменной работы, повторение соответствующего теоретического материала, показ учителем приемов работы над ошибками, упражнение в закреплении данных орфограмм, задание на дом.
По-моему мнению, также очень эффективной и интересной является работа по «телетайпной ленте», которая помогает выработать у детей орфографическую зоркость.
Прием «Телетайпная лента». Учитель диктует предложение, ученик чертит его схему на доске, обозначая каждую орфограмму условно. Систематическая работа с «лентой» приучит учащихся анализировать каждое слово. На данном этапе эффективны и следующие упражнения:
«Найди опасное место». Учитель произносит слова, а дети должны хлопнуть в ладоши, как только услышат звук, которому при письме нельзя доверять. Но прежде они вспоминают, как его найти. Надо определить, есть ли в слове безударный гласный звук. Если есть, то существует и «опасное место».
Прием «Светофор». Ученики должны показать красный сигнал светофора или зажечь красный огонек, как только найдут «опасные места».
«Зажги маячок». При проведении звукового анализа слова с составлением схемы обозначаются «опасные места».
На следующем этапе работы использую приёмы и виды упражнений, способствующие формированию орфографической зоркости у младших школьников.
Приемы по выработке орфографической зоркости
1.Скоростное письмо.
Считаю, что одним из эффективных приемов для выработки скоростного письма является списывание на время. Методика его проведения такова:
1. Чтение текста хором с учителем (орфоэпическое).
2. Самостоятельное чтение хором.
3. Объяснение орфограмм (коллективно).
4. Считают количество предложений в тексте.
5. Чтение по предложениям.
6. Орфографическое чтение.
7. По команде учителя запись текста на время (1-2 мин.).
8. Подсчитать количество записанных слов, записать на полях.
9. Проверка написанного.
2. Письмо с пропуском орфограмм.
Для того, чтобы ученик выполнял не пассивную роль на уроке при изучении новых слов, а активную, нужно, прежде всего, тренировать его орфографическую зоркость, т.е. умение находить в слове слабую позицию. Во многом этому помогает письмо с «окошечком». При написании слов ученик слабое место в слове оставляет ненаписанным, затем решается орфографическая задача и только после этого в «окошечко» вписывается орфограмма. Давно известно, что дети лучше запоминают то, что сами «открыли». Поэтому письмо с «окошечком» является дополнительным стимулом при изучении правил орфографии.
3.Звуковой анализ слов.
Данной работе я уделяю особое внимание, почти на каждом уроке проводится анализ слов, чтение транскрипции. Детям очень нравится расшифровывать тексты, написанные транскрипцией и самим записывать слова при помощи транскрипции.
4.Письмо с простукиванием.
Учитель, диктуя текст, ударяет карандашом, где присутствует «опасное место», что позволяет ребенку задуматься.
5. Использование словарей.
В течение четырёх лет младшие школьники должны изучить достаточное количество слов, в которых имеется непроверяемая орфограмма. При работе со словарными словами пользуюсь этимологическим словариком, который сделает запоминание графического облика слова не механическим, а осмысленным. Такая работа позволяет не только лучше запомнить написание слова, но и расширить кругозор учащихся.
С первых уроков учащиеся знакомятся с орфографическим словарем, который в дальнейшей работе стал «настольной» книгой. Далее происходит знакомство со словарями разного вида – дети умеют пользоваться ими и делают это с интересом.
6. Полезной формой работы над ошибками является ведение учащимися индивидуальных словариков.
Использование различных видов работы над словарными словами даёт положительные результаты.
7.Рисунки, схемы словарных слов. Дети очень живо реагируют на такую наглядность, пытаются сами нарисовать рисунок или схему к слову.
Орех (внутри буквы о, или вместо неё рисуем орешек)- орех круглой формы, поэтому пишется О.
РАкета (внутри буквы а, или вместо неё рисуем ракету)- ракета в виде буквы А, поэтому пишется с А.
ЯгОда (внутри буквы о, или вместо неё рисуем ягодку) - ягодка круглая, как буковка О.
ЯблОко (внутри буквы о, или вместо неё рисуем яблочко)- и т.д.
Таким образом, работу по развитию орфографической зоркости веду на протяжении всего курса начальной школы. Систематическая работа над словом способствует развитию умственной деятельности учащихся – учит их выполнять целый ряд мысленных операций: наблюдение, сравнение, сопоставление, установление сходства и различия. А это в свою очередь ведёт к эффективности усвоения норм правописания, прививает интерес и желание решать орфографические задачи, развивает орфографическую зоркость учащихся. К концу четвёртого года обучения большая часть учащихся, усваивает основные виды орфограмм и умело применяет нужные правила при письме.
Приложение 1.
Модель-памятка №1 (Л.А.Фроловой в сокращении).
РАБОТА НАД ОШИБКАМИ
1. Проверяемые безударные гласные в корне слова.
ПРАВИЛО. Чтобы правильно написать буквы безударных гласных а, о, е, и, я в корне слова, нужно подобрать проверочное слово так, чтобы буква обозначала ударный гласный.
Модель правила:
О → Ом
а ао ое еи ия яАлгоритм проверки:
1. Нахожу безударные гласные в корне.
2. Ставлю под ударение.
3. Под ударением пишется...
4. Пишу ту же гласную в безударном слоге.
С..сно′вый — со′сны, сосновыйСпособы проверки безударных гласных в корне слова.
Изменяю слово:
1) Один → много: волна′ — во′лны.
2) Много → один: паруса′ — па′рус 3) По вопросу: г д е? в лесу′ — ч т о? лес; ч т о д е л а л? → ч т о д е л а е т? писа′л — пи′шет.
Подбираю однокоренное слово:
Большой → маленький: ковер — ко′в рик.
Маленький → большой: площа′дка — пло′щадь.
3) С уменьшительно-ласкательным значением: зима′ — зи′мушка.
4) К а к о й? (признак) — ч т о? (предмет) зелёный — зе′лень.
5) Ч т о д е л а л? (действие) — ч т о? (предмет): пляса′л — пля′ска. РАБОТА НАД ОШИБКАМИ
2. Парные звонкие и глухие согласные
ПРАВИЛО. Чтобы проверить буквы парных звонких и глухих согласных б-п, в-ф, г-к, д-т, ж-ш, з-с в корне слова, нужно подобрать такое проверочное слово, в котором после буквы согласного стоит буква гласного или буквы н, м, л, р.
Модель правила:


б—п , в—ф, ж—ш, г—к ,з—с ,д - т .
Алгоритм проверки:
1. Нахожу парные звонкие и глухие со гласные на конце слова.
2. Изменяю слово так, чтобы после согласного слышался гласный или [н].
3. Перед буквой гласного или перед бук вой н пишется...
4. Пишу эту букву согласного на конце слова.
Изменяю слово: 1) Один → много: утюг — утюги. 2) Ч т о → много ч е г о? или где? дорожка — дорожек; юг — на юге. Подбираю однокоренное слово:
1. Большой → маленький: город — городок.
2. Маленький → большой: шубка — шуба.
3. С уменьшительно-ласкательным значением: клюв — клювик.
4. Ч т о? (предмет) — какой (признак): мороз — морозный.
ПАМЯТКА. «РАБОТА НАД ОШИБКАМИ» (вариант 2)
РАБОТА НАД ОШИБКАМИ
ПРЕДЛОЖЕНИЕ
1. Большая буква в начале предложения.
Начало предложения пишется с большой буквы.
Выпиши предложение правильно. Придумай и напиши ещё 1 предложение.
Делай так:
Выпал пушистый снег. Дети рады.
2. Знаки препинания в конце предложения.
В конце предложения ставится точка, восклицательный знак, вопросительный знак.
Выпиши предложение правильно. Придумай или найди в учебнике предложение с таким же знаком.
Делай так:
Как тебя зовут? Ты любишь отгадывать загадки? Кто быстрее добежит? РАБОТА НАД ОШИБКАМИ
3. Перенос слова.
При переносе нельзя оставлять одну букву на строке и нельзя переносить на новую строку.
Нельзя отрывать буквы ъ, ь от предшествующей согласной.
Нельзя отрывать букву й от предшествующей гласной. Некоторые слова не переносятся, например: Азия, фойе.
Слова с двойнной согласной переносятся так: осен-ний.
Раздели слово на слоги для переноса.
Делай так:
Оси-на.
Памятка для ученика № 2:
1. Если ты пропустил, переставил или не дописал буквы в слове, напиши слово правильно и подели его на слоги, подчеркни буквы, которые пропустил, обозначь ударение.
2. Если ты допустил ошибку на правило, то сначала определи, в какой части слова находится твоя ошибка:
а) если ошибка в приставке, подбери и напиши три слова с такой же приставкой, выдели приставку, составь предложение с одним из слов;
б) если ошибки в корне, то выдели корень, узнай, на какое правило допущена ошибка, обозначь ударение, напиши проверочное слово, напиши еще несколько однокоренных слов, во всех словах выдели корень, составь предложение;
в) если ошибка в суффиксе, напиши еще два слова с тем же суффиксом, выдели суффикс;
г) если ошибка в окончании существительного, то выпиши это слово вместе с тем словом, к которому оно относится, укажи вопрос, падеж, склонение, окончание, составь предложение с существительным в этом же падеже;
д) если ошибка в окончании прилагательного, то выпиши прилагательное вместе с существительным, к которому оно относится. По существительному определи род, падеж прилагательного, выдели его окончание, составь предложение с прилагательным в том же падеже;
е) если ошибка в окончании глагола, напиши неопределенную форму глагола, укажи спряжение, время, лицо, число глагола, составь предложение с этим же глаголом.
Памятка № 3. Как правильно списывать .1. Читаю слово или предложение, чтобы запомнить.
2. Читаю еще раз, нахожу опасные места — орфограммы.
3. Пишу, диктуя себе по слогам. Выделяю орфограммы.
4. Проверяю, читая по слогам и сверяя подчеркнутые в тетради орфограммы с учебником.

Литература:
1.Л.А. ФРОЛОВА. Методические условия организации орфографической деятельности младших школьников. Кандидат педагогических наук, профессор кафедры русского языка, литературы и методики их преподавания. Магнитогорский государственный университет.// Начальная школа. 2014. № 3.
2.Граник Г.Г., Бондаренко С.М., Концевая Л.А. Секреты орфографии. М., 1991. С. 56 – 72.
3.В.П. РУДАКОВА, учитель начальных классов школы № 799, Москва. Работа над ошибками — важное звено в системе обучения русскому языку. Борисенко И.В. Понятие «орфограмма» в начальном курсе обучения правописанию. // Начальная школа. 2003. № 7. С. 32 – 34.
4.Русский язык в начальных классах: Теория и практика обучения / Под ред. М.С. Соловейчик. М., 1993 и послед. С. 123 – 135.
5.Д.Н. Богоявленский. Психология усвоения орфографии. Изд.//Академия педагогических наук. Москва 1957г.