Доклад на тему Формирование познавательных интересов младших школьников


Формирование познавательных интересов младших школьников в учебной деятельности
(из опыта работы)
Пути формирования познавательных интересов младших школьников в учебной деятельности. Это проблема сегодня настолько актуальна, что нет, пожалуй, ни одного учителя, который не задумывался бы над ней и не задал бы себе вопрос: "Что же должен делать учитель, чтобы интерес к учению не только не падал, а наоборот возрастал от года к году?"
Учитель начальной школы обязан научить детей учиться, сохранить и развить познавательную потребность учащихся, обеспечить познавательные средства, необходимые для усвоения основ наук.
- Поэтому ставлю перед собой цель - активизировать познавательную деятельность учащихся.
Познавательная деятельность развивает логическое мышление, внимание, память, речь, воображение, поддерживает интерес к обучению. Все эти процессы взаимосвязаны.
В первую очередь необходимо индивидуализировать познавательную деятельность школьников на уроке. Я стремлюсь организовать индивидуальную работу с воспитанниками по принципу педагогического предвидения. Перед изучением новой темы определяю: какие знания, какой личный опыт следует использовать, чтобы каждый ученик успешно выполнил познавательные задания. Потом выявляю проблемы в приобретенных знаниях и навыках учащихся, причины отставания: путём анализа письменных работ, устных ответов, индивидуальных бесед. В зависимости от необходимости, предлагаю детям индивидуальные задания, которые подбираю так, чтобы они способствовали укреплению связи с практикой, творческой активности, самостоятельности; чтобы помогали школьнику "найти себя", приблизится к пониманию своих особенностей, природных по происхождению, получивших в общественной жизни определенную форму и выражение, и приучиться использовать их продуктивно, творчески.
Я стараюсь активизировать познавательную деятельность учащихся и повышать интерес к учению на каждом этапе любого урока, употребляя для этого различные методы, формы и виды работы: это и наглядность, и дифференцированный подход, и индивидуальная работа на уроке, привлекая к этому различный дидактический, иллюстративный, раздаточный материал, технические средства обучения и вспомогательный материал к ним. Использовать это в полной мере помогает мне большое количество дидактического и раздаточного материала, карточки с индивидуальными заданиями для самостоятельной работы, перфокарты, карточки для индивидуального опроса, тетради для самостоятельных работ, памятки, алгоритмы и много другое. Приведу лишь некоторые примеры из множества того, что имеется у меня в кабинете.
Памятка для учащихся ІІ класса
Как решать задачу.
1.Прочитай внимательно условие задачи, подумай, что означает
каждое число.
2.Прочитай задачу ещё раз, если нужно, зарисуй схематически,
графически и кратко запиши условие задачи.
3.Расскажи своими словами условие задачи (тебе поможет схема, график или краткая запись).
4.Подумай, что нужно знать, чтобы ответить на главный вопрос
задачи.
5.Составь план решения задачи.
6.Запиши решение и ответ задачи.
7.Проверь решение задачи.
8.Подумай, можно ли решить задачу другим способом, если можно,
то реши.
Памятка по исправлению ошибок.
Правописание предлога со словом.
Из предложения, в котором допущена ошибка, выпиши предлог и слово, к которому относится этот предлог. Между предлогом и словом вставь ещё слово. Например:
к (какому?) берегу
к (крутому) берегу
Запомни! Предлог - это отдельное слово, он пишется отдельно от слова. Между предлогом и следующим словом, можно вставить ещё слово. Пробудить у детей интерес к изучаемым предметам мне помогает накопленный материал, способный привлечь внимание каждого ребёнка, ведь то, что привлекает ученика, заставляет его размышлять, сосредотачиваться, легче запоминается, вызывает чувство радости и удовлетворения.
1
Выдающийся советский психолог и педагог П.П. Блонский на вопрос, чем отличается хороший учитель от плохого, если знание предмета и методики его преподавания у обоих примерно одинаковы, отвечал: для хорошего учителя все ученики разные, одинаковых нет, а для плохого учителя все ученики одинаковые. П.П. Блонский говорил: "Нужно научить" учителя видеть индивиду-альные особенности учеников, замечать чем каждый из них отличается от всех остальных".
Индивидуализация обучения должна развить два основных требования: предупреждать отставание слабо успевающих и обеспечить развитие интересов, склонностей, способностей всех учащихся в соответствии с их качествами, особенностями психики.
Учитель знает, что в младших классах ребёнок чаще всего универсал, его интересует всё, чему его учат. Школа пробуждает его родовые способности, его учат учиться, и учение доставляет ему радость.
Ребёнок стремится учиться. Это и есть процесс самореализации.
Вот какие гимны уроку написали ученики Ш.А. Амонашвили:
1
"Здравствуй, Урок! Я люблю тебя, Урок! Без тебя, без школы свою жизнь представить не могу…"(мальчик Георгий); сочинение девочки Эхи: "Здравствуй, Урок! Хочешь, скажу, какой ты? Ты - мудрый, добрый, радостный, сердечный, интересный, родной человек!"
Как не раз говорил сам Ш.А. Амонашвили, он не считает, что детей в школе "готовят к жизни", он знает, что в школе они живут. Потребность в самореализации должна удовлетворятся на уроке полностью.
Каждый ученик будет работать на уроке с интересом, если он выполняет посильное для него задание. Как раз одна из причин нежелания учиться заключается в том, что ученику на уроке предлагается задание, к которому он ещё не готов, с которым справиться не может. Хорошо изучив индивидуальные особенности детей класса, я подбираю для отдельных учащихся (или групп учащихся) задания, отличающиеся при общей познавательной цели и общем содержании разной степенью трудности.
Задания составляются таким образом, что к достижению единой цели учащиеся каждой из групп идут разными путями. Так, например, в период обучения чтению (I класс) при изучении темы "Мягкий знак в конце слова" для самостоятельного чтения можно дать учащимся следующие задания:
1.Детям, читающим бегло, прелагаются для чтения рассказы "Пуговица" и "Своими руками" из книги В. Осеевой "Три сына" с последующими ответами на вопросы:
Как ты думаешь, почему бабушка заставила Таню пришить пуговицу, хотя могла это сделать сама?
Прочитай ещё рассказ "Своими руками". Желание какого мальчика ты поддерживаешь? Почему?
2.Детям, освоившим плавное слоговое чтение, даётся текст:
В выходной день Иван, Вова и Сима пошли ловит рыбу. Жирный сом, окунь и лещ попались Ивану. У Вовы карась и плотва. Сима стала варить уху. Она положила хворостинку в огонь. Вот и готова уха. Как она вкусна!
После прочтения данного текста дети должны подготовить ответы на вопросы:
Куда пошли в выходной день ребята?
Что поймал Иван?
Что поймал Вова?
Что делала Сима?
Какой получилась уха?
3.Детям, у которых "рублённое" чтение, даётся этот же текст, но с делением слов на слоги:
В вы-ход-ной день И-ван, Во-ва и Си-ма по-шли ло-вить ры-бу … (и т.д.).
Учащиеся этой группы читают под руководством учителя, а если необходимо, с помощью учителя.
Итак, три группы учащихся на уроке заняты выполнением посильного каждому задания. В проверке участвует весь класс. Учащиеся третьей группы читают свой текст (такой же как и учащихся второй группы), остальные слушают их. Учащиеся второй группы читают вопросы к тексту, все дети класса участвуют в ответах на вопросы к тексту. Можно попросить детей первой группы кратко передать содержание прочитанных рассказов.
При такой организации работы на уроке не скучно сильному ученику, а слабый ученик не находится под страхом непосильного задания. С ним всегда рядом его помощник - учитель.
Современные дети живут в век научно-технического прогресса. Всё вокруг развивается и совершенствуется, каждая область жизни достигает всё более высокого уровня, поэтому школа не может ограничиться только тем, что даст детям определённый объем знаний - теоретических и практических, сформирует умения и навыки в соответствии с требованиями программы.
Современная школа должна научить ребенка самостоятельно пополнять свои знания, ориентироваться в стремительном потоке научной информации, прививать им "вкус" к самостоятельному поиску.
Самостоятельная работа - это одно из важнейших средств для развития мышления и речи учащихся, для усвоения учебного материала, для закрепления и проверки знаний, а следовательно, и создания основы для развития интереса.
Вот почему такой организационной форме, как самостоятельная работа, я уделяю большое внимание, начиная с I класса.
Система самостоятельных работ разрабатываемая мною, направлена на то, чтобы обеспечить обучение детей основным, общим приёмам подхода к решению любой мыслительной задачи, приёмам, направленным на осознание условий, на анализ этих условий, приёмам, помогающим раскрыть связь между тем, что известно, наметить путь решения и довести его до конца.
Виды самостоятельной работы и степень их самостоятельности меняется в зависимости от возрастной группы учащихся. Так, например, на I этапе обучения самостоятельная работа носила фронтальный характер: мы вместе разбирали, выполняли, учились правилам самопроверки, самоконтроля, вместе отбирали нужный для работы материал, пользовались справочной литературой, определяли последовательность, рассчитывали время.
На последующих этапах учащиеся, используя памятки, опорные схемы, словари, дополнительную литературу и пр., выполняли задания полностью самостоятельно, с последующей самопроверкой и взаимопроверкой. Это позволило мне приучить ребят работать сосредоточено, рационально и эффективно использовать время; дало возможность выявить и развивать способности и склонности моих учеников.
Стараюсь, чтобы самостоятельная работа носила индивидуально - групповой характер. Разрабатываю задание для разных групп учащихся (или отдельных учащихся группы) по каждой теме. Задание, как говорилось выше, составляются таким образом, что цель у всех единая, но ступень достижения этой цели у каждого своя.
Так, например, в I классе по теме "Разделительный мягкий знак", я проводила следующую самостоятельную работу (30 ми-нут).
Первое задание - общее для всех учащихся класса - упражнение из учебника. После выполнения этого задания следует проверка.
Второе задание - для разных групп учащихся.
I группа (сильные ученики):
Из данных имён выписатьслова с разделительным "ь", расположив их по алфавиту : Пётр, Марья, Игорь, Софья, Борис, Дарья, Антон, Татьяна, Наталья, Сергей, Ольга, Ульяна, Жанна.II группа (средние ученики):
Списать слова, вставляя пропущенные буквы:
Кушан_е, в_юга, весел_е, кл_ква, глян_е, друз_я, мал_тка, крвл_я, руч_и, счаст_е, вер_вка, здоров_е, кол_чий, мурав_и, бел_ё.III группа (слабые учащиеся):
Изменить слова по образцу:
Слить - солью
Полить -
Попить -
Налить -
Вить -
Лить -
При организации индивидуально - групповой деятельности я преследую не только ближайшую цель - отработать умения и навыки по той или иной теме, но и осуществляем более отдаленную, но не менее важную цель: подтягиваю "слабых" до уровня "средних", "средних" до уровня "хороших", а "хороших" и "сильных" учащихся стараюсь развить максимально. Стремлюсь не "уравнять" всех учащихся, а дать возможность каждому развить свои способности. На определённом этапе задания групп варьируются, т.е. каждый справившийся со своим заданием, получает задание другой группы, более сложное. Кроме того, ученик может выбрать сам себе задание той или иной группы.
Организуя таким образом работу, имею, на мой взгляд, положительные результаты: каждый ученик работает в меру своих способностей; снимаются отрицательные эмоции, т.к. все успевают сделать работу до конца и в основном правильно; развиваются способности и склонности ученика, а главное - все работают с большим интересом.
Сегодня учителям предоставлена возможность творческого поиска. Поиска в вопросе улучшения и изменения процесса обучения. В стране постоянно набирают силу новые формы обучения.
Игра - это источник радости и королева детства. Оба определения правильные, так как игра для ребёнка - сама жизнь со всеми своими радостями, волнениями, тревогами. Свободное от регламентации игровое действие даёт возможность ребёнку развивать свои мечты, ему открывается широкий простор для проявления творчества, активности, смекалки. В играх школьники не только отображают реальную жизнь, а и перестраивают её. Говоря словами Л. Выготского "игра ребёнка это не простые воспоминания о том, что было, а и творческое переосмысление пережитых впечатлений, комбинирование их и построение из них новой действительности, которая отвечает запросам и интересам самого ребёнка", т.е. он рассматривал игру как творческую деятельность.
1
Проявление творчества в игре позволяет ребёнку глубже понять окружающий мир, вызывает потребность выразить жизненный опыт в своей деятельности. Радость творческой игры меняет детскую жизнь, наполняет её сказкой. Игра охватывает все стороны личности ученика.
2
В. Сухомлинский писал, что без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра - это большое, светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается жизнеспособный поток воображений, понятий. "Игра - это искорка, которая зажигает огонь любознательности и любви к занятиям".
Дидактическая игра имеет свои особенности. С помощью игры формируются определённые качества личности: внимание, память, развивается мышление, выявляются творческие способности школьника, самостоятельность, инициатива. Игра на уроке решает определённую дидактическую задачу.
На мой взгляд, все эти методы, формы и виды работ, о которых я рассказала в этой работе; способствуют формированию познавательных интересов младших школьников, помогают так организовать учебный процесс, чтобы максимально развить способности каждого из них, сформировать интерес к учению вообще и к отдельным предметам в частности; сделать учёбу интересной, увлекательной.
Стараюсь, чтобы мои дети понимали, что всё достигается трудом, учу их преодолевать трудности, творчески подходить к любому делу. Стремлюсь к тому, чтобы нелёгкий учебный труд приносил школьникам радость, пробуждал желание вновь познавать, чтобы в глазах моих детей никогда не потух пытливый огонёк.
Любимый всеми детьми замечательный писатель Эдуард Успенский - создатель многих интермедий, стихов для весёлых уроков радиотеки - говорил: " Может быть, и наступит такое время, когда на уроках будет веселее, чем в кино, и уроки дети будут любить больше, чем мороженное". Я стараюсь, чтобы такое время для меня и моих учеников скорее наступило.